Муито обригадо! Именно с этих слов, услышанных от viana2015, началось мое путешествие в великую страну Португалию. И они стали для меня главными в поездке!
Со школьной скамьи в памяти осталось: "Espana ocupa casi toda la peninsula Iberica y limita con Francia, Portugal y Andorra"! Дальше мои познания ограничивались Испанией.
И вот от viana2015 прозвучали волшебные слова, сопровождаемые искренним восторгом, и я задумалась. Я же вообще малоискушенная и достаточно любопытная. Особенно поразили интонации при воспоминании об этой стране)))
И, как обычно бывает, космос легко откликнулся на правильно сформулированное желание: позвонил все тот же Василий и сообщил о невероятно низкой цене у МАУ до Лиссабона. Причем сначала такой тариф (2600 грн в обе стороны) был выставлен только по вторникам. Поэтому было решено лететь на две недели. Сказано – сделано.
(А где-то через месяц цены снизились на все дни и держались на таком уровне очень долго!)
Потом Василий предложил слетать на Мадейру. Осмотрев карту, я пришла слегка в ужас: ого как далеко! Но просмотрев отзывы, без раздумий согласилась.
Как-то быстро промелькнуло время, и настал июнь, а за ним и день вылета.
2.06. Вторник
Киев — Лиссабон
Неизъяснимой полон красоты
Весь этот край, обильный и счастливый.
В восторге смотришь на луга, цветы,
На тучный скот, на пастбища, и нивы,
И берега, и синих рек извивы…
Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда"
Напомню, что я турист начинающий и, кроме лоукостов, с другими авиакомпаниями не знакома. В Борисполь последний раз прилетала с практики из Астрахани (самой смешно!) еще в 1986 году! Поэтому все мне было в новинку: и современный аэровокзал с березовой рощей за окном, и проход по трубе, и экипаж, говорящий на украинском, и полет продолжительностью почти пять часов…
Очень меня повеселил бизнес-класс – первые три или четыре ряда за шторкой. И летел там аж один пассажир. У МАУ это скорее место отдыха экипажа.
Прилетели вовремя, быстро прошли паспортный контроль и в метро, которое практически на входе в аэровокзал.
В Португалии существует система транспортных карточек (пополняющихся Viva Viagem или нет). Автоматы на нескольких языках (русского нет, пользовалась испанским). Несложно. Также есть сотрудник, который обязательно поможет.
Вход на станцию украшен симпатичными шаржами на известных персонажей. И вообще метро в Лиссабоне оригинальное и красивое.
Кто ездил с Василием, знает, что у туриста на руках подробный маршрут. Поэтому никаких вопросов: как доехать? – не возникает.
Где-то через полчаса мы уже поселялись в хостел, здесь (muito obrigado!) ребята нам предложили двухместный номер и даже зарезервировали его к возвращению с Мадейры.
3.06. Среда.
Есть у меня привычка фотографировать вид из окна и отсылать близким, обычно с пожеланием доброго утра )))
Сегодня мы едем в Брагу. Поэтому есть возможность познакомиться и с железнодорожным вокзалом )))
Поезд метро прибывает на минусовой этаж, поднявшись наверх, попадаешь сразу в здание вокзала, а еще выше – на платформы.
Помню, что в Испании профессия пожарного очень почетна и привлекательна. Как у Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть красивым, поступи в гусары». И хотя знаю, что снимать людей без разрешенья не комильфо, не удерживаюсь )))
Поезд не опаздывает, ехать четыре часа, людей достаточно много, контролеры-билетеры ходят регулярно. Пейзажи за окном к северу слегка изменяются.
Практически все пассажиры выходят в Порту, а мы продолжаем путь и наконец прибываем на небольшой вокзальчик.
Звоним в хостел, сообщаем, где мы, и дожидаемся трансфера. По дороге молодой человек (сын хозяев) ведет с нами приятную беседу: он – на английском, я – на испанском, муж – внимательно прислушивается. Через несколько минут мы уже знакомимся с хозяйкой, которая уютно возлежит на диванчике и болтает со своей мамой по телефону. Получив новых постояльцев (т.е. слушателей), она обрушивает на нас все накопившееся гостеприимство. Испанский у нее отличный, поэтому мы легко находим общий язык.
Получаем увесистые ключи от двухместного номера в уютной мансарде (на фото правое окошко)
делаем традиционное фото из окна:
и направляемся знакомиться с третьим по величине городом Португалии.
Спасибо огромное, друзья!
Прошу прощения за столь долгую подготовку и медлительность на старте )))
Очень надеюсь на поддержку viana!!!
Еще одно фото из окна:
История Браги начинается со времен мегалита, тогда здесь обосновалось кельтское племя бракаров (ІІІ век до н.э). Вскоре глаз на эти земли положили вездесущие римляне и началось завоевание. Примерно на стыке столетий здесь был основан город Бракара Августа (в честь римского правящего императора Августа). Город лежал на пересечении стратегических путей через Пиренейский полуостров в направлении Рима, поэтому позже (в ІІІ веке) стал столицей провинции Галлеция. А вскоре, с распространением в Римской империи христианства, Бракара Августа стала оплотом религиозных реформ и центром местной епархии. Здесь обосновался и архиепископ. Дольше были многие изменения и трансформации, завоевания и властители, однако в XI веке к власти опять пришли христиане. И сегодня в Браге существует резиденция архиепископа, а в городе сохранилось множество образцов религиозной архитектуры разных эпох и стилей.
Все это мы вспоминаем, направляясь к увиденной из окна церкви Святого Винсента (Igreja de São Vicente (São Vicente, (XVI в.). Ее построили на месте церкви VII века, разрушенной, возможно, при мусульманском вторжении. От первоначального строения сохранился камень от древней церкви со старинной надписью: "Здесь покоится Remistuera, ушедшая 1 мая 618 г., в понедельник в иной мир, аминь". Это уникальная древнейшая религиозная достопримечательность Браги с первой известной ссылкой на наименование дня недели.
Колокольня, которая расположена за алтарем (типичное архитектурное решение для барочных сооружений Браги), была самым высоким зданием в городе, дважды пострадала от удара молний и была восстановлена (последний раз в 1812 г.).
Это первое здание в стиле барокко в Браге.
Образ покровителя Сент-Винсента расположен в уютной нише.
Венчающий фасад папский крест напоминает о папских привилегиях и послаблениях, которые предоставлялись церкви.
К величайшему сожалению, мы не смогли осмотреть храм — там проводилось отпевание (а позже уже был закрыт). Но фантастическое соединение азулежу и внутреннего убранства до сих пор не дает забыть об этой красоте и даже другие церкви, где мы уже спокойно рассматривали и фотографировали, слушали службу или просто отдыхали не оставили такого сильного впечатления, как этот первый мимолетный взгляд и остановившееся дыхание от невероятной красоты!
А пока мы направляемся в старый город. Старый город занимает небольшую часть современной Браги, которую можно обойти за несколько часов.
В XVI веке гуманист и архиепископ Браги (1505-1532) Д. Диого де Соуза занялся преобразованием города, состоящего из 24 улиц и 800 жилых домов. Были пристроены величественные апсиды к собору. Созданы новые улицы и площади внутри городской стены и вне ее (Campo da Vinha, Carvalheiras, Hortas, Remédios). Основана больница Святого Марка. Появились фонтаны и скульптуры. При этом формировался образ избранной религиозности Браги. Этому способствовало открытие монастырей (S. Frutuoso, Remédios, S. Paulo, Pópulo, Salvador...), колледжей, семинарий, братств и т.д. Что, в свою очередь, оказало влияние на менталитет и образ жизни браганцев.
К началу XVIII века город выглядел очень благочестиво, несколько замкнуто, дома были защищены ставнями и закрыты от чужих глаз.
В XVIII веке в городской архитектуре уже преобладал стиль барокко. Также в это время Брага стала важным торговым городом.
Но уже в XIX веке начался процесс уничтожения исторического центра. Брага очень пострадала от вторжений и воен, а также от попыток "модернизировать" город, что привело к разрушению памятников средневековья.
Старый город достаточно небольшой, что не помешало нам бродить по нему несколько часов.
Вот церковь да Лапа (Igreja da Lapa) и рядом башня ди Менажен (Torre de Menagem).
В середине XVIII века один из священников выбрал в центре Браги место для проведения проповедей. Там он молился с таким энтузиазмом, что к нему потянулись люди. Увидев такую преданность, архиепископ Браги Д. Гаспар де Браганса разрешил на этом месте строительство часовни. И буквально через 3 года храм уже освятили.
Внутри мы не были, однако пишут, что там прекрасное азулежу, высокие резные хоры с деревянной балюстрадой и орган.
Также пробежали мы и мимо башни Torre de Menagem — единственной уцелевшей части городских укреплений. Она была построена королем Фердинандом, поэтому ее иногда называют башней Фердинанда.
Башня вместе с церковью да Лапа прекрасно видна с центральной площади. Такое фото фактически является визитной карточкой Браги:
Наконец-то мы выходим на центральную площадь и замираем… Красота!!!
Главная площадь — Площадь Республики (Prasa da Republica) с фонтанами и аркадами зданий — расположена на границе старого и нового города.
Здесь же находим информационный центр, где берем карту и я интересуюсь римскими памятниками. Сотрудник был несколько удивлен и пытался предложить мне классический маршрут )))
Почему я требовала обозначить мне именно эти места? До сих пор не пойму))) Меня не заинтересовала основная христианская святыня, ради которой все едут в Брагу — Бон-Жезуш-ду-Монти (церковь Доброго Христа на Голгофе). Мне были нужны только римские достопримечательности. Вероятно, на меня произвели неизгладимое впечатление рассказ Juliiiiii о музее в Севилье )))) Поэтому вся дальнейшая прогулка сосредоточилась именно вокруг археологических предметов. Нам повезло, что другие объекты оказались у нас на пути ))))
С площади Республики направляемся по rua do Souto к воротам Арко-да-Порта-Нова.
Брага носит гордое звание "португальского Рима" из-за концентрации религиозной архитектуры, население тут считается самым консервативным, благочестивым и даже фанатичным. Возможно потому, что после Португальской революции (1974) город стал одним из главных центров антикоммунистических сил. Католическая семинария была превращена в базу консервативного сопротивления, ультраправового подполья и массовых протестов. После выступления архиепископа в соборе (1975) тысячи прихожан атаковали местную штаб-квартиру компартии.
По собственным наблюдениям могу сказать, что это открытые, приятные, доброжелательные люди. Жизнь их мирная и спокойная, с вечерними семейными прогулками, занятиями молодежью спортом в парке, веселыми открытыми мероприятиями для детей. Думаю, что о событиях тех дней уже мало кто помнит…
Итак, слева расположена церковь Милосердия (Misericórdia Church) (1562) — наиболее ценное сооружение Браги периода Возрождения (хотя и претерпела перестройки в XVIII и XIX вв.).
Церковь входит в соборный комплекс Се (Se de Braga).
Здесь же работает Дом милосердия, видимо социальная служба (?) с 1513 года.
Главный храм города — Кафедральный собор — начали строить в начале XI в. (после возвращения в город христиан) и продолжали до середины XIII в. Здание в романском стиле с заметным влиянием бургундской архитектуры. Это стало образцом для подражания при вооружении других церквей и монастырей в Португалии в этот период.
Позже собор несколько раз перестраивали, внешний вид значительно изменился и сегодня это сочетание романского, готического, барочного и стиля мануэлино.
Здесь же расположен Соборный музей. В экспозиции исторические предметы (одежда, шкатулки, ювелирные изделия, предметы культа), резные изделия (алтари, музыкальные инструменты, подсвечники), скульптура XIV--XVIII веков, азулежу и более 200 колоколов.
Напротив церкви Милосердия находится бывший архиепископский дворец (строился в течение XIV—XVII вв.). Выглядит, как огромная крепость, и окружен садами Санта Барбара (Santa Barbara Gardens), заложенными по окончании строительства. Дворец имеет три крыла, которые возводились в разное время. Восточное XIV—XV вв. выполнено в готическом стиле и выходит на сады.
Западное крыло было построено в XVII веке в стиле барокко, а южное — в период XVI—XVII века. Перед ним — симпатичный фонтан.
Сегодня здание делят городская библиотека, ректорат университета Минью и районный архив.
Вот перед нами барочные ворота Арко-да-Порта-Нова, установленные в 1772 году на месте прежних готических ворот XVI века.
Мы покидаем старый и город и напрявляемся к цели нашей прогулки — римским термам. По дороге наслаждаемся солнцем, покоем и Брагой...
А это опять вид на кафедральный собор
Спасибо, vasyusha! Намек понят! Продолжаю рассказ )))
Кресты неотъемлемая часть пейзажа Браги. Стоит упомянуть о наиболее интересных: Большой крест Cruzeiro do Campo das Hortas на площади Carvalhieras и на другом конце города Большой крест Santa Ana, оба были сооружены в XVII веке. Вот первый:
Наконец достигаем цели нашей прогулки. Вот они — римские термы )))))
Несколько не то, что ожидалось…
Римские термы были обнаружены в 1977 г. во время археологических раскопок на холме Максимин (Maximinos). Построенные между в I и III веками н.э. на самом высоком участке Браги (тогда еще Bracara Augusta), они стали национальным памятникам Португалии. Площадь раскопок — около 850 квадратных метров, однако доказано, что постройки занимали гораздо больше места. Здания несколько раз перестраивались — ученые нашли подтверждения трех масштабных изменений в течение трех веков. Во время последнего — с конца III и начала следующего века — термы были основательно перестроены и расширены, возможно в связи изменением статуса города — в это время Bracara Augusta стала столицей провинции Галисия.
Истории раскопок посвящен павильон, где можно посмотреть остатки водопровода, посмотреть фильм и пообщаться с очень приветливыми сотрудниками музея. Билеты стоят до 2 евро, открыто кроме понедельника и праздничных дней.
Музею нашлось место в довольно густонаселенном современном районе:
Совсем рядом находится вторая достопримечательность — римская мозаика в Археологическом музее имени Д. Диого де Соуза. Помимо развития и перепланировки города, этот великий человек еще и сберег ценные исторические артефакты.
Попытки организовать историко-археологический музей производились на протяжении почти четырех веков, и только в 1918 году был создан "Музей истории искусств и археологии". А работает экспозиция только с 1980 года. Новое современное здание музея (2007 г.) было спроектировано с учетом демонстрации хорошо сохранившихся археологических раскопок.
Именно во время предшествовавших строительству здания работ и была найдена мозаика. Учитывая высокую кислотность почвы в Браге, ее сохранность более чем удивила ученых. И при проектировании было сооружено пространстве-склеп в помещении музея.
К сожалению, зал с мозаикой был закрыт. Мы выслушали какие-то объяснения, но предположу, что близился конец рабочего дня, посетителей не ожидалось и смотрители просто разошлись по домам )))
В музее отлично представлена история северного региона Португалии (от палеолита до средневековья), есть богатая коллекция монет и ценный фотоархив.
Цена билета 3 евро. Бесплатный вход в первое воскресенье каждого месяца. Музей закрыт по понедельникам и праздникам.
А мы отправляемся дальше...
Третий памятник римской культуры – Фонтал идола. Это гранитный камень, украшенный изображениями людей и надписями, посвященныму богу воды. Специалисты относят его к I веку н.э. Впервые был обнаружен на рубеже XVII века. С тех пор его покупали, продавали и дарили. Долгое время камень хранился в Архиепископском дворце. И только в 1936 году земли на месте находки фонтана приобрели , муниципальные власти Браги и в начале ХХІ века перенесли камень на прежнее место построили павильон, сохраняющий памятник.
Что ж, наша программа -- увидеть римское наследство Португалии – выполнена. И теперь мы спокойно гуляем, тем более, что день-то уже клонится к вечеру.
Обнаруживаем на карте церковь Св. Виктора и направляемся туда.
По дороге спускаемся в веселый подземный переход (и он не один такой):
Церковь Виктора (Igreja de São Victor) построена в 1686 г. на остатках более раннего храма, по инициативе тогдашнего архиепископа Браги Луиса де Соуза.
Его родовой герб помещен в центре треугольного фронтона. Здесь же на фасаде в нишах расположены две статуи, поскольку не осталось никаких записей ученые еще спорят, чьи именно.
Интерьер церкви украшен азулежу.
Совсем недалеко есть небольшая церковь Богоматери (Igreja de Nossa Senhora-a-Branca), напротив которой стоит второй известный крест. В эту церковь мы не попали, т.к. она была закрыта.
Как обычно, все пути ведут в центр города, куда мы и вскоре и попадаем
Что символизирует этот памятник, мы не нашли. А у хозяйки спросить забыли....
Здесь же расположен Монастырь Конгрегадош (Congregados), или монастырь конгрегации святого Филиппа Нери. Состоит из базилики и колледжа. Был возведен в конце XVII века в стиле барокко. Позже был значительно расширен, а также построена базилика.
С середины ХІХ века здесь размещалась публичная библиотека, в которую были собраны книги из 19 монастырей Браги, Гимарайнша, Барселуша, Селорику де Башту и Кабесейраш ди Башту.
Тогда же в основном здании был открыт Национальный лицей. С того времени здание монастыря связано не с религиозными, а с образовательными и социальными функциями. Сейчас это часть университета Миньо.
На закате он смотрится особенно очаровательно:
Мы неторопливо направляемся домой, останавливаясь для фотосессий:
По узкой улочке попадаем на очаровательную площать Praça Mouzinho de Albuquerque (ou Campo Novo -- могу перевести только Новая площадь). В 1725 году на пересечении четырех улиц постройками из двухэтажных жилых зданий (на первом этаже двери и окна, а второй этаж — с эркерами) было ограничено квадратное пространство, внутри которого, опять-таки в повторяя форму квадрата, разбит сквер с памятником Педро V (правда поставленным уже через полторы сотни лет). Площадь очень красива, но небольшая. Поэтому без нас только фото памятника )))
И такие домишки можно найти в Браге. Но именно найти! А вот в других городах...
Еще пару фотографий растительности:
Мы не посмотрели еще много других религиозных построек, не попали в музеи, не посетили основную достопримечательность — Бон-Жезуш-ду-Монти. Брага оказалась маленьким городом с большим культурным наследием. Ехать туда стоит не на один день, а на несколько…
Вечером чаевничаем в милом дворике, расположенном террасами позади хостела. Часов в 10 на кухню поднимается хозяйка и ставит разогревать в духовку магазинную готовую лазанью (как по мне, малосъедобное блюдо). Общаемся дальше втроем. Она рассказывает о городе, о семье, о стране в целом. Обычные кухонные житейские разговоры. И все понятно, и никаких языковых барьеров. Забрав свой ужин (т.к. ее мужчинам на ночь есть вредно, а она может себе это позволить), прощается, а мы еще смотрим на северное португальское небо и пытаемся утрясти в голове все, увиденное за день.
Попалась статья о Жарком лете. Мне было интересно...
http://rufabula.com/articles/2015/07/13/hot-braga
Очень интересный город. Жаль, что не хватило времени. Я все ждала фото с этой грандиозной лестницей в Бон-Жезуш-ду-Монти. Но как в каждой женщине должна остаться загадка, так и в Браге осталась загадка))) Книгу нужно перечитать самостоятельно))) Заметочку себе сделала.
Не пойму о какой поддержке идет речь? Вы прекрасно справляетесь сами.
Ждала, когда Вы "отстреляетесь" по Браге.
Волею случая я так и не доехала ни до Браги, ни до Гимарайша.
Вот и хотелось понять - стоит ли об этом сожалеть?
Спасибо за фото.
Жалеть не о чем...
Римские "следы" мне мало интересны. Римляне тАААк "наследили" по всей Европе и даже на территории Великобритании,
что "следом" больше, "следом" меньше - погоды не сделает. К тому же в Испании куда ни плюнь. обязательно в римский "след" попадешь :))).
Барокко - меня тоже мало трогает. А Брага - сплошь барокко, судя по фото.
Мое сердце оживает лишь при словах: "готика" и "мануэлино". Увы, но на сереве Португалии надо очень постараться, чтобы обнаружить мануэлино и чистую готику.
Статейку пробежала по диагонали.
Не люблю политику. Особенно с "увязкой" к современной ситуации.
Но любая политика рано или поздно становится историей.
Думаю - маркиз Помбал - это та же политика восемнадцатого века.
А сегодня - это история, воплощенная не только в камне...
Салазар - тоже история. Правда не столь давняя. И в Португалии еще оЧЧЧень много португалов, которые помнят и знают то время не по газетным вырезкам.
Я же столкнулась с ЭТОЙ их историей совершенно неожиданно для себя. В прошлой поездке в Куимбре, гуляя по залам и аудиториям университета, а потом и по знаменитой библиотеке Жуанина, я, влекомая чисто "туристическим" любопытством, пройдя через книгохранилище оказалась в подвальном помещении библиотеки. Во времена Салазара тут были застенки, где держали непокорных.
Тюрьмы всегда производят неизгладимое впечатление. Например Консьержери в Париже, где вам любезно показывают камеры, в которых провели последние дни Мария Антуанетта и ее Людовик, а позже - как следствие :)), Дантон и прочие, поднявшие революционную "пыль". Однако французы как-то умудряются даже подобные печальные места "облагородить". У них и средневековье вполне рафинировано, не то что в Португалии... Так вот, в Консьержери меня камеры узников с аккуратно разложенной соломкой откровенно говоря в ужас не привели. А вот зайдя в одну из камер подвала Жуанины, я вылетела оттуда через секунду. Полтора метра на метр, ни отдушины, ни воздуха. В средние века умели строить подобные архитектурные "шедевры". А Салазар успешно воспользовался. Просто ужас берет при мысли, что в этих каменных мешках томились португалы второй половины двадцатого века....
А вы нам статейку :)))
Если кому-то захочется "прикоснуться" к тем временам накануне революции гвоздик стоит почитать художку: Паскаль Мерсье "Ночной поезд на Лиссабон". Он хоть и швейцарец, но сумел уловить и правильно изложить оборотную сторону Португалии - ту, что не для туристов, ту, что НЕ праздничная. И о временах Салазара - в книге гораздо лучше, чем в статье...
P.S. Я тоже, как и Juliiii надеялась, что Вы посетите Бон Жезуш ду Монте. Но Вас это не заинтересовало. Что ж. О вкусах не спорят. Я строила свои планы на Брагу именно с учетом этого места. Увы, вмешался случай. А может и к лучшему?
"Случайно ничего не происходит.... "
Juliiii, да, не сложилось. Я сначала огорчилась, а потом, когда поняла сколько в Браге осталось всего еще неувиденного, даже обрадовалась -- гораздо больше поводов вернуться. Если бы один Бон Жезуш ду Монте -- то еще бы думала, а так настрой боевой! )))
Polina_Sumy, согласна с вашим определением -- именно уютный! Очень понравился темпоритм, умиротворенность, спокойствие. Возможно, мы приезжаем туда, где царит мир, с неспокойной душой и нужно определенное время, чтобы отпустило внутреннее напряжение. В Браге стало хорошо )))
Футбольная команда -- это гордость брагинцев!!! Но у нас в семье нет любителей футбола )
viana2015, "есть тайный смысл законов бытия"? Ваша поддержка необходима! Я же умудряюсь не попасть в наиболее славные и интересные места ))) А бывает, мы отдаем предпочтение пешим прогулкам, а не посещению музеев...
Брага -- да, это сплошное барокко! Хотя честно, меня больше интересуют люди, а не архитектура )))
Я вообще не люблю посещать замки, т.к. частенько их использовали именно как тюрьмы. Не переношу таких экспозиций. Не могу понять и принять желание одного человека унизить, сломать и причинить боль другому...
Спасибо неравнодушным!
А кто Вам сказал, что я любительница музеев?
Отнюдь.
И походить пешочком я тоже люблю.
В этот раз, неверно оценив по карте расстояние до дворца Монсеррат в Синтре мы легкомысленно отправились пешком. А там километров пять. Но, поверьте, мы ни о чем не пожалели. И проезжавшие мимо "рикши" так и не смогли уговорить нас сесть в их транспорт и домчаться мигом :)))
Дорога была настолько великолепна: горы, лес, редкие архитектурные "навороты", а главное - несравненный воздух Синтры... Получился чудесный променад. А потом не менее чудесный променад по парку Дворца. И в конце - кульминация: сам Дворец Монсеррат: неоготика плюс неомудехар и невероятно дружественная атмосфера. Ведь Дворец - в состоянии реставрации, но при этом туда пускают не только туристов, но и местные приводят своих деток на занятия в чудесном музыкальном салоне Дворца.
Вот такие "музеи" я люблю :)) Музеи от которых и не пахнет музеем.
А вот в Порту я посетила классический музей - по всем канонам классический. И все же впечатление неизгладимое. Возможно потому, что музей для меня не проходной, а связанный с определенной тематикой, которая проходит нынче красной нитью в сфере моих предпочтений. Импрессионисты. Насмотревшись в Париже и в Иль-де-Франсе на "теоретиков" сего жанра я теперь "отлавливаю" их современников и последователей в других странах Европы. От того и в Прадо смотрела не только на Гойю, Веласкеса, Эль Греко и Босха, но и на испанских импрессионистов. А в Порто Музей Суариш душ Рейш - вот вам и португальский импрессионизм. Вот за ним и шла...
Спасибо Вам, zhdanova10, что Вы тратите свое время на всю эту писанину. Это подвижничество. Спасибо!!!
О, viana2015, импрессионисты! Я их полюбила не так давно (лет 20 назад), уже во взрослом сознательном возрасте, увидев "живьем" прекрасную коллекцию в Третьяковке! До этого, вроде бы и знала и что-то видела, но не испытывала чувства, когда перехватывает дыхание.
Очень впечатлила работа Моне в Будапеште "Три рыбацкие лодки" -- не могла глаз отвести, так невероятно играют блики на воде! Конечно, фото ни в коей мере не передает этого, но Вы поймете о какой картине идет речь.
И очень впечатлила эта дама (вот только не помню автора!). Как удивительно сочетаются светлая и темная сторона!!! В реальности часть просто светится, и тут же мрак поглощает все...
Очень порадовала коллекция в музее Галуста Гюльбенкяна. А вот в Порту... Жаль, не знала, что там есть импрессионисты...
4.06. Четверг.
Достаточно ранний и плотный завтрак, т.к. нас ожидает насыщенный день. В это время появляется хозяин, балует нас фруктами и кофе и подвозит на автостанцию, которая находится ровно в 10 минутах ходьбы (мы вчера проверяли).
Подходит автобус с водителем-женщиной (меня это до сих пор удивляет), но служащий станции о чем-то предупреждает немногочисленных пассажиров. Выясняем, что сейчас нас подвезут к другой остановке, откуда мы уже и доедем до Гимарайнша (как долго я училась произносить это название!).
Как же приятно ехать по городу и видеть знакомые места!
Через несколько минут подходит автобус, и мы в заполненном салоне оказываемся единственными туристами, да еще и взрослыми. Студенты едут на учебу. Какие симпатичные, светлые, открытые и умные лица!
Гимарайнш расположен в 16 км от Браги, но поездка занимает почти час.
Вспоминается поговорка: "Если Брага — португальский Рим, то Гимарайнш — Вифлием".
Португальцы уверены, что именно благодаря первому королю Афонсу Энрикешу, страна стала государством. Крохотный Гимарайнш гордо носит звание национальной колыбели и первой португальской столицы. Здесь отлично сохранилась атмосфера исторического центра, благодаря жилым домам XV—XIX веков и архитектурным сооружениям XI—XV веков, которые включены в список всемирного наследия Юнеско. Поскольку туристов не очень много, а пространство так пропитано историей, то мысленно легко можно перенестись на несколько веков лет назад.
Мы направляемся к замку. Навстречу движутся две женщины характерной наружности — свидетели Иеговы, которые оказываются очень ненавязчивыми, интересуются, откуда мы, рассказывают, как пройти к достопримечательностям и, найдя в своих книжках короткую информацию на украинском, просят, чтобы мы прочитали. После этого желают счастливой дороги и отпускают ))) Удивительно корректные и приятные люди!
Поднявшись на холм, видим церковь Св. Антония бывшего монастыря капуцинов. Капуцины прибыли в Гимарайнш в 1662 и уже в следующем году начали строить монастырь. Были привлечены пожертвования и спустя четыре года монастырь "начал работу". Через сто лет фасад церкви перестроили в стиле барокко.
Еще через почти век орден потерял влияние в Португалии, и здание монастыря продали на аукционе. Здесь был открыт госпиталь.
В 1974 году больница Святого Антония перешла в собственность государства и, проведя необходимые работы по реконструкции, в 1995 открылась больница Богоматери Оливейра.
Также здесь работает центр Милосердия (Santa Casa da Misericórdia de Guimarães).
А еще тут сохранились оригинальные азулежу, посвященные Святому Антонию.
Совсем рядом расположены "изюминки" Гимарайнша – замок-крепость и дворец герцогов Браганца . А пока нас встречает Великий, Завоеватель, основатель Португалии — король Афонсу Энрикеш.
Личность более чем интересная. Единственный из выживших сыновей графа Генриха, воспитывался под влиянием архиепископа Браги и 11 лет представлял его политические взгляды, которые противоречили планам матери. За что и был изгнан вместе со своим наставником. В четырнадцать лет, совершив посвящение в рыцари, юный принц возглавил войско и, одержав победу над сторонниками матери, освободил графство от зависимости Леона и Кастилии. А потом двинулся на юг, который уже давно был под властью мавров, и после победы в битве при Оурике в 1139 года Афонсу провозгласил себя королем Португалии. Несомненно фактическую и юридическую независимость Португалии должны были признать другие государства, а главное — католическая церковью и лично Папа. Для этого Великий Завоеватель щедро жертвовал церквям, основал несколько монастырей и даровал привилегии религиозным орденам. И добился своего — в 1179 г. папа Александр III признал Афонсу королем независимой Португалии.
Прямо перед нами Дворец Герцогов Браганса (Paco dos Duques de Braganca), возле которого несколько групп детишек младшего школьного возраста. А это эквивалент тротилового заряда в несколько килотонн!
Поэтому мы сворачиваем к замку Castelo de Guimarães. Считается, что крепость основана в X веке для защиты горожан и монастыря в нижнем городе от набегов мавров и норманнов. Позднее сооружение несколько раз укреплялось и перестраивалось. А в начале XII века здесь поселился Генрих Бургундский с женой Терезой Леонской и тут родился будущий первый король Португалии Афонсу I Энрикиш.
Замок небольшой, кроме башен и стен ничего не сохранилось. каких-то интересных внутренних помещений нет. Однако древние стены смотрятся великолепно, особенно на фоне яркой голубизны неба и зелени парка.
Замок уцелел чудом, т.к. в начале ХІХ века городские власти решили использовать камни крепости для мощения городских улиц! А вот через 100 лет он был признан памятником национального значения, и в 2007 году получил титул одного из "семи Чудес Португалии".
Чуть ниже находится церковь Сан-Мигель-ду-Каштелу (Igreja de São Miguel do Castelo). Здесь в 1111 г. крестили Афонсо Энрикиша, что подтверждает хранящаяся в ней купель.
Первоначально это была капелла в романском стиле. Позже, при реконструкции, ее расширили, и она стала церковью. В 1229 году архиепископ освятил эту церковь. В конце ХIХ века здание начало разрушаться и было реконструировано, восстановительные работы проводились и в середине ХХ века. Церковь Сан-Мигель-ду-Каштелу – однонефная, фасад украшает двойная арка с тимпаном. Внутри все очень скромно: алтарь, узкие окна, надгробные плиты разных эпох.
Тем временем юные историки закончили экскурсию и можно спокойно посетить дворец. Поскольку мы с вещами, а камеры хранения здесь нет, то решаем идти по очереди. Второй в это время с комфортом располагается на лавочке в парке и фотографирует окрестности.
Титул герцога Браганца был дарован королем Афонсу V (Для Juliiiii: именно он несколько раз безуспешно сватался к Изабелле Кастильской) своему дяде Афонсу. В дальнейшем этот род стал одним из самых влиятельных в стране. Во времена Реставрации (1640) герцог Браганца был объявлен королем Португалии и положил начало новой династии, которая правила до начала ХХ века и ныне продолжает существовать в эмиграции (Швейцарии).
От первоначальной постройки XV века мало что сохранилось. Разве что двор — шедевр искусства каменотесов и каменщиков. Помещения служили казармой для пехотного полка, откуда воины и отправились во Фландрию на фронты Первой мировой войны. А после реставрации, в 1933 году, дворец стал официальной резиденцией премьер-министра Португалии Салазара. До сих пор второй этаж дворца законсервирован под возможные правительственные нужды.
Можно осмотреть воссозданные интерьеры, коллекцию ковров, шпалер и картин. Школьникам здесь рассказывают об истории Португалии, наверняка используя копии шпалер из Пастраны.
Шпалеры заказал король Португалии Афонсу V во Фландрии после успешного окончания Североафриканской компании 1471 года. Португальская армия под командованием короля с сыном Жуаном (будущего короля Жуана II) высадилась у города Азила (Арзила), осадила и штурмовала его. Мавры, узнав о падении Азилы, эвакуировали Танжер, опасаясь повторить судьбу жителей Азилы. Были изготовлены четыре шпалеры: «Высадка в Азиле», «Осада Азилы», «Штурм Азилы» и «Бегство мавров из Танжера». Но в Португалию работы не попали. Возможно, они были конфискованы на пути во время очередной Испано-Португальской войны (битва при Торо, 1476). А вот в XVII веке шпалеры были подарены коллегиатской церкви в Пастране, Гвадалахара (Мадрид Ла Манча), где и хранятся ныне. Правительство Португалии много раз пыталось найти решение, прося передать или купить шпалеры, но безуспешно. Поэтому в 1947—1953 гг. на бывшей королевской фабрике в Мадриде изготовили точные копии всех четырех шпалер, которые теперь находятся во дворце герцогов Браганца.
Вот одна из них. Невероятно грандиозно!!!
Осмотрев основные достопримечательности, мы спускаемся в старый город.
Вот капелла бывшего ордена кармелитов Convento do Carmo, стену которого украшает азулежу Вознесение Марии.
Везде царит традиционное спокойствие и умиротворение. Практически отсутствуют привычные толпы туристов. И это июнь месяц!
Выходим на большую площадь и направляемся к вокзалу (пешком минут 20).
По пути заглядываем к церкви Коллегиата Божьей Матери Оливковой (Nossa Senhora da Oliveira). Готическая церковь XII века (перестроена в XIV в.) — часть бывшего монастыря, создана по приказу короля Жуана I в благодарность за помощь, которую Божья Матерь оказала ему в битве за независимость Португалии (при Алжубарроте, 1385).
Перед церковью находится готическое сооружение — Padrao do Salado, своеобразная триумфальная арка с крестом в центре. Она построена на полвека раньше церкви в ознаменование победы в битве против мавров на реке Саладо в 1340 году. Существует легенде, что олива, посаженная здесь, чтобы снабжать лампаду маслом, засохла, а когда к ней приложили крест — дерево зацвело.
Выходим на улицу Alberto Sampaio и видим впереди величественную церковь Богоматери (Igreja de Nossa Senhora da Consolação e Santos Passos). Строительство началось на месте маленькой часовни, посвященной Богоматери, в 1576 г. А окончательный вид церковь приобрела только через два века. Она стоит на небольшом ступенчатом пьедестале с широкой парадной лестницей. Фасад украшен азулежу с растительным орнаментом, по обе стороны круглые колонны с пилястрами и двухъярусными башнями. Перед ней чудесный сквер-бульвар, а за ней удивительная перспектива…
На большее у нас уже нет времени и мы направляемся на вокзал:
Нас еще восхищают такие крохотные улочки
и растения
А это напоминает символ Мадрида – медведя и земляничное дерево )))
Вот мы и на вокзале. Не знаю, выберемся ли мы еще сюда... Здесь есть канатная дорога, музеи, другие церкви и достопримечательности... А пока мы сохраним прекрасные воспоминания )))
А через час будем знакомиться с другим, не менее удивительным городом. Нас ожидает Порту…
Спасибо, спасибо, спасибо за такую замечательную умиротворяющую прогулку. Я как раз уже закончила с дюдюктивной историей сватовства Изабеллы и вчера они у меня сочетались браком с Фердинандом))) В фильме Афонсо Африканец дважды сватался к Изабелле, но она дважды отвергла эту партию. Скажу честно, что без визуального романизированого ряда было бы очень сложно разобраться в перепетиях и интригах борьбы за трон Изабеллы. Дворене столько раз перебегали с одной стороны на другую, прям как наши политики))) Время идет, а ничего не меняется)))
Но вернемся к городу. Он очарователен, с таким налетрм старины и пустоты как я люблю. А замковые стены больше похожи на английский. Или мне показалось? Грандиозные серые каменные стены и зеленая трава.
Пишу с планшета, сории за опечатки
zhdanova10, спасибо! Гимарайнша (название то какое чудное)))) прямо вся пропитана историей. Очень понравился вид на церковь Богоматери! И, насколько я понимаю, активное использование азулежу для облицовки фасадов религиозных и прочих заведений в Португалии очень распространено?
P.S. И у меня всё время крутится на языке организационный вопрос, если позволите )) Рефреном у вас постоянно звучит тема нехватки времени и "то не успели посмотреть" или "это не увидели" - но это же не автобусный тур - где хочешь/не хочешь надо успеть забежать в автобус и ехать с группой дальше, это же самостоятельное путешествие по вашим интересам - почему тогда не остаться и не досмотреть? Desculpe, если задаю некорректный вопрос :)
zhdanova10, мне очень нравится Ваш маршрут
Киев – Лиссабон – Брага – Гимарайнш – Порту – Мадейра (4 дня) – Лиссабон (6 дней) – Киев
Возможно, тоже обращусь к Василию "за Португалией", но только за авиабилетами и отелями. А прогулки по городу, мне кажется, желательно продумывать заранее и самостоятельно: узнавать время работы музеев (и что в этих музеях можно посмотреть), прикидывать расстояния в городах, учитывать даже продолжительность светового дня. Ваше время замечательное, кстати - июнь.
Правда, "внутренние" билеты - между городами одной страны - я заранее не покупаю, чтобы иметь свободу действий, о которой пишет Полина. И на такой подвиг, как Юлия с ее покупкой через интернет билета в Альгамбру, не способна. Или еще, мне недавно рассказывали о предварительной покупке билетов на оперу в Ла Скала и на посещение "Тайной вечери". Эпопея.
Согласна с Вами, наблюдать людей и общаться с ними очень интересно. Хотя в этом контексте туристы - это не люди. В смысле, в популярных местах не будешь ведь общаться с японскими-китайскими парочками или компаниями американской молодежи.
А португальский (и испанский) народ в смысле общения, и в первую очередь между собой, действительно особенный.
Мне испанская подруга как-то рассказывала о своем общении с директором школы, в которой учился ее сын. Общение было на "ты", и она удивилась моему удивлению. Там это норма.
Juliiii, Вы -- героиня! Разобраться в таких запутанных отношениях и интригах! Восхищаюсь! Мне это не под силу )))
Про английские замки не отвечу -- не знаю. На Тауэр он точно не похож, а других я что-то не припомню )
Polina_Sumy, я и сама заметила! На самом деле обычно на Брагу и Гимарайнш отводится один день и всем всего хватает! То ли я такая "жадина", то ли мы в первые дни еще пребывали в состоянии внутреннего "освобождения" и релакса, но Браги мне точно было мало! А в Гимарайнше в церквях перерыв с 12.00 до 15.00, поэтому ради посещения пары оставшихся решили не задерживаться. Тем более, что нас влекло в незнакомый, но такой заманчивый Порту, где еще планировалось прослушивание фаду...
Signora_L, прогулки, конечно, желательно продумывать, но я не нашла нормальной карты Браги и разрабатывала маршрут, уже получив ее в инфоцентре!
Если я не ошибаюсь, Вы с Василием сотрудничали и знаете, что он обычно предлагает план на каждый день. Это не значит, что его необходимо придерживаться: каждый проводит время так, как ему нравится -- мы же на отдыхе )))) Но основную информацию (об интересных местах, музеях, часах работы) турист всегда получает. Если есть желание, то дорабатывает список или делает акцент на собственных интересах, если же особых предпочтений нет, то вполне можно обойтись списком Василия )))
А мы практикуем заранее и переезды, и покупку билетов в театр, и посещение музеев... В Португалии же для журналистов в музях нужна письменная аккредитация -- значит необходимо отправить запрос заранее. И на обзорную от фирмы SANDEMAN тоже записывались предварительно)))
Дело еще в том, что в этот раз у нас был режим достаточно жесткой экономии, а билеты, купленные в начале продаж, часто гораздо дешевле, чем перед поездкой )))
О туристах. В этот раз в Лиссабоне в хостеле муж прекрасно общался с тайцем и бразильцем. Они сошлись на почве боевых искусств, прекрасно друг друга понимали, несколько вечеров делились кулинарными рецептами и беседовали, причем каждый практически на родном языке, используя лишь несколько английских слов )))
С Василием я не сотрудничала, и пока не было необходимости. Мне даже интересно, что собой представляет "план на каждый день". По идее, к нему должна прилагаться карта. В свое время мне посоветовали сайт
http://www.openstreetmap.org/
Например, те места в Браге, которые Вы посетили, выглядят так:
http://www.openstreetmap.org/#map=17/41.55192/-8.41717
Но для достоверности можно посмотреть и Гугл-карты. Расхождения иногда бывают.
Туристов в неположительном смысле я имела в виду в таких местах, например, как главная набережная в Венеции, площадь возле Пизанской башни и т.д. Это жесть.
Извините, Signora_L, меня сбил с толку Ваш комментарий:
Я и подумала, что раз Вы вспоминали, то сотрудничали )))
Позвольте пример маршрута сбросить Вам в ЛС, чтобы не загружать ветку?
По поводу карт городов. Василий всегда ориентирует брать их в любом отеле. Он может прислать карту, но распечатанная на А4 (обычном листе) она будет малополезна ))) А вот небольшие фрагменты, как добраться от вокзала или метро к жилью он обязательно прилагает.
Спасибо Вам за ссылку. Я обычно использую Редиго, но у них не везде есть "покрытие" -- т.е. информация о городах, поселках и т.д. В этот раз меня очень выручила программа Мaps.me.
С Василием было (пока?) не сотрудничество, а дискуссия. Речь шла о преимуществах автобусных туров - когда вещи не надо таскать от вокзала до отеля. Я обычно путешествую в одиночку (а муж всё смотрит по "Дискавери"), а Вам повезло - муж в поездках рядом, и чемодан - не проблема.
В личку я Вам ответила, пока вкратце.
И Вам спасибо за ссылки. Правда, я человек отсталый, и мобилкой в поездках пользуюсь только для отправки СМС.
Ждем Порту!