Пропали из Тридевятого царства все женщины. Уехали в Италию и не вернулись. Осталась одна Баба Яга...
Приходит к ней Кощей и говорит:
— Слушай, старая, ты одна осталась. Езжай, узнай что там!
Поехала Яга и тоже не вернулась.
Озадаченный Кощей летит в Италию, находит Бабу Ягу – а она там сидит в баре за чашечкой кофе, ногу на ногу положила, сигарета в зубах.
Он ей:
— Ты что, старая, пропала-то совсем!?
А она отвечает:
— Это для тебя я старая. А тут я «Чао, белла!»
Как говорится, из песни слов не выкинешь. Италия – она такая! Восхищает, очаровывает, увлекает, пленяет, кружит голову, проникает в сердце... и больше не отпускает. И каждый раз, насладившись Италией, ты возвращаешься домой и начинаешь строить новый маршрут по этой чудесной, солнечной и гостеприимной стране.
Так и я, несколько лет назад вернувшись с отдыха на озерах Комо и Маджоре, быстренько нарисовала новый маршрут: Милан (в нем осталось еще много «хотелок»), Бергамо (полдня на этот город мне не хватило), Пьяченца, Кремона, Брешия и озеро Гарда (оно никак не впихивалось в 7 дней к Комо и Маджоре, но однажды искупавшись в озере у города Сермионе, хотелось продолжить «знакомство»). Еще очень мечталось посмотреть Болонью, но она получалась далеко и совсем не по пути, пришлось ее отложить. Ну и оставалось найти компанию желающих посмотреть эти далеко не самые популярные у наших туристов города. Поэтому «план» тихо лежал в моей голове в одном из дальних закоулков.
Как оказалось – до этого лета.
Так случилось, что в начале прошлого года внезапно моим родителям потребовался круглосуточный уход, и мне пришлось забыть что такое выходные, праздники и дни отпуска. А потом жизнь добавила еще и испытание финансами. :( Так что с каждым днем я все более и более – что по внутренним ощущениям, что внешне – приближалась к образу хозяйки избушки на курьих ножках. :( Организм требовал отдыха, психической, эмоциональной, интеллектуальной и визуальной перезагрузки. И чем ближе было лето, тем больше организм вопил, тем сильнее хотелось уехать куда-нибудь… Я вспомнила об итальянском маршруте и, чтобы отвлечься, хоть пока никаких перспектив не рисовалось, решила его «прорисовать». Когда-нибудь пригодится. :)
После изучения рассказов на турфорумах и «итальянских» сайтах маршрут увеличился вдвое… :)) И дотянулся таки до Болоньи. :)
А потом предложила поездку своей приятельнице. И хоть она только вернулась из путешествия по Амальфитанскому побережью и до конца года Италию не рассматривала, озеро Гарда стало той вишенкой, что развеяла ее сомнения. Ура, едем! Единственный минус – приятельница работает в компании, которая всем офисом уходит в отпуск в августе. Т.е. – пик сезона и пик цен. :( И до отпуска оставалось всего чуть более двух месяцев...
Определившись с датами поездки, сразу забронировали жилье на озере. Самым дешевым из найденного оказался хостел в городке Тосколано-Модерно – по 25 евро с человека за ночь (трехместный номер с удобствами, бесплатный вай-фай).
И взяли билеты на самолет.
Где-то я читала, что самые дешевые авиабилеты за полгода-год и за 60 дней. Ну что сказать… И за 75, и за 60 дней до отлета цена билетов одинаковая. А спустя три дня подруга докупала билет своему сыну – цена была такая же.
Билеты мы брали у Люфганзы: перелеты выполняются одной компанией, так что в случае неожиданных ситуаций проблемы решает компания, и помимо ручной клади стандартных 55х40х23 см в салон можно взять сумку размером 40х30х10 см. Разница в стоимости билетов между Люфганзой и Виззы+Райнейр или Виззы+другой лоукост была небольшой.
А еще Люфганза кормила и поила – пусть не столь плотно и роскошно, но на всех перелетах. Так что еще и приятный «бонус».
Выстраивая маршрут поездки, я предполагала лететь через Милан (Бергамо), сначала остановиться в Пьяченце, завершить Болоньей и из нее уже двигать на озеро Гарда. И по нарастающей, и после активных прогулок по городам отдохнуть у воды в окружении гор. :) Но в процессе поиска недорогих авиабилетов решили лететь через Верону. Поэтому маршрут пришлось подкорректировать и выстроить в обратном направлении: Верона – Мантуя – Болонья – Модена – Парма – Пьяченца – Кремона – озеро Гарда – Верона.
Передвигались между городами поездами.
В Пьяченце и Болонье нашли недорогие апартаменты практически в центре старой части городов за 21-23 евро/ночь с человека.
Небольшая загвоздка у нас случилась с отелем в Вероне. Мы прилетали в Верону в 22.20, а утром уже отправлялись в Мантую, поэтому оптимальным было остановиться где-то в районе ж/д вокзала Verona Porta Nuova. Между аэропортом и ж/д вокзалом каждые 15 минут ходит шаттл (https://www.aeroportoverona.it/ru/transport/aerobus.html).
Однако все просматриваемые нами апартаменты принимали только до 22.00, максимум, до 22.30. Никак не успеть. Начали искать возле аэропорта. Единственый отель, подходящий нам по цене, плюс в 10 минутах ходьбы (!) от аэропорта, и отзывы хорошие, и до 22.30 принимает, и даже в чьем-то отзыве было, что им пошли навстречу и подождали до 23.00 – отель Agriturismo Ai Due Volti. Подруга написала запрос... И забыла. :)
И лишь когда за две недели до отъезда букинг вдруг заблокировал у нее на карточке 80 евро, хотя все жилье мы бронировали с бесплатной отменой – в процессе выяснения выплыло, что агроотель отказывается нас принять – мы не успеем приехать к ним до 22.30, а ждать никто не будет. А не отвечали они, т.к. не владеют никаким языком, кроме итальянского. Упсс ...
Немного стресса и новых поисков... Отель Airporthotel Verona Congress&Relax – 4 звезды, 34 евро с завтраком, ненамного дальше предыдущего. Ну что же... 34 так 34, зато бесплатно заберут из аэропорта.
Оставшееся до отъезда время я отбирала самое интересное из того, что стоит посмотреть в каждом городе, изучала время работы и стоимость входных билетов, скринила расписание нужных нам поездов и автобусов, прорисовывала пешеходные маршруты в каждом городе в Google maps и наносила метки в Maps.me в планшете. Как бы ни развивались современные технологии, для меня пока что удобнее карту с маршрутом распечатать – и легче носить в руках, чем планшет, и на «ярком солнце» пользоваться удобнее. :)
Наступило 1 августа. Летим!
Какое начало! Прелюдию про бабу ягу, которая пропала в Италии я теперь просто распечатаю и повешу себе на стену))) Это шикарно!
И конечно теперь с нетерпением ожидаю продолжения итальянского вояжа!
Ой, спасибо! Буду стараться оправдать ваши ожидания. :) Текста будет много, фотографий еще больше. Правда, с фотографиями не все гладко получилось, об этом будет в рассказе. :)
А пока продолжу.
Пересадка во Франкфурте. Два часа. Огромаднейший аэропорт. Когда смотрели карту аэропорта, казалось, что гейт, куда прибывали из Киева, совсем рядом с тем, откуда вылетать в Верону, идти недалеко. Ага! Следя за указателями и следуя за толпой, шли минут 20. И это включая эскалатор и электричку.
К пограничникам две очереди. Мы стали в обе. Пока шли, подруга инструктировала сына что отвечать, в каких городах будем и т.п. При том, что у него в паспорте уже было несколько «шенгенов». Я тихо хихикала, подсказывая. Мне и в голову не могло прийти, что допрос устроят мне. :)) Я была настолько уверена и спокойна, что когда пограничник, открыв мой паспорт – а в нем всего два штампа: въезд и выезд в течение одного дня на греческий Корфу – спросил меня куда я лечу и с какой целью, я слегка опешила:
– I'm flying to Italy. Цель? Certainly tourism!...
– Where to Italy? Lake Garda… Bologna...
От неожиданности я забыла маршрут, который сама же и составляла. И тот запас английского языка, который впихивала в себя перед поездкой… :)))
– Alone? Not, of course! With friends! With my friend and her son. – И показываю на своих компаньонов в соседней очереди.
Пограничник спросил об обратных билетах. Я достала планшет, собираясь показать электронные билеты. И тут подруга напомнила, что когда мы сели в самолет, она отдала мне распечатки – положить в карман чемодана.
Достала бумажки, передала пограничнику, он их листал, смотрел, повторяя «ОК», «ОК», «ОК». Поставил печать в паспорт и впустил на территорию...
И тут меня начало мелко трусить... :)
Обсуждая по дороге к таможенному контролю «прохождение границы», вдруг выясняем, что в самолете подруга отдала мне распечатки билетов до Вероны, все остальное осталось у нее в рюкзаке. Что там пограничник «окал» – непонятно… Очевидно я была так уверена в себе и так удивлена, что тон, которым отвечала, его убедил. :)))
Второй пограничник, к которому попали мои друзья, втихаря чАтился с какой-то барышней, и потому особо не усердствовал. :)
Из Франкфурта в Верону летели самолетом Air Dolomiti – партнерской компанией Люфганзы.
Верона встретила нас очень теплым и очень влажным воздухом. «Ну здравствуй, Италия!» – произнесла я, едва выйдя из самолета. :)))
Прилетели вовремя, позвонили в отель. Минут через 10 подъехал микроавтобус – забрали нас и семейную пару.
Airporthotel Verona Congress&Relax оказался очень симпатичным, современным, комфортным. В номере чайник, чай, кофе – в 12 ночи еще и почаевничали. :)) Окна нашего номера выходили в уютный внутренний дворик с рядами лежаков на зеленом газоне – СПА-отель, таки. :)
Очень классный завтрак: разнообразие свежих и консервированных овощей и фруктов, зеленых салатов, несколько видов колбас, мяса и сыра, омлеты, йогурты, мюсли, джемы, выпечка, напитки и т.п.
Начало путешествия было замечательным... :))
Сдавая утром номер, спросили как добраться до ж/д вокзала: рядом с отелем остановка городского автобуса. Правда, для этого нужно перейти площадь с небольшой автомобильной развязкой. Точнее, обойти ее вокруг... :) Оценив длину «обхода», рискнули идти «навпростець», благо развязка была круговая, а значит автомобили движутся в одну сторону. :) И правильно сделали, расписание на остановке сообщило, что до ж/д вокзала автобус ходит один раз в час, и прибудет он через 3 минуты...
Веронский вокзал Verona Porta Nuova – один из 10 крупнейших ж/д вокзалов Италии, соединяет не только итальянские города – через него можно добраться и во Францию, и в Швейцарию. Расположен на площади Piazzale XXV Aprile. Рядом с вокзалом остановки автобусов, которыми можно доехать до городов восточного побережья озера Гарда.
От вокзала до центра Вероны, в частности до Арены, минут 20 быстрым шагом. Но по Вероне мы будем гулять в день отлета, а сейчас спешим в Мантую.
Покупаем в кассе билеты. Поезд отправляется в 9:32, а в 10:17 мы уже в Мантуе.
Когда я готовилась к поездке, выяснила, что во многих городах Италии на вокзалах нет камеры хранения багажа. :( И, несмотря на свою туристическую привлекательность, Мантуя была среди них. Печально. Но вещи оставить где-то нужно. Среди советов на турфорумах упоминался сайт https://bagbnb.com/ – аналог сайта бронирования жилья: нужно зарегистрироваться, оплатить 5 евро за каждое место багажа, и тогда на ваш телефон пришлют ссылку с адресами точек, где можно оставить вещи. Как правило, это либо кафе, либо магазин. Еще кто-то писал, что можно попробовать оставить вещи в информационном центре. Поэтому bagbnb мы оставили на крайний случай, решив сначала попытать счастья в инфоцентрах.
В каком-то рассказе о Мантуе проскользнуло, что можно договориться оставить вещи в отеле ALBERGO BIANCHI напротив ж/д вокзала. И как только мы вышли с вокзала, эта информация вдруг всплыла в моей голове. Оказалось, не в этом отеле, а в соседнем Hotel ABC. Стоит эта услуга 5 евро за чемодан на весь день хранения. Плюс сканируют паспорт (если компания из нескольких человек, то достаточно одного паспорта).
Ура, вещи оставлены, идем изучать город. :)
У немцев, видимо, инструкция такая - всех допрашивать с пристрастием, потому как я у них тоже попадала на подробные отчеты - куда, с кем, сколько дней и т.д. ))
За ссылку по багажу отдельное спасибо, потому как если в логистике маршрута несколько городов, то вопрос "куда деть багаж?" обычно выходит на первый план.
У меня обычно навигатор сам перестраивается, если от маршрута отклонишься. Попробуйте maps.me, отличные карты.
Polina_Sumy, мы bagbnb не воспользовались. Нам пришлось оставлять вещи еще и в Кремоне, и мы договаривались в инфоцентре – условия такие же, как в отеле в Мантуе. Единственное неудобство – инфоцентры всегда находятся в исторических центрах городов, а значит относительно далеко от вокзала, и нужно вещи тащить туда.
Но в той же Мантуе, например, bagbnb предлагал 2 места: одно – кафе рядом с вокзалом, а второе – в магазине недалеко от Палаццо Дукале (прилично от вокзала). И в каком-то из отзывов писали, что пришли забирать вещи, а хозяин куда-то ушел, и пришлось долго ждать. :( Не комильфо, скажем так. :)
olyajan, не отпускает Италия, и никогда не отпустит. :))))
Я решила разместить рассказ здесь, т.к. много городов, очень много увидели, и разбивать всю информацию на «150 частей» я не хотела. А здесь буду постепенно выкладывать – небольшими блоками и читать удобнее и быстрее, и все в одном месте будет, надеюсь, восприниматься цельнее. :))
По поводу печатных и электронных карт. Мы использовали все способы навигации. В руках я держала распечатанную карту – удобно видеть сразу весь маршрут (иногда приходилось перекомпановывать его по ходу), а MAPS.ME соединяет только два пункта. Во всяком случае, как я ни пыталась, 3-4 локации соединить одной линией у меня не получалось. Поэтому MAPS.ME с метками в планшете просматривала накануне вечером, и планшет всегда был с собой. Ну и подруга на месте включала GPS в своем телефоне при необходимости. :)
Ну да, это всегда пожалуйста. И даже «не по дороге». :))))
illusia, ах, как приятно Вас читать! И вспоминать, и познавать новое... Спасибо!!!
ollennka, а я снесла напрочь Мапс.ми. Полностью перешла на Гугл карты -- и очень довольна!
zhdanova10, спасибо!! Мне ж теперь втройне внимательнее придется быть и тщательнее собирать слова в рассказ! ;))) А я и так ежедневно до двух часов ночи "пишу". :)
Я столкнулась с тем, что Мапс.ми и карты Гугл немного отличаются. И Мапс больше показывает мелких дорог и пешеходных дорожек.
На счет Бабы Яги - не такой уж это и анекдот. Скорее, правда жизни. У меня есть знакомая, которая уже 20 лет работает в Италии. Ей слегка за 60. Когда она приезжает в Украину (всегда подтянутая, на высокой танкетке, губы в красной помаде), она жалуется, чтт здесь ее называют бабушкой. А там она - женщина.
Очень рада, что и от Вас, illusia, будет рассказ в этом сезоне. Всегда читаем Вас с удовольствием. И ждем продолжения!
P.S. Нужно как-то небольшую презентацию на главной страничке делать, как Polina_Symy. А то можно пропустить все самое интересное. Случайно вот нашла в ветке форумов.
Мантуя. По-итальянски Mantova. Говорят, можно произносить и Мантуя, и Мантова – и так и так будет правильно.
Мантуя – один из красивейших городов итальянской области Ломбардия и один из древнейших городов Италии. Кто только не оставил свой след в истории этого прекрасного города! Задолго до завоевания Северной Италии римлянами здесь существовали умбрские поселения. Чуть позднее поселились этруски и возвели довольно крупный город, назвав его в честь бога подземного мира Мантуса (одна из версий возникновения названия, другая версия названия города более романтическая – согласно древней легенде, Манто, дочь прорицателя Тиресия, бежала из Фив после смерти своего отца, остановилась на этой земле и основала город).
В середине первого тысячелетия до нашей эры этрусков вытеснили галлы, а в конце III века того же тысячелетия до нашей эры эти земли захватили римляне, основав здесь свою колонию. В 47 году до н.э. Мантуя получила права города и статус муниципия. Затем здесь были готы, за ними византийцы... Наконец, в начале VII века н.э. Мантуя вошла в состав королевства лангобардов – крупнейшего на тот момент государства в Италии. Еще через полторы сотни лет Мантуя стала частью франкской империи Карла Великого.
С 1269 года Мантуей руководило семейство Бонакольси, в этот период появилось множество зданий, которые и до ныне являются украшением города. А с 1328 года, поддерживаемые веронским тираном Кан Франческо делла Скала, прозванным Кангранде, на почти четыре столетия город завоевывают Гонзага, семейство не знатное, но богатое, и становятся для города покровителями и меценатами. Именно в это время Мантуя достигает максимального расцвета, превращаясь в один из величайших и красивейших центров искусства в Италии. В годы правления династии Гонзага в Мантуе проживало немало художников, поэтов, скульпторов, писателей. Здесь пришла известность к нидерландскому живописцу Питеру Рубенсу, здесь работал композитор Клаудио Монтеверди, автор оперы «Орфей», и именно в Мантуе были поставлены чуть ли не первые в Европе полноценные оперы.
Однако к началу XVIII столетия род Гонзага начал угасать. После смерти в 1627 году последнего представителя «основной» ветви династии герцога Винченцо II, не оставившего после себя прямых наследников, началась «Война за мантуанское наследство». Власть оспаривали ставленник Франции герцог Карл Неверский, герцог Савойи Карл-Эммануил I и ставленник Габсбургов князь Фердинанд II Гонзага. И в течение почти двух столетий власть над городом переходила по очереди то австрийцам, то французам... Лишь в 1866 году Мантуя возвращается в итальянскую историю, войдя в состав Итальянской Республики.
Когда смотришь карту города, кажется, что он расположен на острове. Оказывается, в XII веке, чтобы обеспечить город водой, вокруг были созданы четыре искусственных озера – они питаются от реки Минчо, на которой расположился город, они и превратили Мантую в город-остров. Со временем одно из озер было осушено, каналы засыпаны: Мантуя осталась окружена водой только с трех сторон.
Говорят, что самый красивый вид на Мантую – особенно великолепен он во время заката – с моста Сан-Джорджо, расположенного как раз напротив замка Святого Георгия (Castello San Giorgio).
Но мы приехали на поезде и знакомиться с городом начали от ж/д вокзала – с противоположной стороны от замка, и как-то так получилось, что до моста не дошли.
Сразу же от здания вокзала влево уходит улица Via Solferino e S. Martino, и мы, сверяясь с картой, отправляемся по ней. Скользя взглядом вдоль фасадов старых, в основном двухэтажных, ничем не примечательных зданий, вдруг останавливаемся: «Смотри какой дом!». Украшающая его лепнина великолепна, и пусть он не тянет на «палаццо» – слишком мал, всего два с половиной этажа и три окна (ширина дома), в нем явно когда-то жила не бедная семья.
Чуть дальше – канал, пересекающий город. Чем-то напомнил мне Падую, совсем чуть-чуть – Венецию.
За каналом должны были повернуть направо, но взгляды зацепились за дворик на противоположной стороне, а в нем – кирпичный фасад церкви. «Ну что, заглянем?»
Церковь святого Франциска (Chiesa di San Francesco). Построена на рубеже XIII и XIV веков, позднее стала мавзолеем для членов семейства Гонзага. Благодаря этому в церковь регулярно привозили ценные реликвии и произведения искусства. В 1797 году большинство экспонатов были расхищены французскими солдатами, а из церкви сделали арсенал. Во время Второй мировой войны очень сильно пострадала от бомбардировок. После войны церковь восстановили, реставрировали оставшиеся фрагменты росписей.
Церковь оказалась очень простой и «аскетичной» внутри, на стенах кое-где видны остатки фресок.
То ли за два года я разучилась фотографировать, то ли у меня руки начали дрожать от накопившейся за это время усталости, но те несколько снимков, что я сделала внутри собора, оказались нерезкими. :(
А фасад вообще не сообразила запечатлеть. Лишь боковая сторона и фото одной фрески остались у меня «на память».
Поэтому фото ниже – с официального сайта церкви www.sanfrancescomantova.it:
Еще чуть дальше по улице заглядываем в арочный проем какого-то большого здания. Теперь я знаю, что это был Palazzo D'Arco, в котором великолепный музей, пинакотека, роскошно расписанные стены и потолки. :)) И в него стоит заглянуть... museodarcomantova.it
Пересекаем площадь перед дворцом, ныряем в арку между домами... И очень узкой улочкой идем в направлении исторического центра Мантуи. По дороге притормаживаем на какой-то площади, увидев небольшую симпатичную церквушку и чуть дальше фонтан питьевой воды.
Оказывается, у церкви интересное история. В 1693 году в Мантуе произошло сильное землетрясение. Когда жители почувствовали толчки, они обратились к образу Богородицы, написанному на стене одного из домов, – они просили, чтобы Мария защитила их и остановила землетрясение. Толчки вдруг резко прекратились. А в 1754 году на этом самом месте построили маленькую изящную церковь, назвав ее Chiesa della Madonna del Terremoto (Церковь Мадонны землетрясения). Образ Богородицы сняли со стены и отдали на хранение в церковь.
А площадь называется Piazza Matilde di Canossa.
А впереди над зданиями виден купол большого собора.
Мантуя, она же Мантова сразу напомнила связку Падуя, она же Падова :)) Мелодика итальянского языка легко узнаваема, но от того не менее потрясающа.
Понравился слоник в лепнине "палаццо", такой симпатяга! Ну, а смазанные фото в церквях - знакомая история. Я поэтому все фото в помещениях сразу проверяю на резкость, пока далеко от объекта не ушла - можно сделать второй дубль ))
Жду продолжения :)
Еще сотня метров, и мы подходим к площади Андреа Мантеньи (Piazza Andrea Mantegna) и к самой знаменитой мантуанской церкви – Базилике Сант-Андреа (Basilica di Sant’Andrea).
Когда-то на месте базилики стояла древняя церковь, построенная в IX в. для хранения реликвии – земли с Голгофы, пропитанной кровью Спасителя, которую, согласно преданию, привез в Мантую римский легионер Лонгин. Чтобы поклониться святой реликвии, в город потекли толпы паломников, а с ними и богатства. Со временем на месте древнего строения решили выстроить новый храм – больше и роскошнее. Инициаторами строительства были Лодовико III Гонзага и его сын, кардинал Франческо. Работать над проектом пригласили знаменитого архитектора и ученого Леона Баттисту Альберти. Базилику начали возводить в 1472 году, растянув строительство на долгих триста лет. Назвали ее в честь апостола Андрея Первозванного.
Внутри церковь удивительно красива и величественна, и считается шедевром Альберти. Фрески в главной часовне написаны выдающимися итальянскими художниками Джулио Романо и Корреджо.
В крипте базилики хранится сосуд со Святой кровью, а в саркофаге рядом с алтарем покоятся мощи Св. Лонгина. В погребальной капелле храма похоронен известный художник эпохи Ренессанса Андреа Мантенья. Родившись в Падуе, большую часть жизни он провел в Мантуе, где работал при дворе герцогов Гонзага.
С фотографиями в базилике у меня случилась полная невезуха. Мало того, что руки дрожат, так еще и вдруг перестал фокусироваться фотоаппарат. :(( Оказалось, что я забыла его зарядить. Мы только-только начали, и впереди еще целый день и столько интересного! Я готова была саму себя покусать и удавить! :)
У друзей был пауэрбанк, но увы, фотоаппарат с ним не подружился. И зарядное устройство осталось в чемодане. :( Я вспомнила, что можно фокусироваться вручную...
Я догадывалась, что результат будет сомнительным – я очень хорошо вижу вдали, а на том, что очень близко и очень мелко, мои глаза фокусироваться отказываются. :))
Так что сразу прошу простить за качество многих фотографий. По-хорошему, их вообще нельзя никому показывать и даже «для себя» сохранять. :)) Но тогда часть рассказа будет без иллюстраций. :(
Иногда буду использовать снимки подруги, сделанные ею на телефон.
Piazza Andrea Mantegna как-то незаметно перетекает в площадь Эрбе (Piazza delle Erbe), и, выходя из дверей Сант-Андреа налево, сразу попадаешь на площадь Трав – так с итальянского переводится Piazza delle Erbe. И прямо перед вами Ротонда Сан-Лоренцо и Часовая Башня.
Ротонда Сан-Лоренцо (Rotonda di San Lorenzo) – самая древняя церковь в Мантуе, возведенная в 1083 году по приказу Матильды Каносской, имеет сходство с иерусалимским Храмом Гроба Господня. Она была одной из важнейших церквей для жителей города до 1579 года, когда ее закрыли по приказу Гонзага. После этого здание довольно быстро пришло в упадок, его отдали под склад, а затем там сделали еврейское гетто. В начале ХХ века строение полностью отреставрировали, вернув ему первоначальное значение.
Так что не только в Советском Союзе здания церквей превращали в склады, зернохранилища или, в лучшем случае, там хранили городские архивы. :(
Часовая башня (Torre dell’Оrologio) появилась в городе в конце XV века. Часы сконструировал Бартоломео Манфреди, бывший астрологом, математиком и механиком при дворе герцогов семейства Гонзага. Помимо точного времени часы показывают месяц, фазы луны, положение планет и зодиакальных созвездий. На часовую башню можно подняться. Внутри находится музей часовых механизмов.
Сфотографировать часы крупно мне не удалось, т.к. солнце светило как раз из-за башни. Поэтому фото из интернета (flickr.com).
Пересекая площадь от базилики Сант-Андреа в направлении Ротонды, останавливаюсь сфотографировать дом с красивыми резными окнами и балконом. Casa del Mercante (Дом торговца), он же Дом купца Бонифорте да Конкореццо.
Левее Часовой башни стоит Дворец правосудия (Palazzo della Ragione) – он закрыт на реставрацию и затянут тканью. Поворачиваем на площадь delle Erbe и направляемся к площади Сорделло (Piazza Sordello).
Basilica di Sant’Andrea хороша! Но больше всего меня пленили резные окна Casa del Mercante, какая тончайшая кружевная работа...
У нас спортзал в костеле был, так что не складами едиными успели отметиться. Кстати, соседи итальянцев - французы, этот этап прошли после Французской революции, так что это видимо общее "заболевание", которым каждый народ в свое время переболел.
P.S. На случай форс-мажоров с аккумулятором, в сумке всегда должен быть запасной заряженный /первое правило фотографа/ :))
Igor_m, спасибо. С фотографиями, к сожалению, беда. :( Правда, к концу поездки отдых повлиял благотворно, руки перестали дрожать. :)))))))
Juliiii, ага домик торговца симпатичный. Выделяется среди соседствующих с ним и сразу обращает на себя внимание. И главное, знал этот Бонифорте где строить - прямо на главной площади города, в 20 метрах от собора. :))
Piazza Sordello считается первой по важности площадью Мантуи. Именно там расположена резиденция семейства Гонзага, там сохранились палаццо богатых семей города: палаццо Бонакольси (Palazzo Bonacolsi), палаццо Весковиле (Palazzo Vescovile), он же дворец эпископа, Palazzo Acerbi.
Там же находится Кафедральный собор Мантуи (Duomo di Mantova).
Появилась площадь в 1330 году и сначала называлась площадью Святого Петра. Со временем ее переименовали в честь поэта и трубадура Сорделло. Он был знатного рода, прославился красивыми, романтическими стихами о любви, своим озорным характером и огромной тягой к приключениям. Смелый и веселый авантюрист, он даже осмелился похитить жену правителя Вероны, в которую был влюблен. :)
Piazza Sordello очень большая, вся выложена булыжником, ходить по ней даже в самой удобной обуви не очень комфортно. А нам пришлось пересечь ее несколько раз, так что все стыки между камнями ощутили сполна. И когда мимо нас прошла барышня чуть ли не на шпильке и кто-то проехал на велосипеде, наши рты открылись от удивления. :)
В конце площади – Кафедральный собор. Справа – Палаццо Дукале (Palazzo Ducale), он же Герцогский дворец. Построен в 1290-1708 годы в качестве резиденции герцогов Гонзага, и в те времена был самым большим в Европе. Он и сейчас впечатляет своими размерами – это огромный комплекс, включающий в себя множество зданий, внутренних дворов, сады и скверы, и даже несколько площадей. Более 500 комнат, а общая площадь помещений превышает 30 тысяч квадратных метров. Замок Святого Георгия (Castello San Giorgio), Палаццо дель Капитано (Palazzo del Capitano), базилика Св. Барбары, Старый Двор (Corte Vecchia) и Новый Двор (Corte Nuova)… Переплетение галерей, залов и коридоров – стены и своды их расписаны великолепными фресками и картинами, украшены кессонными деревянными потолками, дополнены коллекциями скульптур и предметов искусства разных эпох. Здесь можно увидеть работы Леонардо да Винчи, Донателло, Пизанелло, Андреа Мантенья, Джулио Романо (с необыкновенными работами этого художника мы познакомимся еще в одном дворце города).
Мы сразу направляемся в кассу, покупаем билеты и уточняем как сначала попасть в самую известную и обсуждаемую туристами Камеру дельи Спози (Camera degli sposi). Я читала, что туда всегда большая очередь и время посещения ограничено 15 минутами, и даже на сайте дворца рекомендуют бронировать билеты заранее. http://www.ducalemantova.org/
Очевидно нам повезло – туристов было немного, и во времени никто не ограничивал.
А пока до открытия самой популярной достопримечательности оставалось где-то полчаса времени, мы идем в Дуомо, который имеет и второе название – собор Святого Петра.
Кафедральный собор снаружи выглядит несколько необычно. Сразу бросается в глаза смешение разных стилей, сменяющих друг друга: романский стиль соседствует с готикой, барочный мраморный фасад переходит в стены из красного кирпича.
Собор был построен в ХIII веке, а после сильного пожара в ХV веке восстановлен Джулио Романо в 1545 году. Внутри собора хранится мраморный саркофаг V века, стены украшены фресками и полотнами знаменитых мантуанских художников. В ризнице собора покоятся останки кардинала Эрколе Гонзага и Фердинандо Гонзага. Под главным алтарем – мощи покровителя Мантуи Святого Анзельма да Баджо.
Собор не поражает своими размерами и, честно говоря, не произвел на меня сильного впечатления и внутри – как Дуомо, как главный собор города. Я смотрю на фотографии и понимаю, что практически его не помню. :(
Это единственный собор из всех увиденных, который не остался в моей визуальной памяти. :(((
Мы возвращаемся к Палаццо Дукале, берем буклет со схемой дворца и уточняем куда идти и в какой последовательности – карта-схема в буклете при первом взгляде кажется немного непонятной. :)) К сожалению, буклеты только на итальянском, даже на английском нет. И даже на сайте вся познавательная информация о дворце только на итальянском. mantovaducale.beniculturali.it
Camera degli sposi (Камера дельи Спози) находится в самом Замке Св. Георгия, и чтобы попасть туда, нужно пересечь довольно таки приличный, весь открытый солнцу внутренний двор, он же пьяцца Кастелло.
Камера Пикта (Camera Picta), Зал Супругов, Зал Новобрачных, Супружеская комната, Брачный Покой – я встречала разные названия этой комнаты. Камера дельи Спози – самое знаменитое творение Андреа Мантенья, прославившее не только семью Гонзага, но и сам город Мантуя на весь мир. И, практически, единственное из всех произведений, созданных художником для Мантуи, которое сохранилось в городе. Во времена Гонзага Мантуя была полна шедеврами Мантеньи. В Палаццо Дукале висели «Триумфы» – сейчас они находятся в собрании Ее Величества Королевы в Хэмптон-Корте, аллегории Студиоло Изабеллы д’Эсте из Castello di San Giorgio ныне хранятся в Лувре. Так же работы Мантеньи украшали дворцы мантуанской знати, однако, многие росписи ныне утрачены, а множество картин были вывезены в разные страны и музеи.
Комната сама по себе небольшая, размером 8 на 8. Сначала это была опочивальня маркиза Людовико II Гонзага и жены его Барбары Брандебургской. Но со временем превратилась в комнату для аудиенций, где решались тайные дела. Супруги пожелали необыкновенных росписей в своей комнате и обратились за помощью к уже известному тогда художнику. Андреа Мантенья расписывал комнату в 1465-1474 г.г., изобразив членов семьи маркиза, приближенных и слуг.
На одной стене Людовико и Барбара в окружении многочисленной семьи и придворных. Маркиз держит в руках письмо и диктует что-то склонившемуся к нему секретарю. Существует несколько версий о чем они общаются, и что написано в письме. Сюжет имеет отношение к событиям 1462 года. Тогда мантуанский двор получил от Бьянки Марии Висконти приглашение приехать в Милан по случаю ухудшения здоровья герцога Франческо Сфорца. По другой версии, секретать сообщает герцогу какое-то важное известие – вероятно, об избрании его второго сына Франческо Гонзага кардиналом.
На другой стене представлено событие 1472 года: прибытие из Рима Франческо, получившего красную шапку кардинала. Людовико, облаченный в охотничье платье, выехал поприветствовать сына. Здесь же изображен его старший сын Федерико и внук Франческо. Над входной дверью в опочивальню маленькие путти, отодвинув занавес, держат позолоченную табличку с надписью «Сиятельному Людовико, второму маркизу Мантуанскому, государю превосходнейшему и в вере непоколебимому, и сиятельной Барбаре, его супруге, женщине несравненной славы, их Андреа Мантенья, падуанец, закончил это скромное произведение в их честь в 1474 году».
Но самая любопытная и самая обсуждаемая деталь Камеры дельи Спози – потолок в виде круглого окна (Oculus) с голубым небом и безмятежными облаками, создающий ощущение, что вы стоите под куполом с отверстием в нем. На плоском потолке художник сотворил иллюзию пространства и перспективы. Через круглое окно свода «льется» свет. Карликовое апельсиновое дерево с цветами – флер д’оранж – символ брака и плодовитости, будто вот-вот сорвется вниз. Рядом расположился павлин, символ супружеского согласия. Играют озорные путти, пытаясь перелезть через ажурное заграждение: один держит в руке яблоко – атрибут Венеры, намекая на золотой плод, послуживший причиной спора между греческими богинями, в руках других – венок и стрела, символы любви и венчания. Они вместе со служанками заглядывают в спальню супругов.
В соседних залах находится коллекция икон, портреты семейства Гонзага, немного прекрасной посуды из фарфора.
Мы покидаем Camera degli sposi и переходим в расположенный рядом Corte Nuova (Новый Двор). Поднимаемся по лестнице и попадаем в Герцогский зал с портретами семьи Гонзага. Далее переходим из зала в зал, рассматривая стены, потолки, мраморные скульптуры, колонны и фризы.
Appartamento Grande di Castello – анфилада залов, где устраивались официальные приемы. Sala dei Capitani, Sala dei Marchesi, Sala degli Arcieri. Огромный Оружейный зал – в 1459 году в нем проходил Мантуанский собор, на котором папа Пий II провозгласил о начале крестового похода против турок, захвативших Константинополь.
Appartamento di Troia (Апартаменты Трои) с циклом фресок Джулио Романо, ученика Рафаэля, по мотивам древнегреческих мифов, истории Троянской войны, Илиады Гомера. Sala di Manto (Зал Манто) с фресками об истории основания города Мантуя.
Древнеримский саркофаг и фризы II-III веков с изображениями подвигов Геракла, борьбы между греками и амазонками, мифа об Адонисе.
Но это лишь небольшая часть Палацо Дукале. Судя по карте, нем еще предстоит смотреть и смотреть.
Мы решили сделать перерыв и пойти где-то перекусить, тем более, что на часах уже начало второго. Передохнув в одном из парков дворца, идем на площадь Эрбе – там много всяких кафе, закусочных и ресторанчиков. Естественно, много туристов, но найти свободный столик на улице не сложно.
Palazzo Ducale шикарен! Сразил потолок в Оружейном зале - это какое-то отдельное произведение искусства, хочется рассматривать и рассматривать! Прямо порция мантунианской красоты с утра, спасибо!
illusia, а в Camera degli sposi "окно" в потолке действительно создает визуальный эффект взгляда в небо? Там, на месте, как это ощущается?
По Камере дельи Спози задалась ещё практичным вопросом - а каково было жить в таких апартаментах? Вспомнились "расписные" обои, которыми знакомые как-то обклеили комнату, а через полгода чертыхаясь переклеили, потому как долго находиться там было не возможно )) Хотя размеры их опочивален и наших комнат не соизмерим, так что может на больших площадях такой декор - самое оно ))
P.S. Фото портрета герцога с отражением в нём фотографа прекрасно ;)))
Polina_Sumy, :)))))))))) Фотографию герцога я вообще не собиралась показывать, и даже себе не сохраняла именно из-за отражения. :)))))) Практически в последнюю минуту перед «публикацией» этой части пришлось вытащить снимок из flash-карты – к портрету Маргариты нужна была «пара». :)
Потолок в Camera degli sposi действительно воспринимается объемным. Даже те медальоны вокруг «окна» – это не лепнина, они нарисованы. И, забыла упомянуть, в базилике Сант-Андреа на стенах, колоннах, фризах тоже рисунок, а не лепнина – тот вертикальный белый орнамент на желтом и сером фоне. :)
А вот как «взгляд в небо» оculus я не успела прочувствовать. Когда мы вошли, в центре комнаты стояла группа туристов, и экскурсовод на английском рассказывала им о Мантеньи. Поэтому нам оставалось лишь ходить вокруг них. :) Плюс были другие посетители, так что даже фотографировать фрески на стенах приходилось быстро, пока кто-то не влез в кадр. :) И встать прямо под оculus так и не получилось.
deppo, это точно, в Италии что ни дворец или церковь – все великолепно.