vasyusha, Санта Мария сопра Минерва очень красивая. К сожалению, фото не могут передать этого, да и, как я выше сетовала, мой фотоаппарат плохо себя ведет в слабо освещенных помещениях. :( К сожалению, когда мы заходили в эту церковь, мы вообще о ней ничего не знали, кроме рекомендации нашего гида "посмотреть". Да и определенная усталость уже накопилась - после Ватикана, после пройденных километров по городу... Сейчас уже, прочитав в интернете об этой церкви, я пожалела, что мы были не очень внимательны и мало времени в ней провели.
Да, у нас подобная история с церковью Святой Агнессы на Пьяцца Навона - зашли мы туда, во-первых, чтобы чуть передохнуть после длительной прогулки по Риму, а во-вторых, немного обсохнуть (моросил противный дождь). И только войдя, я поняла, насколько там красиво!
Один из дней нашего знакомство со столицей Италии был свободным от каких-либо организованных экскурсий. Так получилось, что по каким-то причинам этот день с четвертого дня, как было изначально написано в программе, перенесли на второй день нашего пребывания в Риме. И, конечно, определенное неудобство в этом присутствовало – мы еще практически не знали город, не очень понимали его, не знали что покажут в рамках запланированных экскурсий. Пришлось быстро соображать, вспоминать что где слышали или читали, составляя программу на день. :) Единственным основополагающим принципом было не носиться по Риму «аки сайгаки» в попытках обскакать побольше достопримечательностей. В конце-концов, мы в отпуске, а он предполагает отдых. Хоть и активный. :)))
Мы решаем пройтись по фонтанам Рима, поэтому отправной точкой выбрали площадь Республики, конечной – сады Виллы Боргезе. А после, если останется время, будем «соображать на ходу». Впрочем, и между «точками» у нас была, практически, импровизация… :))
Площадь Республики (Piazza della Repubblica) абсолютно круглая площадь с большим бронзовым фонтаном в центре – Фонтаном Наяд, считающимся одним из самых красивых фонтанов Рима. Фонтан на самом деле очарователен, но, к сожалению, из-за плотного слоя патины и многолетней грязи мифологические морские божества теряют свою выразительность.
Наше внимание привлекает необычный фасад здания с надписью Basilica S.Maria deli Angeli i dei Martiri. Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири посвящена Богородице, ангелам и мученикам, и располагается на месте античных терм. Руины бань, построенных императором Диоклетианом, в свое время были отданы картезианским священникам. Одному из монахов было видение: из развалин Терм Диоклетиана исходило божественное сияние, а в его центре – образы семи святых. Это видение монах истолковал как благословение на постройку храма в честь Семи Ангелов именно здесь, в диоклетиановских термах. Предполагается, что автором проекта храма был Микеланджело, о чем свидетельствует табличка на колонне. Собор внутри большой, просторный, светлый и очень красивый.
На нашем пути попадается еще один фонтан – Фонтан дель Аква Феличе или, неофициально, Фонтан Моисея. Своему более популярному названию фонтан известен благодаря статуе Моисея, установленной в нише. В 1587 году по инициативе папы Сикста V был построен акведук Аква Феличе, который должен был обеспечить кварталы, прилегающие к Квиринальскому холму, чистой и свежей водой. Фонтан спроектировал великий архитектор Рима Доменико Фонтана, чтобы обозначить таким образом место окончания акведука.
Слева чуть позади фонтана видна церковь Санта-Мария-дела-Витториа (Santa Maria della Vittoria), относящаяся к ордену кармелитов. Базилика была возведена по проекту итальянского архитектора Карло Мадерна в 1620 году. Большой поток несущихся машин отделяет нас от этого храма, и мы проходим мимо, так и не узнав о главной ценностью церкви – скульптуре Бернини «Экстаз Святой Терезы». :))
Так же мы проходим и мимо церкви Санта-Сузанна (Chiesa di Santa Susanna), являющейся национальной церковью американских католиков. Согласно легенде церковь была построена еще в античные времена на месте мученической смерти Святой Сусанны. Современный облик базилика приобрела в 1603 году благодаря тому же архитектору Карло Мадерна, что и церковь Санта-Мария-делла-Витториа.
Напротив я замечаю еще одно любопытное здание, спрятавшееся среди домов. Сан-Бернардо-алле-Терме (San Bernardo alle Terme Church) – монастырская церковь ордена цистерцианцев, посвященная Св. Бернару. Здание расположено на территории бывших терм Диоклетиана и, возможно, служило Sphaeristerium, залом для игры в мяч. Этот участок земли в 1593 году приобрела племянница папы Юлия III и пожертвовала на возведение монастыря.
Мы шагаем по Via XX settembre к площади Четырех Фонтанов. Правда, я бы, скорее, назвала это перекрестком. Здесь настолько сильное автомобильное движение, что рассмотреть все четыре фонтана, а тем более сфотографировать их, довольно таки проблематично. Да еще и солце ослепляет своим жестким полуденным светом.
Фонтаны были созданы в XVI в., и олицетворяют реки Тибр и Арно, а также богинь Диану и Юнону.
Сверяясь с картой, мы сворачиваем на улочку, ведущую вниз на площадь Барберини к Фонтану Тритона. И неожиданно для себя проходим мимо роскошной ограды Палаццо Барберини, в котором находится Национальная галерея искусства. Ну как не заглянуть…:) Не в галерею, у нас другие планы, – любопытство заводит нас лишь во дворик палаццо.
Дольше нас настигает неожиданное разочарование – Фонтан Тритона оказался полностью закрыт щитами для реставрации. Мы так расстроились, что забыли о находящемся на этой же площади небольшом Фонтане Пчел. Жаль…
По Via Sistina, вращая головами во все стороны, поднимаемся к церкви Тринита-деи-Монти (ее фасад так же выполнил архитектор Карло Мадерна). Уже к концу улицы начинают появляться магазины известных дорогих марок одежды, которые продолжат свое разнообразие, поражая витринами и ценами, на Via del Babuino. Ради любопытства, мы и по этой улице пройдем пару кварталов… :) Но это будет позже. А пока в центре нашего внимания Испанская лестница – мы не спеша спускаемся по ней, вспоминаем увиденные когда-то по телевизору шоу Джорджио Армани и Джанни Версаче, и обсуждаем моделей, которые на высоченных шпиляках должны грациозно спускаться по этим длинным, скользким, наклонным ступеням, и потом какими-то «задворками» опять подняться на вершину. :) Найдя «пятачок» в тени, вливаемся в когорту туристов, помогающих коммунальщикам Рима поддерживать травертиновые ступени в идеальной чистоте… :)))
В надежде найти небольшое, уютное и недорогое кафе, исследуем несколько мелких улиц и переулков, заглядываем в прилегающие магазины… И «возвращаемся» к Фонтану Треви – бросали же накануне монетки… :)))
О Via del Corso, бесконечная улица, наполненная магазинами всевозможных торговых марок на любой вкус и объем кошелька… Шумная, суетливая и утомляющая… :) Как ни пытались мы ее избежать, но от Фонтана Треви до площади Пополо, рядом с которой расположилась Вилла Боргезе, это самый короткий путь. :)))
Piazza del Popolo – одна из самых известных и элегантных площадей Рима, расположена у подножия холма Пинчо. Кстати, Вуди Аллен свой фильм «Римские приключения» начинает именно с этого места. :))
Площадь знаменита возведенной в XI веке церковью Санта-Мария-дель-Пополо – если верить легенде, то церковь была построена как раз на месте захоронения Нерона. И двумя церквями-«близнецами» Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи, построенными в ХVII веке.
Поднимаемся на смотровую площадку парка Пинчо, любуясь великолепными видами Рима.
На виллу Боргезе можно попасть с площади Пополо через ворота, украшенные драконами и грифонами. Но т.к. мы сразу поднялись на холм Пинчо, то, погуляв по дорожкам парка и повалявшись на траве, в парковый комплекс Боргезе мы вошли с тыльных ворот, довольно таки неприметных. И если бы не стрелка-указатель, то ни за что не догадались бы о достигнутой «конечной точки» нашего плана. :)
Вилла Боргезе – это огромный парковый комплекс с садами, фонтанами, скульптурами, искусственным озером и тремя музеями: Галерея Боргезе, Национальный музей Вилла Джулия и Национальная галерея современного искусства, залы которых наполнены шедеврами живописи и скульптуры от этрусского периода до сегодняшних дней.
Когда-то земля здесь принадлежала семейству Боргезе, и в XVII в. кардинал Шипионе Боргезе, племянник папы Павла V и покровитель Бернини, создал на месте бывших виноградников парк. В начале XX века государство выкупило Виллу и передало в дар городу.
Мы едва успеваем пройтись дорожками парка, как стремительно опускаются сумерки. Длинной извилистой дорогой спускаемся к станции метро Flaminio…У осеннего путешествия есть единственный недостаток – рано темнеет…
ullisia,как хорошо,что Вы продолжаете свой рассказ!!!Сразу вопрос:)). В парк виллы Боргазе вход платный? Понятно,что в Галерею Боргазе нужно заранее бронировать билет. А в остальные музеи можно "с ходу" так сказать попасть? Или тоже по предварительному бронированию? Ждем окончания.
Spiraea, в парк вход, естественно, бесплатный. Там мамочки с детенышами гуляли, по дорожкам бегали ведущие здоровый образ жизни... :) Мы добрались в парк к семи вечера, да и не были нацелены на картинные галереи. Я "дошла" только до Национальной галереи современного искусства - она и сфотографирована, причем издалека и сверху. :) Двум нашим туристкам повезло днем попасть в Галерею Боргезе - оказались свободными несколько билетов.
Тиволи. В чуть более двадцати километрах от Рима расположился симпатичный городок Тиволи, наиболее известный двумя достопримечательностями: Виллой Адриана и Виллой д’Эсте.
Вилла д’Эсте, построенная в XVI веке для кардинала Ипполито д’Эсте в качестве резиденции, оставляет незабываемое впечатление – порядка 500 самых разных фонтанов рассыпаются каскадами водных струй, оживляя огромный парк и создавая сказочную атмосферу. «Овальный фонтан», «Фонтан Драконов», «Фонтан Нептуна», «Фонтан «Орган», издающий музыкальные звуки, аллея «100 фонтанов», где потоки воды вплескиваются из забавных рожиц животных… – все названия невозможно запомнить. Несмотря на моросящий дождик, мы разбредаемся аллеями парка, поднимаемся и спускаемся многочисленными лестницами, и после шумного и суматошного Рима наслаждаемся тишиной и гармонией водной стихии.
Ян зовет нас осмотреть апартаменты дворца – сохранившаяся роспись стен и потолков настолько впечатляет, что не замечаешь отсутствия какой-либо мебели в помещениях. А полюбовавшись великолепными видами окрестностей Тиволи из окон вилллы, понимаешь почему кардинал Ипполито д’Эсте выбрал именно это место для собственной резиденции…
Мы приехали в Тиволи в воскресенье и совершенно случайно попали на какой-то местный праздник.
Рассматривая прилавки раскинувшегося на центральной площади рынка, вдруг услышали барабанный бой, какое-то гудение и крики людей. Со стороны крепости Rocca Pia в сторону площади выдвигался отряд легионеров во главе с несколькими колоритными военачальниками. :) Сделав «круг почета» по площади, они что-то прокричали, выполнили несколько фигур построения и… рассредоточившись, затерялись среди присутствующих на площади зрителей. :)) А на смену им, сопровождаемые фольклорной музыкой, закружились в хороводе женщины в национальных костюмах. Как жаль, что нам нужно было уезжать, и мы не смогли увидеть продолжения праздника… :(((
Кастель Гандольфо. Наш путь лежал в небольшой городок, ставший в XVII веке летней резиденцией Папы Римского. Замок Гандольфо расположился на высоте 400 метров вдоль склона вулканического озера Альбано, возникшего на месте двух близлежащих кратеров.
Название города происходит от фамилии герцогской династии Гандольфи, владевшей данными землями в XII в. Святой Престол в 1596 году приобрел землю в этом городке, а первым понтификом, проводившим летний сезон в Кастель Гандольфо, был папа Климент VIII. Папский дворец, построенный папой Урбаном VIII, на сегодняшний день единственная собственность Ватикана за пределами Рима.
У меня сложилось впечатление, что городок состоит из нескольких улиц, и все они сходятся на Piazza della Libertà перед Папским дворцом (Residenza Papale). К папской резиденции так же относятся стоящая рядом вилла Барберини и церковь Святого Томмазо да Вилланова, построенная знаменитым Лоренцо Бернини по заказу папы Александра VII.
После ватиканских дворцов и римских соборов внутреннее убранство церкви не поражает роскошью и богатством, и кажется уж очень скромным. Но, безусловно, она красива. Главное сокровище церкви – «Распятие» работы Пьетро да Кортоны.
После шумного, давящего своей энергетикой Рима этот небольшой городок над озером в какой-то момент показался мне скучным и тоскливым, и я все бродила по улочкам, пытаясь найти что-то колоритное и интересное. Но, наверное, эти тишина и покой, чистейший воздух, ошеломляющие виды изумрудно-синей глади озера и укрытых лесами гор и есть тем необычным и колоритным, что привлекает сюда людей в желании спрятаться от суеты огромного, насыщенного туристами мегаполиса и восстановить гармонию в мыслях и в душе.
Равенна. Наш тур по Италии стремительно подходил к завершению. Последним городом знакомства с этой очаровательной страной стала Равенна.
Обратив внимание на тур «Образы Италии», я начала искать в интернете какую-либо информацию о посещаемых городах. О Равенне не так много написано, но один отзыв меня увлек – автор настолько интересно рассказывал о достопримечательностях города, проиллюстрировав его фотографиями с невероятной красоты мозаиками, что попасть в этот город я захотела также сильно, как и во Флоренцию.
К сожалению, романа с Равенной у меня не получилось. :( Мы ночевали в одном из отелей города, и в его центр приехали в половине девятого утра.
На улицах были единичные прохожие, город то ли только посыпался, то ли уже активно работал, а «просыпались еще только» туристы… Нас встретила миловидная женщина, представилась гидом Ириной и начала экскурсию. И вот здесь всех ждало разочарование. С настолько откровенно скучным, примитивным и сумбурным рассказом о городе я еще не сталкивалась… :((( А начавшийся дождь чуть было не завершил зарождающееся сомнение в целесообразности посещения Равенны. К счастью, дождь прекратился, умытые улицы оживили город, а храмы с их великолепными раннехристианскими мозаиками нивелировали все сомнения.
История Равенны начинается с первых поселенцев, появившихся на месте будущего города во II веке до н. э. Позднее на этом месте император Август закладывает военный порт, вокруг которого вырастает римский город. Самого большого своего расцвета Равенна достигает с V по VIII века в статусе столицы Западной Римской империи.
Уникальный ансамбль храмов, баптистериев и гробниц, прославивших Равенну на весь мир и сделавших ее главным центром по изучению римского и византийского мозаичного искусства, влекут сюда тысячи туристов.
Одна из самых древних церквей Эмилии-Романьи, дошедшая до наших дней со времен Византии, и одна из самых известных в Равенне, Базилика Сан-Витале (Basilica di San Vitale) построена в 547 году. Огромной ценностью храма являются уникальные мозаичные портреты императора Юстиниана и его жены, императрицы Феодоры, созданные при жизни императорской четы.
Разноцветные мозаики со сценами из жития святых, портреты апостолов, цветочные и растительные орнаменты – все это завораживает и ошеломляет. Недаром эта базилика послужила прототипом для архитектуры каролингского Возрождения, образцом которой стала дворцовая капелла в немецком Аахене.
Позади Базилики Сан-Витале находится мавзолей Галлы Плацидии (Mausoleo di Galla Placidia), дочери римского императора Феодосия Великого. Галла выстроила себе мавзолей еще при жизни, здесь находятся три саркофага, которые по преданию принадлежат ей, ее мужу Константину III и их сыну Валентиану III.
Все стены и своды мавзолея покрыты прекрасно сохранившейся византийской мозаикой, самой древней в Равенне. В центре купола латинский крест в обрамлении восьми сотен золотых звезд. На стенах – изображения Святого Лаврентия в белоснежных одеждах и Христа в образе Доброго Пастыря.
К сожалению, фотографировать со вспышкой в усыпальнице запрещено, да и время посещения ограничено несколькими минутами.
На Соборной площади (Piazza Duomo) расположен Кафедральный собор, построенный в XVIII в. на месте полуразрушенной базилики V в. От прежнего здания сохранились крипта и колокольня, а так же мраморный амвон и саркофаги.
Там же, на Piazza Duomo находится Баптистерий Неониана (Battistero Neoniano), называемый православным баптистерием. Здание построено в V веке, и знаменито своими мозаиками: купол баптистерия украшает сцена Крещения Господня. В окружении двенадцати апостолов Иоанн Креститель поливает водой голову Христа. Большой крест в руках Иоанна украшен драгоценными камнями.
Одна из важных достопримечательностей Равенны связана с именем великого Данте Алигьери. Как я уже упоминала выше, после изгнания из Флоренции поэт поселился в Равенне, где провел последние годы своей жизни, и здесь же нашел свое упокоение.
Изначально Данте был захоронен в Базилике Святого Франциска (Basilica di San Francesco). Самая интересная часть храма – крипта, или древний подземный этаж. На ее полу сохранились фрагменты византийских мозаик. Крипта церкви постоянно подтапливалась. В конце концов, устав откачивать из нее воду, служители запустили в импровизированный бассейн рыбок. Теперь мозаику можно рассматривать под водой.
Спустя годы останки великого итальянского поэта перенесли в специально построенную мраморную гробницу (Tomba di Dante), расположенной рядом с базиликой.
Ян дает нам немного свободного времени, позволяющего выпить кофе, заглянуть в несколько магазинчиков и пробежаться напоследок по супермаркету… Знакомство с Италией заканчивается…
Наполненные впечатлениями и эмоциями, мы возвращаемся в Украину…
P.S. Сразу после возвращения, под впечатлением от увиденного, эмоции восторга выплескиваются, хочется всем вокруг рассказывать о поездке. Но и сейчас, спустя 3 месяца, я все с таким же удовольствием рассматриваю фотографии и вспоминаю прогулки по итальянским городам. В начале своего рассказа я писала, что определяющим выбор этого тура стали несколько дней во Флоренции и в Риме. Еще одним важным нюансом тура были города – все до единого, еще не виденные мною. Не разочаровали отели в туре, даже были приятные сюрпризы – в отелях в Риме и под Флоренцией нам доставались номера с большими балконами-террасами, провоцировавшие на поздние посиделки за «рюмочкой чая». :) Был один недостаток – рано темнело. :)))
Спасибо всем, кому хватило терпения дождаться финала… :) Если у кого-то мой рассказ о поездке вызвал собственные воспоминания, а кому-то помог определиться с выбором, отбросив все сомнения, значит все, что я здесь написала, не зря… :)
vasyusha, спасибо.
Думаю, что не только в воспоминаниях, но и реально Вы еще побываете в Италии. И не раз. Эта страна обладает каким-то магнетизмом. :) Я с удовольствием вновь поеду в эти города - знаю что еще хотела бы увидеть. :) Даже в Рим готова поехать, хоть и после нескольких дней я сказала: "Рима мне хватило..." :)))
Juliiii, спасибо. Мозаики ошеломляющие... К сожалению, фотографии не передают то, что видят глаза. И фото - это отдельные куски, а когда видишь вокруг себя одной цельное многоцветное панно...
Гид - Илья Распопов. Понравилось все - отличная программа, особенно для тех, кто уже был в Италии; замечательный гид; вполне приличные бытовые условия. Группа была неполная, но достаточно большая, чтобы организовать практически все экскурсии. Так что получили все, что хотели.
К сожалению, когда мы заходили в эту церковь, мы вообще о ней ничего не знали, кроме рекомендации нашего гида "посмотреть". Да и определенная усталость уже накопилась - после Ватикана, после пройденных километров по городу... Сейчас уже, прочитав в интернете об этой церкви, я пожалела, что мы были не очень внимательны и мало времени в ней провели.
Мы решаем пройтись по фонтанам Рима, поэтому отправной точкой выбрали площадь Республики, конечной – сады Виллы Боргезе. А после, если останется время, будем «соображать на ходу». Впрочем, и между «точками» у нас была, практически, импровизация… :))
Площадь Республики (Piazza della Repubblica) абсолютно круглая площадь с большим бронзовым фонтаном в центре – Фонтаном Наяд, считающимся одним из самых красивых фонтанов Рима. Фонтан на самом деле очарователен, но, к сожалению, из-за плотного слоя патины и многолетней грязи мифологические морские божества теряют свою выразительность.
Наше внимание привлекает необычный фасад здания с надписью Basilica S.Maria deli Angeli i dei Martiri. Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири посвящена Богородице, ангелам и мученикам, и располагается на месте античных терм. Руины бань, построенных императором Диоклетианом, в свое время были отданы картезианским священникам. Одному из монахов было видение: из развалин Терм Диоклетиана исходило божественное сияние, а в его центре – образы семи святых. Это видение монах истолковал как благословение на постройку храма в честь Семи Ангелов именно здесь, в диоклетиановских термах. Предполагается, что автором проекта храма был Микеланджело, о чем свидетельствует табличка на колонне. Собор внутри большой, просторный, светлый и очень красивый.
На нашем пути попадается еще один фонтан – Фонтан дель Аква Феличе или, неофициально, Фонтан Моисея. Своему более популярному названию фонтан известен благодаря статуе Моисея, установленной в нише. В 1587 году по инициативе папы Сикста V был построен акведук Аква Феличе, который должен был обеспечить кварталы, прилегающие к Квиринальскому холму, чистой и свежей водой. Фонтан спроектировал великий архитектор Рима Доменико Фонтана, чтобы обозначить таким образом место окончания акведука.
Слева чуть позади фонтана видна церковь Санта-Мария-дела-Витториа (Santa Maria della Vittoria), относящаяся к ордену кармелитов. Базилика была возведена по проекту итальянского архитектора Карло Мадерна в 1620 году. Большой поток несущихся машин отделяет нас от этого храма, и мы проходим мимо, так и не узнав о главной ценностью церкви – скульптуре Бернини «Экстаз Святой Терезы». :))
Так же мы проходим и мимо церкви Санта-Сузанна (Chiesa di Santa Susanna), являющейся национальной церковью американских католиков. Согласно легенде церковь была построена еще в античные времена на месте мученической смерти Святой Сусанны. Современный облик базилика приобрела в 1603 году благодаря тому же архитектору Карло Мадерна, что и церковь Санта-Мария-делла-Витториа.
Напротив я замечаю еще одно любопытное здание, спрятавшееся среди домов. Сан-Бернардо-алле-Терме (San Bernardo alle Terme Church) – монастырская церковь ордена цистерцианцев, посвященная Св. Бернару. Здание расположено на территории бывших терм Диоклетиана и, возможно, служило Sphaeristerium, залом для игры в мяч. Этот участок земли в 1593 году приобрела племянница папы Юлия III и пожертвовала на возведение монастыря.
Мы шагаем по Via XX settembre к площади Четырех Фонтанов. Правда, я бы, скорее, назвала это перекрестком. Здесь настолько сильное автомобильное движение, что рассмотреть все четыре фонтана, а тем более сфотографировать их, довольно таки проблематично. Да еще и солце ослепляет своим жестким полуденным светом.
Фонтаны были созданы в XVI в., и олицетворяют реки Тибр и Арно, а также богинь Диану и Юнону.
Сверяясь с картой, мы сворачиваем на улочку, ведущую вниз на площадь Барберини к Фонтану Тритона. И неожиданно для себя проходим мимо роскошной ограды Палаццо Барберини, в котором находится Национальная галерея искусства. Ну как не заглянуть…:) Не в галерею, у нас другие планы, – любопытство заводит нас лишь во дворик палаццо.
Дольше нас настигает неожиданное разочарование – Фонтан Тритона оказался полностью закрыт щитами для реставрации. Мы так расстроились, что забыли о находящемся на этой же площади небольшом Фонтане Пчел. Жаль…
По Via Sistina, вращая головами во все стороны, поднимаемся к церкви Тринита-деи-Монти (ее фасад так же выполнил архитектор Карло Мадерна). Уже к концу улицы начинают появляться магазины известных дорогих марок одежды, которые продолжат свое разнообразие, поражая витринами и ценами, на Via del Babuino. Ради любопытства, мы и по этой улице пройдем пару кварталов… :) Но это будет позже. А пока в центре нашего внимания Испанская лестница – мы не спеша спускаемся по ней, вспоминаем увиденные когда-то по телевизору шоу Джорджио Армани и Джанни Версаче, и обсуждаем моделей, которые на высоченных шпиляках должны грациозно спускаться по этим длинным, скользким, наклонным ступеням, и потом какими-то «задворками» опять подняться на вершину. :) Найдя «пятачок» в тени, вливаемся в когорту туристов, помогающих коммунальщикам Рима поддерживать травертиновые ступени в идеальной чистоте… :)))
В надежде найти небольшое, уютное и недорогое кафе, исследуем несколько мелких улиц и переулков, заглядываем в прилегающие магазины… И «возвращаемся» к Фонтану Треви – бросали же накануне монетки… :)))
О Via del Corso, бесконечная улица, наполненная магазинами всевозможных торговых марок на любой вкус и объем кошелька… Шумная, суетливая и утомляющая… :) Как ни пытались мы ее избежать, но от Фонтана Треви до площади Пополо, рядом с которой расположилась Вилла Боргезе, это самый короткий путь. :)))
Piazza del Popolo – одна из самых известных и элегантных площадей Рима, расположена у подножия холма Пинчо. Кстати, Вуди Аллен свой фильм «Римские приключения» начинает именно с этого места. :))
Площадь знаменита возведенной в XI веке церковью Санта-Мария-дель-Пополо – если верить легенде, то церковь была построена как раз на месте захоронения Нерона. И двумя церквями-«близнецами» Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи, построенными в ХVII веке.
Поднимаемся на смотровую площадку парка Пинчо, любуясь великолепными видами Рима.
На виллу Боргезе можно попасть с площади Пополо через ворота, украшенные драконами и грифонами. Но т.к. мы сразу поднялись на холм Пинчо, то, погуляв по дорожкам парка и повалявшись на траве, в парковый комплекс Боргезе мы вошли с тыльных ворот, довольно таки неприметных. И если бы не стрелка-указатель, то ни за что не догадались бы о достигнутой «конечной точки» нашего плана. :)
Вилла Боргезе – это огромный парковый комплекс с садами, фонтанами, скульптурами, искусственным озером и тремя музеями: Галерея Боргезе, Национальный музей Вилла Джулия и Национальная галерея современного искусства, залы которых наполнены шедеврами живописи и скульптуры от этрусского периода до сегодняшних дней.
Когда-то земля здесь принадлежала семейству Боргезе, и в XVII в. кардинал Шипионе Боргезе, племянник папы Павла V и покровитель Бернини, создал на месте бывших виноградников парк. В начале XX века государство выкупило Виллу и передало в дар городу.
Мы едва успеваем пройтись дорожками парка, как стремительно опускаются сумерки. Длинной извилистой дорогой спускаемся к станции метро Flaminio…У осеннего путешествия есть единственный недостаток – рано темнеет…
Двум нашим туристкам повезло днем попасть в Галерею Боргезе - оказались свободными несколько билетов.
В чуть более двадцати километрах от Рима расположился симпатичный городок Тиволи, наиболее известный двумя достопримечательностями: Виллой Адриана и Виллой д’Эсте.
Вилла д’Эсте, построенная в XVI веке для кардинала Ипполито д’Эсте в качестве резиденции, оставляет незабываемое впечатление – порядка 500 самых разных фонтанов рассыпаются каскадами водных струй, оживляя огромный парк и создавая сказочную атмосферу. «Овальный фонтан», «Фонтан Драконов», «Фонтан Нептуна», «Фонтан «Орган», издающий музыкальные звуки, аллея «100 фонтанов», где потоки воды вплескиваются из забавных рожиц животных… – все названия невозможно запомнить. Несмотря на моросящий дождик, мы разбредаемся аллеями парка, поднимаемся и спускаемся многочисленными лестницами, и после шумного и суматошного Рима наслаждаемся тишиной и гармонией водной стихии.
Ян зовет нас осмотреть апартаменты дворца – сохранившаяся роспись стен и потолков настолько впечатляет, что не замечаешь отсутствия какой-либо мебели в помещениях. А полюбовавшись великолепными видами окрестностей Тиволи из окон вилллы, понимаешь почему кардинал Ипполито д’Эсте выбрал именно это место для собственной резиденции…
Мы приехали в Тиволи в воскресенье и совершенно случайно попали на какой-то местный праздник.
Рассматривая прилавки раскинувшегося на центральной площади рынка, вдруг услышали барабанный бой, какое-то гудение и крики людей. Со стороны крепости Rocca Pia в сторону площади выдвигался отряд легионеров во главе с несколькими колоритными военачальниками. :) Сделав «круг почета» по площади, они что-то прокричали, выполнили несколько фигур построения и… рассредоточившись, затерялись среди присутствующих на площади зрителей. :)) А на смену им, сопровождаемые фольклорной музыкой, закружились в хороводе женщины в национальных костюмах. Как жаль, что нам нужно было уезжать, и мы не смогли увидеть продолжения праздника… :(((
Кастель Гандольфо.
Наш путь лежал в небольшой городок, ставший в XVII веке летней резиденцией Папы Римского. Замок Гандольфо расположился на высоте 400 метров вдоль склона вулканического озера Альбано, возникшего на месте двух близлежащих кратеров.
Название города происходит от фамилии герцогской династии Гандольфи, владевшей данными землями в XII в. Святой Престол в 1596 году приобрел землю в этом городке, а первым понтификом, проводившим летний сезон в Кастель Гандольфо, был папа Климент VIII. Папский дворец, построенный папой Урбаном VIII, на сегодняшний день единственная собственность Ватикана за пределами Рима.
У меня сложилось впечатление, что городок состоит из нескольких улиц, и все они сходятся на Piazza della Libertà перед Папским дворцом (Residenza Papale). К папской резиденции так же относятся стоящая рядом вилла Барберини и церковь Святого Томмазо да Вилланова, построенная знаменитым Лоренцо Бернини по заказу папы Александра VII.
После ватиканских дворцов и римских соборов внутреннее убранство церкви не поражает роскошью и богатством, и кажется уж очень скромным. Но, безусловно, она красива. Главное сокровище церкви – «Распятие» работы Пьетро да Кортоны.
После шумного, давящего своей энергетикой Рима этот небольшой городок над озером в какой-то момент показался мне скучным и тоскливым, и я все бродила по улочкам, пытаясь найти что-то колоритное и интересное. Но, наверное, эти тишина и покой, чистейший воздух, ошеломляющие виды изумрудно-синей глади озера и укрытых лесами гор и есть тем необычным и колоритным, что привлекает сюда людей в желании спрятаться от суеты огромного, насыщенного туристами мегаполиса и восстановить гармонию в мыслях и в душе.
Наш тур по Италии стремительно подходил к завершению. Последним городом знакомства с этой очаровательной страной стала Равенна.
Обратив внимание на тур «Образы Италии», я начала искать в интернете какую-либо информацию о посещаемых городах. О Равенне не так много написано, но один отзыв меня увлек – автор настолько интересно рассказывал о достопримечательностях города, проиллюстрировав его фотографиями с невероятной красоты мозаиками, что попасть в этот город я захотела также сильно, как и во Флоренцию.
К сожалению, романа с Равенной у меня не получилось. :(
Мы ночевали в одном из отелей города, и в его центр приехали в половине девятого утра.
На улицах были единичные прохожие, город то ли только посыпался, то ли уже активно работал, а «просыпались еще только» туристы… Нас встретила миловидная женщина, представилась гидом Ириной и начала экскурсию. И вот здесь всех ждало разочарование. С настолько откровенно скучным, примитивным и сумбурным рассказом о городе я еще не сталкивалась… :((( А начавшийся дождь чуть было не завершил зарождающееся сомнение в целесообразности посещения Равенны. К счастью, дождь прекратился, умытые улицы оживили город, а храмы с их великолепными раннехристианскими мозаиками нивелировали все сомнения.
История Равенны начинается с первых поселенцев, появившихся на месте будущего города во II веке до н. э. Позднее на этом месте император Август закладывает военный порт, вокруг которого вырастает римский город. Самого большого своего расцвета Равенна достигает с V по VIII века в статусе столицы Западной Римской империи.
Уникальный ансамбль храмов, баптистериев и гробниц, прославивших Равенну на весь мир и сделавших ее главным центром по изучению римского и византийского мозаичного искусства, влекут сюда тысячи туристов.
Одна из самых древних церквей Эмилии-Романьи, дошедшая до наших дней со времен Византии, и одна из самых известных в Равенне, Базилика Сан-Витале (Basilica di San Vitale) построена в 547 году. Огромной ценностью храма являются уникальные мозаичные портреты императора Юстиниана и его жены, императрицы Феодоры, созданные при жизни императорской четы.
Разноцветные мозаики со сценами из жития святых, портреты апостолов, цветочные и растительные орнаменты – все это завораживает и ошеломляет. Недаром эта базилика послужила прототипом для архитектуры каролингского Возрождения, образцом которой стала дворцовая капелла в немецком Аахене.
Позади Базилики Сан-Витале находится мавзолей Галлы Плацидии (Mausoleo di Galla Placidia), дочери римского императора Феодосия Великого. Галла выстроила себе мавзолей еще при жизни, здесь находятся три саркофага, которые по преданию принадлежат ей, ее мужу Константину III и их сыну Валентиану III.
Все стены и своды мавзолея покрыты прекрасно сохранившейся византийской мозаикой, самой древней в Равенне. В центре купола латинский крест в обрамлении восьми сотен золотых звезд. На стенах – изображения Святого Лаврентия в белоснежных одеждах и Христа в образе Доброго Пастыря.
К сожалению, фотографировать со вспышкой в усыпальнице запрещено, да и время посещения ограничено несколькими минутами.
На Соборной площади (Piazza Duomo) расположен Кафедральный собор, построенный в XVIII в. на месте полуразрушенной базилики V в. От прежнего здания сохранились крипта и колокольня, а так же мраморный амвон и саркофаги.
Там же, на Piazza Duomo находится Баптистерий Неониана (Battistero Neoniano), называемый православным баптистерием. Здание построено в V веке, и знаменито своими мозаиками: купол баптистерия украшает сцена Крещения Господня. В окружении двенадцати апостолов Иоанн Креститель поливает водой голову Христа. Большой крест в руках Иоанна украшен драгоценными камнями.
Одна из важных достопримечательностей Равенны связана с именем великого Данте Алигьери. Как я уже упоминала выше, после изгнания из Флоренции поэт поселился в Равенне, где провел последние годы своей жизни, и здесь же нашел свое упокоение.
Изначально Данте был захоронен в Базилике Святого Франциска (Basilica di San Francesco). Самая интересная часть храма – крипта, или древний подземный этаж. На ее полу сохранились фрагменты византийских мозаик. Крипта церкви постоянно подтапливалась. В конце концов, устав откачивать из нее воду, служители запустили в импровизированный бассейн рыбок. Теперь мозаику можно рассматривать под водой.
Спустя годы останки великого итальянского поэта перенесли в специально построенную мраморную гробницу (Tomba di Dante), расположенной рядом с базиликой.
Ян дает нам немного свободного времени, позволяющего выпить кофе, заглянуть в несколько магазинчиков и пробежаться напоследок по супермаркету… Знакомство с Италией заканчивается…
Наполненные впечатлениями и эмоциями, мы возвращаемся в Украину…
P.S. Сразу после возвращения, под впечатлением от увиденного, эмоции восторга выплескиваются, хочется всем вокруг рассказывать о поездке. Но и сейчас, спустя 3 месяца, я все с таким же удовольствием рассматриваю фотографии и вспоминаю прогулки по итальянским городам. В начале своего рассказа я писала, что определяющим выбор этого тура стали несколько дней во Флоренции и в Риме. Еще одним важным нюансом тура были города – все до единого, еще не виденные мною. Не разочаровали отели в туре, даже были приятные сюрпризы – в отелях в Риме и под Флоренцией нам доставались номера с большими балконами-террасами, провоцировавшие на поздние посиделки за «рюмочкой чая». :)
Был один недостаток – рано темнело. :)))
Спасибо всем, кому хватило терпения дождаться финала… :) Если у кого-то мой рассказ о поездке вызвал собственные воспоминания, а кому-то помог определиться с выбором, отбросив все сомнения, значит все, что я здесь написала, не зря… :)
я как-будто заново в Италии побывала! ;))
Думаю, что не только в воспоминаниях, но и реально Вы еще побываете в Италии. И не раз. Эта страна обладает каким-то магнетизмом. :) Я с удовольствием вновь поеду в эти города - знаю что еще хотела бы увидеть. :) Даже в Рим готова поехать, хоть и после нескольких дней я сказала: "Рима мне хватило..." :)))
Наши фотографии можно посмотреть на сайте //www.picasaweb.google.com/sanpan08
Монастыревы Александр и Людмила
Монастыревы