Спасибо. Судя по фон Изергиль - таки да, помните. А я ведь с Вами тоже все время "путешествую". Только чаще инкогнито. Но Ваш Тунис - это нечто. Меня вообще страны Магриба как-то до сих пор не привлекали совсем. А тут такое чудо Вы мне открыли. Но больше всего впечатляет Ваш подход к организации отдыха вообще. Т.е. всякий раз это интересная страна, в ней купа всего изучается, и при этом Вы еще умудряетесь и просто отдохнуть. Вот это - высший пилотаж!
Будем ждать! Уж очень теперь интересно хоть и виртуально побывать в этой стране, т.к. в реале теперь, боюсь, что народ не скоро туда решиться ехать.
И немного не в тему, но я под впечатлением и хочется поделиться)))) Меня сегодня сразил один мой сотрудник. Они с женой ехали ПЕРВЫЙ раз в Европу и полностью все сами. Вообще не были до этого в Европе нигде и никак. Так вот люди собрали сами пакет документов, подались на итальянское посольство и получили визы. И это был их первый в жизни шенген))) При этом сами составили себе маршрут, купили все билеты на самолеты, забронировали себе гостиницы под свои перелеты по Европе. Маршрут у них был Киев-Рим-Париж-Барселона-Киев. Все самолетами. Вот такие молодцы и все у них вышло, вернулись очень довольные. И это чудесно, что мы становимся куда полее раскрепощенными и свободными, практически вливаемся, если так можно сказать)))), в европейское сообщество и перестаем его воспринимать как что-то там за бугром)))
Signora_L, буду ждать с нетерпением! А эти три недели будут опсвящены очередному путешествию, если не секрет? ;))
Juliiii, Ваш сотрудник прям герой! с первого раза и все сам! мы первый раз в Европу ездили 10 лет назад, когда еще Шенгена не было, так что с визой проще было, и на своем авто, т.е. билетами не связаны, а отели вообще не заказывали - на месте искали, и то я собой тогда гордилась безмерно! :)))
Юля, Васюша, добрый день! Я вернулась ... из Гонконга. Тунис - это была тщательно спланированная поездка, а Гонконг - почти спонтанная. Путеводитель начала листать в самолете. Но летела к дочери, и она там меня опекала. И все равно следующий рассказ будет называться "Гонконг с приключением".
Любимая Европа - ближе, понятнее. vasyusha , уже в конце 90-х был шенген, я в 2000-ом самостоятельно из Бельгии (там недолго работала) летала в отпуск в Грецию. Но вот денег евро еще не было. И тоже отели искала на месте. Сейчас ездить проще. Но с тех пор количество туристов выросло неимоверно. В некоторые места уже не хочется возвращаться. Разве что осенью или весной.
С интересом будем ждать и продолжение Туниса, и Гонконг с приключениями)))
Я вот тут недавно как раз наткнулась на статистику:
в 2014 году Альгамбру посетило 2,4 млн. туристов. Наибольшее кол-во было 1 мая и составило 9329 человек. В 2014 году Альгамбра стала самой посещаемой достопримечательностью Испании.
Signora, какая ж Вы молодец! Столько увидеть в пакетном туре! А посудка - это просто восторг. И хоть я ни разу не эстет и мне плевать из чего кушать и ещё я жуткая скряга, но купила бы, наверное, ВСЕ!!:-)
Возвращаемся в Тунис. Поездка в Сусс. (Теракт был не в самом Суссе, а в курортном городке Порт-эль-Кантауи, где находятся только отели.)
Несмотря на то, что ж-д вокзал в Суссе расположен очень удачно рядом с мединой, добираться утром в Сусс на поезде было неудобно из-за расписания и персадки. Еще дома, в Киеве, был сделан расчет на автобус. Но на практике оказалось, что в центре Хаммамета автостанции как таковой нет (обычная автобусная остановка на улице), к тому же автобус был проходящий. К этому времени мы уже освоили такси. За 3 динара можно от нашего отеля доехать как до центра Хаммамета, так и до станции междугородных маршруток – луажей. Таксисту надо говорить «стасьон дэ луаж».
3 динара = 1,5 $, в дальнейшем цены постараюсь приводить в долларах. Кстати, мои барышни снимали деньги в банкоматах (в том числе, сразу в аэропорту). Мария еще «доменивала» в отеле.
Станция луажей в Суссе находится на периферии, через центр луаж не проходит. Так что и в Суссе мы сразу сели в такси. Первый пункт программы – Археологический музей. И там, как и в Тунисе, самое ценное – римские мозаики, но есть и финикийский зал (в основном, погребальные урны), и ранне-христианская коллекция. Музей расположен прямо в старой крепости (касбе) на краю медины.
Мы приехали до открытия (9:00) и ждали минут 10-15. Посетителей в этом музее гораздо меньше, чем в музее Бардо. Снимки мои, Ольги и Марии.
"Посейдон, рыбы и ракообразные" (а также моллюски, морские ежи, кальмары, осьминоги и каракатицы.). III-й век н.э. Эта мозаика находилась на дне бассейна:
"Триумф Вакха" (он же Дионис, он же Бахус). Размеры: 4,50 м х 4 м, III-й век н.э. Одеяние бога - в зелено-фиолетовых красках, это редкость для мозаик. Ну, а тигры, запряженные в колесницу - красавцы:
Здесь поражает корзина, из которой выплывают рыбы: она кажется реально выпуклой:
Самый знаменитый экспонат - "Голова Медузы-Горгоны" (II-й век н.э.):
Оригинально и завораживающе передано излучение гипнотической силы. Оригинально подошли к Медузе и работники музея, подвесив над ней большое круглое зеркало под углом:
Далее через ворота попадаем в медину. Если целью является просто прогулка и выход через медину к морю, то карта не нужна. Но если искать в медине что-то конкретное, и карта может не помочь.
Идя от касбы по направлению к центру медины, сначала проходим по малолюдным улицам:
Это же надо было так подобрать цвета одежды - точь-в-точь под окружающую среду:
Типичная уличная сценка:
Выходим на торговую улицу. Как обычно, лица торговцев нерадостные. Из-за того, что я не собиралась ничего покупать, старалась не рассматривать товары и не встречаться глазами с их хозяевами.
Городские мечети узнаваемы по минаретам. Но фото перед поездкой предпочитаю не смотреть, поэтому "сличать" мне как "руководителю группы" было нечего. Довольно быстро по примитивной карте находим мечеть Bou Ftata. Потом много времени тратим на поиски не совсем понятно чего - подземной цистерны Софра. В общем, вроде бы мы ее нашли, но ни входа, ни посетителей не заметили.
Зато рядом оказалась городская мельница Софра, там как раз мололи специи. Кажется, корицу. Запах разносился по улице и добавлял колорита:
Далее - оригинальное старинное здание с рельефным куполом (X-XII вв.). Первоначальное предназначение этого сооружения до сих пор неизвестно:
Здание двухэтажное, с внутренним двориком:
Сейчас здесь находится небольшой музей Калаут-эль-Кубба, в котором за приоткрытыми дверями можно увидеть сценки из повседневной тунисской жизни. Нижний этаж - "женский": манекены в национальных костюмах изображают богатых жительниц города и их служанок:
Очень красивая вышивка (в Средней Азии эта техника называется "сюзане")
Второй этаж - "мужской". Они традиционно отдыхают:
Проходим мимо бокового входа в Большую мечеть и заглядываем внутрь:
К сожалению, в данный момент мечеть закрыта для посещения. Откроется позже.
Мы пока направляемся в Рибат - крепость религиозно-военного назначения:
У входа - римские колонны:
Рибат фотогеничен:
Хотя украшений в нем немного, разве что встречаются такие орнаменты:
Можно подняться на башню:
Виды с самого верха. Двор Рибата:
Мечеть тоже как на ладони:
В этот момент закрадывается подозрение, что в мечеть нам (мне) не так уж и хочется.
На горизонте касба с музеем:
Из достопримечательностей хотелось увидеть еще красивый минарет мечети с непроизносимым названием Зауйя Заккак (Zaouia Zakkak). Этот минарет с трудом можно было разглядеть с башни Рибата (приблизительно под второй высоткой справа):
Но сначала отправились обедать в кафе, о котором вычитала Ольга в своей "лоньке" (путеводителе "Lonely Planet"). Действительно, несмотря на простенький интерьер, было вкусно. Кускус был замечательный.
Последний пункт программы - пляж, ура! Но по дороге заглядываем на вокзал, чтобы разузнать, где что, и чтобы рассчитать время.
Площадь в начале набережной:
Общественный пляж Сусса:
Тунис - демократическая страна (пока). Сюда приезжают отдыхать и "отрываться" жители соседних стран - Алжира и Ливии. Женщины спокойно на пляже курят кальян:
Разведанным путем, прямым поездом едем в столицу. Потом осваиваем новый вид транспорта - городское наземное метро - и едем до конечной остановки другого метро - TGM Marine. Покупаем билеты до станции, в районе которой начинается территория древнего Карфагена - столицы государства, основанного финикийцами, приплывшими сюда в 9 в. до н.э. из тех мест, где сейчас Ливан. Римляне называли финикийцев пунийцами и бескомпромиссно с ними воевали. От финикийского города после последней пунической войны (2 в. до н.э.) практически ничего не осталось. За исключением тофета - площади, на которой совершались жертвоприношения. Сейчас можно увидеть надгробные плиты с символами богов, например, Танит - богини Луны:
Сохранились и склепы:
Археологи нашли около 50 тыс. урн с останками младенцев. Как-то не хочется верить, что всех их когда-то принесли в жертву богам.
Надгробий много, их собрали в одно место:
Приблизительно за 5 евро можно купить единый билет, позволяющий посетить весь "Археологический парк Карфаген" - 11 достопримечательностей. Но это нереально сделать за один день, даже передвигаясь на такси. Надо заранее определиться, что интересует больше всего. Во время групповой автобусной экскурсии туристам показывают только холм Бирса (квартал с раскопками и музей) и еще - термы римского императора Антонина Пия.
В римскую эпоху Карфаген выглядел так. Посреди города на холме - форум и храмы. В сторону моря - кварталы вилл и на берегу - термы:
После пунического тофета мы еще были полны сил, чтобы пешком подняться на холм. Мои барышни захотели сделать крюк и осмотреть то, что осталось от торгового и военного портов. Договорились встретиться в музее.
Signora_L, с интересом жду Карфаген. Даже не подозревала, что сохранился такой огромный комплекс.
Написание отзыва - труд ТИТАНИЧЕСКИЙ!!!! Поэтому нет предела моей БЛАГОДАРНОСТИ за такие отзывы!!!! Я по-моему Андалусию писала один день по три дня)))
Signora_L, спасибо! У меня в вашем рассказе сошлись все удовольствия - и от прочтения, и от созерцания, и от познания - в общем, три в одном получается :) В Археологическом музее Сусса сразили мозаики, такой себе оригинальный взгляд на мир из прошлого...
Про Карфаген сразу вспоминается крылатая фраза, которой когда-то римский полководец завершал все свои выступления - Карфаген должен быть разрушен! Больше про Карфаген ничего не знаю, поэтому с интересом жду продолжения вашего рассказа.
Про написания отзывов. Не устану благодарить всех, кто находит время, силы и желание заниматься подобным. Я обычно около месяца после поездок на вопрос: "Как день прошел?", отвечаю: "Отзыв писала" :) Так что да, один день там - два-три дня описаний тут ))
Ладно, девушки. Значит, спешить не будем. Знаю, что у меня стиль суховатый, не удается передать ощущение праздника или (к счастью, реже) неудачи. У вас получается лучше. Но что действительно стало получаться в поездках – это правильный расчет времени и сил. Поскольку с нами была Ольга, то вариант «бутерброд вместо обеда» не прокатывал и часть времени уходила на кафе-рестораны. Зато и отдых был кстати, с поправкой на африканское лето. Когда я езжу в одиночку, то гораздо больше хожу пешком.
А как у вас, что приятнее - писание отзывов или подготовка к следующей поездке?
Слева - вход на всю эту территорию, на заднем плане - католический собор Св. Людовика. Он на этом месте немного напоминает слона в посудной лавке. Мы зашли на холм с разных сторон. Я поднималась по большой занедбаной, замусоренной лестнице, ведущей к собору. И собор как-то не привлек, интереснее было то, что уникально.
К сожалению, моего воображения не хватает, чтобы мысленно восстановить римские и обнаруженные под ними пунийские постройки. Пишут, что пунийские водопроводы обеспечивали водой шестиэтажные дома.
Римляне основательно обосновались на холме. Храм, библиотека, форум и много чего еще. Может быть, Мария добавит пару слов об этом месте. Она долго ходила по развалинам, а до этого основательно готовилась к Карфагену.
На макетах римские строения выглядят так:
А я сразу направилась к музею. Еще на подходе к нему под открытым небом, на заборе, можно сказать, много мозаик:
Сам музей совсем небольшой по сравнению с сусским и тем более, музеем Бардо. Он двухэтажный, и здесь тоже хронологического порядка нет:
Сразу привлекает богатством цветовых оттенков "Девушка, бросающая розы в розарии". Знатоки отмечают ее танцующую походку. Ну, и обрамляющая мозаику лента очень красивая:
Фрагмент мозаики на полу:
Римская скульптура:
А это уже византийская эпоха:
Можно еще добавить, что именно финикийцы задолго до основания ими Карфагена научились добывать пурпурную краску из ракушек:
Ну, а я их уважаю за то, что именно они изобрели мозаику. Это были мозаичные полы, окрашенные пурпуром, с вкраплениями кусочков разноцветного мрамора и других камней. Потом такие полы вошли в моду в Риме, а потом уже появились мозаичные картины с сюжетами.
Я с удовольствием добавлю пару слов (но только слов, т.к. со вставкой фото у меня не сладывается, из альбома на Турправде вставить не могу :-( ). Фото пунического квартала (он на холме Бирса можно сказать, "в углу" у Вас, Таня, наверно есть), а фото круглого военного порта точно есть в моих или Олиных фото.
Холм Бирса - место, с которого начался город, т.наз. "акрополь Карфагена". Там стояли финикийские храмы Танит, Ваал Хаммона и др., при римлянах - большой храм Асклепия, ну а потом - "слон", т.е. кафедральный собор, в общем "свято место..." в прямом смысле слова. Бирса означает "шкура". По легенде (которую я где-то очень давно слышала, но только тут узнала, что она связана именно с основанием Карфагена) прибывшая из Тира царица Элисса (она же Дидона) выторговала у вождей местных племен кусок земли (на стратегическом холме над заливом), "который покроет шкура быка". Вожди, наверно, были рады немеряно, полагая, что провернули охренительно выгодное дело, да еще и "нагрели" приезжих из-за моря простаков. Но по приказу царицы шкура была нарезана точайшими полосами и по периметру охватила почти весь холм. Потом город разрастался, богател и завоевывал колонии в Средиземноморье (жутко раздражая этим Рим).
Порты (их видно на фото-реконструкции выше) были важнейшим и секретнейшим объектом города и вообще уникальным сооружением. Их окружали высокие стены, военный порт (круглый) имел еще и навес, т.е. даже с высоты холма невозможно было увидеть, сколько и каких судов там находится. Учитывая, что именно флот был основой военной силы Карфагена и веками обеспечивал его превосходство на море (над Римом в том числе), эти предосторожности не кажутся чрезмерными.
Что касается Тофета, то, насколько я могу судить, не все специалисты (историки, археологи и т.д.) согласны с бытующей издавна версией "повальных" детских жертвоприношений (которую, похоже, ""запустили" еще римляне, стремившиеся опорочить своего извечного противника всеми способами - вот вам и черный пиар, и информационные войны). С учетом исследований найденных на Тофете останков и вообще принимая во внимание уровень детской смертности в древнем мире (да чего там в древнем, вплоть до конца ХІХ века он был высоким даже в "цивилизованной" Европе), можно сделать следующие выводы. Большинство захоронений на Тофете - это умершие от естественных причин или мертворожденные дети, которых хоронили именно в этом месте (а не на обычном гор.кладбище), "посвящая" богине, и тем самым как бы просили ее (или по крайней мере надеялись), что "взамен" боги пошлют другого ребенка. Человеческие жертвоприношения, по видимому, были крайне редки и к ним прибегали только в очень, скажем так, экстраординарных ситуациях, когда другого способа "задобрить" богов не видели.
Вот меня потрясают все время вот такие факты и артефакты о римской и доримской эпохе. Чего-то важного мы явно о ней не знаем. Многоэтажные жилые дома с водопроводом и канализацией. И я уверена, что эта канализация работала бы и по сей день. Неимоверные постройки и не просто постройки, а несущие в себе красоту и художественную ценность. Порт Карфагена сразил. Мне иногда кажется что в чем-то мы до сих порт уступаем тем цивилизациям.
К вопросу об отзыве или подготовке)))
Написание отзыва - для меня это логическое завершение поездки, которое позволяет разобрать фотографии и систематизировать свои воспоминания после поездки. Иногда с интересом перечитываю сама свои отзывы несколько годичной давности))) Уже за время что-то и стерлось в памяти, а так отзыв перечитал и сам вспомнил)))
А вот уже только после написания отзыва начинаю по мере желания собирать новую информацию к следующей поездке. Поэтому у меня и отзыв, и подготовка вызывает одинаково приятные эмоции. Даже не скажу что из них приятней))) Отзыв, конечно, писать тяжелее, чем просто собирать и систематизировать информацию.
Signora_L, Mariia2009 - спасибо! "Информационные войны времен Римской империи" - оказывается, ничто не ново под луной :)
Касательно отзывов и подготовок к новым поездкам - это для меня два разных вида удовольствий. Отзыв идет как завершающая стадия поездки, такой себе предфинальный аккорд (финальным аккордом я печатаю фотокниги). А когда готовлюсь к новой поездки, чувствую себя как художник перед чистым листом бумаги - чистое творчество! :)
Будем ждать! Уж очень теперь интересно хоть и виртуально побывать в этой стране, т.к. в реале теперь, боюсь, что народ не скоро туда решиться ехать.
И немного не в тему, но я под впечатлением и хочется поделиться)))) Меня сегодня сразил один мой сотрудник. Они с женой ехали ПЕРВЫЙ раз в Европу и полностью все сами. Вообще не были до этого в Европе нигде и никак. Так вот люди собрали сами пакет документов, подались на итальянское посольство и получили визы. И это был их первый в жизни шенген))) При этом сами составили себе маршрут, купили все билеты на самолеты, забронировали себе гостиницы под свои перелеты по Европе. Маршрут у них был Киев-Рим-Париж-Барселона-Киев. Все самолетами. Вот такие молодцы и все у них вышло, вернулись очень довольные. И это чудесно, что мы становимся куда полее раскрепощенными и свободными, практически вливаемся, если так можно сказать)))), в европейское сообщество и перестаем его воспринимать как что-то там за бугром)))
Signora_L, буду ждать с нетерпением! А эти три недели будут опсвящены очередному путешествию, если не секрет? ;))
Juliiii, Ваш сотрудник прям герой! с первого раза и все сам! мы первый раз в Европу ездили 10 лет назад, когда еще Шенгена не было, так что с визой проще было, и на своем авто, т.е. билетами не связаны, а отели вообще не заказывали - на месте искали, и то я собой тогда гордилась безмерно! :)))
Юля, Васюша, добрый день! Я вернулась ... из Гонконга. Тунис - это была тщательно спланированная поездка, а Гонконг - почти спонтанная. Путеводитель начала листать в самолете. Но летела к дочери, и она там меня опекала. И все равно следующий рассказ будет называться "Гонконг с приключением".
Любимая Европа - ближе, понятнее. vasyusha , уже в конце 90-х был шенген, я в 2000-ом самостоятельно из Бельгии (там недолго работала) летала в отпуск в Грецию. Но вот денег евро еще не было. И тоже отели искала на месте. Сейчас ездить проще. Но с тех пор количество туристов выросло неимоверно. В некоторые места уже не хочется возвращаться. Разве что осенью или весной.
Ого! Как далеко! С возвращением!
С интересом будем ждать и продолжение Туниса, и Гонконг с приключениями)))
Я вот тут недавно как раз наткнулась на статистику:
в 2014 году Альгамбру посетило 2,4 млн. туристов. Наибольшее кол-во было 1 мая и составило 9329 человек. В 2014 году Альгамбра стала самой посещаемой достопримечательностью Испании.
А Эйфелеву башню посетило 7 млн. человек.
Возвращаемся в Тунис. Поездка в Сусс. (Теракт был не в самом Суссе, а в курортном городке Порт-эль-Кантауи, где находятся только отели.)
Несмотря на то, что ж-д вокзал в Суссе расположен очень удачно рядом с мединой, добираться утром в Сусс на поезде было неудобно из-за расписания и персадки. Еще дома, в Киеве, был сделан расчет на автобус. Но на практике оказалось, что в центре Хаммамета автостанции как таковой нет (обычная автобусная остановка на улице), к тому же автобус был проходящий. К этому времени мы уже освоили такси. За 3 динара можно от нашего отеля доехать как до центра Хаммамета, так и до станции междугородных маршруток – луажей. Таксисту надо говорить «стасьон дэ луаж».
3 динара = 1,5 $, в дальнейшем цены постараюсь приводить в долларах. Кстати, мои барышни снимали деньги в банкоматах (в том числе, сразу в аэропорту). Мария еще «доменивала» в отеле.
Станция луажей в Суссе находится на периферии, через центр луаж не проходит. Так что и в Суссе мы сразу сели в такси. Первый пункт программы – Археологический музей. И там, как и в Тунисе, самое ценное – римские мозаики, но есть и финикийский зал (в основном, погребальные урны), и ранне-христианская коллекция. Музей расположен прямо в старой крепости (касбе) на краю медины.
Мы приехали до открытия (9:00) и ждали минут 10-15. Посетителей в этом музее гораздо меньше, чем в музее Бардо. Снимки мои, Ольги и Марии.
"Посейдон, рыбы и ракообразные" (а также моллюски, морские ежи, кальмары, осьминоги и каракатицы.). III-й век н.э. Эта мозаика находилась на дне бассейна:
"Триумф Вакха" (он же Дионис, он же Бахус). Размеры: 4,50 м х 4 м, III-й век н.э. Одеяние бога - в зелено-фиолетовых красках, это редкость для мозаик. Ну, а тигры, запряженные в колесницу - красавцы:
Здесь поражает корзина, из которой выплывают рыбы: она кажется реально выпуклой:
Самый знаменитый экспонат - "Голова Медузы-Горгоны" (II-й век н.э.):
Оригинально и завораживающе передано излучение гипнотической силы. Оригинально подошли к Медузе и работники музея, подвесив над ней большое круглое зеркало под углом:
"Нереида на морском чудовище". На мой взгляд, чудовище симпатичнее:
Дионис, бог вина и виноградной лозы (справа), стаскивает одежду с прекрасной удивленной Ариадны:
Выразительные лица:
Лица и позы:
Посейдон и морские кони (ихтиотавры?):
Да, это он:
Театральная серия - мозаики с масками:
Разнообразные павлины:
Традиционно на мозаиках много животных:
В среднем ряду - раннехристианские изображения Христа:
Это маленькое керамическое изображение запоминается навсегда:
Баптистерий на восемь посадочных мест:
Выйдя из залов, мы прогулялись по просторному внутреннему двору музея.
Это сын с матерью:
Выход на смотровую площадку:
Касба (и музей в ней) находится на возвышении. Виды со смотровой площадки:
Мусор - это бедствие Туниса:
Далее через ворота попадаем в медину. Если целью является просто прогулка и выход через медину к морю, то карта не нужна. Но если искать в медине что-то конкретное, и карта может не помочь.
Идя от касбы по направлению к центру медины, сначала проходим по малолюдным улицам:
Это же надо было так подобрать цвета одежды - точь-в-точь под окружающую среду:
Типичная уличная сценка:
Выходим на торговую улицу. Как обычно, лица торговцев нерадостные. Из-за того, что я не собиралась ничего покупать, старалась не рассматривать товары и не встречаться глазами с их хозяевами.
Городские мечети узнаваемы по минаретам. Но фото перед поездкой предпочитаю не смотреть, поэтому "сличать" мне как "руководителю группы" было нечего. Довольно быстро по примитивной карте находим мечеть Bou Ftata. Потом много времени тратим на поиски не совсем понятно чего - подземной цистерны Софра. В общем, вроде бы мы ее нашли, но ни входа, ни посетителей не заметили.
Зато рядом оказалась городская мельница Софра, там как раз мололи специи. Кажется, корицу. Запах разносился по улице и добавлял колорита:
В медине специи продаются так:
Далее - оригинальное старинное здание с рельефным куполом (X-XII вв.). Первоначальное предназначение этого сооружения до сих пор неизвестно:
Здание двухэтажное, с внутренним двориком:
Сейчас здесь находится небольшой музей Калаут-эль-Кубба, в котором за приоткрытыми дверями можно увидеть сценки из повседневной тунисской жизни. Нижний этаж - "женский": манекены в национальных костюмах изображают богатых жительниц города и их служанок:
Очень красивая вышивка (в Средней Азии эта техника называется "сюзане")
Второй этаж - "мужской". Они традиционно отдыхают:
Проходим мимо бокового входа в Большую мечеть и заглядываем внутрь:
К сожалению, в данный момент мечеть закрыта для посещения. Откроется позже.
Мы пока направляемся в Рибат - крепость религиозно-военного назначения:
У входа - римские колонны:
Рибат фотогеничен:
Хотя украшений в нем немного, разве что встречаются такие орнаменты:
Можно подняться на башню:
Виды с самого верха. Двор Рибата:
Мечеть тоже как на ладони:
В этот момент закрадывается подозрение, что в мечеть нам (мне) не так уж и хочется.
На горизонте касба с музеем:
Из достопримечательностей хотелось увидеть еще красивый минарет мечети с непроизносимым названием Зауйя Заккак (Zaouia Zakkak). Этот минарет с трудом можно было разглядеть с башни Рибата (приблизительно под второй высоткой справа):
Но сначала отправились обедать в кафе, о котором вычитала Ольга в своей "лоньке" (путеводителе "Lonely Planet"). Действительно, несмотря на простенький интерьер, было вкусно. Кускус был замечательный.
"Красные труселя в Африке":
Минарет действительно красивый:
Последний пункт программы - пляж, ура! Но по дороге заглядываем на вокзал, чтобы разузнать, где что, и чтобы рассчитать время.
Площадь в начале набережной:
Общественный пляж Сусса:
Тунис - демократическая страна (пока). Сюда приезжают отдыхать и "отрываться" жители соседних стран - Алжира и Ливии. Женщины спокойно на пляже курят кальян:
А это уже наш кальян:
Signora_L , спасибо за очередной восточный праздник)))
Мне почему-то вот эти мозаики в Суссе понравились больше всего.
Очень колоритная крепость, а уж труселя))) так то вообще)))
Юля, спасибо. У нас было три пары глаз и три фотокамеры. Как правило, в дело идут Олины фото, а прозрачные труселя - снимок Маши.
Не знаю, как у Вас с Полиной, но у меня описание одного дня поездки занимает полтора дня.
Поездка в Карфаген и Сиди-бу-Саид.
Разведанным путем, прямым поездом едем в столицу. Потом осваиваем новый вид транспорта - городское наземное метро - и едем до конечной остановки другого метро - TGM Marine. Покупаем билеты до станции, в районе которой начинается территория древнего Карфагена - столицы государства, основанного финикийцами, приплывшими сюда в 9 в. до н.э. из тех мест, где сейчас Ливан. Римляне называли финикийцев пунийцами и бескомпромиссно с ними воевали. От финикийского города после последней пунической войны (2 в. до н.э.) практически ничего не осталось. За исключением тофета - площади, на которой совершались жертвоприношения. Сейчас можно увидеть надгробные плиты с символами богов, например, Танит - богини Луны:
Сохранились и склепы:
Археологи нашли около 50 тыс. урн с останками младенцев. Как-то не хочется верить, что всех их когда-то принесли в жертву богам.
Надгробий много, их собрали в одно место:
Приблизительно за 5 евро можно купить единый билет, позволяющий посетить весь "Археологический парк Карфаген" - 11 достопримечательностей. Но это нереально сделать за один день, даже передвигаясь на такси. Надо заранее определиться, что интересует больше всего. Во время групповой автобусной экскурсии туристам показывают только холм Бирса (квартал с раскопками и музей) и еще - термы римского императора Антонина Пия.
В римскую эпоху Карфаген выглядел так. Посреди города на холме - форум и храмы. В сторону моря - кварталы вилл и на берегу - термы:
После пунического тофета мы еще были полны сил, чтобы пешком подняться на холм. Мои барышни захотели сделать крюк и осмотреть то, что осталось от торгового и военного портов. Договорились встретиться в музее.
Signora_L, с интересом жду Карфаген. Даже не подозревала, что сохранился такой огромный комплекс.
Написание отзыва - труд ТИТАНИЧЕСКИЙ!!!! Поэтому нет предела моей БЛАГОДАРНОСТИ за такие отзывы!!!! Я по-моему Андалусию писала один день по три дня)))
Signora_L, спасибо! У меня в вашем рассказе сошлись все удовольствия - и от прочтения, и от созерцания, и от познания - в общем, три в одном получается :) В Археологическом музее Сусса сразили мозаики, такой себе оригинальный взгляд на мир из прошлого...
Про Карфаген сразу вспоминается крылатая фраза, которой когда-то римский полководец завершал все свои выступления - Карфаген должен быть разрушен! Больше про Карфаген ничего не знаю, поэтому с интересом жду продолжения вашего рассказа.
Про написания отзывов. Не устану благодарить всех, кто находит время, силы и желание заниматься подобным. Я обычно около месяца после поездок на вопрос: "Как день прошел?", отвечаю: "Отзыв писала" :) Так что да, один день там - два-три дня описаний тут ))
Ладно, девушки. Значит, спешить не будем. Знаю, что у меня стиль суховатый, не удается передать ощущение праздника или (к счастью, реже) неудачи. У вас получается лучше. Но что действительно стало получаться в поездках – это правильный расчет времени и сил. Поскольку с нами была Ольга, то вариант «бутерброд вместо обеда» не прокатывал и часть времени уходила на кафе-рестораны. Зато и отдых был кстати, с поправкой на африканское лето. Когда я езжу в одиночку, то гораздо больше хожу пешком.
А как у вас, что приятнее - писание отзывов или подготовка к следующей поездке?
Вершина холма Бирса:
Слева - вход на всю эту территорию, на заднем плане - католический собор Св. Людовика. Он на этом месте немного напоминает слона в посудной лавке. Мы зашли на холм с разных сторон. Я поднималась по большой занедбаной, замусоренной лестнице, ведущей к собору. И собор как-то не привлек, интереснее было то, что уникально.
К сожалению, моего воображения не хватает, чтобы мысленно восстановить римские и обнаруженные под ними пунийские постройки. Пишут, что пунийские водопроводы обеспечивали водой шестиэтажные дома.
Римляне основательно обосновались на холме. Храм, библиотека, форум и много чего еще. Может быть, Мария добавит пару слов об этом месте. Она долго ходила по развалинам, а до этого основательно готовилась к Карфагену.
На макетах римские строения выглядят так:
А я сразу направилась к музею. Еще на подходе к нему под открытым небом, на заборе, можно сказать, много мозаик:
Сам музей совсем небольшой по сравнению с сусским и тем более, музеем Бардо. Он двухэтажный, и здесь тоже хронологического порядка нет:
Сразу привлекает богатством цветовых оттенков "Девушка, бросающая розы в розарии". Знатоки отмечают ее танцующую походку. Ну, и обрамляющая мозаику лента очень красивая:
Фрагмент мозаики на полу:
Римская скульптура:
А это уже византийская эпоха:
Можно еще добавить, что именно финикийцы задолго до основания ими Карфагена научились добывать пурпурную краску из ракушек:
Ну, а я их уважаю за то, что именно они изобрели мозаику. Это были мозаичные полы, окрашенные пурпуром, с вкраплениями кусочков разноцветного мрамора и других камней. Потом такие полы вошли в моду в Риме, а потом уже появились мозаичные картины с сюжетами.
Я с удовольствием добавлю пару слов (но только слов, т.к. со вставкой фото у меня не сладывается, из альбома на Турправде вставить не могу :-( ). Фото пунического квартала (он на холме Бирса можно сказать, "в углу" у Вас, Таня, наверно есть), а фото круглого военного порта точно есть в моих или Олиных фото.
Холм Бирса - место, с которого начался город, т.наз. "акрополь Карфагена". Там стояли финикийские храмы Танит, Ваал Хаммона и др., при римлянах - большой храм Асклепия, ну а потом - "слон", т.е. кафедральный собор, в общем "свято место..." в прямом смысле слова. Бирса означает "шкура". По легенде (которую я где-то очень давно слышала, но только тут узнала, что она связана именно с основанием Карфагена) прибывшая из Тира царица Элисса (она же Дидона) выторговала у вождей местных племен кусок земли (на стратегическом холме над заливом), "который покроет шкура быка". Вожди, наверно, были рады немеряно, полагая, что провернули охренительно выгодное дело, да еще и "нагрели" приезжих из-за моря простаков. Но по приказу царицы шкура была нарезана точайшими полосами и по периметру охватила почти весь холм. Потом город разрастался, богател и завоевывал колонии в Средиземноморье (жутко раздражая этим Рим).
Порты (их видно на фото-реконструкции выше) были важнейшим и секретнейшим объектом города и вообще уникальным сооружением. Их окружали высокие стены, военный порт (круглый) имел еще и навес, т.е. даже с высоты холма невозможно было увидеть, сколько и каких судов там находится. Учитывая, что именно флот был основой военной силы Карфагена и веками обеспечивал его превосходство на море (над Римом в том числе), эти предосторожности не кажутся чрезмерными.
Что касается Тофета, то, насколько я могу судить, не все специалисты (историки, археологи и т.д.) согласны с бытующей издавна версией "повальных" детских жертвоприношений (которую, похоже, ""запустили" еще римляне, стремившиеся опорочить своего извечного противника всеми способами - вот вам и черный пиар, и информационные войны). С учетом исследований найденных на Тофете останков и вообще принимая во внимание уровень детской смертности в древнем мире (да чего там в древнем, вплоть до конца ХІХ века он был высоким даже в "цивилизованной" Европе), можно сделать следующие выводы. Большинство захоронений на Тофете - это умершие от естественных причин или мертворожденные дети, которых хоронили именно в этом месте (а не на обычном гор.кладбище), "посвящая" богине, и тем самым как бы просили ее (или по крайней мере надеялись), что "взамен" боги пошлют другого ребенка. Человеческие жертвоприношения, по видимому, были крайне редки и к ним прибегали только в очень, скажем так, экстраординарных ситуациях, когда другого способа "задобрить" богов не видели.
В музее много ваз, и не только пунийских и римских, но и этрусских, и греческих.
Такой кувшин можно рассматривать долго:
Как интересно.
Вот меня потрясают все время вот такие факты и артефакты о римской и доримской эпохе. Чего-то важного мы явно о ней не знаем. Многоэтажные жилые дома с водопроводом и канализацией. И я уверена, что эта канализация работала бы и по сей день. Неимоверные постройки и не просто постройки, а несущие в себе красоту и художественную ценность. Порт Карфагена сразил. Мне иногда кажется что в чем-то мы до сих порт уступаем тем цивилизациям.
К вопросу об отзыве или подготовке)))
Написание отзыва - для меня это логическое завершение поездки, которое позволяет разобрать фотографии и систематизировать свои воспоминания после поездки. Иногда с интересом перечитываю сама свои отзывы несколько годичной давности))) Уже за время что-то и стерлось в памяти, а так отзыв перечитал и сам вспомнил)))
А вот уже только после написания отзыва начинаю по мере желания собирать новую информацию к следующей поездке. Поэтому у меня и отзыв, и подготовка вызывает одинаково приятные эмоции. Даже не скажу что из них приятней))) Отзыв, конечно, писать тяжелее, чем просто собирать и систематизировать информацию.
Signora_L, Mariia2009 - спасибо! "Информационные войны времен Римской империи" - оказывается, ничто не ново под луной :)
Касательно отзывов и подготовок к новым поездкам - это для меня два разных вида удовольствий. Отзыв идет как завершающая стадия поездки, такой себе предфинальный аккорд (финальным аккордом я печатаю фотокниги). А когда готовлюсь к новой поездки, чувствую себя как художник перед чистым листом бумаги - чистое творчество! :)