Болонья! Помню свое первое впечатление от этой красавицы — вечерняя, окутанная туманом. И, конечно же, утрення прогулка по Болонье — одно из самых ярких воспоминаний! Жду продолжения!
Я так понимаю, что Италия - аморе форева для Автора. Под впечатлением от увиденного и прочитанного мечусь теперь в сомненьях: Греция, Португалия или все же Италия? Эх, нет в жизни гармонии, ибо ещё классик писАл, что "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязанное, какая у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась. А теперь — поди подумай!" :)))
В XII веке в Италии знатные семьи, стремясь показать свою значимость и величие, строили башни – не только в оборонительных целях, но и как символы власти и богатства. Когда-то в Болонье насчитывалось почти 200 башен. Сейчас их сохранилось около 20.
Башня Азинелли – одна из самых высоких в Италии, ее высота 97 м. С ней связана красивая легенда о бедном юноше, влюбившемся в девушку из знатной семьи. Отец девушки пообещал юноше отдать свою дочь ему в жены, если тот построит самую высокую башню в городе. Юноша нашел в реке клад золотых монет, нанял строителей и… через девять лет счастливо женился на своей возлюбленной. :)
По другой версии башни Азинелли (Torre degli Asinelli) и Гаризенда (Torre Garisenda) были построены враждующими семьями Азинелли и Гаризенда. Каждое семейство стремилось превзойти других и выстроить башню дороже и выше, чем у соседей. Причем, строились обе башни на расстоянии в несколько метров друг от друга. Из-за спешки и ошибок в расчетах башни начали заваливаться в направлении друг к другу еще во время строительства. Какой высоты могла бы достичь Гаризенда, история никогда не узнает, т.к. под башней начал проседать грунт, и строение пришлось укоротить, даже не закончив его. До наших дней Гаризенда сохранилась высотой всего 48 метров. Сейчас отклонение Азинелли от вертикальной оси составляет 2,23 м, Гаризенды – 3,22 м.
На Азинелли можно подняться, преодолев лестницу из 498 ступеней. С башни открывается захватывающая панорама города, его улиц и черепичных крыш.
Красочно описывает вид с террасы башни немецкий поэт Гете: «Настал вечер, я, наконец, уединился от этого древнего почтенного и ученого города, от той толпы, что под всеми его аркадами, разбросанными по улицам города, прячется от солнца и дождя. Я поднялся на башню, чтобы спрятаться на открытом воздухе. Вид потрясающий! На севере можно увидеть Падую, затем затерявшиеся в швейцарских Альпах, Тироль и Фриули, все еще в тумане. На западе горизонт безграничен, там возвышаются только часовня Моденезе. На востоке — безграничные равнины до Адриатического моря. На юге первые холмы Апеннин, усыпанные до самих вершин церквями, дворцами и виллами. Небо было чистое, лишь некоторые облака неспешно плыли по чистому горизонту…»
Заинтересовались? :))
Стоит это удовольствие 5 евро. И естественно, отказаться от такого удовольствия я не могла. :) На флорентийской колокольне 400 ступеней, здесь всего лишь на 98 больше, не проблема… – рассуждала я, уже подзабыв какими усилиями дались мне те ступени. :)))))
Семь лет назад моя подруга, поднявшись ножками на крышу миланского Дуомо, навсегда зареклась взбираться куда-либо еще. И во Флоренции кампанилу Джотто покоряла я одна. Сейчас, на удивление, она согласилась составить компанию. Для ее сына такой «аттракцион» был впервые, и если у подруги я несколько раз уточнила «точно пойдешь?», то его подъем не обсуждался. :)
Билеты на башню продаются в инфоцентре на Piazza Maggiore. От башен до площади идти 3 минуты.
Площадь Маджоре – исторический центр Болоньи, там сосредоточена бОльшая часть достопримечательностей: Palazzo Re Enzo (Палаццо Ре Энцо), Palazzo del Podesta (Дворец Подеста), Palazzo Comunale (Палаццо Комунале), Palazzo dei Notai (Дворец Нотариусов) и Basilica di San Petronio (Базилика Сан-Петронио).
И обычно все туристы начинают осмотр города именно с этой площади. А потом направляются к башням. У нас же получилось наоборот. Почти. :))
В 1200 году муниципалитет Болоньи экспроприировал несколько зданий, чтобы создать Piazza Maggiore, и построил первый комплекс дворцов, предназначенных специально для общественных административных целей: Palazzo del Podesta, Palazzo di Re Enzo и Palazzo del Capitano del Popolo.
Палаццо Подеста был первым местом пребывания городского правительства, возглавляемое Подестой, его судьями и должностными лицами.
В 1246 году здание решили расширить, пристроив к нему Palazzo Nuovo, со временем переименовав его в Palazzo di Re Enzo в память о знаменитом узнике дворца – правителе Сардинии Энцо, который провел здесь в заточении двадцать три года, до самой смерти. Существует легенда, что его внебрачный сын, зачатый во дворце, положил начало роду правителей Болоньи.
Современный вид дворцов не сильно отличается от первоначального: раньше под сводами портика и вокруг него находились оживленные галантерейные магазины, овощные лавки и ремесленники, а под лестницей, ведущей на второй этаж, нотариусы подписывали акты и контракты.
Сейчас здесь расположены фешенебельные магазины, туристический центр и сувенирные лавки.
На углу Piazza del Nettuno и Via Rizzoli на фасаде Palazzo di Re Enzo висит огромная старинная лампа. Появилась она недавно – в конце марта 2012 года. Лампа соединена с пультами родильных отделений местных больниц. Каждый раз, когда рождается малыш, на пульте нажимают кнопку, и лампа мигает в течение нескольких секунд. Таким образом болонцам сообщают о появлении на свет нового жителя.
Здание с башней с часами и фигурой Папы Римского – это Palazzo Comunale (Палаццо Комунале), ратуша Болоньи. Состоит из двух частей: Palazzo D’Accursio (Дворец Д’Аккурсио), принадлежавший когда-то профессору Болонского университета, преподавателю права, и Palazzo del Legato (Палаццо-дель-Легато) – резиденции для Папского легата.
Бронзовая фигура над порталом – статуя Папы римского Григория XIII, того самого, кому мы обязаны Григорианским календарем.
С 1336 года палаццо стал использоваться в качестве резиденции городской администрации. В палаццо размещается Городской художественный музей с коллекцией полотен XIII - XIX в.в.
Во внутреннем дворе Ратуши стоит ротонда Pozzo dei desideri – Колодец желаний. Информации почему она так называется и в чем ее предназначение я не нашла. :( По вечерам строение красиво подсвечено, двор окутан музыкой: рядом с ротондой построена сцена.
А на Piazza Maggiore бурлит жизнь. Туристы носятся между дворцами и памятниками… А местные жители развлекают туристов классической музыкой...
Каждое лето здесь проходит кинофестиваль, организуемый мэрией города. На площади расставляют стулья, и она превращается в большой кинотеатр под открытым небом.
Еще 5 минут назад рядом с фонтаном Нептуна никого не было…
Не успели мы отойти, как бога морской стихии окружила толпа туристов. :)
Fontana del Nettuno – еще один символ города, популярный и у туристов, и у жителей Болоньи.
Здесь отмечают победы и поражения болельщики сборной Болоньи по футболу. Но чтобы не допустить купания фанатов в компании с сиренами, накануне футбольных матчей фонтан ограждают сеткой.
А студенты болонского университета уверены: если накануне экзамена обойти фонтан два раза против часовой стрелки, то экзамен сдашь успешно. :)
Фонтан копируют, устанавливая подобия по всему миру. ;)deppo, простите, использовала Вашу фотографию в своем рассказе. :)
А туристы изощряются в ракурсах фотоснимков – какой еще фонтан имеет такую скандальную историю с первых дней «жизни». :)
Жители Болоньи зовут фонтан просто Zigan, что на болонском диалекте означает «Гигант»: высота статуи – 3,2 метра, а вес – около 2 тонн.
Строительство фонтана в середине XVI века заказал кардинал Карло Борромео в честь своего дяди, папы Пия IV. Фонтан со статуей бога морей и океанов должен был символизировать щедрость и благое управления папством. Нептун правит в морских водах, а Папа во всем мире.
Проект фонтана выполнил мастер из Палермо Томмазо Лаурети, а бронзовую фигуру Нептуна ваял фламандский скульптор Жан де Булонь по прозвищу Джамболонья.
Бытует легенда якобы проект статуи не понравился католической церкви, и скульптору было велено уменьшить размер мужского достоинства, чтобы не смущать целомудренных жителей Болоньи. Да и вообще, обнаженная фигура бога слишком откровенна.
На Нептуна предлагали надеть бронзовые штаны или, по крайней мере, прикрыть его традиционным фиговым листом. Тогда решили спросить у самих горожан и провести референдум о необходимости прикрыть «срам». Но жители Болоньи проголосовали оставить все как есть, и сейчас шедевр украшает площадь del Nettuno.
Говорят, болонцы быстро заметили, что мужское достоинство бога морей непропорционально мало. Однако, мастер подшутил над всеми, изваяв статую так, что при определенном ракурсе левая рука Нептуна весьма неоднозначно выглядывает из-за его тела. :)
Есть еще один интересный факт: известный логотип своей автомобильной компании братья Maserati создали на основе трезубца, который держит Нептун.
Купив билеты на башню Азинелли, мы решили сразу же зайти в стоящую здесь же на площади Basilica di San Petronio (Базилика Сан-Петронио). Ну чтобы не ходить туда-обратно, и не терять время. :)
olyajan, ну не так подробно и красочно, как есть на самом деле. ;) И мы не все в Болонье осмотрели - два дня для этого города слишком мало. :)
Когда я готовила маршрут, я столько отзывов перечитала, с фотографиями. И все-равно смотрела на все распахнутыми глазами. И даже сейчас, описывая Болонью, открываю ее для себя вновь.
Вы же знаете - лучше один раз увидеть... :)
Polina_Sumy, башни есть еще в Сан-Джиминьяно. Правда, я там не была. Но не раз читала о городе (даже смотрела великолепный фильм "Чай с Муссолини", снятый в Сан-Джиминьяно).
И спасибо за инфу о вай-фае, кому-то пригодится. Мне хватало интернета в апартах, а подруга с сыном взяли себе по пакету от Лайфа: 2 гб интернета за 350 грн на 14 дней.
illusia, ну что Вы, что Вы!Мне даже очень приятно,,что Вы использовали мою фотографию копии фонтана из Батуми. Болонья - прекрасный и интересный город. Всегда мечтали там побывать. Надеюсь, когда-нибудь получится. А Ваш рассказ будет нам путеводителем.
P.S. мы колокольню во Флоренции осилили. Вроде и не очень тяжело показалось. Видимо, из-за того, что впечатления от города переполняли. А виды сверху просто захватывали своей красотой и гармоничностью.
Болонья белиссима! Спасибо, illusia! ЗамечТательно прекрасная Италия у Вас получается. И ПыСы: несколько раз читала в тексте вместо "башня Азинелли" "башня АЗАЗЕЛЛО" :). Рождество, что ли, так сказывается?! :))). Вот несмотря на то, что фоты абсолютно летние, весь этот рассказ - просто праздник какой-то, и уж очень легко и картинки и текст ложатся на чудесное новогодне-рождественское настроение ;).
staruha_izergil, спасибо. :) Мне тоже мальчики очень понравились. И музыку исполняли чудесно. :)
deppo, во Флоренции я была в начале сентября, было ооочень жарко, и на очень узкой лестнице колокольни просто не хватало воздуха. А еще тесно было, когда люди одновременно поднимались и спускались – мне пришлось втиснуться в углубление в стене, когда какой-то крупный турист спускался мне навстречу. В болонской башне намного просторнее...
illusia, Вы правы - на лестнице колокольни Джотто очень узко. Но после нашей колокольни Софиевского собора мне все остальные не страшны. Кто еще не посещал колокольню в Киеве - милости просим. Для остроты ощущений и выработки избыточного адреналина.
Раз в болонской башне просторнее, то, даст Бог, когда посетим город, то вскарабкаемся и на нее :)
deppo, не-е-е, после Азинелли мне на нашу колокольню взобраться было легче. :) И широкая каменная лестница - разминуться с идущими навстречу вообще не проблема, и окна "по дороге". :) И всего-то 374 ступени! Даже меньше, чем в колокольне Джотто. :)))))
О величии города говорят размеры его главного собора. Именно за размер Базилику Сан-Петронио называют главным собором Болоньи, ибо кафедральным собором этот храм не является.
В конце XIV века власти города поручили архитектору Антонио ди Винченцо возвести в Болонье гигантский собор, своими размерами превосходящий собор святого Петра в Риме. Однако, Ватикану идея не понравилась, и Папа Пий IV велел уменьшить размер строения.
Строили базилику долго. Первый камень заложили 7 июня 1390 года. В 1401 году не стало Антонио ди Винченцо, после его смерти работы продолжились согласно созданной им миниатюрной модели храма. Строительство собора велось с перерывами более 300 лет. Отделка главного фасада долгие годы оставалась незавершенной – за нее брались многие архитекторы, в том числе знаменитые Бальдассар Перуцци и Андреа Палладио, однако фасад так и не был закончен.
Базилика посвящена святому Петронио, бывшему епископом Болоньи в V веке, покровителю города.
На полу базилики в левом боковом приделе находятся самые большие в мире солнечные часы – «меридиан Джованни Кассини», латунная линия длинной 67,72 метра. Ее длина соответствует шестисоттысячной части меридиана Земли. Первые солнечные часы были сделаны Эгнацио Данти в 1576 году, а позднее, в 1655 году, папский астроном Доменико Кассини увеличил их до размеров, известных нам сейчас. Каждый день луч солнца, проходя через небольшое отверстие в крыше собора на высоте 27 метров, падает на меридиан, указывая на месяц и день.
В 1508 году на фасаде была установлена большая бронзовая статуя папы Юлия II, изготовленная Микеланджело Буонарроти. К сожалению, разъяренная толпа разрушила скульптуру спустя три года, но в самой Болонье сохранилось несколько работ Микеланджело – в Базилике Сан-Доменико.
В 1530 году в соборе прошла коронация императора Священной Римской империи Карла V.
Освятили Basilica di San Petronio официально лишь в 1954 году. В 2000 году сюда перенесли останки Святого Петронио, находившиеся ранее в комплексе Санто Стефано.
В Сан-Петронио похоронена сестра Наполеона I Элиза Бонапарт.
Стены собора украшают работы знаменитых итальянских художников: Джованни да Модена, Джулио Романо, Пармиджанино, Филиппино Липпи, Лоренцо Косты...
Вход в базилику Сан-Петронио бесплатный. Бесплатный вход и в сокровищницу внутри собора – здесь хранятся чертежи, по которым возводилась церковь, инструменты для создания солнечных часов, священные реликвии, литургические облачения, древние рукописные книги. А вот за право фотографировать в соборе надо заплатить 2 евро.
Внутри собора есть уникальная фреска XV века, созданная по мотивам сцены из Данте – «Ад» Джованни да Модена. Говорят, на ней изображен пророк Магомет, терзаемый дьяволами (на сайте базилики в описании капеллы я этого упоминания не нашла). Эта фреска не раз вызывала повышенное внимание мусульманских радикалов, угрожающих уничтожить базилику, поскольку, по их мнению, фреска оскорбляет ислам. В 2002 году были арестованы пятеро мужчин, планировавших устроить террористический акт в соборе. В 2006 году итальянской полиции снова удалось предотвратить трагедию. С тех пор церковь охраняется особенно тщательно.
Фреска находится слева в четвертой капелле, Cappella dei Re Magi, вход в нее оплачивается отдельно.
Внутри собора есть лифт, на котором можно подняться на крышу, стоит 3 евро. Но об этой возможности мы узнали после покупки билетов на башню Азинелли.
Осмотрев все на площади Маджоре, возвращаемся к башням. Здесь уже образовалась небольшая очередь. Запускают на башню каждые 45 минут, начиная с 9.30 утра. Мы вошли в 11.00. Сколько человек одновременно поднимаются, точно не знаю, мне показалось, что около 100. Сначала все идут плотным «гуськом», со временем кто-то начинает отставать, останавливаясь передохнуть. Поднимаясь, невольно сравнивала башню Азинелли с флорентийской кампанилой. Башня кажется более просторной, лестница шире, зато в кампаниле есть несколько ярусов с оконными проемами и скамейками – можно присесть, отдохнуть и отдышаться.
Подъем на Азинелли я запомню навсегда. :) Когда до конца оставалось совсем немного, я поняла, что идти уже не могу. Увидела какой-то сундук и села на него. Мне казалось, что я и вниз не смогу спуститься, даже проверила с собой ли страховка. :(
Я согласилась с мыслью, что придется спускаться, так и не увидев крыши Болоньи. Здоровье важнее.
Все хорошо, что хорошо кончается... (с) Минут через 10 в организме что-то щелкнуло, и он пришел в себя. Я поднялась и за оставшиеся 7 минут успела и восхититься увиденным, и сфотографировать. Большинство людей уже ушло на выход, все отселфились, обзор был свободен. :)))
Внизу Basilica di San Bartolomeo e Gaetano :
Люблю рассматривать крыши:
За башней, чуть правее – Кафедральный собор Болоньи (Cattedrale Metropolitana di San Pietro):
Базилика Сан-Петронио и площадь Маджоре:
После вояжа на башню решили сделать перерыв, отдышаться, отдохнуть и перекусить. Когда я собирала пазлы маршрута, то отмечала на карте и кафе, где можно вкусно и недорого поесть. Только изучала я их рядом с местом проживания, чтобы позавтракать или поужинать. А где перекусить в центре города, почему-то упустила. Поэтому уже на месте подруга обращалась к Трипадвайзеру. :)
Совсем рядом с башнями расположен рынок Mercato di Mezzo. Мы обнаружили его, когда возвращались к башням от базилики Сан-Петронио, решив пройти «дворами». Там много магазинчиков, кафе и закусочных.
В реальности оказалось: либо совсем уж закуски-бутерброды-фастфуд, либо цены, скажем так… смущали. :) Трипадвайзер посоветовал кафе на соседней улице: Pizza Altero, via Caprarie, 3.
Пицца была отменная. Только не классическая круглая, а порционная – pizza al taglio (или pizza rustica). На выбор видов 8 по цене от 2,5 до 3,5 евро за кусок.
«Очи завидющие, руки загребущие…», а стадное чувство – вообще великое дело… Подруга взяла сыну два куска. Заодно и себе два. Ну и я, глядя на них, тоже 2 пиццы – глаза разбежались, и эту хочу, и ту, и ту неплохо бы… Выбрала с грибами и сыром, а вторую – овощную, с цуккини. :)
Когда съела половину куска, поняла, что погорячилась. :) Подумала забрать ее с собой и вечером поужинать… Но тогда придется весь день в сумке рядом с фотоаппаратом таскать. В общем, впихнула в себя. :)) И сверху эспрессо.
Как хорошо, что на Азинелли мы побывали до того! После 2 кусков пиццы я бы точно никуда не поднялась. :))
Базилика Сан-Петронио просто поражает своими масштабами! Даже недоотделанный фасад по-своему оригинально смотрится...
illusia, а что это за "летающий" шарик? Что-то из современного искусства?
Отдельное спасибо за фото древних рукописных книг, всегда зависаю над подобными экспонатами. Какие краски, какая тонкая и точная работа! И, главное, никакой кнопки "delete", чтобы ошибку в тексте исправить :))
Виды с башни Азинелли прекрасны! Прав был Гете, они точно стоили всего подъема! Просто "ух!" и "ах!" в комплекте. И хорошо, что организм в итоге тоже решил добраться до самого верха (хоть и покапризничал).
Спасибо, что взяли нас на эту прогулку, Болонья очаровательна!
Polina_Sumy, я не нашла что это за шарик. На сайте базилики только описание изображений в капелле. Мне казалось, что шар работает как маятник. А сейчас, глядя на снимок, засомневалась. :))
Я тоже всегда «прикипаю» к рукописным книгам. Хочется рассмотреть каждую деталь орнамента, восхищаясь ювелирной работой писаря. Подобные фолианты впервые увидела во Флоренции в Капелле Медичи, но там нельзя фотографировать. :(
Ах, эти зпвораживающие виды с башни!Ах, эти черепичные крыши!Теперь и себе туда срочно надо!Такое впечатление, что прямо чувствую запах Болоньи. Спасибо, читаем дальше.
Есть в Болонье еще одно очень яркое и очень красивое место. Biblioteca dell'Archiginnasio. Архигимназия.
Как я писала выше, главным собором города считают Базилику Сан-Петронио.
А кафедральный собор Болоньи – Собор Сан-Пьетро.
Сознаюсь, на этапе «сбора материала» я не сильно вникала в названия, просто заносила важную информацию в таблицу с программой поездки. А т.к. все туристы в своих рассказах упоминали Сан-Петронио, значит это и «должен быть» кафедральный собор. И в программе поездки у меня вся информация о Сан-Петронио, а на карте одного из маршрутов по городу я отметила Cattedrale Metropolitana di San Pietro. :)
Поэтому когда мы улочками и переулками отправились в Архигимназию, я удивилась, увидев перед собой базилику Сан-Петронио, ее коричневый боковой фасад: «О, мы же утром здесь были!» :)
Так что расположена Архигимназия всего в нескольких шагах от церкви Сан-Петронио. На Piazza Galvani, 1.
Несмотря на то, что Болонский университет был основан в 1088 году, до середины XVI века он не имел единого здания. Профессора читали лекции у себя дома или в арендованных помещениях. В 1562 году по поручению папского легата Болоньи, кардинала Карло Борромео и вице-премьера Пьера Донато Чези болонским архитектором Антонио Моранди, известным как Террибилия, был создан проект здания, объединяющий факультеты университета под одной крышей. «Новую школу», или Archiginnasio, как ее называли классическим термином, построили всего за полтора года. Университет занимал это здание до 1803 года.
Сегодня здесь расположена городская библиотека, хранящая под своими сводами тысячи старинных рукописей и книг.
С первых же шагов, еще только зайдя в арку, вы поднимаете глаза вверх и… так и ходите 1,5 часа, зачарованно рассматривая здание Архигимназии: галереи внутреннего дворика, лестницы, коридоры и кабинеты. :)
Стены комнат, своды лестниц и лоджий украшены яркими росписями и геральдическими знаками с именами студентов и преподавателей. Более 6000 гербов и надписей в честь профессоров и учеников.
На своде входной арки – фреска в честь кардинала Бенедетто Джустиниани, посвященная ему Диего де Леоном Гаравито, уроженцем Перу, первым «американским» студентом в университете Болоньи.
Когда-то внутренний дворик был театром многочисленных событий и церемоний. Самой живописной была церемония приготовления Teriaca, препарата из комбинации пятидесяти элементов, служившего панацеей от всех зол и, в частности, от укуса диких и ядовитых животных.
Стены окружающих дворик лоджий украшены гербами, скульптурами и резными или расписанными мемуарами. Каждый сантиметр изображений рассказывает об истории и престиже университета.
Две большие лестницы ведут из внутреннего дворика на второй этаж, где находились учебные комнаты, поделенные между двумя различными университетами: Легистов (юристы канонического и гражданского права) и Художников (философия, медицина, математика, физические и естественные науки).
Увлеченно рассматривая изображения на стенах и потолке коридора, практически не замечаешь расположенную «внизу» экспозицию, посвященную истории университета: разнообразные документы, рисунки, письма и даже старинные студенческие конспекты.
Потолок настолько восхищает, что невозможно его не сфотографировать:
А выглядело это так :)
Посещение Архигимназии бесплатное, но есть два зала, куда нужно купить билет за 3 евро.
Это Teatro Anatomico и Sala dello Stabat Mater.
Анатомический театр, названный так за характерную форму амфитеатра, спроектировал в 1637 году для уроков анатомии болонский архитектор Антонио Паолуччи, известный как Леванти.
Кабинет полностью обшит деревом, стены украшены двенадцатью статуями, изображающими знаменитых докторов и известных анатомов Болонской студии: Гиппократ, Гален, Фабрицио Бартолетти, Джироламо Сбаралья, Марчелло Мальпиги, Карло Фракассати, Мондино де Люцци, Бартоломео да Вариньяна, Пьетро д'Аргелата, Костанцо Варолио, Джулио Чезаре Аранцио и Гаспаре Тальякоцци. В центре белый мраморный стол для препарирования трупов.
Навес над кафедрой для лектора поддерживают две скульптуры Spellati, изображающие людей без кожного покрова.
Кессонный потолок, созданный в 1645 году Антонио Леванти, украшен символическими фигурами четырнадцати созвездий, в центре – Аполлон, покровитель медицины.
Выбор астрологической темы восходит к традиции консультироваться со звездами перед тем, как приступить к операциям – астрология была связана с медициной, и считалось, что каждая часть тела находится под защитой знака зодиака.
Sala dello Stabat Mater – был когда-то залом для адвокатов. Здесь самый большой из существующих геральдических настенных комплексов. Герб должен был укрепить идею авторитета и власти учреждения: как в галереях дворянских дворцов картины прославляли великолепие семьи, так и в университете геральдические украшения подчеркивали историю и престиж академической традиции.
Внизу вдоль стен тянутся книжные шкафы.
Название Stabat Mater зал получил в честь одноименного произведения Джоакино Россини, исполненного здесь впервые 18 марта 1842 года, дирижировал Гаэтано Доницетти. Сейчас здесь проводятся разные торжественные мероприятия и конференции.
Едва мы вошли в зал, к нам подошла сотрудница Архигимназии и спросила откуда мы. И подвела к двери, ведущей в анфиладу классных комнат, которые теперь превращены в книжные хранилища. Для туристов вход туда закрыт, посмотреть на них можно только через решетчатую дверь.
Побродив еще немного по старинному университетскому зданию,
выходим на площадь Galvani. Пока я раздумывала в какую сторону повернуть и продолжить прогулку по городу, мимо прошла собака, рядом с которой по земле тащился намордник на поводке…
Я даже растерялась: «Странно, обычно так играют с кошаками». Затем вспомнила мультик из детства «Варежка» – детеныш мечтал о собаке, а т.к. родители были против, малышка «водила» за собой привязанную на веревочку варежку. :)
Пока соображала сфотографировать колоритную сцену, услышала за спиной хихиканье подруги. Она видела как псинка съежилась-скукожилась, извернулась и выскользнула из намордника. :))) Хозяин продолжал идти вперед, не замечая курьезности сцены. :)
Поворачиваем налево. В конце улицы расположилось кафе-кондитерская Zanarini. Там такой выбор небольших пирожных, размером с канапе, что у нас разбежались глаза.
И несмотря на довольно высокие цены, мы решили выпить там кофе и побаловать себя десертом. Но не сейчас, чуть позже – мы так объелись пиццей, что пока не хочется даже сладостей. :)
Напротив кондитерской, на Via Farini, вдоль здания Banca D'Italia тянется самая красивая арочная галерея:
Поворачиваем на Piazza Cavour и по Via Garibaldi направляемся к Basilica di San Domenico.
illusia, как я Вам благодарна за библиотеку! Как я ее ждала!!! Для меня это самое любимое место в Болонье!!!
А собаки в этом городе уникальные. Помню, как я была удивлена, встретив бабулю с болонкой на поводке в церкви. И никто их не ругал и не выгонял из храма.
Жду продолжения. Есть у меня там ещё одно любимое место)))
Архигимназия потрясающа! Там, видимо, надо сразу планировать несколько кругов для осмотра, сначала потолок разглядывать, потом экспонаты.
Анатомический театр в дереве воспринимается несколько неожиданно, почему то такие места всегда ассоциируются с более "холодным" материалом. А атланты без кожи над кафедрой - это прям и "брррр" и "вау" одновременно.
Я же правильно поняла, что сейчас в здании действующая библиотека? Т.е. местные сюда на почитать ходят? Я им теперь завидую ))
P.S. "Фотография с пола" - как знакома эта поза :))
Меня больше всего поразил самый большой из существующих геральдический комплекс!Конечно мне приходилось видеть что-то подобное в Падуе, например, но здесь совершенно другие масштабы!
Да уж! И Архигимназия, и Анатомический театр, а особенно Библиотека просто приводят в полный восторг! Рассматривала с открытым ртом:) И хоть я в Болонье, будем считать, побывала, пресловутая "жаба" стала настаивать на личном присутствии)))
zhdanova10, я думаю, что если еще когда-нибудь окажусь в Болонье, то обязательно схожу в Архигимназию.
А вот дождетесь ли Вы еще одно любимое место в моем рассказе…. Даже не знаю. :( В этом городе столько красивых мест, столько всего интересного. Я постаралась охватить максимально, но за 2 неполных дня, к сожалению, многого просто физически не успели посетить. :(
Я сейчас смотрю карту города и сама себе задаю вопросы: «Ой, а почему мы здесь не прошли? А здесь можно было заглянуть в …»
Как бы ни изучала отзывы других и не рисовала маршруты в google.map, пока своими ножками не прошагаешь… :)))
Polina_Sumy, я смотрела на какую-то книгу, экспонируемую под стеклом… И поняла, что мне потолки интереснее. ;))
Да, Архигимназия теперь служит городской библиотекой: «Чтобы получить доступ к библиотеке, необходимо быть не моложе 14 лет и иметь действительное удостоверение личности».
Благодаря деревянной отделке «кабинет анатомии» вызывал не отторжение, а любопытство и восхищение. Я только мраморный стол не стала фотографировать. :)
deppo, я тоже такие гербы на стенах впервые увидела в Падуе, и была очарована. Но здесь их намного больше, все ярче, красочнее. А зал Stabat Mater – это что-то грандиозное. Фотографии совершенно не передают масштаба увиденного. Зашли в зал и остановились с открытыми ртами. :)))))
olyajan, нет-нет, это нельзя назвать «побывала». Это всего лишь «прочитала о чужих впечатлениях». ;))) Только своими глазами, только своими ножками, только личные впечатления. :)
P.S. Исправить в тексте уже поздно – торопилась и ошиблась, написав про намордник для собаки. Это был не намордник, а ошейник. Намордников на собаках я вообще не видела. В Италии, как и во всей Европе, особое отношение к собакам, с которым я не раз столкнусь в поездке. ;)
Мы совершенно забыли, что большинство церквей Италии в дневное время закрыты. У кого-то перерыв с 12.30 до 15.00, у кого-то с 13.00 до 15.30.
К Базилике Сан-Доменико мы пришли как раз во время сиесты. К счастью, подождать нужно было всего полчаса, поэтому осмотрели пока площадь вокруг собора.
В центре площади высится колонна с бронзовой статуей Святого Доминика. Рядом саркофаги глоссаторов – известных средневековых юристов: гробница Роландино де Пасседжери (Arca di Rolandino de' Passeggeri, 1305 год), и чуть дальше, на углу дома – гробница Эджидио Фоскерари (Arca Di Egidio Foscherari, 1289 год). В глубине площади – колонна «Мадонна Розария», посвященная окончанию эпидемии чумы в Болонье в 1632 году. Там же несколько симпатичных скамеек, чтобы отдохнуть в тени собора.
Basilica di San Domenico возведена при доминиканском монастыре и посвящена основателю монашеского Ордена проповедников Святому Доменико. Она считается одной из самых богатых болонских церквей в истории искусства.
Domenico di Guzmán родился в Кастилии, около 1170 года. Став проповедником, много путешествовал между Парижем, Пиренейским полуостровом, римской курией и Болонью, борясь с ересью, раскольничеством и язычеством. Привлеченный бурной интеллектуальной жизнью города, в 1218 году Доменик решил остаться в Болонье и основать здесь монашеский орден. Сначала доминиканцы обосновались за тогдашними городскими стенами, в монастырском комплексе рядом с церковью Santa Maria della Purificazione. Затем переместились в церковь di San Nicolo delle Vigne, на месте которой после смерти Доменико 6 августа 1221 года монахи возвели новую большую церковь, назвав ее в память основателя ордена: Basilica di San Domenico. Постепенно, с 1219 года по 1243 годы, члены ордена выкупили все земли вокруг и возвели новый монастырский комплекс.
Собор украшен работами известных мастеров XV-XVII веков: Niccolo dell'Arca, Michelangelo Buonarroti, Filippino Lippi, Guido Reni, Ludovico Carracci, Guercino.
Здесь хранится знаменитое распятие Джунто Пизано (около 1250 года). Фото отсюда:
Войдя внутрь собора, я спешу разыскать Cappella di san Domenico, в которой стоит саркофаг с останками святого Доменика (справа, шестая капелла). Именно здесь находятся скульптуры, выполненные молодым Микеланджело: фигуры San Petronio и San Procolo (сзади саркофага) и одного из ангелов со свечей (1494 г.).
Над роскошной усыпальницей с изображением событий из жизни святого в течение нескольких столетий трудились известные итальянские мастера Nicola Pisano, Niccolо da Bari, Alfonso Lombardi.
Еще одна капелла, привлекающая внимание – слева, четвертая. Capella del Rosario. Справа от алтаря находится орган, на котором играл Вольфганг Амадей Моцарт, когда он был гостем в Болонье и брал уроки у отца Джованни Баттисты Мартини.
Рассматривая интерьер собора, обнаруживаю несколько ступенек, ведущих вниз и… в заалтарную часть (в XVII веке была убрана перегородка, делившая церковь на две части, и деревянные хоры передвинуты за главный алтарь).
Деревянные хоры, созданные Фра Дамиано да Бергамо в XVI веке, за их уникальные инкрустации по дереву считались «восьмым чудом света».
Рядом дверь в монастырский садик.
В базилике Сан-Доминико находится гробница короля Энцо, он завещал похоронить себя вблизи почитаемого им святого.
Недалеко от собора, на параллельной улице есть любопытная болонская достопримечательность – «фигура черта», о которой я вычитала у одного туриста: «нипочем бы не узнали о его существовании, если бы он не был отмечен на картах «maps me». И я уговорила своих компаньонов сходить посмотреть. На картах google такой отметки нет. :) Фигура находится на via D’Azeglio, 47, идти минут 5.
Эта таинственная и захватывающая Statua del diavolo похожа на женскую фигуру с собачьей головой, «сидит» она под арками Bastardini, на здании, в котором до 1797 года находился детский дом. Некоторые утверждают, что «дьявол» был защитником путников, другие утверждают, что это было предупреждением в память о ведьме Екатерине, которая жила в этом районе в пятнадцатом веке.
Мы возвращаемся в кафе Zanarini, наслаждаемся вкуснейшими пирожными и отменным кофе – одно из немногих кафе, где к кофе подали воду, а я попросила еще и большой стакан. :)
А затем… Затем решили пойти домой немного отдохнуть: с 6 утра на ногах, прошли десятка два километров, и в том числе и по вертикали... И еще предстоит прогулка по вечернему городу. :)
По дороге зашли в Базилику Сан-Бартоломео посмотреть на свадьбу (фотографии я показывала). Заглядывая во всевозможные арки и дворики на Strada Maggiore, сделали несколько фотосессий. И, увидев издалека у Basilica di Santa Maria dei Servi ярко-красный кабриолет, поспешили к дверям церкви.
Здесь тоже проходило венчание. Сегодня суббота, очевидно, «свадебный день». :)
Церковь была открыта, мы тихонько зашли, никто не возражал против нашего присутствия. :)
Отдохнув и освежившись, отправляемся смотреть на Болонью вечернюю…
Начинаем променад с апероля. :) Я давно хотела попробовать этот итальянский алкогольный напиток, но каждый раз, приехав в Италию, пью сухое вино, и каждый раз вернувшись домой, говорю себе: «Опять забыла про апероль! Ну ладно, в следующий раз.» :))
Занимаем столик на улице. Strada Maggiore в выходные становится пешеходной, и столики из расположенных здесь кафеен расставляют прямо на мостовой.
Пока я улыбалась йоркам и их хозяевам, подруга разузнала стоимость аперитива и что к нему прилагается: 5 евро, если только апероль-спритц, и 7 евро – с закусками.
Ну а далее мы идем по утреннему маршруту – до башен, а от них на площадь Маджоре.
Рядом с башнями находится Palazzo della Mercanzia (Дворец торговли) – симпатичное здание, на которое я обратила внимание еще утром.
Когда-то здесь размещались торговые гильдии и торговый суд – здание возвели в конце XIV века для объединения трех таможенных домов. С расположенного над арками небольшого мраморного балкона судьи зачитывали приговоры.
В конце XV века упала стоявшая по соседству башня Торре-де-Бьянки и сильно повредила дворец. Его восстановили в 1615 году – об этом вещает памятная табличка на фасаде. С 1811 года в Палаццо Мерканция размещается торгово-промышленная палата Болоньи.
Мы гуляем по вечерней Болонье и наблюдаем за жизнью города…
И по «самому широкому болонскому портику» возвращаемся домой… :) Завтра с утра мы едем в Модену.
illusia, чудесный рассказ! Спасибо за историю саркофагов! Я так и не удосужилась найти о них информацию, хотя они очень необычны.
Именно в Сан Доменико я и видела бабулю с собачкой (и это был не йорк, которых носят на руках, а вполне приличная болонка, которая ходила лапами по церкви)!
С Дьяболо обязательно познакомлюсь в следующий приезд)
И Palazzo della Mercanzia, как всегда, очарователен. Каждый раз им любуюсь, но не могу сфотографировать его достойно. А вот Вам удалось!!!
staruha_izergil, Италия - аморе форева, думаю, для всех, кто там хотя бы раз побывал. ;)
Любая из них интересна. У каждой свое «лицо», своя изюминка. Главное - начать. ;))))))
В XII веке в Италии знатные семьи, стремясь показать свою значимость и величие, строили башни – не только в оборонительных целях, но и как символы власти и богатства. Когда-то в Болонье насчитывалось почти 200 башен. Сейчас их сохранилось около 20.
Башня Азинелли – одна из самых высоких в Италии, ее высота 97 м. С ней связана красивая легенда о бедном юноше, влюбившемся в девушку из знатной семьи. Отец девушки пообещал юноше отдать свою дочь ему в жены, если тот построит самую высокую башню в городе. Юноша нашел в реке клад золотых монет, нанял строителей и… через девять лет счастливо женился на своей возлюбленной. :)
По другой версии башни Азинелли (Torre degli Asinelli) и Гаризенда (Torre Garisenda) были построены враждующими семьями Азинелли и Гаризенда. Каждое семейство стремилось превзойти других и выстроить башню дороже и выше, чем у соседей. Причем, строились обе башни на расстоянии в несколько метров друг от друга. Из-за спешки и ошибок в расчетах башни начали заваливаться в направлении друг к другу еще во время строительства. Какой высоты могла бы достичь Гаризенда, история никогда не узнает, т.к. под башней начал проседать грунт, и строение пришлось укоротить, даже не закончив его. До наших дней Гаризенда сохранилась высотой всего 48 метров. Сейчас отклонение Азинелли от вертикальной оси составляет 2,23 м, Гаризенды – 3,22 м.
Фото отсюда:
На Азинелли можно подняться, преодолев лестницу из 498 ступеней. С башни открывается захватывающая панорама города, его улиц и черепичных крыш.
Красочно описывает вид с террасы башни немецкий поэт Гете: «Настал вечер, я, наконец, уединился от этого древнего почтенного и ученого города, от той толпы, что под всеми его аркадами, разбросанными по улицам города, прячется от солнца и дождя. Я поднялся на башню, чтобы спрятаться на открытом воздухе. Вид потрясающий! На севере можно увидеть Падую, затем затерявшиеся в швейцарских Альпах, Тироль и Фриули, все еще в тумане. На западе горизонт безграничен, там возвышаются только часовня Моденезе. На востоке — безграничные равнины до Адриатического моря. На юге первые холмы Апеннин, усыпанные до самих вершин церквями, дворцами и виллами. Небо было чистое, лишь некоторые облака неспешно плыли по чистому горизонту…»
Заинтересовались? :))
Стоит это удовольствие 5 евро. И естественно, отказаться от такого удовольствия я не могла. :) На флорентийской колокольне 400 ступеней, здесь всего лишь на 98 больше, не проблема… – рассуждала я, уже подзабыв какими усилиями дались мне те ступени. :)))))
Семь лет назад моя подруга, поднявшись ножками на крышу миланского Дуомо, навсегда зареклась взбираться куда-либо еще. И во Флоренции кампанилу Джотто покоряла я одна. Сейчас, на удивление, она согласилась составить компанию. Для ее сына такой «аттракцион» был впервые, и если у подруги я несколько раз уточнила «точно пойдешь?», то его подъем не обсуждался. :)
Билеты на башню продаются в инфоцентре на Piazza Maggiore. От башен до площади идти 3 минуты.
Площадь Маджоре – исторический центр Болоньи, там сосредоточена бОльшая часть достопримечательностей: Palazzo Re Enzo (Палаццо Ре Энцо), Palazzo del Podesta (Дворец Подеста), Palazzo Comunale (Палаццо Комунале), Palazzo dei Notai (Дворец Нотариусов) и Basilica di San Petronio (Базилика Сан-Петронио).
И обычно все туристы начинают осмотр города именно с этой площади. А потом направляются к башням. У нас же получилось наоборот. Почти. :))
В 1200 году муниципалитет Болоньи экспроприировал несколько зданий, чтобы создать Piazza Maggiore, и построил первый комплекс дворцов, предназначенных специально для общественных административных целей: Palazzo del Podesta, Palazzo di Re Enzo и Palazzo del Capitano del Popolo.
Палаццо Подеста был первым местом пребывания городского правительства, возглавляемое Подестой, его судьями и должностными лицами.
В 1246 году здание решили расширить, пристроив к нему Palazzo Nuovo, со временем переименовав его в Palazzo di Re Enzo в память о знаменитом узнике дворца – правителе Сардинии Энцо, который провел здесь в заточении двадцать три года, до самой смерти. Существует легенда, что его внебрачный сын, зачатый во дворце, положил начало роду правителей Болоньи.
Современный вид дворцов не сильно отличается от первоначального: раньше под сводами портика и вокруг него находились оживленные галантерейные магазины, овощные лавки и ремесленники, а под лестницей, ведущей на второй этаж, нотариусы подписывали акты и контракты.
Сейчас здесь расположены фешенебельные магазины, туристический центр и сувенирные лавки.
На углу Piazza del Nettuno и Via Rizzoli на фасаде Palazzo di Re Enzo висит огромная старинная лампа. Появилась она недавно – в конце марта 2012 года. Лампа соединена с пультами родильных отделений местных больниц. Каждый раз, когда рождается малыш, на пульте нажимают кнопку, и лампа мигает в течение нескольких секунд. Таким образом болонцам сообщают о появлении на свет нового жителя.
Здание с башней с часами и фигурой Папы Римского – это Palazzo Comunale (Палаццо Комунале), ратуша Болоньи. Состоит из двух частей: Palazzo D’Accursio (Дворец Д’Аккурсио), принадлежавший когда-то профессору Болонского университета, преподавателю права, и Palazzo del Legato (Палаццо-дель-Легато) – резиденции для Папского легата.
Бронзовая фигура над порталом – статуя Папы римского Григория XIII, того самого, кому мы обязаны Григорианским календарем.
С 1336 года палаццо стал использоваться в качестве резиденции городской администрации. В палаццо размещается Городской художественный музей с коллекцией полотен XIII - XIX в.в.
Во внутреннем дворе Ратуши стоит ротонда Pozzo dei desideri – Колодец желаний. Информации почему она так называется и в чем ее предназначение я не нашла. :( По вечерам строение красиво подсвечено, двор окутан музыкой: рядом с ротондой построена сцена.
А на Piazza Maggiore бурлит жизнь. Туристы носятся между дворцами и памятниками… А местные жители развлекают туристов классической музыкой...
Каждое лето здесь проходит кинофестиваль, организуемый мэрией города. На площади расставляют стулья, и она превращается в большой кинотеатр под открытым небом.
Еще 5 минут назад рядом с фонтаном Нептуна никого не было…
Не успели мы отойти, как бога морской стихии окружила толпа туристов. :)
Fontana del Nettuno – еще один символ города, популярный и у туристов, и у жителей Болоньи.
Здесь отмечают победы и поражения болельщики сборной Болоньи по футболу. Но чтобы не допустить купания фанатов в компании с сиренами, накануне футбольных матчей фонтан ограждают сеткой.
А студенты болонского университета уверены: если накануне экзамена обойти фонтан два раза против часовой стрелки, то экзамен сдашь успешно. :)
Фонтан копируют, устанавливая подобия по всему миру. ;) deppo, простите, использовала Вашу фотографию в своем рассказе. :)
А туристы изощряются в ракурсах фотоснимков – какой еще фонтан имеет такую скандальную историю с первых дней «жизни». :)
Жители Болоньи зовут фонтан просто Zigan, что на болонском диалекте означает «Гигант»: высота статуи – 3,2 метра, а вес – около 2 тонн.
Строительство фонтана в середине XVI века заказал кардинал Карло Борромео в честь своего дяди, папы Пия IV. Фонтан со статуей бога морей и океанов должен был символизировать щедрость и благое управления папством. Нептун правит в морских водах, а Папа во всем мире.
Проект фонтана выполнил мастер из Палермо Томмазо Лаурети, а бронзовую фигуру Нептуна ваял фламандский скульптор Жан де Булонь по прозвищу Джамболонья.
Бытует легенда якобы проект статуи не понравился католической церкви, и скульптору было велено уменьшить размер мужского достоинства, чтобы не смущать целомудренных жителей Болоньи. Да и вообще, обнаженная фигура бога слишком откровенна.
На Нептуна предлагали надеть бронзовые штаны или, по крайней мере, прикрыть его традиционным фиговым листом. Тогда решили спросить у самих горожан и провести референдум о необходимости прикрыть «срам». Но жители Болоньи проголосовали оставить все как есть, и сейчас шедевр украшает площадь del Nettuno.
Говорят, болонцы быстро заметили, что мужское достоинство бога морей непропорционально мало. Однако, мастер подшутил над всеми, изваяв статую так, что при определенном ракурсе левая рука Нептуна весьма неоднозначно выглядывает из-за его тела. :)
Есть еще один интересный факт: известный логотип своей автомобильной компании братья Maserati создали на основе трезубца, который держит Нептун.
Купив билеты на башню Азинелли, мы решили сразу же зайти в стоящую здесь же на площади Basilica di San Petronio (Базилика Сан-Петронио). Ну чтобы не ходить туда-обратно, и не терять время. :)
Итальянцам на "падающие башни" уже можно патенты продавать )) Пиза, Венеция, Болонья - интересно, как долог список?
Идея с лампой такая милота - так приветствовать каждого нового жителя города, молодцы какие!
А Нептун хорош! Века жизни и скандалы явно пошли ему на пользу :)) Интересно, Maserati за использование трезуба роялти в фонд Нептуна отчисляет? ))
illusia, заинтриговали вы с 498 ступенями, теперь переживаю - все дошли? Гете с видами не обманул? ;)
illusia, ах, какая красота! Как душевно, приятно и познавательно гулять с Вами по прекрасному городу!
Про лампу я и не знала! Подскажу, что во дворе ратуши свободный и хороший вай-фай.
Polina_Sumy, классик даже не приукрасил!
olyajan, личное присутствие ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
olyajan, ну не так подробно и красочно, как есть на самом деле. ;) И мы не все в Болонье осмотрели - два дня для этого города слишком мало. :)
Когда я готовила маршрут, я столько отзывов перечитала, с фотографиями. И все-равно смотрела на все распахнутыми глазами. И даже сейчас, описывая Болонью, открываю ее для себя вновь.
Вы же знаете - лучше один раз увидеть... :)
Polina_Sumy, башни есть еще в Сан-Джиминьяно. Правда, я там не была. Но не раз читала о городе (даже смотрела великолепный фильм "Чай с Муссолини", снятый в Сан-Джиминьяно).
"498 ступеней" будут. ;))))
zhdanova10, спасибо. :))
И спасибо за инфу о вай-фае, кому-то пригодится. Мне хватало интернета в апартах, а подруга с сыном взяли себе по пакету от Лайфа: 2 гб интернета за 350 грн на 14 дней.
illusia, ну что Вы, что Вы!Мне даже очень приятно,,что Вы использовали мою фотографию копии фонтана из Батуми. Болонья - прекрасный и интересный город. Всегда мечтали там побывать. Надеюсь, когда-нибудь получится. А Ваш рассказ будет нам путеводителем.
P.S. мы колокольню во Флоренции осилили. Вроде и не очень тяжело показалось. Видимо, из-за того, что впечатления от города переполняли. А виды сверху просто захватывали своей красотой и гармоничностью.
Болонья белиссима! Спасибо, illusia! ЗамечТательно прекрасная Италия у Вас получается. И ПыСы: несколько раз читала в тексте вместо "башня Азинелли" "башня АЗАЗЕЛЛО" :). Рождество, что ли, так сказывается?! :))). Вот несмотря на то, что фоты абсолютно летние, весь этот рассказ - просто праздник какой-то, и уж очень легко и картинки и текст ложатся на чудесное новогодне-рождественское настроение ;).
staruha_izergil, спасибо. :) Мне тоже мальчики очень понравились. И музыку исполняли чудесно. :)
deppo, во Флоренции я была в начале сентября, было ооочень жарко, и на очень узкой лестнице колокольни просто не хватало воздуха. А еще тесно было, когда люди одновременно поднимались и спускались – мне пришлось втиснуться в углубление в стене, когда какой-то крупный турист спускался мне навстречу. В болонской башне намного просторнее...
illusia, Вы правы - на лестнице колокольни Джотто очень узко. Но после нашей колокольни Софиевского собора мне все остальные не страшны. Кто еще не посещал колокольню в Киеве - милости просим. Для остроты ощущений и выработки избыточного адреналина.
Раз в болонской башне просторнее, то, даст Бог, когда посетим город, то вскарабкаемся и на нее :)
О величии города говорят размеры его главного собора. Именно за размер Базилику Сан-Петронио называют главным собором Болоньи, ибо кафедральным собором этот храм не является.
В конце XIV века власти города поручили архитектору Антонио ди Винченцо возвести в Болонье гигантский собор, своими размерами превосходящий собор святого Петра в Риме. Однако, Ватикану идея не понравилась, и Папа Пий IV велел уменьшить размер строения.
Строили базилику долго. Первый камень заложили 7 июня 1390 года. В 1401 году не стало Антонио ди Винченцо, после его смерти работы продолжились согласно созданной им миниатюрной модели храма. Строительство собора велось с перерывами более 300 лет. Отделка главного фасада долгие годы оставалась незавершенной – за нее брались многие архитекторы, в том числе знаменитые Бальдассар Перуцци и Андреа Палладио, однако фасад так и не был закончен.
Базилика посвящена святому Петронио, бывшему епископом Болоньи в V веке, покровителю города.
На полу базилики в левом боковом приделе находятся самые большие в мире солнечные часы – «меридиан Джованни Кассини», латунная линия длинной 67,72 метра. Ее длина соответствует шестисоттысячной части меридиана Земли. Первые солнечные часы были сделаны Эгнацио Данти в 1576 году, а позднее, в 1655 году, папский астроном Доменико Кассини увеличил их до размеров, известных нам сейчас. Каждый день луч солнца, проходя через небольшое отверстие в крыше собора на высоте 27 метров, падает на меридиан, указывая на месяц и день.
В 1508 году на фасаде была установлена большая бронзовая статуя папы Юлия II, изготовленная Микеланджело Буонарроти. К сожалению, разъяренная толпа разрушила скульптуру спустя три года, но в самой Болонье сохранилось несколько работ Микеланджело – в Базилике Сан-Доменико.
В 1530 году в соборе прошла коронация императора Священной Римской империи Карла V.
Освятили Basilica di San Petronio официально лишь в 1954 году. В 2000 году сюда перенесли останки Святого Петронио, находившиеся ранее в комплексе Санто Стефано.
В Сан-Петронио похоронена сестра Наполеона I Элиза Бонапарт.
Внутри собора 22 часовни (капеллы), отличающиеся стилем и пышностью убранства. http://www.basilicadisanpetronio.org/basilica/cappelle/
Стены собора украшают работы знаменитых итальянских художников: Джованни да Модена, Джулио Романо, Пармиджанино, Филиппино Липпи, Лоренцо Косты...
Вход в базилику Сан-Петронио бесплатный. Бесплатный вход и в сокровищницу внутри собора – здесь хранятся чертежи, по которым возводилась церковь, инструменты для создания солнечных часов, священные реликвии, литургические облачения, древние рукописные книги. А вот за право фотографировать в соборе надо заплатить 2 евро.
Внутри собора есть уникальная фреска XV века, созданная по мотивам сцены из Данте – «Ад» Джованни да Модена. Говорят, на ней изображен пророк Магомет, терзаемый дьяволами (на сайте базилики в описании капеллы я этого упоминания не нашла). Эта фреска не раз вызывала повышенное внимание мусульманских радикалов, угрожающих уничтожить базилику, поскольку, по их мнению, фреска оскорбляет ислам. В 2002 году были арестованы пятеро мужчин, планировавших устроить террористический акт в соборе. В 2006 году итальянской полиции снова удалось предотвратить трагедию. С тех пор церковь охраняется особенно тщательно.
Фреска находится слева в четвертой капелле, Cappella dei Re Magi, вход в нее оплачивается отдельно.
Фото взято отсюда:
И фото с официального сайта базилики:
Внутри собора есть лифт, на котором можно подняться на крышу, стоит 3 евро. Но об этой возможности мы узнали после покупки билетов на башню Азинелли.
Осмотрев все на площади Маджоре, возвращаемся к башням. Здесь уже образовалась небольшая очередь. Запускают на башню каждые 45 минут, начиная с 9.30 утра. Мы вошли в 11.00. Сколько человек одновременно поднимаются, точно не знаю, мне показалось, что около 100. Сначала все идут плотным «гуськом», со временем кто-то начинает отставать, останавливаясь передохнуть. Поднимаясь, невольно сравнивала башню Азинелли с флорентийской кампанилой. Башня кажется более просторной, лестница шире, зато в кампаниле есть несколько ярусов с оконными проемами и скамейками – можно присесть, отдохнуть и отдышаться.
Подъем на Азинелли я запомню навсегда. :) Когда до конца оставалось совсем немного, я поняла, что идти уже не могу. Увидела какой-то сундук и села на него. Мне казалось, что я и вниз не смогу спуститься, даже проверила с собой ли страховка. :(
Я согласилась с мыслью, что придется спускаться, так и не увидев крыши Болоньи. Здоровье важнее.
Все хорошо, что хорошо кончается... (с) Минут через 10 в организме что-то щелкнуло, и он пришел в себя. Я поднялась и за оставшиеся 7 минут успела и восхититься увиденным, и сфотографировать. Большинство людей уже ушло на выход, все отселфились, обзор был свободен. :)))
Внизу Basilica di San Bartolomeo e Gaetano :
Люблю рассматривать крыши:
За башней, чуть правее – Кафедральный собор Болоньи (Cattedrale Metropolitana di San Pietro):
Базилика Сан-Петронио и площадь Маджоре:
После вояжа на башню решили сделать перерыв, отдышаться, отдохнуть и перекусить. Когда я собирала пазлы маршрута, то отмечала на карте и кафе, где можно вкусно и недорого поесть. Только изучала я их рядом с местом проживания, чтобы позавтракать или поужинать. А где перекусить в центре города, почему-то упустила. Поэтому уже на месте подруга обращалась к Трипадвайзеру. :)
Совсем рядом с башнями расположен рынок Mercato di Mezzo. Мы обнаружили его, когда возвращались к башням от базилики Сан-Петронио, решив пройти «дворами». Там много магазинчиков, кафе и закусочных.
В реальности оказалось: либо совсем уж закуски-бутерброды-фастфуд, либо цены, скажем так… смущали. :) Трипадвайзер посоветовал кафе на соседней улице: Pizza Altero, via Caprarie, 3.
Пицца была отменная. Только не классическая круглая, а порционная – pizza al taglio (или pizza rustica). На выбор видов 8 по цене от 2,5 до 3,5 евро за кусок.
«Очи завидющие, руки загребущие…», а стадное чувство – вообще великое дело… Подруга взяла сыну два куска. Заодно и себе два. Ну и я, глядя на них, тоже 2 пиццы – глаза разбежались, и эту хочу, и ту, и ту неплохо бы… Выбрала с грибами и сыром, а вторую – овощную, с цуккини. :)
Когда съела половину куска, поняла, что погорячилась. :) Подумала забрать ее с собой и вечером поужинать… Но тогда придется весь день в сумке рядом с фотоаппаратом таскать. В общем, впихнула в себя. :)) И сверху эспрессо.
Как хорошо, что на Азинелли мы побывали до того! После 2 кусков пиццы я бы точно никуда не поднялась. :))
На часах 13.00. Идем гулять дальше…
Базилика Сан-Петронио просто поражает своими масштабами! Даже недоотделанный фасад по-своему оригинально смотрится...
illusia, а что это за "летающий" шарик? Что-то из современного искусства?
Отдельное спасибо за фото древних рукописных книг, всегда зависаю над подобными экспонатами. Какие краски, какая тонкая и точная работа! И, главное, никакой кнопки "delete", чтобы ошибку в тексте исправить :))
Виды с башни Азинелли прекрасны! Прав был Гете, они точно стоили всего подъема! Просто "ух!" и "ах!" в комплекте. И хорошо, что организм в итоге тоже решил добраться до самого верха (хоть и покапризничал).
Спасибо, что взяли нас на эту прогулку, Болонья очаровательна!
Polina_Sumy, я не нашла что это за шарик. На сайте базилики только описание изображений в капелле. Мне казалось, что шар работает как маятник. А сейчас, глядя на снимок, засомневалась. :))
Я тоже всегда «прикипаю» к рукописным книгам. Хочется рассмотреть каждую деталь орнамента, восхищаясь ювелирной работой писаря. Подобные фолианты впервые увидела во Флоренции в Капелле Медичи, но там нельзя фотографировать. :(
Рада, что читаете. Спасибо за комментарии. :)
Есть в Болонье еще одно очень яркое и очень красивое место. Biblioteca dell'Archiginnasio. Архигимназия.
Как я писала выше, главным собором города считают Базилику Сан-Петронио.
А кафедральный собор Болоньи – Собор Сан-Пьетро.
Сознаюсь, на этапе «сбора материала» я не сильно вникала в названия, просто заносила важную информацию в таблицу с программой поездки. А т.к. все туристы в своих рассказах упоминали Сан-Петронио, значит это и «должен быть» кафедральный собор. И в программе поездки у меня вся информация о Сан-Петронио, а на карте одного из маршрутов по городу я отметила Cattedrale Metropolitana di San Pietro. :)
Поэтому когда мы улочками и переулками отправились в Архигимназию, я удивилась, увидев перед собой базилику Сан-Петронио, ее коричневый боковой фасад: «О, мы же утром здесь были!» :)
Так что расположена Архигимназия всего в нескольких шагах от церкви Сан-Петронио. На Piazza Galvani, 1.
Несмотря на то, что Болонский университет был основан в 1088 году, до середины XVI века он не имел единого здания. Профессора читали лекции у себя дома или в арендованных помещениях. В 1562 году по поручению папского легата Болоньи, кардинала Карло Борромео и вице-премьера Пьера Донато Чези болонским архитектором Антонио Моранди, известным как Террибилия, был создан проект здания, объединяющий факультеты университета под одной крышей. «Новую школу», или Archiginnasio, как ее называли классическим термином, построили всего за полтора года. Университет занимал это здание до 1803 года.
Сегодня здесь расположена городская библиотека, хранящая под своими сводами тысячи старинных рукописей и книг.
С первых же шагов, еще только зайдя в арку, вы поднимаете глаза вверх и… так и ходите 1,5 часа, зачарованно рассматривая здание Архигимназии: галереи внутреннего дворика, лестницы, коридоры и кабинеты. :)
Стены комнат, своды лестниц и лоджий украшены яркими росписями и геральдическими знаками с именами студентов и преподавателей. Более 6000 гербов и надписей в честь профессоров и учеников.
На своде входной арки – фреска в честь кардинала Бенедетто Джустиниани, посвященная ему Диего де Леоном Гаравито, уроженцем Перу, первым «американским» студентом в университете Болоньи.
Когда-то внутренний дворик был театром многочисленных событий и церемоний. Самой живописной была церемония приготовления Teriaca, препарата из комбинации пятидесяти элементов, служившего панацеей от всех зол и, в частности, от укуса диких и ядовитых животных.
Стены окружающих дворик лоджий украшены гербами, скульптурами и резными или расписанными мемуарами. Каждый сантиметр изображений рассказывает об истории и престиже университета.
Две большие лестницы ведут из внутреннего дворика на второй этаж, где находились учебные комнаты, поделенные между двумя различными университетами: Легистов (юристы канонического и гражданского права) и Художников (философия, медицина, математика, физические и естественные науки).
Увлеченно рассматривая изображения на стенах и потолке коридора, практически не замечаешь расположенную «внизу» экспозицию, посвященную истории университета: разнообразные документы, рисунки, письма и даже старинные студенческие конспекты.
Потолок настолько восхищает, что невозможно его не сфотографировать:
А выглядело это так :)
Посещение Архигимназии бесплатное, но есть два зала, куда нужно купить билет за 3 евро.
Это Teatro Anatomico и Sala dello Stabat Mater.
Анатомический театр, названный так за характерную форму амфитеатра, спроектировал в 1637 году для уроков анатомии болонский архитектор Антонио Паолуччи, известный как Леванти.
Кабинет полностью обшит деревом, стены украшены двенадцатью статуями, изображающими знаменитых докторов и известных анатомов Болонской студии: Гиппократ, Гален, Фабрицио Бартолетти, Джироламо Сбаралья, Марчелло Мальпиги, Карло Фракассати, Мондино де Люцци, Бартоломео да Вариньяна, Пьетро д'Аргелата, Костанцо Варолио, Джулио Чезаре Аранцио и Гаспаре Тальякоцци. В центре белый мраморный стол для препарирования трупов.
Навес над кафедрой для лектора поддерживают две скульптуры Spellati, изображающие людей без кожного покрова.
Кессонный потолок, созданный в 1645 году Антонио Леванти, украшен символическими фигурами четырнадцати созвездий, в центре – Аполлон, покровитель медицины.
Выбор астрологической темы восходит к традиции консультироваться со звездами перед тем, как приступить к операциям – астрология была связана с медициной, и считалось, что каждая часть тела находится под защитой знака зодиака.
Sala dello Stabat Mater – был когда-то залом для адвокатов. Здесь самый большой из существующих геральдических настенных комплексов. Герб должен был укрепить идею авторитета и власти учреждения: как в галереях дворянских дворцов картины прославляли великолепие семьи, так и в университете геральдические украшения подчеркивали историю и престиж академической традиции.
Внизу вдоль стен тянутся книжные шкафы.
Название Stabat Mater зал получил в честь одноименного произведения Джоакино Россини, исполненного здесь впервые 18 марта 1842 года, дирижировал Гаэтано Доницетти. Сейчас здесь проводятся разные торжественные мероприятия и конференции.
Едва мы вошли в зал, к нам подошла сотрудница Архигимназии и спросила откуда мы. И подвела к двери, ведущей в анфиладу классных комнат, которые теперь превращены в книжные хранилища. Для туристов вход туда закрыт, посмотреть на них можно только через решетчатую дверь.
Побродив еще немного по старинному университетскому зданию,
выходим на площадь Galvani. Пока я раздумывала в какую сторону повернуть и продолжить прогулку по городу, мимо прошла собака, рядом с которой по земле тащился намордник на поводке…
Я даже растерялась: «Странно, обычно так играют с кошаками». Затем вспомнила мультик из детства «Варежка» – детеныш мечтал о собаке, а т.к. родители были против, малышка «водила» за собой привязанную на веревочку варежку. :)
Пока соображала сфотографировать колоритную сцену, услышала за спиной хихиканье подруги. Она видела как псинка съежилась-скукожилась, извернулась и выскользнула из намордника. :))) Хозяин продолжал идти вперед, не замечая курьезности сцены. :)
Поворачиваем налево. В конце улицы расположилось кафе-кондитерская Zanarini. Там такой выбор небольших пирожных, размером с канапе, что у нас разбежались глаза.
Фотографии с сайта кафе:
И несмотря на довольно высокие цены, мы решили выпить там кофе и побаловать себя десертом. Но не сейчас, чуть позже – мы так объелись пиццей, что пока не хочется даже сладостей. :)
Напротив кондитерской, на Via Farini, вдоль здания Banca D'Italia тянется самая красивая арочная галерея:
Поворачиваем на Piazza Cavour и по Via Garibaldi направляемся к Basilica di San Domenico.illusia, как я Вам благодарна за библиотеку! Как я ее ждала!!! Для меня это самое любимое место в Болонье!!!
А собаки в этом городе уникальные. Помню, как я была удивлена, встретив бабулю с болонкой на поводке в церкви. И никто их не ругал и не выгонял из храма.
Жду продолжения. Есть у меня там ещё одно любимое место)))
Архигимназия потрясающа! Там, видимо, надо сразу планировать несколько кругов для осмотра, сначала потолок разглядывать, потом экспонаты.
Анатомический театр в дереве воспринимается несколько неожиданно, почему то такие места всегда ассоциируются с более "холодным" материалом. А атланты без кожи над кафедрой - это прям и "брррр" и "вау" одновременно.
Я же правильно поняла, что сейчас в здании действующая библиотека? Т.е. местные сюда на почитать ходят? Я им теперь завидую ))
P.S. "Фотография с пола" - как знакома эта поза :))
zhdanova10, я думаю, что если еще когда-нибудь окажусь в Болонье, то обязательно схожу в Архигимназию.
А вот дождетесь ли Вы еще одно любимое место в моем рассказе…. Даже не знаю. :( В этом городе столько красивых мест, столько всего интересного. Я постаралась охватить максимально, но за 2 неполных дня, к сожалению, многого просто физически не успели посетить. :(
Я сейчас смотрю карту города и сама себе задаю вопросы: «Ой, а почему мы здесь не прошли? А здесь можно было заглянуть в …»
Как бы ни изучала отзывы других и не рисовала маршруты в google.map, пока своими ножками не прошагаешь… :)))
Polina_Sumy, я смотрела на какую-то книгу, экспонируемую под стеклом… И поняла, что мне потолки интереснее. ;))
Да, Архигимназия теперь служит городской библиотекой: «Чтобы получить доступ к библиотеке, необходимо быть не моложе 14 лет и иметь действительное удостоверение личности».
Благодаря деревянной отделке «кабинет анатомии» вызывал не отторжение, а любопытство и восхищение. Я только мраморный стол не стала фотографировать. :)
deppo, я тоже такие гербы на стенах впервые увидела в Падуе, и была очарована. Но здесь их намного больше, все ярче, красочнее. А зал Stabat Mater – это что-то грандиозное. Фотографии совершенно не передают масштаба увиденного. Зашли в зал и остановились с открытыми ртами. :)))))
olyajan, нет-нет, это нельзя назвать «побывала». Это всего лишь «прочитала о чужих впечатлениях». ;))) Только своими глазами, только своими ножками, только личные впечатления. :)
P.S. Исправить в тексте уже поздно – торопилась и ошиблась, написав про намордник для собаки. Это был не намордник, а ошейник. Намордников на собаках я вообще не видела. В Италии, как и во всей Европе, особое отношение к собакам, с которым я не раз столкнусь в поездке. ;)
Мы совершенно забыли, что большинство церквей Италии в дневное время закрыты. У кого-то перерыв с 12.30 до 15.00, у кого-то с 13.00 до 15.30.
К Базилике Сан-Доменико мы пришли как раз во время сиесты. К счастью, подождать нужно было всего полчаса, поэтому осмотрели пока площадь вокруг собора.
В центре площади высится колонна с бронзовой статуей Святого Доминика. Рядом саркофаги глоссаторов – известных средневековых юристов: гробница Роландино де Пасседжери (Arca di Rolandino de' Passeggeri, 1305 год), и чуть дальше, на углу дома – гробница Эджидио Фоскерари (Arca Di Egidio Foscherari, 1289 год). В глубине площади – колонна «Мадонна Розария», посвященная окончанию эпидемии чумы в Болонье в 1632 году. Там же несколько симпатичных скамеек, чтобы отдохнуть в тени собора.
Basilica di San Domenico возведена при доминиканском монастыре и посвящена основателю монашеского Ордена проповедников Святому Доменико. Она считается одной из самых богатых болонских церквей в истории искусства.
Domenico di Guzmán родился в Кастилии, около 1170 года. Став проповедником, много путешествовал между Парижем, Пиренейским полуостровом, римской курией и Болонью, борясь с ересью, раскольничеством и язычеством. Привлеченный бурной интеллектуальной жизнью города, в 1218 году Доменик решил остаться в Болонье и основать здесь монашеский орден. Сначала доминиканцы обосновались за тогдашними городскими стенами, в монастырском комплексе рядом с церковью Santa Maria della Purificazione. Затем переместились в церковь di San Nicolo delle Vigne, на месте которой после смерти Доменико 6 августа 1221 года монахи возвели новую большую церковь, назвав ее в память основателя ордена: Basilica di San Domenico. Постепенно, с 1219 года по 1243 годы, члены ордена выкупили все земли вокруг и возвели новый монастырский комплекс.
Собор украшен работами известных мастеров XV-XVII веков: Niccolo dell'Arca, Michelangelo Buonarroti, Filippino Lippi, Guido Reni, Ludovico Carracci, Guercino.
Здесь хранится знаменитое распятие Джунто Пизано (около 1250 года). Фото отсюда:
Войдя внутрь собора, я спешу разыскать Cappella di san Domenico, в которой стоит саркофаг с останками святого Доменика (справа, шестая капелла). Именно здесь находятся скульптуры, выполненные молодым Микеланджело: фигуры San Petronio и San Procolo (сзади саркофага) и одного из ангелов со свечей (1494 г.).
Над роскошной усыпальницей с изображением событий из жизни святого в течение нескольких столетий трудились известные итальянские мастера Nicola Pisano, Niccolо da Bari, Alfonso Lombardi.
Еще одна капелла, привлекающая внимание – слева, четвертая. Capella del Rosario. Справа от алтаря находится орган, на котором играл Вольфганг Амадей Моцарт, когда он был гостем в Болонье и брал уроки у отца Джованни Баттисты Мартини.
Рассматривая интерьер собора, обнаруживаю несколько ступенек, ведущих вниз и… в заалтарную часть (в XVII веке была убрана перегородка, делившая церковь на две части, и деревянные хоры передвинуты за главный алтарь).
Деревянные хоры, созданные Фра Дамиано да Бергамо в XVI веке, за их уникальные инкрустации по дереву считались «восьмым чудом света».
Рядом дверь в монастырский садик.
В базилике Сан-Доминико находится гробница короля Энцо, он завещал похоронить себя вблизи почитаемого им святого.
Недалеко от собора, на параллельной улице есть любопытная болонская достопримечательность – «фигура черта», о которой я вычитала у одного туриста: «нипочем бы не узнали о его существовании, если бы он не был отмечен на картах «maps me». И я уговорила своих компаньонов сходить посмотреть. На картах google такой отметки нет. :) Фигура находится на via D’Azeglio, 47, идти минут 5.
Эта таинственная и захватывающая Statua del diavolo похожа на женскую фигуру с собачьей головой, «сидит» она под арками Bastardini, на здании, в котором до 1797 года находился детский дом. Некоторые утверждают, что «дьявол» был защитником путников, другие утверждают, что это было предупреждением в память о ведьме Екатерине, которая жила в этом районе в пятнадцатом веке.
Мы возвращаемся в кафе Zanarini, наслаждаемся вкуснейшими пирожными и отменным кофе – одно из немногих кафе, где к кофе подали воду, а я попросила еще и большой стакан. :)
А затем… Затем решили пойти домой немного отдохнуть: с 6 утра на ногах, прошли десятка два километров, и в том числе и по вертикали... И еще предстоит прогулка по вечернему городу. :)
По дороге зашли в Базилику Сан-Бартоломео посмотреть на свадьбу (фотографии я показывала). Заглядывая во всевозможные арки и дворики на Strada Maggiore, сделали несколько фотосессий. И, увидев издалека у Basilica di Santa Maria dei Servi ярко-красный кабриолет, поспешили к дверям церкви.
Здесь тоже проходило венчание. Сегодня суббота, очевидно, «свадебный день». :)
Церковь была открыта, мы тихонько зашли, никто не возражал против нашего присутствия. :)
Отдохнув и освежившись, отправляемся смотреть на Болонью вечернюю…
Начинаем променад с апероля. :) Я давно хотела попробовать этот итальянский алкогольный напиток, но каждый раз, приехав в Италию, пью сухое вино, и каждый раз вернувшись домой, говорю себе: «Опять забыла про апероль! Ну ладно, в следующий раз.» :))
Занимаем столик на улице. Strada Maggiore в выходные становится пешеходной, и столики из расположенных здесь кафеен расставляют прямо на мостовой.
Пока я улыбалась йоркам и их хозяевам, подруга разузнала стоимость аперитива и что к нему прилагается: 5 евро, если только апероль-спритц, и 7 евро – с закусками.
Ну а далее мы идем по утреннему маршруту – до башен, а от них на площадь Маджоре.
Рядом с башнями находится Palazzo della Mercanzia (Дворец торговли) – симпатичное здание, на которое я обратила внимание еще утром.
Когда-то здесь размещались торговые гильдии и торговый суд – здание возвели в конце XIV века для объединения трех таможенных домов. С расположенного над арками небольшого мраморного балкона судьи зачитывали приговоры.
В конце XV века упала стоявшая по соседству башня Торре-де-Бьянки и сильно повредила дворец. Его восстановили в 1615 году – об этом вещает памятная табличка на фасаде. С 1811 года в Палаццо Мерканция размещается торгово-промышленная палата Болоньи.
Мы гуляем по вечерней Болонье и наблюдаем за жизнью города…
И по «самому широкому болонскому портику» возвращаемся домой… :) Завтра с утра мы едем в Модену.
illusia, чудесный рассказ! Спасибо за историю саркофагов! Я так и не удосужилась найти о них информацию, хотя они очень необычны.
Именно в Сан Доменико я и видела бабулю с собачкой (и это был не йорк, которых носят на руках, а вполне приличная болонка, которая ходила лапами по церкви)!
С Дьяболо обязательно познакомлюсь в следующий приезд)
И Palazzo della Mercanzia, как всегда, очарователен. Каждый раз им любуюсь, но не могу сфотографировать его достойно. А вот Вам удалось!!!
Прелестная прогулка!!!