Здесь до сих пор располагается клиника для душевнобольных, поэтому для посетителей открыта только часть помещений. Вход на территорию возможен с 9:30 до 18-45. Стоимость 4,50 евро. Сайт http://www.saintpauldemausole.fr/van-gogh.html
Сам монастырь очень старый, он был основан в 10-м веке и, такое впечатление, что не сильно изменился с тех времен. Монахи-францисканцы, обжившие монастырь, первыми стали открывать приюты для душевнобольных. Сейчас для лечения пациентов больницы активно используются методы арт-терапии.
Территория монастыря очень зеленая, от ворот к основному зданию ведет живописная аллея, вдоль которой выставлены репродукции работ самого известного пациента.
Дальше памятник художнику с охапкой подсолнухов в руке – каменный Ван Гог выглядит таким же беззащитным и растерянным, каким, наверное, был и в жизни. После возвращения из монастыря в Париж, гениальный художник выстрелили себе в грудь из ружья, посчитав, что его миссия выполнена. Его последними словами были «Печаль будет длиться вечно…»
Палата Винсента очень скромная: железная кровать, стул, мольберт, его автопортрет и маленькая доска с копиями писем брату. Зарешеченное окно с видом на небольшой сад. А в соседней комнате каменные ванны, в которых мыли больных.
В саду вдоль всей плантации стоят репродукции работ художника и посажены любимые цветы Ван Гога – ирисы, подсолнухи и лаванда.
Невероятное место. Спокойное и тревожное одновременное. Умиротворяющее природными красотами, но постоянно пульсирующее чуть ощутимым беспокойством. Насквозь пропитанное энергией потерянности и одиночества… А может гениальности?…
«Я все больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд... Разумеется, такие ошибки совершают лишь мастера - и это, пожалуй, самое лучшее утешение, так как оно дает основание надеяться, что Творец еще сумеет взять реванш...» /Винсент Ван Гог/
Через оливковую рощу выходим к оживленному шоссе. На противоположной стороне дороги расположились Триумфальная арка, воздвигнутая в честь завоевания Марселя и Мавзолей(кенотаф), возведенный в память о двух племянниках Августа — Кае и Луции, погибших совсем юными на поле брани. Все памятники датированы I веком нашей эры.
Это как раз тот случай, когда совершенно не ожидаешь встретить древнеримский памятник. Такой себе рояль в кустах получается ))) Нарядные, из светлого камня, - арка чуть утратила фрагменты украшающих ее рельефов, повествующих о завоевании Галлии Цезарем, а вот кенотаф – торжественная, вся покрытая резьбой по камню башня, - практически в идеальном состоянии.
Арка некогда вела в Гланум (Glanum), от которого ее сейчас отделяет шоссе. В самом поселении уже почти сто лет ведутся раскопки, там сохранились целые кварталы руинированных зданий, форум, фундаменты храмов. Гланум можно посетить отдельно. Открыт с 09-30 до 18-30. Входной билет 7,50 евро. Сайт http://glanum.monuments-nationaux.fr/fr/
А мы, единогласно решив, что древнеримских впечатлений нам пока достаточно, возвращаемся в город. Уже не петля партизанскими тропами ))), а по прямой улице Ван Гога, мимо туристического офиса, двигаемся в центр Сен-Реми.
В городке вы не найдете отлакированных исторических зданий, вся его старая часть очень органичная и потрясающе достоверная. Сен-Реми не производит впечатление города-музея, красивой декорации. Он очень настоящий и самобытный. Действительно, самое сердце Прованса!
По узкой улочке Ош (rue Hoche) выходим к дому, в котором 14 декабря 1503 года родился Мишель Нострадамус. В дом зайти нельзя, сейчас это частная собственность. Если бы не памятная доска, то мы, пожалуй, прошли бы мимо.
В городе был обнаружен ещё и фонтан Нострадамуса с табличкой, которая так фотогенично поросла плющом )))
Мишель де Нотрдам был старшим сыном Жома де Нотрдама, королевского нотариуса. Семья будущего астролога была зажиточной и образованной. Мишель изучал искусство и медицину, интересовался фармацевтикой, изучал растения и составлял собственные лекарства. Получил докторскую степень по медицине в университете Монпелье.
Потеряв первую жену и детей, умерших от чумы, бросает медицину и путешествует по Италии и Германии. После, возобновив врачебную практику в Марселе, успешно борется с чумой в Экс-ан-Провансе, за что и удостаивается местным парламентом пожизненной пенсии. Повторно женится и становится счастливым отцом шестерых детей.
Обращение Нострадамуса к астрологии и пророчествам выглядело неожиданным. Но под конец жизни он начал публиковать свои пророчества, наделавшие много шуму. Неизвестно, что бы было с ним дальше, но вскоре Нострадамус умер, заставив человечество на протяжении веков толковать свои прогнозы. На мраморной плите над его могилой высечена надпись «Здесь покоятся кости знаменитого Мишеля Нострадамуса, единственного из всех смертных, который оказался достоин, запечатлеть своим почти божественным пером, благодаря влиянию звёзд, будущие события всего мира». Гений? Шарлатан? У каждого будет свой ответ на этот вопрос )))
Выходим к Собору Святого Мартина (Eglise Saint-Martin). Здание самой церкви возведено в неогреческом стиле в 1821 году (предыдущая постройка рухнула в ночь на 29 августа 1818 года), а вот колокольня унаследована с 14 века. Собор знаменит своим органом, который был восстановлен в 1983 году и состоит из 5000 труб и трёх клавиатур. А нам приглянулось оригинальное оформление одной из алтарный частей – оно как будто вырублено в скале.
Кстати, все раскопанные в Глануме сокровища выставлены в археологическом музее Сен-Реми, расположенном в особняке 15-го века – доме семьи де Сад (известная прованская фамилия, к которой принадлежала и воспетая Петраркой Лаура, и известный садист маркиз де Сад)
Улочки, окошки, ставенки, облупившееся штукатурка… В какой-то момент понимаешь, что фотографируешь просто всё что видишь и этот фотоэкстаз остановить уже невозможно )))
Оригинальные балконные цветы (перец, если не ошибаюсь)))
Несмотря на свою популярность, здесь в своё время, после смерти второго мужа, жила и принцесса Монако Каролина с детьми, Сен-Реми живёт обычной жизнью. Он удивительно расслабляющий. Возвращающий к истокам. Дарящий новый неспешный ритм жизни. С настоящим удовольствием от каждого мгновения...
Разделившись на время сувенирного шопинга, договариваемся с Натальей встретиться на остановке автобуса. Подхожу. Наталья мило болтает с какой-то женщиной. Вот это прогресс в языке! Так свободно с француженкой общаться… Присматриваюсь. Нееееее )))) Как там у Задорнова «…только наш человек…», купив на ужин бутылочку прованского розового не кладёт её в пакет, потому как пакет - продукт хлипкий, вдруг не выдержит, ужин разобьется и шо тогда делать?!)))), а бережно носит его в дамской сумочке… Ужин, что в Натальиной сумке, что в сумке неизвестной женщины весело поблёскивал на солнце и даже лежал симметрично друг другу )))) Земляками оказалась семейная пара из Белой Церкви. Шукали зупинку автобуса на Авіньйон ))) Наталья и подсказала ))) Делимся впечатлениями, смеемся с нашего симметрично булькающего ужина и дружно транспортируемся в Авиньон.
В этот день Бог послал нам на ужин сыр полутвёрдый нарезной, сыр мягкий подтаявший, хлебные палочки с прованскими травами и любимое розовое...
Polina_Sumy, спасибо за очередную частицу Прованса!
Тропа с картинами Ван Гога - и на окружающие красоты полюбовался, и к искусству приобщился, и воображение и наблюдательность потренировал.
Сан-Реми - замечательный город, окна интересные и настоящие и нарисованные.
Обед и ужин очень аппетитны, наверное нужно переходить на розовое вино.
День 9. Сент-Мари-де-ла-Мер. Морээээээ, лошадки и призраки розовых фламинго ))) Все дороги ведут в Авиньон.
Сегодня день свободного творчества. День, на который изначально ничего не планировалось (не считая десяти страниц с распечатками вариантов куда податься)))). Договорились сориентироваться на месте по принципу – чего душа попросит ))) Моя душа сильно просилась к морю, Натальина - к розовым фламинго. Сказано – сделано!
Уже знакомый ж/д маршрут Авиньон – Арль, стоимость проезда - 7,30 евро в одну сторону (не забудьте прокомпостировать билет на перроне!!!). Дорога занимает 20 минут.
Сент-Мари-де-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer). Компактный приморский город. Европейский курорт. Ведёт свою историю с небольшой рыбацкой деревеньки, построенной на острове в самом сердце местности Камарг, где Рона несёт свои воды к морю. Разрастался вокруг Церкви Нотр-Дам-де-ла-Мер (L'église de Notre Dame-de-la-Mer). Сейчас город так же известен как место поклонения цыган, которые ежегодно в мае месяце собираются в городе на религиозном празднике в честь Святой Сары.
Легенда рассказывает нам о возникновении города следующее: Мария Jacobe - сестра Девы Марии, Мария Саломея - мать апостолов Иоанна и Иакова и грешница Мария Магдалена, уплыли из Палестины на лодке в сопровождении Сары, черной служанки, покровительницы цыган. Их лодка затонула у берегов Франции, возле крепости, носившей название Oppidum-РА. Позже название было изменено на Нотр-Дам-де-ла-Мер, а затем в 1838 году на Сент-Мари-де-ла-Мер.
Мария Магдалена отправилась странствовать вглубь страны, а Мария Jacobe и Мария Саломея окончили свой земной путь в маленькой рыбацкой деревушке. Их служанка, Святая Сара, позже была перезахоронена в крипте, сооруженной по приказу короля Рене.
Мы первым делом направляемся к Нотр-Дам-де-ла-Мер - просторную постройку романской архитектуры.
В главном помещении храма – маленькая красочная скульптура двух Марий в лодочке с многочисленными благодарственными табличками по периметру.
Спускаемся вниз. Здесь в крипте находятся мощи Святой Сары и, украшенная лентами, нарядная статуя самой Сары. Тут так же куча благодарственных табличек, записок и прочие свидетельства многочисленных излечений, дарованных Святой.
Скажу честно, особым духом у мощей Святой Сары я не прониклась. Низкий черный сводчатый потолок давил на голову, а жар свечей создавал такой эффект сауны, что единственное чувство, которое я испытывала – это желание побыстрее выбраться на воздух...
Верхняя часовня церкви открыта для посещения и служит смотровой площадкой для желающих лицезреть окрестности с высоты птичьего полёта. Чтобы подняться вверх, нужно выйти из церкви и обойти ее с другой стороны. Стоимость - 2,50 евро.
По узкой винтовой лесенке поднимаемся на крышу
И подпрыгиваем, что бы увидеть хоть что-то кроме крыш )))
Рассматриваем площадь внизу
Опасливо поглядываю на конек крыши, на который, судя по отзывам, смело взбирались самые отчаянные папарацци
И понимаю, надо лезть! Про то, что я панически боюсь высоты подумаю уже на земле )))
Спустившись с крыши, гуляем по городу в сторону набережной
Фламинго (пока железные)))
Если в атмосфере Сент-Мари что-то неуловимое, что на протяжении веков вдохновляет многие творческие натуры. Так, в июне 1888 года в городке отметился Винсент Ван Гог, написавший тут несколько картин морской тематики, а благодарные жители назвали в его честь одну из центральных улиц.
Фредерик Мистраль, знаменитый провансальский поэт, поместил в Сент-Мари финальную развязку своего самого известного произведения «Mirèio». Классический сюжет о любви дочери богатого помещика Мирей и бедного ткача Винсента, заканчивается трагической гибелью Мирей в Сент-Мари.
Боб Дилан, после посещения фестиваля цыган, вдохновленный увиденным, написал одну из песен альбома «Desire» - «One more cup of coffee».
Знаменитая бескровная коррида так же родом из этих мест. Первое письменное упоминание о камаргской корриде относится к 1403 году, когда ее провели в честь Людовика II Анжуйского, правившего в то время Провансом.
Арена в Сент-Мари, вмещает около 4300 зрителей.
Цель камаргской корриды - сорвать специальную кокарду с рогов быка и при этом уцелеть. В свободное от корриды время, животные пасутся на тучных лугах дельты Камарга и умирают не на арене, а естественной смертью, от старости, после 10 - 15 летней карьеры. У особенно смелых и удачливых, как у рок-звезд, имеются свои армии поклонников. Суперзвездам даже ставят памятники.
А вот жизнь примерно 130 разетеров (французский тореро), которые проводят время за небезопасными попытками сорвать с рогов, активно сопротивляющегося быка, при помощи специального металлического крюка (разета) кокарду, разительно отличается от звездной. Переломы костей здесь скорее правило, чем исключение из него.
На набережной расположились многочисленные туалеты для собак )))
Для тех, кто не послушает подругу и таки наденет купальник – в наличии полудикие и организованные городские пляжи (все бесплатные). Кабинок для переодевания на пляже замечено не было. А вот душ, чтобы смыть с себя соленую воду – в наличии (бесплатный).
За косой, парковка катеров и небольших яхт
И морээээээээ!!!
Слегка штормит, поэтому зайдя окунуть ноги в Средиземное море, оказываемся слегка, а местами и не слегка, окунутыми ))) Хорошоооооооо...
Дальше по плану – экскурсия в заповедник Камарг на Рetit train. Стартует паровозик у туристического офиса, на набережной. Первый рейс в 11-00. Стоимость 7 евро. Аудиогид вещает на французском. Распечатка всей информации доступна на немецком и итальянском языках. После моей попытки поговорить на французском, нам вручили путеводитель на итальянском )))
Что такое Камарг? Это уникальная экосистема, расположенная между двумя рукавами Роны. Территория здесь частично на уровне, частично ниже уровня моря, поэтому весь заповедник – это цепь голубых лагун-болот, которые перемежаются зелеными пятнами равнины.
Верхний Камарг, на севере дельты Роны, раскинул свои плодородные поля, на которых выращивают пшеницу, фруктовые деревья и рис. В юго-восточной части Камарга белеют соляные горы. В Камарге добывается 90% всей соли, потребляемой во Франции. Особенно ценится крупная соль или как её ещё поэтично называют «Цветы Камарга». На юге дельты Роны, испещренная болотцами, прудами и протоками, раскинулась дикая зона Камарга. Здесь находится крупнейший перевалочный пункт для диких переплетных птиц.
Паровозик сначала идет по городу и мы любуемся небольшими белыми домиками в окружении цветов
Потом пытаемся разглядеть розовых фламинго, где-то там за горизонтом )))
Дальше сворачиваем в заросли. Тут начинаются совсем уж сельские пейзажи. Домики пастухов – гардьянов (gardian) с одной стороны, узкие канавы с водой с другой. Роль забора выполняет камыш, который сильно затрудняет процесс подглядывания )))
Обращаем внимание на хаты-мазанки под камышовой крышей – кабаны (cabane). Дом особым образом ориентирован относительно сторон света, так чтобы его скругленная тыльная часть была направлена навстречу мистралю. Такие гениальные в своей простоте постройки позволяют более-менее комфортно пережить мистраль, сохранять тепло в холода и прохладу в жару.
Спокойная картина кормления уток была нарушена появлением неизвестного водоплавающего, который отбирал хлеб у уток. К общему мнению, кто это был, мы с Натальей не пришли. Может кто-то опознает водоплавающего героя по фотографии?
Еще одна остановка. Лошадки!!!! Водитель паровозика щедро раздает хлеб всем жаждущим покормить и погладить белое чудо Камарга. Эти лошади рождаются гнедыми жеребятами, а к четырём годам становятся белыми.
Вот совсем не соглашусь со всезнающей Википедией, которая утверждает, что ….это некрупная, не очень красивая внешне лошадь с прямыми плечами и грубоватой головой...
Такое умиротворение наступает, когда лошадь берет кусочек хлеба у тебя с ладони и даёт себя погладить...
Поехали дальше между пастбищ, озер, болот. Кругом только птицы, лошади и звенящая тишина… Издалека осмотрели пастбище тех самых камаргских быков, героев местной корриды.
Паровозик вернулся в Сент-Мари. Но для полного ощущения счастья нам не хватило более близкого знакомства с розовыми фламинго. Пешком возвращаемся к месту их дислокации. Далековато птички… Бегаем по берегу, машем руками, Наталья курлыкает, я зачем-то крякаю – фламинго неумолимы… Сиеста у них ))) Попозировав нам издалека, фламинго неспешно удаляются вглубь озера… Из того, что удалось рассмотреть - у них оперение внизу крыла красно-чёрное - удивительно...
Гуляем. Наслаждаемся. Каждая хатынка просится на фотографию ))) Такой себе средиземноморский эко-стиль. Всё очень просто и очень красиво!
Возвращаемся автобусом в Арль. У нас ещё есть время до поезда. Идём на старое кладбище, которое было закрыто в наш первый визит в город. Тихонько бродим широкими аллеями, стараясь не нарушать здешний покой. Рассматриваем семейные склепы, датированные ещё 1860-1870 гг. Скульптуры. Керамические цветочные композиции. Живые цветы. Место, которое навевает глубоко философские мысли…
Благополучно садимся в поезд (все помнят, что надо компостировать билеты на перроне?!))). Встречай нас, Авиньон!
Немного личного. Настоящий сюрприз от Сент-Мари и Ван Гога ждал меня уже на Родине. Упорядочивая впечатления по городу и плутая во всемирной паутине, наткнулась взглядом на знакомое изображение. И не поверила своим глазам!!! У меня дома давно висит картина, которая была написана моим крестным в подарок родителям, но у них как-то не прижилась и я, по итогу, забрала картину к себе. На полотне изображены море, лодки, кораблики… Как оказалось - это точная копия картины Ван Гога «Рыбацкие лодки на пляже в Сент-Мари-де-ла-Мер»!!! А я удивлялась, что меня так на Ван Гога пробивает ))) Конечно, каждый день на него смотреть и не проникнуться – невозможно )))) Такой вот привет получился, и от французского Средиземноморья, и от двух любимых художников...
Продолжение и завершающий аккорд будут с понедельника :)
Polina_Sumy, вы героическая женщина, я б на ту крышу ни в жисть не полезла, но фотки того стоили.
Какая красота, какое умиротворение, какая идиллия и уже совсем другая Франция, чем-то уже сильно смахивающая на Испанию. Совсем ведь другой колорит.
Лошадки просто чудо. Я как-то раньше спокойно дышала к лошадям, у меня была мулька - дельфины. А потом отдыхали в Коктебеле и там была куча вариантов покататься на лошадях. Все с тех пор я пропала. Мы перекатались тогда в Коктебеле на всех лошадках:)
А с картиной действительно такой Сюрприз - спустя столько лет открыть ее для себя заново:)
Спасибо!
Как жаль, что уже закончился 9-ый день. Ждем понедельника. Удачных выходных.
Как же Ваши фото передают всю эту прованскую красоту! так и хочется разбежаться и нырнуть в озеро...или вдохнуть полной грудью запах прованских трав...с нетерпением ждем понедельника!
Приехали в Авиньон. Если внешний осмотр города у нас происходил каждый день, без прогулов: иногда с раннего утра, когда делишь сонный город только с продавцами булочных (какие ароматы в этих boulangerie!!!) и работниками коммунальных служб, иногда набегами в течении дня - между очередной транспортировкой из пункта А в пункт Б, а иногда и вечерами, когда театральная атмосфера так поражала нас своей кипучей энергией. А вот внутренней прочувствованности города нам не хватало. Уезжать с таким камнем на сердце мы не имели права )))
Решив, что поскольку в большом Папском дворце ….только силой воображения можно заполнить огромные пустующие помещения дворца некогда украшавшей его мебелью, фресками, скульптурой и живописью - все это было безжалостно уничтожено или разграблено французскими революционерами, а потом дело завершили наполеоновские вояки… /цитата от многочисленных очевидцев/, то по состоянию на сегодня, наше воображение не готово было так напряженно работать ))) Плюс нас так настойчиво в Сент-Мари-де-ла-Мер принимали за итальянок, что вопрос - куда пойти в Авиньоне уже не стоял (яркий пример женской логики))). Идём смотреть коллекцию итальянской живописи эпохи Возрождения в Малом Папском дворце (Musée du Petit Palais). Режим работы: каждый день с 10-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00, кроме вторника (график меняется в зависимости от сезона). Стоимость билета 6 евро. Сайт http://www.petit-palais.org/musee/fr/home
Само здание Малого дворца был построен в 1317 году. История его появления туманна: по одной версии – он был построен для племянника папы Иоанна XXII, по другой - строился самим кардиналом Беренжером Старшим. Долгое время дворец пустовал, пока папа Бенедикта XII не превратил его в официальную резиденцию авиньонского архиепископа. Во время французской революции дворец стал собственностью государства, в XIX веке в нем находилась католическая школа, а позднее профессиональное училище. В 1976 году здесь была открыта художественная галерея работ мастеров эпохи Возрождения.
Современная музейная экспозиция дворца представляет собрание римских и готических скульптур, картин Авиньонской школы XV и начала XVI веков, а также уникальное собрание картин итальянских мастеров XIII - XV веков из Венеции, Флоренции, Ломбардии и Сиены.
Интересный факт. Основу собрания Малого дворца составляет коллекция Джан Пьетро Кампана, (Campana) - более 300 живописных панно. Это бывший директор Римского ломбарда, который разорился в результате огромных трат на коллекционирование. Он был обвинен в растрате средств ломбарда и приговорен судом к 20 годам каторги с конфискацией имущества в счет уплаты долгов. Общественное мнение было на стороне "бедного маркиза", которого погубила любовь к искусству, и наказание было заменено вечным изгнанием.
Большая часть коллекции Кампана была приобретена правительством Франции при личном участии Наполеона III. Античные скульптурные портреты, статуи девяти муз и огромная статуя Юпитера стали украшением Эрмитажа, а собрание русского музея пополнилась коллекцией античной керамики.
Входим в здание дворца и сразу попадаем со стабильных провансальских +35 в приятную прохладу. «Умели же предки строить!», - уже в который раз мелькает всё та же не блистающая новизной мысль…
Что сразу несколько удивило в местных порядках, так это то, что у здешних смотрителей прослеживалась странная тенденция. Как только входишь в зал, он или она встает со своего стула, занимает позицию у тебя за спиной, чуть позади, и так «ведет» до следующего конвоира, пардон, смотрителя. Поначалу это слегка напрягало. НО! Люди везде одинаковы ))) И так как мы пришли в музей уже под занавес, то дисциплина у смотрителей, по мере приближения заветного конца рабочего дня, заметно падала ))) Т.е. по большей части экспозиции мы гуляли уже без теней за спиной.
Сам дворец произвел очень светлое впечатление. Здесь много милых деталей, барельефов и украшенных балками потолков.
Было очень любопытно смотреть на мир глазами художников 14-15 веков... Сиенская школа живописи, 15 век. Обратите внимание на отсутствие пропорций и объема у стен здания.
Благая весть от флорентийской художественной школы.
Религиозная тематика доминирует в работах. Обращаем внимание на различие в написании ликов святых у итальянцев и в традиционном для нас православии.
Какой чёрт колоритный )))
И младенцы у них на полотнах уж очень со взрослыми лицами получались. Сиенская школа, 15 век.
Умбрия, конец 15 века. Дева с младенцем.
Тосканские мастера конца 15 века создали оригинальную композицию по мотивам странствий Тесея, героя греческой мифологии.
Детали полотна (лошадки какие симпатичные )))
И, в очередной раз, пытаясь уложить в сознании далёкий 15 век, рассматриваем в каком состоянии сами полотна и краска на них...
Упитанные ангелочки эпохи Возрождения.
Момент, когда душа покидает физическое тело от живописцев региона Эмилия – Романья (Италия), 15 век. Возле этой картины у нас целая теологическая дискуссия случилась. Почему Ангел отбрасывает тень? Они же существа бестелесные. Наталья выдвинула версию, что это не тень Ангела, а отлетающая душа...
И жемчужина коллекции Малого дворца – «Мадонна с младенцем» кисти Сандро Боттичелли, представителя флорентийской школы живописи, 1467 год. Обычно имя Боттичелли вызывает в памяти образ Мадонны. Художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, что наложило отпечаток на всю его последующую жизнь. Ранние Мадонны излучают просветленную кротость, порожденную гармонией чувств. Наша Мадонна родом как раз из раннего творчества мастера. Очень нежная и очень юная, вся проникнутая любовью к своему ребенку...
А вот в образах более поздних Мадонн, печальный и разочарованный художник отходит от стремления найти воплощение вечной красоты. Лицо Мадонны на его картинах становится бескровным и бледным, глаза — полными слез. Это собирательный образ женщины того времени - много изведавшей и много пережившей… Яркий пример более поздних работ художника - полотно "Рождение Венеры", которая украшает собой флорентийскую Галерею Уффици.
Выходим во внутренний дворик дворца. Делимся впечатлениями. Вокруг всё то же сочетание потрясающей мощи и красоты...
А город живёт своей жизнью! Всё бурлит, зазывает и удивляет! А вам так слабо?! )))
В Авиньоне, первый раз в жизни, увидела огромные многочисленные очереди в театры.
Эх… Нам бы ещё денек, что бы отстояв длинную-длинную-длинную очередь, стать счастливым обладателем билета на спектакль ))) На будущее - расписание, цены и репертуар можно посмотреть на сайте фестиваля http://www.festival-avignon.com/
А мы наслаждаемся уличными постановками. Они начинаются абсолютно спонтанно. Такой себе театральный flash-mob, когда на любое открытое пространство выходит группа артистов и начинается спектакль.
Костюмированный...
Или, опирающийся только на силу актерского мастерства… Сколько страсти звучит в этих монологах и диалогах, как понятен становится вдруг французский язык, как отчетливо ощущаешь в этот момент – язык искусства, он интернационален...
День 10. Карпанта – Авиньон – Аэропорт Марселя. Стыковка во Франкфурте. Здравствуй, Родина!
Организму сегодня дали выспаться. Он в шоке ))) Пакуем в плёнку наши сумки, выселяемся. Практический момент - в отелях есть очень удобная услуга (бесплатная) - уже выселившись, вы можете оставить свои сумки на ресепшене. Главное их потом до вечера забрать )))
Карпантра. В Церкви Святого Сиффредия наконец-то прикоснулись к Святому гвоздю. Неспешно гуляем по улочкам города. Кипит традиционный провансальский рынок. «Цьому раю нема краю», - задумчиво изрекает Наталья… И не поспоришь )))
Авиньон – Аэропорт Марсель. Расписание движения поезда можно уточнить тут http://www.marseille.aeroport.fr/acces-et-parking/acces/en-train-ou-en-bus. Стоимость билета 16,70 евро (не забываем компостировать билеты на перроне )))) В аэропорту - от остановки ж/д до терминалов идёт бесплатный автобус – шаттл. Вход по предъявлению ж/д билета.
Уже в самом терминале, при входе, начинается очередь, конца-краю которой не видно. Срабатывает инстинкт – видишь очередь – займи )))) Занимаем, потом пытаемся уточнить – чего стоим, кого ждём?! ))) Оказалось мы на Мадагаскар лететь пристроились, в Antananarivo )))
Перебазируемся на собственное направление. Электронная регистрация на рейс в специальных автоматах - до чего техника дошла! ))) Досмотр. Дьюти-фри. Самолёт.
Аэросъемка. Медитирую на тему «я не боюсь летать, я не боюсь летать, я не боюсь летать» )))
Франкфурт. Стыковка перед перелётом в Борисполь. Неспешно идём к своему выходу. На встречу несется толпа турЫстов, сметая всё на своём пути ))) «Точно, наши!», - произносим синхронно. И не ошибаемся ))) Тут же создается взволнованная очередь, стоящая поперек коридора и ожидающая посадки. Самолёты на другие направления народ ждёт спокойно, сидя возле своих выходов...
Самолёт. Понимаем – надо срочно выпить! У немцем розового нет, приходится довольствоваться белым ))) Ну, здравствуй, Родина!
Каким он получился, мой Прованс? Он не только зримый, он слышимый и обоняемый. Он пахнет лавандой и гомонит полифонией местных рынков. Он жарит полуденным солнцем, под неугомонный стрекот цикад и обволакивает мелодикой французской речи. Он берёт в плен. Не отпускает ни на секунду. Его трудно разложить на составляющие. Но произнеся первый раз фразу: «Боже, хорошо-то как!». Ты повторяешь её потом много-много раз… И ни разу не покривишь душой...
Усё ))) Спасибо всем читавшим, дополнявшим и комментировавшим! Хороших всем нам путешествий, побольше ярких позитивных эмоций и много-много новых открытий!!!
Не будучи большим поклонником Франции, это повествование читала от начала до конца. Возвращалась к каким-то его моментам, фотографиям. Вслед за Вами Polina_Sumy хочется повторить: «Боже, хорошо-то как!».
Спасибо за то, что Вы поделились с нами своими впечатлениями, ощущениями. Мне они доставили истинное удовольствие.
Павел Муратов писал, что «…после путешествия мы совсем иначе грустим, иначе радуемся, по-другому любим и ненавидим…». Хочется пожелать, чтобы впереди у Вас было еще много путешествий. Чтобы грусть была легкой, радость всеобъемлющей, а любовь всегда присутствовала в Вашей жизни. И надеюсь, что частью этого Вы еще не раз поделитесь с нами.
Сам монастырь очень старый, он был основан в 10-м веке и, такое впечатление, что не сильно изменился с тех времен. Монахи-францисканцы, обжившие монастырь, первыми стали открывать приюты для душевнобольных. Сейчас для лечения пациентов больницы активно используются методы арт-терапии.
Территория монастыря очень зеленая, от ворот к основному зданию ведет живописная аллея, вдоль которой выставлены репродукции работ самого известного пациента.
Дальше памятник художнику с охапкой подсолнухов в руке – каменный Ван Гог выглядит таким же беззащитным и растерянным, каким, наверное, был и в жизни. После возвращения из монастыря в Париж, гениальный художник выстрелили себе в грудь из ружья, посчитав, что его миссия выполнена. Его последними словами были «Печаль будет длиться вечно…»
Палата Винсента очень скромная: железная кровать, стул, мольберт, его автопортрет и маленькая доска с копиями писем брату. Зарешеченное окно с видом на небольшой сад. А в соседней комнате каменные ванны, в которых мыли больных.
В саду вдоль всей плантации стоят репродукции работ художника и посажены любимые цветы Ван Гога – ирисы, подсолнухи и лаванда.
Невероятное место. Спокойное и тревожное одновременное. Умиротворяющее природными красотами, но постоянно пульсирующее чуть ощутимым беспокойством. Насквозь пропитанное энергией потерянности и одиночества… А может гениальности?…
«Я все больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд... Разумеется, такие ошибки совершают лишь мастера - и это, пожалуй, самое лучшее утешение, так как оно дает основание надеяться, что Творец еще сумеет взять реванш...» /Винсент Ван Гог/
Это как раз тот случай, когда совершенно не ожидаешь встретить древнеримский памятник. Такой себе рояль в кустах получается ))) Нарядные, из светлого камня, - арка чуть утратила фрагменты украшающих ее рельефов, повествующих о завоевании Галлии Цезарем, а вот кенотаф – торжественная, вся покрытая резьбой по камню башня, - практически в идеальном состоянии.
Арка некогда вела в Гланум (Glanum), от которого ее сейчас отделяет шоссе. В самом поселении уже почти сто лет ведутся раскопки, там сохранились целые кварталы руинированных зданий, форум, фундаменты храмов. Гланум можно посетить отдельно. Открыт с 09-30 до 18-30. Входной билет 7,50 евро. Сайт http://glanum.monuments-nationaux.fr/fr/
В городке вы не найдете отлакированных исторических зданий, вся его старая часть очень органичная и потрясающе достоверная. Сен-Реми не производит впечатление города-музея, красивой декорации. Он очень настоящий и самобытный. Действительно, самое сердце Прованса!
По узкой улочке Ош (rue Hoche) выходим к дому, в котором 14 декабря 1503 года родился Мишель Нострадамус. В дом зайти нельзя, сейчас это частная собственность. Если бы не памятная доска, то мы, пожалуй, прошли бы мимо.
В городе был обнаружен ещё и фонтан Нострадамуса с табличкой, которая так фотогенично поросла плющом )))
Мишель де Нотрдам был старшим сыном Жома де Нотрдама, королевского нотариуса. Семья будущего астролога была зажиточной и образованной. Мишель изучал искусство и медицину, интересовался фармацевтикой, изучал растения и составлял собственные лекарства. Получил докторскую степень по медицине в университете Монпелье.
Потеряв первую жену и детей, умерших от чумы, бросает медицину и путешествует по Италии и Германии. После, возобновив врачебную практику в Марселе, успешно борется с чумой в Экс-ан-Провансе, за что и удостаивается местным парламентом пожизненной пенсии. Повторно женится и становится счастливым отцом шестерых детей.
Обращение Нострадамуса к астрологии и пророчествам выглядело неожиданным. Но под конец жизни он начал публиковать свои пророчества, наделавшие много шуму. Неизвестно, что бы было с ним дальше, но вскоре Нострадамус умер, заставив человечество на протяжении веков толковать свои прогнозы. На мраморной плите над его могилой высечена надпись «Здесь покоятся кости знаменитого Мишеля Нострадамуса, единственного из всех смертных, который оказался достоин, запечатлеть своим почти божественным пером, благодаря влиянию звёзд, будущие события всего мира». Гений? Шарлатан? У каждого будет свой ответ на этот вопрос )))
Кстати, все раскопанные в Глануме сокровища выставлены в археологическом музее Сен-Реми, расположенном в особняке 15-го века – доме семьи де Сад (известная прованская фамилия, к которой принадлежала и воспетая Петраркой Лаура, и известный садист маркиз де Сад)
Улочки, окошки, ставенки, облупившееся штукатурка… В какой-то момент понимаешь, что фотографируешь просто всё что видишь и этот фотоэкстаз остановить уже невозможно )))
Оригинальные балконные цветы (перец, если не ошибаюсь)))
А розовый мишка к соседям подглядывает )))
Найдите вход в дом )))
Привет от Ремулена )))
Разделившись на время сувенирного шопинга, договариваемся с Натальей встретиться на остановке автобуса. Подхожу. Наталья мило болтает с какой-то женщиной. Вот это прогресс в языке! Так свободно с француженкой общаться… Присматриваюсь. Нееееее )))) Как там у Задорнова «…только наш человек…», купив на ужин бутылочку прованского розового не кладёт её в пакет, потому как пакет - продукт хлипкий, вдруг не выдержит, ужин разобьется и шо тогда делать?!)))), а бережно носит его в дамской сумочке… Ужин, что в Натальиной сумке, что в сумке неизвестной женщины весело поблёскивал на солнце и даже лежал симметрично друг другу )))) Земляками оказалась семейная пара из Белой Церкви. Шукали зупинку автобуса на Авіньйон ))) Наталья и подсказала ))) Делимся впечатлениями, смеемся с нашего симметрично булькающего ужина и дружно транспортируемся в Авиньон.
В этот день Бог послал нам на ужин сыр полутвёрдый нарезной, сыр мягкий подтаявший, хлебные палочки с прованскими травами и любимое розовое...
Продолжение следует...
Тропа с картинами Ван Гога - и на окружающие красоты полюбовался, и к искусству приобщился, и воображение и наблюдательность потренировал.
Сан-Реми - замечательный город, окна интересные и настоящие и нарисованные.
Обед и ужин очень аппетитны, наверное нужно переходить на розовое вино.
Сегодня день свободного творчества. День, на который изначально ничего не планировалось (не считая десяти страниц с распечатками вариантов куда податься)))). Договорились сориентироваться на месте по принципу – чего душа попросит ))) Моя душа сильно просилась к морю, Натальина - к розовым фламинго. Сказано – сделано!
Уже знакомый ж/д маршрут Авиньон – Арль, стоимость проезда - 7,30 евро в одну сторону (не забудьте прокомпостировать билет на перроне!!!). Дорога занимает 20 минут.
Автобусная остановка находится напротив выхода из здания вокзал. Автобус Арль - Сент-Мари-де-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer) № 020, в дороге около 50 минут. Билет 2,70 евро (готовьте мелочь!!!! купюры не приветствуются). В Сент-Мари лучше выйти на остановке Les Razeteurs, от неё удобно сразу пройти к центру города. Расписание движения автобуса можно посмотреть тут
http://www.lepilote.com/horaires_ligne/index.asp?rub_code=6&ladate=10%2F07%2F2013&lheure=11&laminute=17&actionButton=SearchByLineNumberHiddenField&keywordsNumber=20&lign_id=637&sens=2#gmap
Сент-Мари-де-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer). Компактный приморский город. Европейский курорт. Ведёт свою историю с небольшой рыбацкой деревеньки, построенной на острове в самом сердце местности Камарг, где Рона несёт свои воды к морю. Разрастался вокруг Церкви Нотр-Дам-де-ла-Мер (L'église de Notre Dame-de-la-Mer). Сейчас город так же известен как место поклонения цыган, которые ежегодно в мае месяце собираются в городе на религиозном празднике в честь Святой Сары.
Легенда рассказывает нам о возникновении города следующее: Мария Jacobe - сестра Девы Марии, Мария Саломея - мать апостолов Иоанна и Иакова и грешница Мария Магдалена, уплыли из Палестины на лодке в сопровождении Сары, черной служанки, покровительницы цыган. Их лодка затонула у берегов Франции, возле крепости, носившей название Oppidum-РА. Позже название было изменено на Нотр-Дам-де-ла-Мер, а затем в 1838 году на Сент-Мари-де-ла-Мер.
Мария Магдалена отправилась странствовать вглубь страны, а Мария Jacobe и Мария Саломея окончили свой земной путь в маленькой рыбацкой деревушке. Их служанка, Святая Сара, позже была перезахоронена в крипте, сооруженной по приказу короля Рене.
Мы первым делом направляемся к Нотр-Дам-де-ла-Мер - просторную постройку романской архитектуры.
В главном помещении храма – маленькая красочная скульптура двух Марий в лодочке с многочисленными благодарственными табличками по периметру.
Спускаемся вниз. Здесь в крипте находятся мощи Святой Сары и, украшенная лентами, нарядная статуя самой Сары. Тут так же куча благодарственных табличек, записок и прочие свидетельства многочисленных излечений, дарованных Святой.
Скажу честно, особым духом у мощей Святой Сары я не прониклась. Низкий черный сводчатый потолок давил на голову, а жар свечей создавал такой эффект сауны, что единственное чувство, которое я испытывала – это желание побыстрее выбраться на воздух...
Верхняя часовня церкви открыта для посещения и служит смотровой площадкой для желающих лицезреть окрестности с высоты птичьего полёта. Чтобы подняться вверх, нужно выйти из церкви и обойти ее с другой стороны. Стоимость - 2,50 евро.
По узкой винтовой лесенке поднимаемся на крышу
И подпрыгиваем, что бы увидеть хоть что-то кроме крыш )))
Рассматриваем площадь внизу
Опасливо поглядываю на конек крыши, на который, судя по отзывам, смело взбирались самые отчаянные папарацци
И понимаю, надо лезть! Про то, что я панически боюсь высоты подумаю уже на земле )))
Фламинго (пока железные)))
Если в атмосфере Сент-Мари что-то неуловимое, что на протяжении веков вдохновляет многие творческие натуры. Так, в июне 1888 года в городке отметился Винсент Ван Гог, написавший тут несколько картин морской тематики, а благодарные жители назвали в его честь одну из центральных улиц.
Фредерик Мистраль, знаменитый провансальский поэт, поместил в Сент-Мари финальную развязку своего самого известного произведения «Mirèio». Классический сюжет о любви дочери богатого помещика Мирей и бедного ткача Винсента, заканчивается трагической гибелью Мирей в Сент-Мари.
Боб Дилан, после посещения фестиваля цыган, вдохновленный увиденным, написал одну из песен альбома «Desire» - «One more cup of coffee».
Знаменитая бескровная коррида так же родом из этих мест. Первое письменное упоминание о камаргской корриде относится к 1403 году, когда ее провели в честь Людовика II Анжуйского, правившего в то время Провансом.
Арена в Сент-Мари, вмещает около 4300 зрителей.
Цель камаргской корриды - сорвать специальную кокарду с рогов быка и при этом уцелеть. В свободное от корриды время, животные пасутся на тучных лугах дельты Камарга и умирают не на арене, а естественной смертью, от старости, после 10 - 15 летней карьеры. У особенно смелых и удачливых, как у рок-звезд, имеются свои армии поклонников. Суперзвездам даже ставят памятники.
А вот жизнь примерно 130 разетеров (французский тореро), которые проводят время за небезопасными попытками сорвать с рогов, активно сопротивляющегося быка, при помощи специального металлического крюка (разета) кокарду, разительно отличается от звездной. Переломы костей здесь скорее правило, чем исключение из него.
Статуя в честь Vovo, установлена у входа в Арену
Для тех, кто не послушает подругу и таки наденет купальник – в наличии полудикие и организованные городские пляжи (все бесплатные). Кабинок для переодевания на пляже замечено не было. А вот душ, чтобы смыть с себя соленую воду – в наличии (бесплатный).
За косой, парковка катеров и небольших яхт
И морээээээээ!!!
Слегка штормит, поэтому зайдя окунуть ноги в Средиземное море, оказываемся слегка, а местами и не слегка, окунутыми ))) Хорошоооооооо...
Что такое Камарг? Это уникальная экосистема, расположенная между двумя рукавами Роны. Территория здесь частично на уровне, частично ниже уровня моря, поэтому весь заповедник – это цепь голубых лагун-болот, которые перемежаются зелеными пятнами равнины.
Верхний Камарг, на севере дельты Роны, раскинул свои плодородные поля, на которых выращивают пшеницу, фруктовые деревья и рис. В юго-восточной части Камарга белеют соляные горы. В Камарге добывается 90% всей соли, потребляемой во Франции. Особенно ценится крупная соль или как её ещё поэтично называют «Цветы Камарга». На юге дельты Роны, испещренная болотцами, прудами и протоками, раскинулась дикая зона Камарга. Здесь находится крупнейший перевалочный пункт для диких переплетных птиц.
Паровозик сначала идет по городу и мы любуемся небольшими белыми домиками в окружении цветов
Потом пытаемся разглядеть розовых фламинго, где-то там за горизонтом )))
Дальше сворачиваем в заросли. Тут начинаются совсем уж сельские пейзажи. Домики пастухов – гардьянов (gardian) с одной стороны, узкие канавы с водой с другой. Роль забора выполняет камыш, который сильно затрудняет процесс подглядывания )))
Обращаем внимание на хаты-мазанки под камышовой крышей – кабаны (cabane). Дом особым образом ориентирован относительно сторон света, так чтобы его скругленная тыльная часть была направлена навстречу мистралю. Такие гениальные в своей простоте постройки позволяют более-менее комфортно пережить мистраль, сохранять тепло в холода и прохладу в жару.
Спокойная картина кормления уток была нарушена появлением неизвестного водоплавающего, который отбирал хлеб у уток. К общему мнению, кто это был, мы с Натальей не пришли. Может кто-то опознает водоплавающего героя по фотографии?
Еще одна остановка. Лошадки!!!! Водитель паровозика щедро раздает хлеб всем жаждущим покормить и погладить белое чудо Камарга. Эти лошади рождаются гнедыми жеребятами, а к четырём годам становятся белыми.
Вот совсем не соглашусь со всезнающей Википедией, которая утверждает, что ….это некрупная, не очень красивая внешне лошадь с прямыми плечами и грубоватой головой...
Такое умиротворение наступает, когда лошадь берет кусочек хлеба у тебя с ладони и даёт себя погладить...
Поехали дальше между пастбищ, озер, болот. Кругом только птицы, лошади и звенящая тишина… Издалека осмотрели пастбище тех самых камаргских быков, героев местной корриды.
Гуляем. Наслаждаемся. Каждая хатынка просится на фотографию ))) Такой себе средиземноморский эко-стиль. Всё очень просто и очень красиво!
Возвращаемся автобусом в Арль. У нас ещё есть время до поезда. Идём на старое кладбище, которое было закрыто в наш первый визит в город. Тихонько бродим широкими аллеями, стараясь не нарушать здешний покой. Рассматриваем семейные склепы, датированные ещё 1860-1870 гг. Скульптуры. Керамические цветочные композиции. Живые цветы. Место, которое навевает глубоко философские мысли…
Благополучно садимся в поезд (все помнят, что надо компостировать билеты на перроне?!))). Встречай нас, Авиньон!
Немного личного. Настоящий сюрприз от Сент-Мари и Ван Гога ждал меня уже на Родине. Упорядочивая впечатления по городу и плутая во всемирной паутине, наткнулась взглядом на знакомое изображение. И не поверила своим глазам!!! У меня дома давно висит картина, которая была написана моим крестным в подарок родителям, но у них как-то не прижилась и я, по итогу, забрала картину к себе. На полотне изображены море, лодки, кораблики… Как оказалось - это точная копия картины Ван Гога «Рыбацкие лодки на пляже в Сент-Мари-де-ла-Мер»!!! А я удивлялась, что меня так на Ван Гога пробивает ))) Конечно, каждый день на него смотреть и не проникнуться – невозможно )))) Такой вот привет получился, и от французского Средиземноморья, и от двух любимых художников...
Продолжение и завершающий аккорд будут с понедельника :)
Какая красота, какое умиротворение, какая идиллия и уже совсем другая Франция, чем-то уже сильно смахивающая на Испанию. Совсем ведь другой колорит.
Лошадки просто чудо. Я как-то раньше спокойно дышала к лошадям, у меня была мулька - дельфины. А потом отдыхали в Коктебеле и там была куча вариантов покататься на лошадях. Все с тех пор я пропала. Мы перекатались тогда в Коктебеле на всех лошадках:)
А с картиной действительно такой Сюрприз - спустя столько лет открыть ее для себя заново:)
Спасибо!
Как жаль, что уже закончился 9-ый день. Ждем понедельника. Удачных выходных.
Решив, что поскольку в большом Папском дворце ….только силой воображения можно заполнить огромные пустующие помещения дворца некогда украшавшей его мебелью, фресками, скульптурой и живописью - все это было безжалостно уничтожено или разграблено французскими революционерами, а потом дело завершили наполеоновские вояки… /цитата от многочисленных очевидцев/, то по состоянию на сегодня, наше воображение не готово было так напряженно работать ))) Плюс нас так настойчиво в Сент-Мари-де-ла-Мер принимали за итальянок, что вопрос - куда пойти в Авиньоне уже не стоял (яркий пример женской логики))). Идём смотреть коллекцию итальянской живописи эпохи Возрождения в Малом Папском дворце (Musée du Petit Palais). Режим работы: каждый день с 10-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00, кроме вторника (график меняется в зависимости от сезона). Стоимость билета 6 евро. Сайт http://www.petit-palais.org/musee/fr/home
Само здание Малого дворца был построен в 1317 году. История его появления туманна: по одной версии – он был построен для племянника папы Иоанна XXII, по другой - строился самим кардиналом Беренжером Старшим. Долгое время дворец пустовал, пока папа Бенедикта XII не превратил его в официальную резиденцию авиньонского архиепископа. Во время французской революции дворец стал собственностью государства, в XIX веке в нем находилась католическая школа, а позднее профессиональное училище. В 1976 году здесь была открыта художественная галерея работ мастеров эпохи Возрождения.
Современная музейная экспозиция дворца представляет собрание римских и готических скульптур, картин Авиньонской школы XV и начала XVI веков, а также уникальное собрание картин итальянских мастеров XIII - XV веков из Венеции, Флоренции, Ломбардии и Сиены.
Интересный факт. Основу собрания Малого дворца составляет коллекция Джан Пьетро Кампана, (Campana) - более 300 живописных панно. Это бывший директор Римского ломбарда, который разорился в результате огромных трат на коллекционирование. Он был обвинен в растрате средств ломбарда и приговорен судом к 20 годам каторги с конфискацией имущества в счет уплаты долгов. Общественное мнение было на стороне "бедного маркиза", которого погубила любовь к искусству, и наказание было заменено вечным изгнанием.
Большая часть коллекции Кампана была приобретена правительством Франции при личном участии Наполеона III. Античные скульптурные портреты, статуи девяти муз и огромная статуя Юпитера стали украшением Эрмитажа, а собрание русского музея пополнилась коллекцией античной керамики.
Входим в здание дворца и сразу попадаем со стабильных провансальских +35 в приятную прохладу. «Умели же предки строить!», - уже в который раз мелькает всё та же не блистающая новизной мысль…
Что сразу несколько удивило в местных порядках, так это то, что у здешних смотрителей прослеживалась странная тенденция. Как только входишь в зал, он или она встает со своего стула, занимает позицию у тебя за спиной, чуть позади, и так «ведет» до следующего конвоира, пардон, смотрителя. Поначалу это слегка напрягало. НО! Люди везде одинаковы ))) И так как мы пришли в музей уже под занавес, то дисциплина у смотрителей, по мере приближения заветного конца рабочего дня, заметно падала ))) Т.е. по большей части экспозиции мы гуляли уже без теней за спиной.
Сам дворец произвел очень светлое впечатление. Здесь много милых деталей, барельефов и украшенных балками потолков.
Было очень любопытно смотреть на мир глазами художников 14-15 веков... Сиенская школа живописи, 15 век. Обратите внимание на отсутствие пропорций и объема у стен здания.
Благая весть от флорентийской художественной школы.
Какой чёрт колоритный )))
И младенцы у них на полотнах уж очень со взрослыми лицами получались. Сиенская школа, 15 век.
Умбрия, конец 15 века. Дева с младенцем.
Тосканские мастера конца 15 века создали оригинальную композицию по мотивам странствий Тесея, героя греческой мифологии.
Детали полотна (лошадки какие симпатичные )))
И, в очередной раз, пытаясь уложить в сознании далёкий 15 век, рассматриваем в каком состоянии сами полотна и краска на них...
Упитанные ангелочки эпохи Возрождения.
Момент, когда душа покидает физическое тело от живописцев региона Эмилия – Романья (Италия), 15 век. Возле этой картины у нас целая теологическая дискуссия случилась. Почему Ангел отбрасывает тень? Они же существа бестелесные. Наталья выдвинула версию, что это не тень Ангела, а отлетающая душа...
И жемчужина коллекции Малого дворца – «Мадонна с младенцем» кисти Сандро Боттичелли, представителя флорентийской школы живописи, 1467 год. Обычно имя Боттичелли вызывает в памяти образ Мадонны. Художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, что наложило отпечаток на всю его последующую жизнь. Ранние Мадонны излучают просветленную кротость, порожденную гармонией чувств. Наша Мадонна родом как раз из раннего творчества мастера. Очень нежная и очень юная, вся проникнутая любовью к своему ребенку...
А вот в образах более поздних Мадонн, печальный и разочарованный художник отходит от стремления найти воплощение вечной красоты. Лицо Мадонны на его картинах становится бескровным и бледным, глаза — полными слез. Это собирательный образ женщины того времени - много изведавшей и много пережившей… Яркий пример более поздних работ художника - полотно "Рождение Венеры", которая украшает собой флорентийскую Галерею Уффици.
А город живёт своей жизнью! Всё бурлит, зазывает и удивляет! А вам так слабо?! )))
В Авиньоне, первый раз в жизни, увидела огромные многочисленные очереди в театры.
Эх… Нам бы ещё денек, что бы отстояв длинную-длинную-длинную очередь, стать счастливым обладателем билета на спектакль ))) На будущее - расписание, цены и репертуар можно посмотреть на сайте фестиваля http://www.festival-avignon.com/
А мы наслаждаемся уличными постановками. Они начинаются абсолютно спонтанно. Такой себе театральный flash-mob, когда на любое открытое пространство выходит группа артистов и начинается спектакль.
Костюмированный...
Или, опирающийся только на силу актерского мастерства… Сколько страсти звучит в этих монологах и диалогах, как понятен становится вдруг французский язык, как отчетливо ощущаешь в этот момент – язык искусства, он интернационален...
И ужинаем уже таким родным розовым...
Организму сегодня дали выспаться. Он в шоке ))) Пакуем в плёнку наши сумки, выселяемся. Практический момент - в отелях есть очень удобная услуга (бесплатная) - уже выселившись, вы можете оставить свои сумки на ресепшене. Главное их потом до вечера забрать )))
Карпантра. В Церкви Святого Сиффредия наконец-то прикоснулись к Святому гвоздю. Неспешно гуляем по улочкам города. Кипит традиционный провансальский рынок. «Цьому раю нема краю», - задумчиво изрекает Наталья… И не поспоришь )))
Авиньон – Аэропорт Марсель. Расписание движения поезда можно уточнить тут http://www.marseille.aeroport.fr/acces-et-parking/acces/en-train-ou-en-bus. Стоимость билета 16,70 евро (не забываем компостировать билеты на перроне )))) В аэропорту - от остановки ж/д до терминалов идёт бесплатный автобус – шаттл. Вход по предъявлению ж/д билета.
Уже в самом терминале, при входе, начинается очередь, конца-краю которой не видно. Срабатывает инстинкт – видишь очередь – займи )))) Занимаем, потом пытаемся уточнить – чего стоим, кого ждём?! ))) Оказалось мы на Мадагаскар лететь пристроились, в Antananarivo )))
Перебазируемся на собственное направление. Электронная регистрация на рейс в специальных автоматах - до чего техника дошла! ))) Досмотр. Дьюти-фри. Самолёт.
Аэросъемка. Медитирую на тему «я не боюсь летать, я не боюсь летать, я не боюсь летать» )))
Франкфурт. Стыковка перед перелётом в Борисполь. Неспешно идём к своему выходу. На встречу несется толпа турЫстов, сметая всё на своём пути ))) «Точно, наши!», - произносим синхронно. И не ошибаемся ))) Тут же создается взволнованная очередь, стоящая поперек коридора и ожидающая посадки. Самолёты на другие направления народ ждёт спокойно, сидя возле своих выходов...
Самолёт. Понимаем – надо срочно выпить! У немцем розового нет, приходится довольствоваться белым ))) Ну, здравствуй, Родина!
Каким он получился, мой Прованс? Он не только зримый, он слышимый и обоняемый. Он пахнет лавандой и гомонит полифонией местных рынков. Он жарит полуденным солнцем, под неугомонный стрекот цикад и обволакивает мелодикой французской речи. Он берёт в плен. Не отпускает ни на секунду. Его трудно разложить на составляющие. Но произнеся первый раз фразу: «Боже, хорошо-то как!». Ты повторяешь её потом много-много раз… И ни разу не покривишь душой...
Усё ))) Спасибо всем читавшим, дополнявшим и комментировавшим! Хороших всем нам путешествий, побольше ярких позитивных эмоций и много-много новых открытий!!!
Спасибо за то, что Вы поделились с нами своими впечатлениями, ощущениями. Мне они доставили истинное удовольствие.
Павел Муратов писал, что «…после путешествия мы совсем иначе грустим, иначе радуемся, по-другому любим и ненавидим…». Хочется пожелать, чтобы впереди у Вас было еще много путешествий. Чтобы грусть была легкой, радость всеобъемлющей, а любовь всегда присутствовала в Вашей жизни. И надеюсь, что частью этого Вы еще не раз поделитесь с нами.
СПАСИБО! ОГРОМЕННОЕ!