Месяц назад вернулись из поездки по Сицилии. И я, и Подруга там уже бывали. Я – оба раза в автобусных турах. В 2009 году с Артексом («Краски южной Италии», ах, какой маршрут!). В 2013 - с Инкомартуром («Мамма миа», ах, какой гид! И маршрут тоже!)
В турах больше внимания уделялось восточной Сицилии и району Таормины. самостоятельно тогда удалось съездить в Катанию и Сиракузы. В этот раз побывали в небольших городах (за исключением большого Палермо) на юге, в центре и на северо-западе.
Подготовка длилась полгода, и это помогло пережить зиму. В основном, я с удовольствием восстанавливала свой итальянский язык, попутно заходя на итальянские туристические сайты. Ну, и конечно, логистика. Общественный транспорт на Сицилии замысловатый.
Главной целью поездки лично у меня было полюбить наконец стиль барокко. Тем более, что на Сицилии он особенный. Идеально вписанный в ландшафты городов выдающимися архитекторами. Это на юге. А в Палермо более выдающимися показались мастера церковных интерьеров.
Для начала – по одному фото из всех мест, где побывали за две недели.
Ното.
Рагуза.
Модика.
Шикли.
Пунта Секка.
Кальтаджироне.
Древнеримская Вилла дель Казале возле города Пьяцца Армерина.
Энна.
Палермо.
Чефалу.
Трапани.
Эриче.
ReplyForward |
Если судить по фотографиям, то путешествие получилось очень разнообразным! :)))
Signora_L, ах, какой правильный подход! Просто аплодирую! ;)))
И очень жду продолжения после такого завлекательного анонса!
Да, фото получились хорошие.
Меня тут уже спросили: ну как, получилось полюбить барокко? Буду писать и заодно разбираться в своих впечатлениях :)
Первым делом хочу сказать, что мне очень-очень нравится путешествовать с Подругой. (Она же – Хоббит из рассказа о прошлогоднем острове Кос). Мы знакомы лет сорок, но ездим вместе с 2014 года. Это человек, с которым всегда, каждую минуту интересно. Она тоже раньше была на Сицилии, но в Италии предпочитает север (озера). А я, наверно, юг, хотя очень люблю и Альпы, и Тоскану. Она – музеи и театры, я – архитектуру и природу. План поездки составляла я, но ее коррективы всегда были очень ценными.
Начну, пожалуй, с «технических» вопросов, а достопримечательности оставлю на закуску.
Летели Алиталией с пересадкой в Риме, туда Киев-Рим-Катания, обратно Палермо-Рим-Киев. Билеты покупали в декабре (или в ноябре?) на июнь, на одного 290 евро.
Так выглядит Этна:
На Сицилии перемещались в основном автобусами. Пришлось заранее мониторить сайты около десятка автобусных компаний, потому что у каждой есть своя зона, в отдельных случаях эти зоны перекрываются. Итого:
Аэропорт Катании - Ното: AST (есть еще Interbus)
Ното - Рагуза: AST
Рагуза - Кальтаджироне: поезд
Кальтаджироне - Пьяцца Армерина: AST
Пьяцца Армерина - Энна: SAIS
Энна - Палермо: SAIS
Палермо - Трапани: Segesta
Трапани - Аэропорт Палермо: Segesta
В Рагузе автостанция намного дальше от центра, чем вокзал, поэтому из нее в Модику и Шикли ездили поездом, в один день. Это было прикольно. Видели бы вы эти вокзальчики – не только без касс, но зачастую вообще без единого служащего. Билеты продаются в автоматах, в лучшем случае есть табло:
Как видите, поезда ходят нечасто. И они по нашим меркам карликовые. И пассажиров обычно три-четыре человека.
Но обязательно есть кондуктор, он же контролер, он же, как я его назвала, социальный работник. Или нянька попросту. Поможет, подскажет. Самый стремный переезд у нас был из Рагузы в Кальтаджироне с пересадкой в Джеле. То, что на вокзале кроме нас никого не было, в том числе пассажиров, нас во второй раз уже не удивило. Но табло не работало, автомат тоже. И вот сидим с чемоданами, ждем. Запасного варианта, как добраться в Кальтаджироне, нет. Глухо. А надо сказать, что минут за 10-15 до прихода поездов раздается предупредительная сирена. И, о чудо, сирена! Боюсь переврать цитату одного туриста, прочувствовавшего такую же ситуацию в этих краях: «Никогда еще братья Люмьер так не радовались прибытию поезда».
Обрадовались и кондуктору. Как родному. Правда, он не поверил, что билетный автомат не работает, и за руку повел нас к нему. Убедился, что таки да. Сказал, что на следующей станции сам купит нам билеты. А билеты непростые. С пересадкой. До Джелы поездом, а оттуда с вокзала специальным «железнодорожным» автобусом. Дело в том, что в 2011 году на участке Джела-Кальтаджироне обрушились две арки виадука. С тех пор на этом участке железная дорога перевозит пассажиров микроавтобусами. Надо сказать, что ехать было довольно комфортно. Всего четыре пассажира.
Дальше, наверно, будет про отели и еду.
С одной стороны, поезда, конечно, карликовые... А с другой - почти индивидуальный трансфер! ;)))))))))))))
Да еще и с элементами экстрима! :)))
Signora_L, в очередной раз убеждаюсь, что Ваше путешествие получилось весьма... разнообразным! :))
Согласна про наньку или социального работника) Сама сделала вывод, что за границей главная задача контролёра -- помочь пассажиру добраться до нужной точки.
И ой как хорошо помню в день Всех святых станцию Мольфетто на юге Италии с закрытым вокзалом, неработающими автоматами и табло)))
Вот, как заново все прочувствовала!
Отели бронировали тоже за полгода. Вернее, это сделала Подруга, пока я была в Эмиратах. Решили заняться этим пораньше, тем более, что за исключением Палермо выбор в ценовой категории 40-50 евро за ночь был невелик. Потом оказалось, что свободные номера оставались еще и в мае, но вот цены на них выросли.
Критерии у нас, как всегда: по возможности ближе к центру и к автостанции/вокзалу. Подруга молодец! Только в Энне мы в январе поменяли отель. Старинные улицы, вымощенные неровными старинными камнями, красиво смотрятся на фото, но колесикам чемоданов они не нравятся. Слегка оптимизировали, подыскав жилье поближе к автостанции.
Недовольны в результате оказались только отелем в Палермо. Хотя расположение отличное в смысле близости к междугородному транспорту.
В каждом городе кроме Трапани дополнительно оплачивали городской налог (около 2 евро с человека за ночь). Власти обычно контролируют хозяев, и у тех строгая отчетность. Стоимость номеров оплачивали по-разному. Иногда картой, иногда наличными, иногда деньги снимали еще до нашего приезда.
Сложилось впечатление, что большинство городских отелей на Сицилии – это этажи в обычных домах. Два раза жили в частных домах, один раз в хостеле. Столкнулись с такой особенностью: нужно было заранее связаться с хозяевами по электронной почте, а иногда и по телефону, чтобы сообщить время приезда.
Ното, 10.06 – 12.06. B&B Conte di Cavour. Рейтинг Букинга 8.5. Цена за номер, за ночь – 53 евро. С Ното нам повезло. Жили в самом центре, на «улице аристократов» и, можно сказать, в палаццо. Средненьком, но настоящем:
Вид с балкона был просто сказочный:
Рагуза, 12.06 – 15.06. San Vito Hostel. Добирались от автостанции городским автобусом, потом решили ездить на поездах, а до вокзала недалеко пешком. Рейтинг 9.7, цена номера с собственной ванной и завтраком - 37 евро. Холодильник, правда, находился на другом этаже. Номер «панорамный»:
На крыше хостела терраса, но туда только заглянули:
Кальтаджироне, 15.06 – 17.06. B&B Regina Carolina. Расположение отличное, рейтинг 8.0, цена номера 36 евро. Пришлось звонить хозяину, но зато он на машине приехал за нами к вокзалу. Похоже, что мы были единственными постояльцами. Да, недооценен город Кальтаджироне. Может, потому что далековато и от Палермо, и от Сиракуз с Катанией, и от моря. А вид с балкона такой вот:
Пьяцца Армерина, 17.06 –18.06. B&B Angelica. Рейтинг 9.7, 54 евро с завтраком. С ЗАВТРАКОМ. Этот дом в центре города на тихой узкой улице язык не повернется назвать отелем.
Там находишься как в гостях. Хозяин – типичный итальянец, немолодой, но до ужаса энергичный и разговорчивый. Он очень много успел рассказать о себе. Страшно гордится своими кулинарными способностями, и очень любит, чтобы его хвалили. Знает особенности кулинарии всей Италии, потому что изучал это дело в разных ее районах. И язык у него литературный, а не сицилийский.
По приезде в Пьяццу Армерину мы были озабочены тем, как попасть на Виллу со знаменитыми мозаиками (это около 5 км от города). Сейчас нет туда специальных автобусов, но вроде бы всего три раза в день туда заезжает городской. Все проблемы решились моментально. Этторе (так его зовут) отвез нас туда на машине, а спустя два с половиной часа, после нашего звонка, вернулся и привез в город.
Вот еще. Этторе предвкушал, что вечером он поразит нас ужином. Но мы, несознательные такие, отказались. А ведь недорого предлагал: 25 евро с носа.
Надобно рассказать, что этот гостевой дом состоит из большой общей столовой, из которой двери ведут уже в комнаты для туристов. Хозяева живут тоже здесь. К вечеру мы, уставшие, ушли к себе. А в столовой начался итальянский УЖИН. Кто у них был в гостях, не знаю, но разговоры и мытье посуды были слышны часа три. Подруга пошутила, что они раз пять перемывали всю посуду. А я подумала, что столько разговоров я бы не выдержала.
Накануне Этторе самоотверженно согласился приготовить нам завтрак к 7 часам (обычно позже). Но когда мы утром вошли в столовую, честно, у меня отнялся дар речи. Смотрите сами. И это все для нас двоих!
Этторе не умолкал. И помидоры он выращивает сам на своей загородной вилле, и джемы делает сам, и печенье с пирогом обязательно надо попробовать, потому что он сам их пек.
Быстро сообразив, что такого случая перепробовать несколько видов колбас и сыров в этой поездке у нас больше не будет, я вежливо-нахально спросила, а можно все попробовать? Certo! (Разумеется!). И принялся все нарезать.
Но вот незадача. Колбасы и сыр явно с рынка, а не собственноручно сделаны. А хвалить надо его золотые руки. Поэтому пробуем джемы. М-м-м! Лимонный, апельсиновый, до других ход не дошел. По совету маэстро пробуем джем вместе со свежайшей рикоттой. И рикотта непростая. А то ли из козьего, то ли из овечьего молока (уже забыла, но то, что вкусно – незабываемо).
Разговаривать пришлось мне одной, Подруга могла не отвлекаться. Хотя она по-итальянски понимает, но говорит, что не говорит. А тут еще Этторе чуть ли не в рот заглядывает. Вот бы остаться с этим столом наедине...
Прощались чуть ли не с поцелуями. Этторе порывался отвезти нас к автобусу на машине, но мы отказались. Совесть надо иметь. И у нас время было рассчитано. Пешком минут 20.
Кстати, автобус в Энну проходящий, а билеты надо покупать в близлежащем баре. Это на Сицилии сплошь и рядом.
Энна, 18.06 – 19.06. «Дом для отдыха» Il Nottetempo. Рейтинг 9.0, цена € 41,40. Пришлось звонить хозяйке, а потом ждать ее минут 20. Но дом, вернее, верхний, второй этаж дома на супер-аутентичной улице оказался хорош. С двуспальной кроватью в мансарде (правда, там wi-fi плохо работает)
и двуспальной внизу. Кухня оборудована всем, что только может понадобиться. Посуда к тому же стильная.
Палермо, 19.06 – 22.06. Antadia. Рейтинг 8.5. Цена оказалась существенно выше заявленной. Сошлись на некой средней сумме.
Трапани, 22.06 – 24.06. Gli Agrumi Rooms. Пол-этажа в обычном доме. Рейтинг 8.3, цена € 36 за ночь. Пришлось звонить хозяину, но он пришел довольно быстро. Вместо кухонного уголка – чайник и кофеварка. Хотя мы возим с собой кипятильники, и в этой поездке иногда ими пользовались.
А вид с балкона такой, символический. На Сицилии чуть ли не каждый пятый, ну, пусть десятый дом в таком состоянии:
Отношение к гостям в отелях действительно доброжелательное, хотя общения было мало.
Вот в Ното, вечером в день приезда, когда мы не смогли найти супер-, мини-, никакой маркет в центре (их практически нет, а единственный найденный почему-то долго не открывался после сиесты), то хозяин подарил полуторалитровую бутылку воды.
Ну, а перед выездом из отелей всегда просто оставляли ключи на столе и захлопывали двери.
На еду у меня было запланировано 10 евро в сутки. Да. Немного прихваченного из дома экономило не только деньги, но и время. Всегда пеку в дорогу пирожки, даже если еду путешествовать с дочкой за ее счет. Мамины пирожки вне конкуренции : )
В Ното ограничилась мороженым из шелковицы (gelsi, джелси) на центральной улице. Не садитесь за столики возле стен домов с карнизами. Голуби делают свое грязное дело, и хорошо, если не прямо в мороженое.
В Рагузе и потом дальше покупали продукты в супермаркетах. В основном йогурты (самый вкусный назывался «греческий», привет, Греция!), воду, крекеры. Овощи и фрукты тоже, хотя иногда и в специальных овощных лавках. Вот это не наша еда:
Обычно продавцы этих отделов продают на развес оливки, вяленые помидоры в специях и анчоусы тоже в специях. Это да. Отведали.
На рынки целенаправленно не ходили. Но в Палермо интересовавшая нас церковь Carmine Maggiore находится прямо посреди огромного рынка Балларо:
Настоящие местные сардинки, 2 евро за кг:
В тот же день я попала на уличный фермерский рынок «Mercato del Capo». Там не устояла перед вакуумной упаковочкой вяленых помидоров в специях и крошечной баночкой анчоусов (и правильно сделала, потому что из-за задержки рейса Палермо-Рим времени на дьюти-фри не было).
Оливки, анчоусы, каперсы всевозможных видов:
Фреши:
Как вызывали недоумение микроскопические ракушки (как их едят?), так до сих пор и вызывают.
Вот они уже приготовленные, но все равно непонятны:
Для контраста – огромный тунец (Трапани):
Несколько раз были в тратториях (тавернах). В Рагузе замечательный мужичок на ресепшене нашего хостела снабдил полезной информацией, в том числе посоветовал пару тратторий. Одна из них совсем простенькая и пустая на вид, но когда мы проходили мимо нее и поинтересовались временем работы (а надо сказать, что не только большинство магазинов, но и большинство ресторанов закрываются на сиесту, приблизительно с 15:00 до 19:00), нам предложили забронировать столик. Погуляв полтора часа, пришли опять же в пустой зальчик. Потом еще пришла одна пожилая японская пара. Жена все время со всеми раскланивалась.
Меню в виде блокнотика, мое блюдо – паста с баклажанами, сицилийский гастрономический специалитет:
Фото нет, как и последующих паст – с сардинами и морепродуктами. Довольно странная особенность: если в северной Италии пасту посыпают тертым сыром, то на Сицилии – тертыми сухарями. Как-то не очень. В первый раз хоть сухари принесли отдельно, в мисочке.
В тратториях и ресторанах в счет сейчас всегда включают coperto (плату за обслуживание), обычно 2 евро с едока. А помню, в 2009-ом году в Калабрии туристов приманивали: «Non c'è coperto!» – без coperto!
Зато иногда для начала бывает незаказываемый «комплимент». Вот здесь приятно чувствовалась мята:
Вторая траттория в Рагузе понравилась больше. Там оживленно.
Атмосферу создают хозяин и антураж. От еды меня отвлекла старинная книга, лежавшая на подоконнике:
«Vespri siciliani» – «Сицилийская вечерня». Википедия пишет: «Сицилийская вечерня – национально-освободительное восстание, поднятое сицилийцами в 1282 году против власти Анжуйской ветви дома Капетингов, завершившееся истреблением или изгнанием французов со всей территории острова.» История Сицилии неординарная, и, надеюсь, мы к ней еще вернемся. Мне самой надо многое уяснить, а то как-то во время подготовки время уделялось в основном архитектуре и искусству.
Теплыми летними днями и вечерами на ура идет итальянский, хотя и не сицилийский, слегка алкогольный коктейль Апероль Шприц (цена 5-6 евро).Июнь - не апельсиновый сезон, но если повезет, то его сделают с ломтиком красного сицилийского апельсина:
Сицилийское прохладительное подешевле (2-3 евро) – гранита – обычно смесь фруктового пюре и колотого льда, едят ложкой. Если замешкаешься, придется пить. Самая вкусная – клубничная. Ее вкус запомнился с первого посещения Сицилии в 2009 году:
К простой сицилийской еде, не побоюсь слова «фаст-фуд», относятся аранчини. Или аранчинэ. В разных местах этот шарик или конус из риса с начинкой то мужского рода, то женского. До них дошел ход в Пьяцце Армерине:
Продолжили в Палермо и Трапани. В Трапани забегаловка маленькая, но аранчини на любой вкус:
В Палермо в старинной Antica Focacceria San Francesco выбор аранчини меньше, но зато там можно посмотреть, как готовят знаменитые бутерброды с селезенкой. Я не рискнула, Подруга тем более. Хотя остальные посетители уписывали это за милую душу.
Там же продаются самые знаменитые сицилийские сладости – канноли, а значит, мы плавно переходим к десертам.
Канноли в Трапани:
В Трапани знаменитую старинную кондитерскую «Antica Pasticceria Colicchia» посещали дважды: ради клубничной граниты (попадались маленькие кусочки не только клубники, но и земляники) и ради мороженого «кассата». Когда-то на Сицилии я уже пробовала его, в Таормине. С цукатами, орешками и кусочками шоколада. На фото справа:
Еще там есть марципаны в виде фруктов (не отличишь от настоящих):
Знаменитая кондитерская есть и в Эриче, «монастырская» (Antica Pasticceria del Convento).
Там мы отвели душу за столиком:
Мой обед. Безумно вкусная была ром-бабочка:
Пару слов о «винчике». Бутылку покупали только один раз, и как же намучились с «неправильным» штопором!
В Энне пили Nero d'Avola ("Черный (виноград) из Аволы"):
А в Трапани – белое:
Это траттория «La Cozza Ubriaca» (Пьяная мидия). Из названия понятно, что здесь подают морепродукты.
Мое блюдо называлось "impepata di cozze e vongole". А фото не мое : )
Выделю, пожалуй, в отдельную категорию сицилийские свадьбы. Все невесты упитанные. Вкусы у женихов такие?
Это фото к свадьбам не имеет отношения, просто счастливые итальянцы:
Да, вкусняшки!Почти захлебнулись слюной!
А девушки у них и правда, все весомых достоинств.
Signora_L, как же Вам удалось при таком разнообразии и соблазнительности местных специалитетов придерживаться запланированной суммы 10 евро в день?!!!!!!!! Это ж какую силу воли надо иметь?! ;))))))))))))
Как можно спокойно проходить мимо всего этого разнообразия морепродуктов, паст, аранчини? А канноли? А мороженое? А всё остальное?!!! Это же из тратторий можно и не выходить вовсе! :)
Кстати, думаю, что невесты там такие упитанные в большинстве случаев именно благодаря широкой палитре кулинарных соблазнов! И я их понимаю!!! ;)))
П.С. Апероль Шприц - шикарный напиток!
Ах, эти итальянские свадьбы! Красотища!
Гастрономический экскурс впечатлил и порадовал глаз)))
За граниту и кассату -- отдельное спасибо! На юге Италии и на Сицилии -- чудесное мороженое!
Супер круто!!!!
Вы большая умничка.
Удачи Вам и прекрасных путешествий!!!!
А мне первые "рекламные" кадры Сицилии напомнили что-то такое восточное, совсем не европейское...
Касательно еды, я просто не представляю, каким усилием воли можно было себя от тамошних вкусностей оторвать )) Это даже звучит как песня - джелси, аранчини, канноли, гранита. Ммммм, ляпота! ))
Это какой-то местный колорит - заявлять одну цену, а по факту требовать другую? В букинг на них не жаловались?
Сицилийские невесты очень колоритные! Худоба там явно не в моде ))
Татьяна, спасибо! С удовольствием буду следить за вашими с Хоббитом приключениями ))
P.S. А как там с погодой в это время, очень жарко?
Подруга говорит, что Букинг на жалобу не ответил.
В середине июня погода в Украине была более жаркая, чем на Сицилии. Я жару хорошо переношу, Подруга - хуже. Но на планы наши погода не повлияла.
В кондитерские мы заходили только целенаправленно и только в последние дни. У меня к этому времени образовался небольшой денежный резерв, поскольку удалось немного сэкономить на транспорте и на достопримечательностях в Палермо.
Вернусь к фото
Зеленое пирожное имеет традиционную сицилийскую форму. Классический вариант -
И название этих кондитерских изделий - «груди святой Агаты», в честь великомученицы.
Насчет кофе у нас с Подругой вкусы разные. Про мой эспрессо могу сказать: всюду он был очень хорош.
Signora_L, я бы удивилась, если бы было наоборот! ;)))))))))))))))))))))))
Историю Сицилии всесторонне, конечно, охватывать не будем, хотя мало где она настолько яркая. Но не соприкоснуться с ней привычным для туристов способом – через архитектуру и искусство – невозможно. Вот в этой поездке соприкоснулись с древними римлянами, норманнами и выдающимися мастерами барокко 18 века.
Сицилийское барокко – оно особенное. Оно, можно сказать, концентрированное. После разрушительного землетрясения 1693 года на юго-востоке острова города начали отстраиваться в едином, модном тогда стиле. К счастью выдающихся местных архитекторов, они смогли воплотить свои идеи. А город Ното вообще спланировать в едином ключе, и получился замечательный архитектурный ансамбль.
Так что в этом первом посещенном городе меня ждала просто-таки ударная порция барокко (Подруга до моего приезда успела провести три дня в Катании).
Ното
Три параллельных главных улицы спланированы так, что идут они с востока на запад и находятся одна над другой. Самая верхняя, Via Conte di Cavour, – это улица аристократов, на ней буквально один за другим расположены дворцы (один из скромных – наш отель). Ниже – улица духовенства с самыми знаменитыми церквями и монастырями, Corso Vittorio Emanuele. И третья, ничем не примечательная, Via Ducezio, – для народа попроще.
На центральной улице находятся три площади, одна другой краше.
До центра города от автостанции (как таковой ее нет, а билеты на автобус продаются в баре) легко дойти пешком. Первая достопримечательность – триумфальная арка, возведенная по случаю королевского визита в 19 веке и к барокко не относящаяся:
Дальше – первая из центральных площадей. Здесь старинный фонтан, церковь San Francesco d'Assisi all'Immacolata с красивой лестницей и террасой, за ней – монастырь San Salvatore:
А за этой площадью направо – крутая улица, вымощенная крупными камнями. Нам с чемоданами по ней вверх. И наша улица Via Conte di Cavour – это еще не верхний город. Туда мы тоже будем подниматься, завтра:
А в первый день мы успели довольно много. И ходить далеко не пришлось. Купол самого грандиозного городского сооружения – собора Сан Николо – у нас был виден с балкона. Вид, правда, с тыла:
Парадный вид вот такой:
Собор Сан Николо находится на главной площади Ното. Барокко здесь, как и всюду в центре, – со всех сторон. Все это строили в 18 веке три выдающихся архитектора: Розарио Гальярди, Паоло Лабизи и Винченцо Синатра. Строили в основном из местного камня желто-медового цвета, создающего иллюзию освещения солнцем. Впрочем, солнце нам светило все две недели.
Если стоять лицом к собору, то справа – епископский дворец (Palazzo Vescovile), слева – Palazzo Landolina.
Напротив собора (архитекторы Гальярди и Синатра) – Palazzo Ducezio, сейчас это здание муниципалитета (Синатра и Лабизи). Восточнее Palazzo Ducezio – церковь Санта Кьяра (Гальярди), западнее – церковь San Carlo al Corso (предположительно, по проекту Гальярди). И все это – в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первой мы посетили церковь Santa Chiara,
и планка сразу была поднята на высоту, до которой другим церквям Ното далековато.
Бело-шоколадный интерьер, много света, в меру лепнины и скульптур. По потолку видно, что форма церкви эллиптическая:
Наименее интересны мне были картины с религиозными сюжетами. И так потом было в большинстве церквей. Даже на полотнах, помещенных над главным алтарем, взгляд не задерживался. Сицилийская живопись 18 века проигрывает скульптуре.
Прекрасную мраморную статую Мадонны с младенцем работы знаменитого скульптора 16 века Антонелло Гаджини, пережившую землетрясение 17 века, в 18 веке окружили путти. Без этих маленьких товарищей барокко не обходится. Хотя в данном случае они только подчеркивают красоту Мадонны:
За небольшую плату (2 или 2.50 евро) можно подняться по узкой винтовой лестнице на второй этаж, колокольню и еще выше – на террасу на крыше. Только там когда-то разрешалось гулять монашкам-кларискам.
По второму этажу проходит галерея с круглыми окнами, выходящими внутрь церкви:
На 12 колоннах – 12 апостолов:
Также на втором этаже частично сохранился майоликовый пол. Цвета типичные для Сицилии: синий, желтый, зеленый. (Керамика, так же как и мозаика – это вообще моя слабость.)
Из-за этих решеток когда-то раздавались голоса поющих монашек:
С крыши открывается классический вид на Собор с лестницей,
Палаццо Дучезио
и монастырь Сан Сальваторе. Он тоже бывший, принадлежал бенедиктинкам, и клариски имели возможность заглядывать к ним со своей крыши.
Ното кажется таким монохромным городом, только лестница со своими яркими ступенями из общего песочно-солнечного оттенка выбивается.
Церковь Santa Chiara прекрасна! Нравится мне, что пускают на второй этаж и крышу - не шаблонные виды внутрь и вокруг делают любое место особенно запоминающимся.
И судя по пухленьким младенцам (пришлось гуглить кто такие путти, зато теперь я тоже умная :)) в церкви Santa Chiara и свадебным фото выше, в тамошнем регионе явно предпочитают пышные формы ))
Татьяна, спасибо! С интересом жду продолжения ))
По внешнему виду Санта-Кьяра и не скажешь, что внутри такая красота тебя ожидает! Очень, я бы сказала, благородная цветовая гамма и весьма синергично смотрится в барокковом интерьере!
А город да - выдержан в абсолютно других цветах и вызвал у меня ассоциации с южными странами типа Туниса (хотя я там и не была). :)))
Теперь уже интересно, чем же порадуют другие церкви Ното! Пусть даже они и не поднимутся до уровня Санта-Кьяры! ;)))
Да. Вы совершенно правильно отмечаете главные черты города.
Когда в одной поездке посещаешь десятки церквей, то каждая, чтобы запомниться, должна иметь какую-нибудь особенность.
А цветная лестница - с секретом. Она не выкрашена. Если рассмотреть ее с близкого расстояния, то можно заметить, что цветной слой просто наклеен и может быть легко снят. Историческая ценность сохранена.
Красивая Сицилия у вас получилась. Я пока не рассматривала этот остров для отдельного путешествия - моя коллега пару лет назад ездила и разочаровалась: грязь, нищета... Как она сказала, - ленивое население, не хотят приложить руки и привести дома в приемлемое состояние, имея такие природные и культурные богатства. А после вашего рассказа я задумалась... :)
Отправила ссылку на рассказ сотруднице - она в октябре собирается туда с мужем.
Очень многое на Сицилии отреставрировано. Причем даже не за деньги Италии, а за деньги Евросоюза.
А Ното - один из самых чистых сицилийских городов.
В Палаццо Дучезио
для туристов открыт только один зал, «зеркальный», главное предназначение которого – городские торжественные церемонии. Рассматриваем потолок
и роспись, которую издали можно принять за лепнину. А названия месяцев я рассмотрела уже дома : )
Два зеркала находятся одно напротив другого, и можно уйти в зазеркалье:
Здания на Corso Vittorio Emanuele не выстроились в прямую линию, иначе это не было бы барокко. Церковь Сан Доменико (опять Гальярди) как бы спряталась за сквером и фонтаном «Геркулес», а у нее, пожалуй, самый красивый в Ното фасад. Он такой вот слегка (в самый раз) выпуклый:
Напротив этой церкви театр:
Дойдя почти до западного конца главной улицы, поворачиваем налево, а дойдя до церкви Madonna del Carmine (закрытой),
еще раз налево. На третьей из центральных параллельных улиц, «простонародной», достопримечательностей нет. Но мы к этому времени искали супермаркет. Не нашли.
Следующее утро начинаем с посещения Собора. Фото, правда, сделано накануне, во время сиесты:
С разрешения автора (https://mccuntz.livejournal.com/) цитирую:
«К нему тоже приложил руку вездесущий Розарио Гальярди. И непременная «лестница в небо», фирменный росчерк этой руки. Как чистая идея «восхождения» к церкви мне эти лестницы очень нравятся. Они приподнимают строение над городом и служат границей между профанным миром улицы и сакральным пространством собора. С другой стороны, эти лестницы — амфитеатр, откуда горожане наблюдают как из театральных кресел за течением жизни вокруг.
Но когда взбегаешь и спускаешься по этим лестницам по несколько раз на дню, поневоле думаешь: Гальярди, вот зачем ты это сделал?»
И все-таки спасибо тебе, Гальярди!
«Дуомо при всем своем величии — самый неустойчивый собор Ното. Он был разрушен землетрясением, отстроен заново, но в 1996 году снова рухнул. Нынешний собо — результат очередной реставрации, закончившейся в 2007 году, поэтому у него до сих пор довольно скупой и стерильный интерьер.»
«Купол Дуомо. Как оказалось, расписывал его русский живописец, выученик академии Ильи Глазунова и Академии изящных искусств в Венеции Олег Супереко. Олег из Москвы, но уже более десяти лет живет в Италии. Местные провинциальные газеты довольно подробно описывали историю с его приглашением к работе над собором в Ното. Из них и некоторые подробности: живет художник в северной провинции Тревизо, на Сицилию был приглашен монсеньором Карло Ченисом, секретарем Папской комиссии по культурному наследию. Супереко работает в технике сырой фрески, которая последние несколько веков используется довольно редко из-за отсутствия клиентов и технической сложности - монументальная живопись по сырой штукатурке требует быстрой руки (у художника есть всего 2-3 часа до того, как штукатурка высохнет), четкого представления о композиции в каждой ее части. Это ж фактически неевклидова геометрия — искажения, перспектива, углы, изогнутая поверхность.
Так что заказ на росписи собора в Ното — это один из тех случаев, которые бывают только раз в жизни.
Сам мастер считает себя италоманом и последователем Микеланджело. Но мне кажется, он скорее маньерист — те тоже много чего нахватали от Буонаротти, упирая на пластику обнаженного тела, контрапосты, ломкость линий, принужденность поз.
Вот, говорят, евангелист Иоанн — это автопортрет художника»: