Мне кажется, что вот та "рыба" сооружена из выловленного в море мусора, и является назиданием человечеству, что необходимо содержать в чистоте и море и свои дела, и помыслы.
Поразили удивительно тонкие, как девичьи станы, башни минаретов. Мне к их верхушкам хочется приделать платки и кажется, что они сейчас закружатся в танце.
Juliiii, совершенно верно - "рыба" сооружена из мусора, выловленного в море. там в парке было несколько таких скульптур и вообще весь парк Шевкет Сабанджи посвящен теме сохранения чистоты моря, но мы уже настолько устали после Коса, что не очень много внимания уделили парку. :) хотя там было на что посмотреть...
Сегодня нам предстоит поездка в древний Эфес, которая меня лично манит возможностью обозрения еще одного из Чудес Света Древнего Мира – Храма Артемиды (ну, или его остатков). :))) Как оказалось впоследствии (а вообще-то надо внимательней изучать содержание экскурсии ДО покупки, а не ПОСЛЕ), мои надежды на посещение Храма были тщетными, так как из нашей экскурсии его исключили. Я, конечно, понимаю, что на сегодняшний день Храм выглядит примерно так,
но у меня хорошее воображение – я бы представила вместо одной этой колонны все 127 на площади 127 м в длину и 60 м в ширину. ;) Однако возможности разыграться моему воображению не предоставили - такое вот разочарование постигло меня 15 числа летнего месяца июня в древнем городе Эфесе. :(((
Однако не буду забегать вперед. В 5 утра (жуткая рань для меня) мы грузимся в автобус, где нас приветствует гид от «Аляска-тур», и путешествие начинается. Правда, первую его часть все дружно дремлют, добирая положенную норму сна. А на второй половине пути все просыпаются и первое, что мы видим – достаточное обширные водные просторы. Неужели это море?! Оказалось, - озеро. ;)
Это озеро Бафа, одно из самых больших в Турции – его площадь свыше 60 кв.км. В свое время оно было частью моря – Латмийским заливом, но потом то ли в результате землетрясений, то ли постепенного накопления ила и прочего мусора, приносимых рекой Большой Мендерес, но залив трансформировался в озеро.
С озером Бафа, как и со многими объектами в Турции, связана своя легенда. Когда-то в давние времена жил в окрестных горах пастух Эндимион, которого за его красоту и пригожесть полюбила богиня Луны Селена. Эндимион ответил ей взаимностью и стали они встречаться каждую ночь. И Селена, испытывая большую любовь к Эндимиону, упросила Зевса выполнить любое его желание. Эндимион попросил о бессмертии и вечной молодости, даже ценой того, что даровано это будет ему только в вечном сне. С тех пор Эндимион спит вечным сном в одной из пещер в окрестных горах, а Селена спускается к нему и любуется его красотой. В такие ночи озеро Бафа похоже на поднос, полный серебра. Быть может, лучи, ниспадающие на озерную гладь – суть отблеск слез безутешной Селены, потерявшей своего возлюбленного…
К сожалению, увидеть такую красоту при луне нам не удалось, но и при дневном свете симпатично.
Под такие вот байки мы приближаемся к еще одному водному пространству – и на этот раз это Эгейское море,
а также к еще одному известному турецкому курорту – Кушадасы. Но наша цель не он, а близлежащее местечко Сельджук (Сельчук), проехав через которое
мы и попадаем к верхнему входу в исторический комплекс Эфеса – Южным воротам. И только приехав в Эфес и побродив там 2 часа под палящим уже в 9 утра солнцем, я поняла, зачем надо было выезжать в такую рань - иначе мы бы там вообще изжарились!
Кроме того, сегодня в порт Кушадасы зашел очередной круизный лайнер, пассажиры которого составляют нам неслабую конкуренцию в желании прикоснуться к древности. ;)) А древность тут еще та!!!
Эфес считается одним из древнейших городов, в неплохом состоянии сохранившихся до наших дней. Основан он был в XI в. до н.э. и, по легенде, его основателем считается Андрокл – сын афинского правителя Кодра, получивший указание о создании нового города из уст самого Дельфийского оракула. Причем место для основания нового города ему должны были указать огонь, рыба и дикий кабан. Долго он искал такое неординарное сочетание в различных землях вдоль берегов Эгейского моря и, уже почти отчаявшись найти заданное, причалил в прекрасной бухте. Здесь местные рыбаки жарили на огне рыбу, а от искры, вылетевшей из костра, загорелся соседний куст, откуда выскочил перепуганный кабан. Свершилось! ;) И город заложили именно здесь, а его символом стал дикий кабан, которому даже был установлен памятник. Во время строительства города Андрокл встретился с воинственным племенем амазонок и влюбился в одну из них - Эфесию (означает «желанная»). В ее честь и был назван город. Согласно другой легенде, город был назван в честь Эфеса, сына бога реки Каистра, в долине которой он и стоит.
Потом, конечно, происходило много всякого, город разрастался до 400,0 тыс. жителей и почти полностью вымирал, переезжал с места на место в пределах, конечно, окрестных территорий. Правили им разные люди в разное время… Но, в любом случае, известен он в первую очередь благодаря Храму Артемиды. Но вот Храма-то, как я уже говорила, практически не осталось. Его, как все знают, сжег Герострат, желающий таким образом увековечить свое имя (и ведь удалось-таки негодяю, хотя и договаривались его называть отвлеченным наименованием «один безумец» ;)).
А Храм потом отстроили, и поучаствовал в этом не кто иной как Александр Македонский, желавший, чтобы этот отстроенный Храм был посвящен уже не только Артемиде, но и ему, как, можно сказать, родственнику: по преданию, Артемида была его повивальной бабкой (Александр родился именно в ночь сожжения Храма Артемиды, и считается, что богини на тот момент в ее храме не было, так как она принимала роды у матери Александра). Однако эфесцы выкрутились из этой щекотливой ситуации и новый Храм опять был посвящен только Артемиде, и простоял он до III в. н.э., когда его разграбили готы, а там и христиане поучаствовали. Итог один – Храма нет. Но притягательность Эфеса для туристов это не умаляет.
На входе нас встречает макет древнего Эфеса, чтобы мы могли представить все его былое великолепие.
Напротив виднеются остатки так называемых Терм Вариуса, построенных во II в. н.э.
Рядом с ними возвышается Одеон или, как я его назвала, Малый театр (потому как есть тут и Большой ;)), служивший в свое время не только ареной для выступлений, но и местом собраний Городского Сената (раньше тут еще и крыша была). Мог вместить до 1,5 тыс. человек.
Все эти объекты вместе с расположенной здесь же Государственной Агорой (I в. до н.э.) составляли городской административный центр.
На ней еще даже остатки древнего водопровода видны. :))
И так как это административный квартал, то замыкает его Муниципалитет Пританиум или Городской дворец, построенный на стыке эпох (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Там, как вы догадываетесь, располагалась городская администрация. Также здесь стояли статуи богов и императоров, а в середине здания находился алтарь со Священным огнем.
И если присмотреться повнимательней к конфигурации стен, то можно отметить, что уже тогда существовала «кабинетная система». :))
Но древние не были бы древними, если бы даже в таком сугубо прозаическом месте не возвели храм. И он там есть – Базилика, посвященная Артемиде и Императору Августу.
Кстати, найденную в этой Базилике статую так называемой «Прекрасной Артемиды» можно увидеть в Эфесском музее в Сельджуке.
Интересным является тот факт, что на ночь административный квартал закрывался и отгораживался от остального города цепями (в камнях мостовой до сих пор сохранились выемки для крепления этих цепей).
Итак, с верхней частью Эфеса мы ознакомились, но впереди нас еще ждет много интересного.
Слева при входе в нижний город расположены остатки древней лечебницы, а рядом с ней вот такой легко узнаваемый знак.
Лечили в те времена, как нам рассказал гид, весьма незамысловато: для начала - в лечебницу допускали не всех, а только тех, кому позволили местные жрецы, далее счастливец, допущенный-таки внутрь, подвергался воздействию определенных наркотических веществ, во время действия которых ему с помощью голосовых труб, пронизывающих все здание, внушали, что он здоров, после чего происходила, так сказать, «выписка». Я вот думаю, что наша реформа здравоохранения скоро возьмет на вооружение сей замечательный способ лечения! ;))
За лечебницей расположился Фонтан Поллио, построенный на средства жителя города – Поллио (слева) и Храм Домициана (справа).
Храм, как понятно из названия, был возведен в I в.н.э. в честь Императора Домициана. А после посмертного «проклятия памяти» Домициана Храм посвятили династии Флавиев, из которой происходил Домициан. Считается, что Храм Домициана был первым храмом, посвященным императору.
Практически напротив Храма расположился Мавзолей Меммиуса, построенный Гаем Меммиусом в I в. до н.э.
Рельефы на нем изображают римского диктатора Суллу, его сына Гая и внука Меммиуса (вот только не разобралась, кто здесь кто).
Здесь же видим одно из древнейших изображений крылатой богини Ники.
Мы же выходим к Воротам Геркулеса, получившим свое название из-за расположенных на них двух барельефов Геракла в шкуре льва.
От них начинается так называемая улица Куретов (название улицы связано с мифологическими персонажами, давшими впоследствии имя священной касте куретов. В самом начале улицы были раскопаны основания колонн, на которых были выписаны имена жрецов), украшенная двумя рядами колонн, между которыми в свое время стояли статуи известных личностей. Некоторые из них стоят тут и по сей день. Датируется же создание этой улицы – колонн, статуй, вымостки, - IV в. н.э.
Отвлекаясь, хочу сказать, что в Эфесе, кроме прочих интересностей, огромное множество котов. Почти как на Косе. ;)) И тут они весьма благосклонны к посетителям, позволяют даже почесать себе спинку или чем-нибудь угостить.
А нас далее встречает Фонтан Траяна, построенный между 102 и 114 г.г. н.э. в честь, как вы уже поняли из названия, Императора Траяна и Артемиды Эфесской.
Полноразмерная статуя императора в свое время стояла по центру фонтана и попирала ногой глобус. Сейчас осталась только нога. ;)
По левой стороне улицы Куретов расположились Дома на Склонах, служившие в древнем Эфесе жильем для богатых горожан, а также античным супермаркетом. :))
Вся дорога вдоль Домов выложена мозаикой с геометрическими, цветочными и фигурными узорами.
Напротив - Бани Схоластики, построенные на протяжении II - I веков до н.э.
Имели три этажа, на которых, кроме терм, размещались комнаты отдыха, библиотеки и спортивные салоны (такой себе древний спа-центр ;)), а название свое получили, как я поняла, по имени богатой горожанки Схоластики, как раз и построившей эти бани (в других источниках – в честь горожанина Христиана Схоластика).
За ними виднеется наиболее привлекательное, как гласят путеводители, здание улицы Куретов – Храм Адриана, построенный во II в. н.э.
С весьма эффектными коринфскими колоннами, аркадой, украшенной рельефом Фортуны – богини счастья, случая и удачи, а также разнообразными барельефами.
Рядом с Храмом расположился объект боле прозаический и приземленный, но не менее нужный – античный общественный туалет или Латрина, построенный в I в.н.э. Был рассчитан на 50 (!!!) человек.
По центру этого заведения располагался квадратный бассейн, а полы были выложены мозаикой! ;)
Но меня больше всего впечатлил кот, невозмутимо сидящий посреди всего этого великолепия и своей позой явно демонстрирующий назначение данного места. Может, он там на полставки наглядным пособием подрабатывает? ;)))
vasyusha, а я теперь задумалась не только о том, как они всё это строили 2 тыс.лет назад, но и куда потом делись все те инженеры, ученые и прочие специалисты... Человечество пошло не тем путем развития? Хм, философская тема )))
"Наглядное пособие" на крайнем снимке вне конкуренции - красавец!
Polina_Sumy, согласна, тема очень философская - куда все девается?! ;) Вроде и идем мы по пути прогресса, а как посмотришь на обустройство древнего мира да как задумаешься, сколько этому всему лет, так и начинаеш размышлять, что не такой уж наш прогресс и ... прогрессивный! :))
А кот меня прост пришиб - он сидел в центре Латрины (его и на других фотках видно) в этой немыслимой позе абсолютно не реагируя на толпы туристов, на фотоаппараты и т.п. Я вот волнуюсь, может, у него солнечный удар был? ;)
Потрясающий комплекс. Вы представляете какой был красивый город, с белоснежными мраморными фронтонами домов, с водопроводом и канализацией, больницей, спа-центром, гимназией и прочими культурными ништяками)))
Застройка центра была явно изначально спланировала, судя по расположение водопровода. Т.е. архитекторы чертили и проводили расчеты строительства, прорабы строили. Смотря на этот город, понимаешь, что в строительстве за 2 тысячи лет практически мало что поменялось.
Категорически не соглашусь с гидом о способах лечения в лечебнице. Медицина была развита в древнем мире на достаточно высоком уровне, но знания были утеряны.
Если коснуться информации о медицине, то даже поверхностно уже становится понятно, что знали греки многое и применяли активно на практике.
Первые медицинские школы
Алкмеон, создавший в VI-V веке до н.э. одну из первых школ медицины, был представителем космогонических и натурфилософских учений. Он активно занимался практическим врачеванием, вскрытием и изучением трупов. Головной мозг Алкмеон считал вместилищем разума, а органы чувств – неразрывно связанными с ним.
Эмпедокл основал школу медицины в Сицилии. По его теориям движущими силами в мире являются любовь и ненависть, которые притягиваются и отталкиваются. Эмпедокл интересовался развитием зародыша и формированием полов. Основной принцип терапии, по его мнению, – «подобное лечить подобным».
Ряд медицинских трудов по анатомии и физиологии были написаны Демокритом. Он считал залогом излечения – соблюдение правильного режима.
Платон, представитель идеалистического направления философии, предполагал, что болезнь или здоровье определяются пневмой – нематериальной субстанцией, проникающей в организм с дыханием. Он также предлагал установить различные системы лечения для господ и рабов, а также врачей для тех и других.
Аристотель верил, что во всех человеческих органах протекают закономерные процессы, обеспечивающие их существование. Он активно занимался практической медициной. Ему принадлежали описания аорты, легочной артерии и понятия об инфекционных процессах.
Труды Гиппократа
Гиппократу приписывался ряд трудов, объединенных в один сборник и являющихся основой эмпирических медицинских знаний Древней Греции. Авторы считали, что деятельность организма связана с четырьмя соками: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В сборник вошли произведения не только Гиппократа, но и ряда других врачей, трудившихся в то время.
От времен Гиппократа до нас дошли сочинения медицинского содержания, составляющие так называемый «Гиппократов сборник», объединяющий около 70 сочинений на разнообразные медицинские темы. Самому Гиппократу принадлежит авторство наиболее важных в принципиальном отношении частей («О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и др.). Другие произведения, вошедшие в «Гиппократов сборник», написаны учениками, последователями Гиппократа, в частности сыном и зятем Гиппократа. Гиппократ имел единомышленников, учеников и последователей. Большая часть произведений, включенных в «Гиппократов сборник», передает взгляды всей Косской школы. Он явился энциклопедией периода расцвета греческой медицины V—IV веков до и. э.
Гиппократ изучил опорно-двигательную систему. В его травматологии описываются способы наложения давящих и фиксирующих повязок. Он классифицировал болезни на индивидуальные и эпидемии, создал основы гигиены и диеты. Гиппократ подробно описал шумы в легких при тех или иных заболеваниях. Основным принципом терапии он считал лечение противоположным. Гиппократ уделял большое внимание врачебной этике. Позже его суждения были оформлены литературно в виде «Клятвы».
Одними из основных источников сведений о быте и культуре Древней Греции являются эпические поэмы Гомера – «Одиссея» и «Илиада». То же относится и к медицинским знаниям. В поэмах детально описано 141 повреждение конечностей и туловища, среди которых есть проникающие и поверхностные раны, ушибы и нагноения от ядовитых укусов змей. Упоминалось там и о рождении живого семимесячного малыша, об эпидемии чумы и использовании серы в качестве лекарства.
Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался болезнями детей. Он дал описание свинки. Особое внимание уделял заболеваниям новорожденных и грудных детей. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое влияние на последующие работы врачей древностей (Сорана Эфесского, Орибазия), европейских врачей средневековья (салернской школы), представителей медицины народов Востока (Ар-Разп, Ибн-Сина и др.) и врачей эпохи Возрождения.
Значительное место в лечении Гиппократ уделял диете, которую он понимал расширенно в смысле не только пищевого, но и общегигиенического режима. Он не пренебрегал и лекарственным лечением, широко пользовался опытом народной медицины. В «Гиппократовом сборнике» перечислено более 250 растительных и 50 животных средств, используемых в качестве лекарств: потогонных, слабительных, рвотных, мочегонных и т. п. В лекарствах для наружного применения использовались соли металлов. Гиппократ назначал банки, делал кровопускания. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.
Греки умели извлекать из тела стрелы, останавливать кровь, накладывать фиксирующие и давящие повязки. Обрабатывать раны умели не только врачи, но и сами воины. Многие термины, использующиеся в то время, дошли до наших дней и применяются в современном медицинском языке.
В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии на острове Кос и полуострове Книд.
При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.
При раскопках обнаружены слепки больных органов, приносившиеся больными в храмы иногда как жертвоприношения в надежде на излечение, иногда как благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом случае своеобразный вид гонорара жрецам. Они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.
Juliiii, а меня поражает, что количество населения Эфеса достигало 400,0 тыс. чел! Это же огромное поселение, особенно если сравнить с общим количеством населения на тот момент! ;)
Относительно гида и лечебницы соглашусь, так как зачастую гиды любят приукрасить рассказ какой-нибудь придумкой для красочности повествования. А древняя медицина, конечно же, известна своей эффективностью.
Напротив Латрины и чудо-кота расположилась какая-то дополнительная экспозиция, вход в которую оплачивается отдельно и нас туда не повели (по-моему, там была более хорошо сохранившаяся часть Домов на склонах с остатками росписей, мозаик и т.п.), а также Октагон – найденная при раскопках могила молодой женщины, которой, возможно, была Арсиноя IV - младшая сестра Клеопатры.
Чуть дальше – развалины Храма (или Героон) Андрокла, возведенный в I в. до н.э.,
а также полюбившийся нам еще на Косе гранат. :))
За ними виднеются Ворота Адриана (ранее трехэтажные).
Так мы выходим на перекресток двух улиц - Куретов и Мраморной (немного отвлекусь на ремарку – Эфес, по которому мы гуляем, был построен под руководством одного из полководцев Александра Македонского - Лисимаха, по так называемому «решетчатому плану», согласно которого все улицы города должны были пересекаться под прямым углом), где виднеется
самый известный, наверное, объект Эфеса – библиотеке Цельса (в других вариантах – Цельсия или Цельсуса).
Ее фасад является визитной карточкой всего комплекса.
Библиотека была построена во II в.н.э. Гаем Юлием Аквиллой Полемеаном в память его отца – Сенатора Тиберия Юлия Цельса Полемеана как монументальная гробница, что было большой редкостью для римлян, так как разрешение на захоронение в общественных зданиях давалось очень редко и лишь для граждан с особыми заслугами. Библиотека вмещала 12 000 свитков и была второй по величине библиотекой древнего мира. Разрушена во время землетрясения в 270 г.н.э. Была найдена во время раскопок в 1904 г. и восстанавливалась на протяжении 1970-1978 г.г. Но даже те остатки, которые мы видим сейчас, производят громадное впечатление тонкостью и искусностью работы древних мастеров.
Например, для того, чтобы придать зданию воздушность, был применен хитрый ход – первый этаж по высоте больше второго, что и создает оптический эффект вытянутости кверху, хотя высота фасада всего 16 м.
На фасаде здания также сохранились остатки четырех женских статуй - персонификации Мудрости, Знания, Судьбы и Разума.
Встречала информацию, что мраморные оригиналы статуй хранятся в «Эфесском музее» в Вене (кстати, недавно обсуждали с мужем чего бы еще посмотреть в Вене – теперь понятно чего ;)), а на месте установлены их гипсовые копии. В том же музее есть и фрагмент фриза библиотеки Цельса.
Рядом с библиотекой выстроенные в форме триумфальной арки Ворота Мазеуса (Мазая) и Митридата. Носят они, как ни странно, имена двух рабов, которым Императором Августом была дарована свобода. В благодарность за такое деяние Мазеус и Митридат на стыке эпох (4-3 г.г. до н.э.) и выстроили ворота в честь императора и его семьи.
Ведут же указанные ворота к еще одной Агоре Эфеса – Торговой.
Она занимает значительную площадь (длина каждой стороны Торговой Агоры составляет 111 м) и тянется вдоль всего Мраморного проспекта,
на котором можно увидеть самую древнюю, наверное, рекламу.
Предназначалась она для моряков и торговцев, прибывающих в порт Эфеса и входящих по Мраморному проспекту в город. Смысл ее примерно следующий – если вы хотите сердечных утешений и развлечений (сердце в левом верхнем углу), то идите налево (ступня), где вы найдете прекрасных дам (голова девушки). Собственно, наш гид утверждала, что именно от этой рекламы пошло выражение «сходить налево».
А почему налево? Потому что там находился Дом любви, построенный во II в.н.э. и богато украшенный мозаиками, росписями, фресками, статуями. На сегодня от него сохранился только первый этаж. А еще существует легенда, что между библиотекой Цельса и Домом любви существовал тайный подземный ход. Так что официально ты вроде и в библиотеку пошел, а где уж ты на самом деле был - вопрос. ;)))
Нас же встречает еще один Амфитеатр или Большой театр, являющийся практически первой постройкой эллинистического периода (III в. до н.э.), возведенной во времена правления Лисимаха. В дальнейшем был расширен и на сегодня является крупнейшим Амфитеатром в Турции – его вместимость 24,0 тыс.чел.
Здесь проходили театральные представления, гладиаторские бои, а также ассамблеи.
Это именно здесь апостол Павел читал свои проповеди. А недалеко от Большого театра мастер серебряных дел Деметрий продавал свои изделия паломникам, но опасаясь за торговлю (Деметрий боялся, что он и его коллеги потеряют работу, так как люди, обращавшиеся к Христу, переставали поклоняться великой богине Эфеса Артемиде), поднял бунт против апостола Павла. В результате чего появилось Послание к Эфесянам.
Театр построен таким образом, что стоящего в центре сцены оратора, даже если он говорит шепотом, слышно в каждом уголке театра (наша экскурсионная группа как раз проводит следственный эксперимент ;)).
От Амфитеатра начинается 500-метровая Портовая улица, которая вела в гавань Эфеса (ранее называлась в честь императора Аркадия - виа Аркадиана, и была главной улицей города, протяженностью 500 м и шириной 11 м, украшенной портиками с колоннами.). Сейчас там, как вы видите, моря нет – оно ушло на 17 км.
Возле гавани также располагались Портовые бани и Гимназиум, развалины которых виднеются вдалеке.
На некоторых плитах Портовой улицы можно встретить вот такие изображения, имеющие отношения уже к христианству.
Собственно, на этом наше путешествие по Эфесу заканчивается и мы, бросив прощальный взгляд на Большой театр
направляемся к нижнему – Северному входу. Конечно, если бы мы были здесь самостоятельно, то потратили бы на Эфес значительно больше времени – здесь есть куда отойти с основного маршрута, где полазить, позаглядывать, порассматривать. Но и в таком исполнении комплекс произвел огромное впечатление.
Мы же направляемся в мастерскую-магазин керамики (ну, мы же в Турции, а там на посещение одного культурного объекта приходится 2-3 торговых ;))).
Керамика красивая, яркая, нам даже рассказывают значение различных узоров и цветов, но я, с учетом жуткой жары, ничего не запомнила. ;) А цены на продукцию там, конечно, не божеские, в нашем мини-маркете в отеле цена была и то пониже. Так что покупать там что-либо я большого смысла не увидела, хоть и красиво.
Размах и размер Эфеса просто потрясает! Повеселила история про «налево», а особенно её часть про предприимчивых предков, которые любили ходить в библиотеку ))) vasyusha, спасибо!
Polina_Sumy, я тоже этой историей позабавилась - сколько лет тому назад дело происходило, а уже как культурненько все рекламировалось! и как качественно все поставлено было - вырезал на мраморе и реклама на века! :)))
Наш же следующий культурный объект – Дом Девы Марии. Согласно преданиям, Иисус, умирая на кресте, поручил Деву Марию заботам своего любимого ученика Иоанна, последним пристанищем которого, как известно, был Эфес. Здесь же он и похоронен, и на холме недалеко от Эфеса возведен его Храм. Вот туда мы как раз и не поехали, посетив вместо этого кучу магазинчиков и прочей ненужной, на мой личный взгляд, дребедени, а Храм Св.Иоанна и остатки Храма Артемиды не увидели! :(( (Вот заклинило меня на этой теме! Простите!). Причем, как потом мне рассказали в «Аляска-тур», эти объекты были исключены из экскурсионной программы на основании отзывов туристов, которые как раз посещение этих объектов назвали пустой тратой времени!!!! Ну, как говорилось в известной комедии, «у каждого свои недостатки».
Я же возвращаюсь к Деве Марии, которая, по легендам, пришла в Эфес вместе с Иоанном и поселилась в небольшом домике на Соловьиной горе поблизости города, где и прожила свои последние годы и была похоронена здесь же предположительно в 48 г.н.э.
Однако никаких доказательств данному факту долгое время не было найдено, пока в 1812 году не случилась мистическая история, давшая начало дальнейшим поискам. В это время в Германии жила ясновидящая Анна Катарина Эммерик,
которая будучи прикованной к постели тяжелой болезнью, рассказывала свои видения, которые записывали ее родственники. Среди прочих предсказаний Анна упомянула о том, что видела смерть Девы Марии в возрасте 64 лет и дом недалеко от Эфеса. Она также описала окрестности и упомянула большую гору, на которой находилось жилище матери Христа: «Невозможно даже выразить словами красоту холма, на котором стоит дом, и чувство умиротворенности и безмятежности, охватывающее путника».
В 1891 году под руководством французского священника была организована небольшая экспедиция, которая действительно в указанном месте обнаружила остатки маленькой церкви. Вид окрестностей полностью совпадал с описаниями Эммерик, а местные крестьяне, как оказалось, давно знали о святости этого места и находящемся рядом с домом чудотворным источником. Уже с 1894 года сюда стали приезжать паломники.
В 1892 году Архиепископ Смирны объявил Дом Девы Марии святым местом, а после посещения Папы Римского Павла VI в 1967 г., Иоанна Павла II в 1979 г. и Бенедикта XVI совсем недавно
Дом Девы Марии приобрел широкую известность и стал местном паломничества для христиан со всего мира. Для мусульман Дом Девы Марии - это тоже священное место, поскольку она является матерью Пророка Исы.
Могила Девы Марии обнаружена не была, хотя, согласно видениям Эммерик, должна была находиться в 500 метрах от домика. Однако недалеко от самого дома Девы Марии было найдено чье-то захоронение, датируемое I в. н.э. Католическая церковь официально признала это захоронение святыней.
Сейчас это музей под открытым небом, опять же не знаю – платно ли его посещение, так как мы заходили организованной группой. На входе нас встречает статуя Девы Марии
Чуть дальше расположился сам Дом, реконструкцию которого провели в 1951 г.
Нам повезло, так как в наше посещение народу почти не было. Внутри расположен алтарь со статуей Девы Марии и икона с ликом (фотографировать нельзя, но есть инет).
Свечи ставят не внутри домика, а на выходе из него.
Там обустроено специальное место.
На территории Дома Девы Марии находятся три священных источника: как называют их некоторые путеводители - любви, здоровья и счастья.
Но наша сопровождающая сказала, что не хочет брать грех на душу и делить воду из источников по таким категориям. Просто это святые источники, вода из которых считается целебной: ее не только пьют и умываются ею, но и набирают и увозят с собой.
Скажу честно, мы с собой тоже привезли несколько бутылочек для родственников и моя мама, у которой уже очень давно проблемы с давлением, стала по чуть-чуть пить воду из источника каждый день. И давление немного стабилизировалось. Теперь мама предъявляет претензии, что я привезла всего лишь пол-литровую бутылочку. :))
На территории комплекса расположена также Стена Желаний, похожая на Стену Плача в Иерусалиме, где люди оставляют свои записки с написанными на них желаниями. Каждый год 15 августа в день Успенья Богородицы все записки сжигаются, и таким образом оставленные желания отправляются в небо. Надеюсь, что наши тоже туда попали.
Также при выходе из комплекса есть остатки старого Баптистерия с купальней в форме рыбы.
Хотя, как по мне, ее форма скорей напоминает ключ, вернее, замочную скважину.
Ну, а мы завершаем посещение этого святого места и по горной дороге с красивыми видами
направляемся в обратный путь. Делаем короткую остановку возле еще одной скульптуры Девы Марии, расположившейся прямо возле дороги.
и вот мы уже минуем Сельджук и попадаем в Кушадасы. Название Кушадасы переводится с турецкого как «Птичий остров». Своим названием город обязан Голубиному острову, который во времена Османской империи назывался Птичьим и на котором находится еще одна на крепость. Она служила в свое время ставкой Хайреддину Барбароссе (помните, это его место в дальнейшем занял Тургут Рейс, более известный как пират Драгут ;)).
Правда, специальной остановки мы не делали, поэтому и остров, и крепость, и круизный лайнер, пассажиры которого составляли нам конкуренцию в Эфесе, разглядели мельком.
А дальше обратная дорога, пролетающие за окном мечети
озеро Бафа,
памятник Ататюрку в ставшем уже почти родным Бодруме,
и вот мы снова в отеле. И на этом наши путешествия по Эгейскому побережью завершились. :))
Мы с Вами одного поля ягодки - так и я отдыхаю в Турции, именно в Турции, а не в отеле, как делают очень многие, за 10 лет не видавшие и половины того, что видели Вы, и с восхищением выкладывают фото душкабины, шведского стола и, пардон, унитаза, иногда пляжа, т.е. всех их "точек путешествия". И еще, два раза был в Трое, по 40-градусной жаре облазил все 7 периодов ее, как баран на новые ворота смотрел на древние остатки, пытался представить Елену Прекрасную на узких улочках, греков в Троянском коне, чтобы потом поделиться впечатлениями - и не смог. Нужна предварительная подготовка, какая, видимо, была у Вас, поэтому и рассказ получился понятным, гармоничным и очень красочным.Еще раз - огромное спасибо и новых путешествий, Вы это заслужили!!!
vasyusha, спасибо вам огромное за рассказ - я с удовольствием погружалась в древнюю историю и рассматривала все эти артефакты - такие себе приветы из прошлого... Всё больше прихожу к убеждению, что человечество видимо развивается по кругу, доходя до каких-то точек наибольшего роста и опять сходя на нет.... Просто развитие каждый раз сопровождается небольшим техническим апгрейдом ))
Побольше вам новых открытий и самых ярких впечатлений от новых путешествий!
Спасибо огромное всем за добрые слова! Всегда приятно, когда есть люди, разделяющие с тобой твои увлечения и ощущения!
illusia, я, как обычно, стараюсь сагитировать всех за те места, где мне самой понравилось. рада, что удалось! ;))
Igor_m, не могу сказать, что подготовка была грунтовною в связи с ограниченностью во времени, но все же определенную информацию для дальнейшего выбора точек путешествия конечно же по привычке подобрала еще в Киеве. :) искренне завидую Вам белой завистью относительно Трои - давняя моя мечта и надеюсь, что все-таки добьюсь ее исполнения! ;))
Polina_Sumy,будем надеяться, что наш "круг развития" еще не достиг своего пика и впереди нас ждет подъем, а не закат! :))) хотя иногда задумываюсь о том, что будут думать о нас потомки, находя какие-то свидетельства нашей цивилизации лет хотя бы через 300-400.
И, конечно же, всем новых увлекательных, познавательных, эмоциональных путешествий!
vasyusha, спасибо за такое чудесное открытие Эгейского побережья, а особенно Эфеса. Как-то до этого не удавалось натолкнуться на столь туристический отчет))) пляжного побережья)))
Juliiii, спасибо и Вам! :))) Повторюсь в который раз - пыталась рассказать, что и в Турции на побережье есть много на что посмотреть, было бы желание! ;)
Немного с опозданием, но хочу в завершении данной темы добавить очень важную информацию, которую, конечно же, разместить надо было еще в самом начале или по ходу рассказа. Однако в ажиотаже написания отчета не всегда получается сосредоточиться на скрупулезном указании источников отдельных текстовых и фотовставок при описании мест посещения, за что и получаешь весьма обоснованные претензии! :(( За такую непростительную халатность и некорректность мне весьма неловко, соответственно, хочу исправить свою оплошность и искренне поблагодарить следующие интернет-ресурсы (помимо указанных в тексте) за информацию, использованную мной при подготовке к поездке и, конечно же, при написании данного отчета (тем более, я думаю, она пригодится и тем, кто захочет самостоятельно заняться исследованием Эгейского побережья):
- сайт «Ваш Бодрум» (http://bodrum.com.ru/) за огромное количество текстовой и фотоинформации о достопримечательностях города Бодрум и всего полуострова Бодрум, а также о выдающихся личностях Капитане Драгуте, писателе и журналисте Джевате Шакире Кабаагачлы, известном как «Галикарнасский рыбак», поэте и музыканте Нейзене Тевфике;
- сайт «Бодрум» (http://bodrum.ru/) за информацию относительно достопримечательностей Бодрума и Тургутрейса (и, в частности, порта Д-Марин);
- сайт о Чудесах Света (http://1chudo.ru/) – за информацию и фотографии о Чудесах Света Древнего Мира и, в частности, о Мавзолее в Галикарнасе и Храме Артемиды в Эфесе;
- сайт «Турция для Вас и Ваших друзей» (http://turkeyforfriends.com/) за информацию и исторические фото о Доме Девы Марии и ясновидящей Анне Катарине Эммерик;
И отдельная благодарность ресурсу http://www.vothouse.ru/img/films/20130905/22.jpg за использование кадра из моего любимого фильма «Некоторые любят погорячее» (в советском прокате «В джазе только девушки»), призывающего толерантней относиться к чужим недостаткам и несовершенствам. ;)))
vasyusha, Вы молодец! Этот отчет и неожиданен, думаю, для многих, - отвлечься от моря и связанных с ним радостей для обозрения красот древности бывает равно подвигу, и весьма познавателен. Спасибо! Продолжайте увлекать - как видите, всегда есть кого!
Мне кажется, что вот та "рыба" сооружена из выловленного в море мусора, и является назиданием человечеству, что необходимо содержать в чистоте и море и свои дела, и помыслы.
Поразили удивительно тонкие, как девичьи станы, башни минаретов. Мне к их верхушкам хочется приделать платки и кажется, что они сейчас закружатся в танце.
Зарисовка четвертая. Древняя.
Сегодня нам предстоит поездка в древний Эфес, которая меня лично манит возможностью обозрения еще одного из Чудес Света Древнего Мира – Храма Артемиды (ну, или его остатков). :))) Как оказалось впоследствии (а вообще-то надо внимательней изучать содержание экскурсии ДО покупки, а не ПОСЛЕ), мои надежды на посещение Храма были тщетными, так как из нашей экскурсии его исключили. Я, конечно, понимаю, что на сегодняшний день Храм выглядит примерно так,
но у меня хорошее воображение – я бы представила вместо одной этой колонны все 127 на площади 127 м в длину и 60 м в ширину. ;) Однако возможности разыграться моему воображению не предоставили - такое вот разочарование постигло меня 15 числа летнего месяца июня в древнем городе Эфесе. :(((
Однако не буду забегать вперед. В 5 утра (жуткая рань для меня) мы грузимся в автобус, где нас приветствует гид от «Аляска-тур», и путешествие начинается. Правда, первую его часть все дружно дремлют, добирая положенную норму сна. А на второй половине пути все просыпаются и первое, что мы видим – достаточное обширные водные просторы. Неужели это море?! Оказалось, - озеро. ;)
Это озеро Бафа, одно из самых больших в Турции – его площадь свыше 60 кв.км. В свое время оно было частью моря – Латмийским заливом, но потом то ли в результате землетрясений, то ли постепенного накопления ила и прочего мусора, приносимых рекой Большой Мендерес, но залив трансформировался в озеро.
С озером Бафа, как и со многими объектами в Турции, связана своя легенда. Когда-то в давние времена жил в окрестных горах пастух Эндимион, которого за его красоту и пригожесть полюбила богиня Луны Селена. Эндимион ответил ей взаимностью и стали они встречаться каждую ночь. И Селена, испытывая большую любовь к Эндимиону, упросила Зевса выполнить любое его желание. Эндимион попросил о бессмертии и вечной молодости, даже ценой того, что даровано это будет ему только в вечном сне. С тех пор Эндимион спит вечным сном в одной из пещер в окрестных горах, а Селена спускается к нему и любуется его красотой. В такие ночи озеро Бафа похоже на поднос, полный серебра. Быть может, лучи, ниспадающие на озерную гладь – суть отблеск слез безутешной Селены, потерявшей своего возлюбленного…
К сожалению, увидеть такую красоту при луне нам не удалось, но и при дневном свете симпатично.
Под такие вот байки мы приближаемся к еще одному водному пространству – и на этот раз это Эгейское море,
а также к еще одному известному турецкому курорту – Кушадасы. Но наша цель не он, а близлежащее местечко Сельджук (Сельчук), проехав через которое
мы и попадаем к верхнему входу в исторический комплекс Эфеса – Южным воротам. И только приехав в Эфес и побродив там 2 часа под палящим уже в 9 утра солнцем, я поняла, зачем надо было выезжать в такую рань - иначе мы бы там вообще изжарились!
Кроме того, сегодня в порт Кушадасы зашел очередной круизный лайнер, пассажиры которого составляют нам неслабую конкуренцию в желании прикоснуться к древности. ;)) А древность тут еще та!!!
Эфес считается одним из древнейших городов, в неплохом состоянии сохранившихся до наших дней. Основан он был в XI в. до н.э. и, по легенде, его основателем считается Андрокл – сын афинского правителя Кодра, получивший указание о создании нового города из уст самого Дельфийского оракула. Причем место для основания нового города ему должны были указать огонь, рыба и дикий кабан. Долго он искал такое неординарное сочетание в различных землях вдоль берегов Эгейского моря и, уже почти отчаявшись найти заданное, причалил в прекрасной бухте. Здесь местные рыбаки жарили на огне рыбу, а от искры, вылетевшей из костра, загорелся соседний куст, откуда выскочил перепуганный кабан. Свершилось! ;) И город заложили именно здесь, а его символом стал дикий кабан, которому даже был установлен памятник. Во время строительства города Андрокл встретился с воинственным племенем амазонок и влюбился в одну из них - Эфесию (означает «желанная»). В ее честь и был назван город. Согласно другой легенде, город был назван в честь Эфеса, сына бога реки Каистра, в долине которой он и стоит.
Потом, конечно, происходило много всякого, город разрастался до 400,0 тыс. жителей и почти полностью вымирал, переезжал с места на место в пределах, конечно, окрестных территорий. Правили им разные люди в разное время… Но, в любом случае, известен он в первую очередь благодаря Храму Артемиды. Но вот Храма-то, как я уже говорила, практически не осталось. Его, как все знают, сжег Герострат, желающий таким образом увековечить свое имя (и ведь удалось-таки негодяю, хотя и договаривались его называть отвлеченным наименованием «один безумец» ;)).
А Храм потом отстроили, и поучаствовал в этом не кто иной как Александр Македонский, желавший, чтобы этот отстроенный Храм был посвящен уже не только Артемиде, но и ему, как, можно сказать, родственнику: по преданию, Артемида была его повивальной бабкой (Александр родился именно в ночь сожжения Храма Артемиды, и считается, что богини на тот момент в ее храме не было, так как она принимала роды у матери Александра). Однако эфесцы выкрутились из этой щекотливой ситуации и новый Храм опять был посвящен только Артемиде, и простоял он до III в. н.э., когда его разграбили готы, а там и христиане поучаствовали. Итог один – Храма нет. Но притягательность Эфеса для туристов это не умаляет.
На входе нас встречает макет древнего Эфеса, чтобы мы могли представить все его былое великолепие.
Напротив виднеются остатки так называемых Терм Вариуса, построенных во II в. н.э.
Рядом с ними возвышается Одеон или, как я его назвала, Малый театр (потому как есть тут и Большой ;)), служивший в свое время не только ареной для выступлений, но и местом собраний Городского Сената (раньше тут еще и крыша была). Мог вместить до 1,5 тыс. человек.
Все эти объекты вместе с расположенной здесь же Государственной Агорой (I в. до н.э.) составляли городской административный центр.
На ней еще даже остатки древнего водопровода видны. :))
И так как это административный квартал, то замыкает его Муниципалитет Пританиум или Городской дворец, построенный на стыке эпох (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Там, как вы догадываетесь, располагалась городская администрация. Также здесь стояли статуи богов и императоров, а в середине здания находился алтарь со Священным огнем.
И если присмотреться повнимательней к конфигурации стен, то можно отметить, что уже тогда существовала «кабинетная система». :))
Но древние не были бы древними, если бы даже в таком сугубо прозаическом месте не возвели храм. И он там есть – Базилика, посвященная Артемиде и Императору Августу.
Кстати, найденную в этой Базилике статую так называемой «Прекрасной Артемиды» можно увидеть в Эфесском музее в Сельджуке.
Интересным является тот факт, что на ночь административный квартал закрывался и отгораживался от остального города цепями (в камнях мостовой до сих пор сохранились выемки для крепления этих цепей).
Итак, с верхней частью Эфеса мы ознакомились, но впереди нас еще ждет много интересного.
Juliiii, у меня вопрос как это ВСЕ не развалилось за 2 тыс. лет (ну, с учетом восстановлений, конечно)?!!! :)))
а водопровод для меня тема отдельная - как вообще он работал?! как они все это реализовывали?!
А мы устремляемся в Эфес светский.
Слева при входе в нижний город расположены остатки древней лечебницы, а рядом с ней вот такой легко узнаваемый знак.
Лечили в те времена, как нам рассказал гид, весьма незамысловато: для начала - в лечебницу допускали не всех, а только тех, кому позволили местные жрецы, далее счастливец, допущенный-таки внутрь, подвергался воздействию определенных наркотических веществ, во время действия которых ему с помощью голосовых труб, пронизывающих все здание, внушали, что он здоров, после чего происходила, так сказать, «выписка». Я вот думаю, что наша реформа здравоохранения скоро возьмет на вооружение сей замечательный способ лечения! ;))
За лечебницей расположился Фонтан Поллио, построенный на средства жителя города – Поллио (слева) и Храм Домициана (справа).
Храм, как понятно из названия, был возведен в I в.н.э. в честь Императора Домициана. А после посмертного «проклятия памяти» Домициана Храм посвятили династии Флавиев, из которой происходил Домициан. Считается, что Храм Домициана был первым храмом, посвященным императору.
Практически напротив Храма расположился Мавзолей Меммиуса, построенный Гаем Меммиусом в I в. до н.э.
Рельефы на нем изображают римского диктатора Суллу, его сына Гая и внука Меммиуса (вот только не разобралась, кто здесь кто).
Здесь же видим одно из древнейших изображений крылатой богини Ники.
Мы же выходим к Воротам Геркулеса, получившим свое название из-за расположенных на них двух барельефов Геракла в шкуре льва.
От них начинается так называемая улица Куретов (название улицы связано с мифологическими персонажами, давшими впоследствии имя священной касте куретов. В самом начале улицы были раскопаны основания колонн, на которых были выписаны имена жрецов), украшенная двумя рядами колонн, между которыми в свое время стояли статуи известных личностей. Некоторые из них стоят тут и по сей день. Датируется же создание этой улицы – колонн, статуй, вымостки, - IV в. н.э.
Отвлекаясь, хочу сказать, что в Эфесе, кроме прочих интересностей, огромное множество котов. Почти как на Косе. ;)) И тут они весьма благосклонны к посетителям, позволяют даже почесать себе спинку или чем-нибудь угостить.
А нас далее встречает Фонтан Траяна, построенный между 102 и 114 г.г. н.э. в честь, как вы уже поняли из названия, Императора Траяна и Артемиды Эфесской.
Полноразмерная статуя императора в свое время стояла по центру фонтана и попирала ногой глобус. Сейчас осталась только нога. ;)
По левой стороне улицы Куретов расположились Дома на Склонах, служившие в древнем Эфесе жильем для богатых горожан, а также античным супермаркетом. :))
Вся дорога вдоль Домов выложена мозаикой с геометрическими, цветочными и фигурными узорами.
Напротив - Бани Схоластики, построенные на протяжении II - I веков до н.э.
Имели три этажа, на которых, кроме терм, размещались комнаты отдыха, библиотеки и спортивные салоны (такой себе древний спа-центр ;)), а название свое получили, как я поняла, по имени богатой горожанки Схоластики, как раз и построившей эти бани (в других источниках – в честь горожанина Христиана Схоластика).
За ними виднеется наиболее привлекательное, как гласят путеводители, здание улицы Куретов – Храм Адриана, построенный во II в. н.э.
С весьма эффектными коринфскими колоннами, аркадой, украшенной рельефом Фортуны – богини счастья, случая и удачи, а также разнообразными барельефами.
Рядом с Храмом расположился объект боле прозаический и приземленный, но не менее нужный – античный общественный туалет или Латрина, построенный в I в.н.э. Был рассчитан на 50 (!!!) человек.
По центру этого заведения располагался квадратный бассейн, а полы были выложены мозаикой! ;)
Но меня больше всего впечатлил кот, невозмутимо сидящий посреди всего этого великолепия и своей позой явно демонстрирующий назначение данного места. Может, он там на полставки наглядным пособием подрабатывает? ;)))
vasyusha, а я теперь задумалась не только о том, как они всё это строили 2 тыс.лет назад, но и куда потом делись все те инженеры, ученые и прочие специалисты... Человечество пошло не тем путем развития? Хм, философская тема )))
"Наглядное пособие" на крайнем снимке вне конкуренции - красавец!
Polina_Sumy, согласна, тема очень философская - куда все девается?! ;) Вроде и идем мы по пути прогресса, а как посмотришь на обустройство древнего мира да как задумаешься, сколько этому всему лет, так и начинаеш размышлять, что не такой уж наш прогресс и ... прогрессивный! :))
А кот меня прост пришиб - он сидел в центре Латрины (его и на других фотках видно) в этой немыслимой позе абсолютно не реагируя на толпы туристов, на фотоаппараты и т.п. Я вот волнуюсь, может, у него солнечный удар был? ;)
Потрясающий комплекс. Вы представляете какой был красивый город, с белоснежными мраморными фронтонами домов, с водопроводом и канализацией, больницей, спа-центром, гимназией и прочими культурными ништяками)))
Застройка центра была явно изначально спланировала, судя по расположение водопровода. Т.е. архитекторы чертили и проводили расчеты строительства, прорабы строили. Смотря на этот город, понимаешь, что в строительстве за 2 тысячи лет практически мало что поменялось.
Категорически не соглашусь с гидом о способах лечения в лечебнице. Медицина была развита в древнем мире на достаточно высоком уровне, но знания были утеряны.
Если коснуться информации о медицине, то даже поверхностно уже становится понятно, что знали греки многое и применяли активно на практике.
Juliiii, а меня поражает, что количество населения Эфеса достигало 400,0 тыс. чел! Это же огромное поселение, особенно если сравнить с общим количеством населения на тот момент! ;)
Относительно гида и лечебницы соглашусь, так как зачастую гиды любят приукрасить рассказ какой-нибудь придумкой для красочности повествования. А древняя медицина, конечно же, известна своей эффективностью.
Напротив Латрины и чудо-кота расположилась какая-то дополнительная экспозиция, вход в которую оплачивается отдельно и нас туда не повели (по-моему, там была более хорошо сохранившаяся часть Домов на склонах с остатками росписей, мозаик и т.п.), а также Октагон – найденная при раскопках могила молодой женщины, которой, возможно, была Арсиноя IV - младшая сестра Клеопатры.
Чуть дальше – развалины Храма (или Героон) Андрокла, возведенный в I в. до н.э.,
а также полюбившийся нам еще на Косе гранат. :))
За ними виднеются Ворота Адриана (ранее трехэтажные).
Так мы выходим на перекресток двух улиц - Куретов и Мраморной (немного отвлекусь на ремарку – Эфес, по которому мы гуляем, был построен под руководством одного из полководцев Александра Македонского - Лисимаха, по так называемому «решетчатому плану», согласно которого все улицы города должны были пересекаться под прямым углом), где виднеется
самый известный, наверное, объект Эфеса – библиотеке Цельса (в других вариантах – Цельсия или Цельсуса).
Ее фасад является визитной карточкой всего комплекса.
Библиотека была построена во II в.н.э. Гаем Юлием Аквиллой Полемеаном в память его отца – Сенатора Тиберия Юлия Цельса Полемеана как монументальная гробница, что было большой редкостью для римлян, так как разрешение на захоронение в общественных зданиях давалось очень редко и лишь для граждан с особыми заслугами. Библиотека вмещала 12 000 свитков и была второй по величине библиотекой древнего мира. Разрушена во время землетрясения в 270 г.н.э. Была найдена во время раскопок в 1904 г. и восстанавливалась на протяжении 1970-1978 г.г. Но даже те остатки, которые мы видим сейчас, производят громадное впечатление тонкостью и искусностью работы древних мастеров.
Например, для того, чтобы придать зданию воздушность, был применен хитрый ход – первый этаж по высоте больше второго, что и создает оптический эффект вытянутости кверху, хотя высота фасада всего 16 м.
На фасаде здания также сохранились остатки четырех женских статуй - персонификации Мудрости, Знания, Судьбы и Разума.
Встречала информацию, что мраморные оригиналы статуй хранятся в «Эфесском музее» в Вене (кстати, недавно обсуждали с мужем чего бы еще посмотреть в Вене – теперь понятно чего ;)), а на месте установлены их гипсовые копии. В том же музее есть и фрагмент фриза библиотеки Цельса.
Рядом с библиотекой выстроенные в форме триумфальной арки Ворота Мазеуса (Мазая) и Митридата. Носят они, как ни странно, имена двух рабов, которым Императором Августом была дарована свобода. В благодарность за такое деяние Мазеус и Митридат на стыке эпох (4-3 г.г. до н.э.) и выстроили ворота в честь императора и его семьи.
Ведут же указанные ворота к еще одной Агоре Эфеса – Торговой.
Она занимает значительную площадь (длина каждой стороны Торговой Агоры составляет 111 м) и тянется вдоль всего Мраморного проспекта,
на котором можно увидеть самую древнюю, наверное, рекламу.
Предназначалась она для моряков и торговцев, прибывающих в порт Эфеса и входящих по Мраморному проспекту в город. Смысл ее примерно следующий – если вы хотите сердечных утешений и развлечений (сердце в левом верхнем углу), то идите налево (ступня), где вы найдете прекрасных дам (голова девушки). Собственно, наш гид утверждала, что именно от этой рекламы пошло выражение «сходить налево».
А почему налево? Потому что там находился Дом любви, построенный во II в.н.э. и богато украшенный мозаиками, росписями, фресками, статуями. На сегодня от него сохранился только первый этаж. А еще существует легенда, что между библиотекой Цельса и Домом любви существовал тайный подземный ход. Так что официально ты вроде и в библиотеку пошел, а где уж ты на самом деле был - вопрос. ;)))
Нас же встречает еще один Амфитеатр или Большой театр, являющийся практически первой постройкой эллинистического периода (III в. до н.э.), возведенной во времена правления Лисимаха. В дальнейшем был расширен и на сегодня является крупнейшим Амфитеатром в Турции – его вместимость 24,0 тыс.чел.
Здесь проходили театральные представления, гладиаторские бои, а также ассамблеи.
Это именно здесь апостол Павел читал свои проповеди. А недалеко от Большого театра мастер серебряных дел Деметрий продавал свои изделия паломникам, но опасаясь за торговлю (Деметрий боялся, что он и его коллеги потеряют работу, так как люди, обращавшиеся к Христу, переставали поклоняться великой богине Эфеса Артемиде), поднял бунт против апостола Павла. В результате чего появилось Послание к Эфесянам.
Театр построен таким образом, что стоящего в центре сцены оратора, даже если он говорит шепотом, слышно в каждом уголке театра (наша экскурсионная группа как раз проводит следственный эксперимент ;)).
От Амфитеатра начинается 500-метровая Портовая улица, которая вела в гавань Эфеса (ранее называлась в честь императора Аркадия - виа Аркадиана, и была главной улицей города, протяженностью 500 м и шириной 11 м, украшенной портиками с колоннами.). Сейчас там, как вы видите, моря нет – оно ушло на 17 км.
Возле гавани также располагались Портовые бани и Гимназиум, развалины которых виднеются вдалеке.
На некоторых плитах Портовой улицы можно встретить вот такие изображения, имеющие отношения уже к христианству.
Собственно, на этом наше путешествие по Эфесу заканчивается и мы, бросив прощальный взгляд на Большой театр
направляемся к нижнему – Северному входу. Конечно, если бы мы были здесь самостоятельно, то потратили бы на Эфес значительно больше времени – здесь есть куда отойти с основного маршрута, где полазить, позаглядывать, порассматривать. Но и в таком исполнении комплекс произвел огромное впечатление.
Мы же направляемся в мастерскую-магазин керамики (ну, мы же в Турции, а там на посещение одного культурного объекта приходится 2-3 торговых ;))).
Керамика красивая, яркая, нам даже рассказывают значение различных узоров и цветов, но я, с учетом жуткой жары, ничего не запомнила. ;) А цены на продукцию там, конечно, не божеские, в нашем мини-маркете в отеле цена была и то пониже. Так что покупать там что-либо я большого смысла не увидела, хоть и красиво.
Размах и размер Эфеса просто потрясает! Повеселила история про «налево», а особенно её часть про предприимчивых предков, которые любили ходить в библиотеку ))) vasyusha, спасибо!
Наш же следующий культурный объект – Дом Девы Марии. Согласно преданиям, Иисус, умирая на кресте, поручил Деву Марию заботам своего любимого ученика Иоанна, последним пристанищем которого, как известно, был Эфес. Здесь же он и похоронен, и на холме недалеко от Эфеса возведен его Храм. Вот туда мы как раз и не поехали, посетив вместо этого кучу магазинчиков и прочей ненужной, на мой личный взгляд, дребедени, а Храм Св.Иоанна и остатки Храма Артемиды не увидели! :(( (Вот заклинило меня на этой теме! Простите!). Причем, как потом мне рассказали в «Аляска-тур», эти объекты были исключены из экскурсионной программы на основании отзывов туристов, которые как раз посещение этих объектов назвали пустой тратой времени!!!! Ну, как говорилось в известной комедии, «у каждого свои недостатки».
Я же возвращаюсь к Деве Марии, которая, по легендам, пришла в Эфес вместе с Иоанном и поселилась в небольшом домике на Соловьиной горе поблизости города, где и прожила свои последние годы и была похоронена здесь же предположительно в 48 г.н.э.
Однако никаких доказательств данному факту долгое время не было найдено, пока в 1812 году не случилась мистическая история, давшая начало дальнейшим поискам. В это время в Германии жила ясновидящая Анна Катарина Эммерик,
которая будучи прикованной к постели тяжелой болезнью, рассказывала свои видения, которые записывали ее родственники. Среди прочих предсказаний Анна упомянула о том, что видела смерть Девы Марии в возрасте 64 лет и дом недалеко от Эфеса. Она также описала окрестности и упомянула большую гору, на которой находилось жилище матери Христа: «Невозможно даже выразить словами красоту холма, на котором стоит дом, и чувство умиротворенности и безмятежности, охватывающее путника».
В 1891 году под руководством французского священника была организована небольшая экспедиция, которая действительно в указанном месте обнаружила остатки маленькой церкви. Вид окрестностей полностью совпадал с описаниями Эммерик, а местные крестьяне, как оказалось, давно знали о святости этого места и находящемся рядом с домом чудотворным источником. Уже с 1894 года сюда стали приезжать паломники.
В 1892 году Архиепископ Смирны объявил Дом Девы Марии святым местом, а после посещения Папы Римского Павла VI в 1967 г., Иоанна Павла II в 1979 г. и Бенедикта XVI совсем недавно
Дом Девы Марии приобрел широкую известность и стал местном паломничества для христиан со всего мира. Для мусульман Дом Девы Марии - это тоже священное место, поскольку она является матерью Пророка Исы.
Могила Девы Марии обнаружена не была, хотя, согласно видениям Эммерик, должна была находиться в 500 метрах от домика. Однако недалеко от самого дома Девы Марии было найдено чье-то захоронение, датируемое I в. н.э. Католическая церковь официально признала это захоронение святыней.
Сейчас это музей под открытым небом, опять же не знаю – платно ли его посещение, так как мы заходили организованной группой. На входе нас встречает статуя Девы Марии
Чуть дальше расположился сам Дом, реконструкцию которого провели в 1951 г.
Нам повезло, так как в наше посещение народу почти не было. Внутри расположен алтарь со статуей Девы Марии и икона с ликом (фотографировать нельзя, но есть инет).
Свечи ставят не внутри домика, а на выходе из него.
Там обустроено специальное место.
На территории Дома Девы Марии находятся три священных источника: как называют их некоторые путеводители - любви, здоровья и счастья.
Но наша сопровождающая сказала, что не хочет брать грех на душу и делить воду из источников по таким категориям. Просто это святые источники, вода из которых считается целебной: ее не только пьют и умываются ею, но и набирают и увозят с собой.
Скажу честно, мы с собой тоже привезли несколько бутылочек для родственников и моя мама, у которой уже очень давно проблемы с давлением, стала по чуть-чуть пить воду из источника каждый день. И давление немного стабилизировалось. Теперь мама предъявляет претензии, что я привезла всего лишь пол-литровую бутылочку. :))
На территории комплекса расположена также Стена Желаний, похожая на Стену Плача в Иерусалиме, где люди оставляют свои записки с написанными на них желаниями. Каждый год 15 августа в день Успенья Богородицы все записки сжигаются, и таким образом оставленные желания отправляются в небо. Надеюсь, что наши тоже туда попали.
Также при выходе из комплекса есть остатки старого Баптистерия с купальней в форме рыбы.
Хотя, как по мне, ее форма скорей напоминает ключ, вернее, замочную скважину.
Ну, а мы завершаем посещение этого святого места и по горной дороге с красивыми видами
направляемся в обратный путь. Делаем короткую остановку возле еще одной скульптуры Девы Марии, расположившейся прямо возле дороги.
Еще удается мельком увидеть Малый театр Эфеса
и вот мы уже минуем Сельджук и попадаем в Кушадасы. Название Кушадасы переводится с турецкого как «Птичий остров». Своим названием город обязан Голубиному острову, который во времена Османской империи назывался Птичьим и на котором находится еще одна на крепость. Она служила в свое время ставкой Хайреддину Барбароссе (помните, это его место в дальнейшем занял Тургут Рейс, более известный как пират Драгут ;)).
Правда, специальной остановки мы не делали, поэтому и остров, и крепость, и круизный лайнер, пассажиры которого составляли нам конкуренцию в Эфесе, разглядели мельком.
А дальше обратная дорога, пролетающие за окном мечети
озеро Бафа,
памятник Ататюрку в ставшем уже почти родным Бодруме,
и вот мы снова в отеле. И на этом наши путешествия по Эгейскому побережью завершились. :))
Эпилог.
В конце своих Зарисовок повторю максиму, которую уже неоднократно озвучивала в ходе рассказа – если вас интересует не только море, солнце и пляж,
и вы готовы оторваться от отельных развлечений и пресловутого All Inclusive,
а кроме того вам интересно узнать и увидеть что-то новое (пусть этому «новому» и многие сотни лет)
приезжайте на Эгейское побережье! Здесь здОрово!!! :)
vasyusha, спасибо. Действительно, ОЧЕНЬ ЗДОРОВО!!*
* - и отдых, и фото, и рассказ.
:))
vasyusha, спасибо вам огромное за рассказ - я с удовольствием погружалась в древнюю историю и рассматривала все эти артефакты - такие себе приветы из прошлого... Всё больше прихожу к убеждению, что человечество видимо развивается по кругу, доходя до каких-то точек наибольшего роста и опять сходя на нет.... Просто развитие каждый раз сопровождается небольшим техническим апгрейдом ))
Побольше вам новых открытий и самых ярких впечатлений от новых путешествий!
Спасибо огромное всем за добрые слова! Всегда приятно, когда есть люди, разделяющие с тобой твои увлечения и ощущения!
illusia, я, как обычно, стараюсь сагитировать всех за те места, где мне самой понравилось. рада, что удалось! ;))
Igor_m, не могу сказать, что подготовка была грунтовною в связи с ограниченностью во времени, но все же определенную информацию для дальнейшего выбора точек путешествия конечно же по привычке подобрала еще в Киеве. :) искренне завидую Вам белой завистью относительно Трои - давняя моя мечта и надеюсь, что все-таки добьюсь ее исполнения! ;))
Polina_Sumy,будем надеяться, что наш "круг развития" еще не достиг своего пика и впереди нас ждет подъем, а не закат! :))) хотя иногда задумываюсь о том, что будут думать о нас потомки, находя какие-то свидетельства нашей цивилизации лет хотя бы через 300-400.
И, конечно же, всем новых увлекательных, познавательных, эмоциональных путешествий!
Немного с опозданием, но хочу в завершении данной темы добавить очень важную информацию, которую, конечно же, разместить надо было еще в самом начале или по ходу рассказа. Однако в ажиотаже написания отчета не всегда получается сосредоточиться на скрупулезном указании источников отдельных текстовых и фотовставок при описании мест посещения, за что и получаешь весьма обоснованные претензии! :(( За такую непростительную халатность и некорректность мне весьма неловко, соответственно, хочу исправить свою оплошность и искренне поблагодарить следующие интернет-ресурсы (помимо указанных в тексте) за информацию, использованную мной при подготовке к поездке и, конечно же, при написании данного отчета (тем более, я думаю, она пригодится и тем, кто захочет самостоятельно заняться исследованием Эгейского побережья):
- сайт «Ваш Бодрум» (http://bodrum.com.ru/) за огромное количество текстовой и фотоинформации о достопримечательностях города Бодрум и всего полуострова Бодрум, а также о выдающихся личностях Капитане Драгуте, писателе и журналисте Джевате Шакире Кабаагачлы, известном как «Галикарнасский рыбак», поэте и музыканте Нейзене Тевфике;
- сайт «Бодрум» (http://bodrum.ru/) за информацию относительно достопримечательностей Бодрума и Тургутрейса (и, в частности, порта Д-Марин);
- сайт о Чудесах Света (http://1chudo.ru/) – за информацию и фотографии о Чудесах Света Древнего Мира и, в частности, о Мавзолее в Галикарнасе и Храме Артемиды в Эфесе;
- сайт «Культурный отдых на Средиземном море» (http://www.sea-vacation.org/) за информацию о Доме Девы Марии;
- сайт «Турция для Вас и Ваших друзей» (http://turkeyforfriends.com/) за информацию и исторические фото о Доме Девы Марии и ясновидящей Анне Катарине Эммерик;
- сайты http://www.biancoloto.com/efes/, http://turkey-discovery.ru/efes и http://www.capone-online.ru/ за возможность использования подробных туристических карт Эфеса;
- сайты «Тонкости туризма» (http://tonkosti.ru/), «Остров Кос» (http://ostrov-kos.ru/), «Grekomania – Ваш путеводитель по Греции» (http://www.grekomania.ru/places/kos), «Redigo» (http://redigo.ru/geo/Europe/Greece/kos_island), интернет-журнал «Путешествия по Греции» (http://anygreece.com/kos/ks-dostoprimechatel-nosti/), «Rutraveller – путеводитель по городам и странам» (http://www.rutraveller.ru/resort/1017/places) за информацию о достопримечательностях города Кос;
- интернет-ресурсы http://ru.wikipedia.org и http://upload.wikimedia.org/wikipedia за возможность поиска и уточнения информации относительно всех мест посещения.
И отдельная благодарность ресурсу http://www.vothouse.ru/img/films/20130905/22.jpg за использование кадра из моего любимого фильма «Некоторые любят погорячее» (в советском прокате «В джазе только девушки»), призывающего толерантней относиться к чужим недостаткам и несовершенствам. ;)))