Как много места в нашей жизни занимают традиции! Вот любит моя подруга отмечать свой день рождения не в Киеве. И каждый год 31 марта мы...
…влюбляемся в очаровательную Сицилию,
…наведываемся в Ломбардию, Тоскану и Венето,
…покоряем горы на Канарах и т.д.
А вот в 2017-м – Татьяна поехала в Израиль, а я — на север Испании. Это была моя вторая поездка "соло".
Начало положил ноябрський звонок Василия: "Срочно, ты же хотела ехать! Варшава — Сантандер всего 20 евро!»
До Варшавы из Киева выбрала автобус ECOLINES. Спасибо их акциям — проезд в обе стороны обошелся мне по стоимости одного билета – 900 грн. Мне нравится этот перевозчик:
— остановок по Украине нет;
— народу в автобусе немного (загрузка 30-45%). Ни разу не сидела с кем-то рядом, даже когда ехали с мужем – рассаживались по одному на свободные места.
— проводница;
— розетки;
— вай-фай;
— туалет (работающий!);
— раздвигающиеся сидения;
— интерактивная панель на спинке кресла (фильмы, игры, новости…). Я — абсолютный чайник в кино — с интересом посмотрела около десятка известных фильмов;
— пледы;
— автомат с бесплатными горячими напитками (не супер, но лучше, чем ничего)…
Граница — да, это долго и неприятно. Но, по-моему, водители мониторят очереди и направляются на тот переход, где они минимальные.
С маршрутом определилась не сразу. Конечно, хотелось "объять необъятное", но и в то же время понимала, что после интесивного "марафона" необходимо отдохнуть, а времени на это нет.
Когда сообщила преподавателю испанского, что на неделю уезжаю, Хуан обрадовался: "О, обязательно съезди в Сан-Себастьян и Хихон!". Хм… Изначально их у меня в плане не было…
В итоге, вот что получилось на неделю:
Киев – Варшава – Сантандер – Бильбао – Сан-Себастьян – Витория – Бургос – Леон – Овьедо – Авилес – Хихон – Овьедо – Сантандер – Варшава – Киев.
30.03. 2017.
Выезд с центрального автовокзала. Знакомый автобус, приятная проводница, комфортное место… Пересечение границы в районе Владимир-Волынского. И вроде немного было машин, но затянулось мероприятие на долгих 5 часов. Первый раз столкнулась с необходимостью взять выгруженный багаж и пройти рамку, как в аэропорту. Повезло, что пассажиров было менее 30. Ни к кому замечаний не было, контрабандистов не нашлось. Однако в итоге в Варшаву прибыли с опозданием на два часа.
31.03.2017
Вылет из аэропорта имени Шопена, времени свободного не так много, но и не впритык. Что ж, прогуляюсь после долгого сидения по весеннему солнечному городу))) Задала гуглу маршрут…
Что удивило или порадовало:
– бесплатный туалет в Парке Заходнем (напротив автовокзала и ж/д станции)
– сквер Доброго Магараджи (хотя перевод мой – вольный):
– очень приятный парк Szczęśliwicki
– клумбы в палисадниках многоэтажек:
– скульптура Адама возле отеля Novotel Warszawa Airport
– молельные комнаты в аэропорту (раньше не обращала внимания)
Вылет без задержек и проволочек.
Сантандер встретил менее гостеприимно: серо, пасмурно и с намеком на дождь…
От аэропорта до города езды минут 15. Мой хостел возле автостанции. Заселяюсь, бросаю вещи и – вперед знакомиться с городом! Стемнело, задождило… На набережной натыкаюсь на странную скульптурную группу:
Что за люди? Ладно, завтра разберусь)
Дождь усиливается, ухожу с набережной, ориентируясь на звук какого-то шумного концерта-мероприятия.
А это я хорошо зашла: фестиваль сидра!
О напитке читала, в Киеве иногда даже предпочитала его пиву, но не большой любитель, т.к. сладковат он для меня. Пробую. АААААА! Этот недобродивший уксус – знаменитый сидр??? Может мне плеснули из какой-то неправильной бутылки? Но все вокруг пьют с удовольствием… Ладно, попробую еще…
1.04.2017.
Утром иду смотреть на город уже при солнечном свете!
Площадь, где расположены ж/д вокзал и автовокзал, а также много хостелов (в том числе и мой)
Вот тоннель, благодаря которому можно сократить путь на несколько спусков и подъемов и пару километров. Детские иллюстрации к классическому роману очень его оживляют
Выхожу к мэрии (1907). Здесь, на площади с 1964 по 2008 г. стоял конный памятник Франко и называлась она площадью Генералиссимуса.
Первоочередная цель – взять карту в Инфоцентре. Хотя у меня на планшете закачаны все города, но это бумажная карта – она, как книга... И пахнет, и складывается, и из рук вылетает при сильном порыве ветра, и мокнет под дождем. А потом дома занимает свое почетное место в папочке)))
О, именно здесь вчера и проходил праздник – чистота и порядок, даже никаких намеков на ночное мероприятие!
12 градусов – не жарко. Да еще тучи, но море зовет…
На набережной не очень-то и людно, но много интересного.
Памятник испанскому поэту первого послевоенного поколения Хосе Йерро на набережной. Был поставлен в том же 2008 году. Состоит из 7 листов железа.
Рядом скульптурная группа "Los Raqueros" (1958). Классическая история о мальчишках из бедных семей, готовых нырнуть за монеткой.
Погода про-настоящему северная. И только где-то там солнышко пытается прорваться сквозь плотную перину туч и дождя…
Штаб-квартира одного из самых крупных мировых банков (1923)
Памятник уроженцу столицы Кантабрии, испанскому писателю Хосе Марии де Переда. На постаменте — персонажи его произведений.
А вот и опять напугавшая меня «компания». Оказывается, это памятник разрушительному пожару 1941 года, который уничтожил значительную часть города. К счастью, обошлось без человеческих жертв.
А вот зонтик мой пал смертью храбрых и был выкинут в ближайшую урну… Теперь только я и дождь…
Ухожу с набережной.
Кафедральный Собор — Catedral de Nuestra Señora de la Asunción de Santander (ХIV век, последняя реконструкция – 1953)
.
Бронзовая статуя José Eguino y Trecu - епископа Сантандера в 1929-1961 гг.
Моя попытка посетить музей железнодорожного транспорта провалилась…
А вот сам город -- порадовал, несмотря на погоду. Очень комфортный для жизни. Хотя большая его часть размещена на холмах, здесь сделано все, чтобы людям было удобно. Например, вот этот лифт:
И вид из него:
Или эти эскалаторы:
Впечатлил Парламент Кантабрии:
Да, да. Именно это неприметное здание…
Тут я уже начинаю торопиться, т.к. у меня автобус на Бильбао…
Ураааааа!!!! Дождались :) Наталья, спасибо, что нашли время и начали рассказ! Да уж, план на неделю у вас получился более чем насыщенный...
Сантандер очень настроенческий получился - дождливый, чуть мрачноватый и совсем пустынный... Лифты, эскалаторы - молодцы, испанцы - удобство жителей всегда на первом месте! А на обратном пути вы до полуострова Магдалены не добрались? Путеводители расхваливают тот район Сантандера, как самый живописный :)
А с погодой как дальше находили общий язык - новый зонт купили? Или вышло солнышко и дождить перестало?
Наташа, спасибо! Складывается впечатление, что Сантандер - не туристический город. Да?
Клаустро в Соборе - тишь и благодать. А лифт на одном из снимков - прямо в небо.
Погода на севере Испании оставляет желать. У Полины - в мае, у Вас - в марте. У меня когда-то - в ноябре. Летом, наверно, комфортнее. Но Бискайский залив не прогревается выше 18-19 градусов...
Полина, именно Вы меня стимулировали своими подвигами! До Магдалены не получилось не только в этот раз, но и в следующий((( Читала, и даже муж разговаривал с ребятами, которые там все четыря дня в Сантандере провели, но мне как-то и этого моря хватало!
reginamaluta, постараюсь оправдать надежды)))
Татьяна, абслютно согласна. Хотя, наверное, если добраться до полуострова Магдалены...
Пару часов в дороге и вот он – Бильбао! Город, который мне представлялся совершенно другим… Даже трудно объяснить, что не так. Все!
С автовокзала направляюсь в хостел. Для меня самое сложное – сориентироваться на местности и не уйти в противоположном направлении. Что я и делаю под начинающимся дождем…
Однако через пару кварталов ошибка выявлена, произведена перезагрузка и новый старт от исходной точки.
Смешное название кафешки:
Странное сооружение… Потом я уже узнала, что это ИЗВЕСТНЕЙШИЙ футбольный стадион Сан-Мамес)))
Памятник Священному Сердцу Иисуса (Monumento al Sagrado Corazón de Jesús) на одноименной площади открыт в 1927 г. Началось все с анонимного пожертвования для возведения памятника в Бильбао в 1920 году. Поэтому была сформирована комиссия, объявлен сбор средств, получено разрешение в городском совете, проведен международный конкурс и определен победитель.
Иисус показывает на сердце левой рукой, благословляя всех правой. Высота памятника 40 м, смотрится очень впечатляюще.
Ну а мне надо преодолеть сложную развязку + мост и полюбоваться на промышленный Бильбао
И туристически-культурный
Вот и мой хостел Bilbao Akelarre Hostel. Приятно и мило
Уходя смотреть город, делаю серьезную ошибку – надеваю почти новые туфли, т. к. парусиновые совсем промокли…
Сначала все радует:
спортивные площадки на улицах:
смешение стилей:
А какое незабываемое впечатление на меня произвел Музей изящных искусств!!!
Здесь объединены Музей изобразительных искусств (основан в 1908 г., открыт в 1914 г.) и Музей современного искусства (открыт в 1924 г.).
Есть известнейшие мастера: Лукас Кранах Ст., Эль Греко, Хосе Рибера, Антонио Сурбаран, Мурильо, Гойя и множество других. И залы, посвященные баскским художникам разных направлений. И совершенно невероятно организованное пространство современного искусства – затягивающее, словно водоворот, все глубже и дальше и не выпускающее из залов.
Ну и выставка Ренуара, конечно…
Вытащила себя, как Мюнхгаузен, за волосы, т.к. надо было еще успеть в Музей Гуггенхайма. Благо, он совсем рядом:
Мартовский щенок еще не очень пушист и лохмат
А вот дом напротив с интересными балконами притягивает взгляд…
Пространство музея несомненно впечатляет
Из экспозиций понравились «бегущие строки». Причем здорово и смотреть сверху, и находиться перед или за лентой…
Выхожу на площадку к «Тюльпанам» (Дж. Кунс, серия «Празднование») и не могу отойти. От них исходит такая невероятная радостная энергия и сила, что невозможно оторваться! Хромированная нержавейка каким-то непонятным образом аккумулирует тепло и добро!!! Невероятно!
Вокруг музея не менее интересно, чем внутри.
Скульптура «Высокое дерево и глаз» (А. Капур).
И красные «рожки» на мосту – это тоже конкурсное произведение, «подарок» Музею Гуггенхайма к десятой годовщине. Красные арки (Arcos rojos) превратили мост Сальве в скульптуру.
А это 9-метровая «Мама», символизирующая двойственность материнской любви, Автора скульптуры Луиза Буржуа посвятила эту работу своей матери…
А за мостом спокойно и уверенно шагает к Воротам Достоинства (Почтения) (исп. Honorables) популярный баскский политический деятель Рамон Рубиаль.
Впереди по курсу подвесной арочный пешеходный мост Субисури (Zubizuri) – Белый мост (1997) – один из шедевров новой архитектуры Бильбао.
Изначально был вымощен стеклянными плитками, но в дождь там было невероятно скользко, поэтому постелили прорезиненную дорожку.
Дальше меня привлекает скульптура Музы (1948) и я ухожу с набережной .
Церковь Сан-Висенте-де-Абандо (Iglesia de San Vicente de Abando) XVI век.
Сады Альбии – место отдыха горожан. Здесь расположено несколько скульптур, среди которых памятник писателю Антонио де Труэба:
и очень нежная статуя Непорочной Девы:
А опять я возвращаюсь к реке и направляюсь на рынок Рибера. Там сейчас работает большой фуд-корт. С рынка у меня никаких фоток нет, но действительно отличное место, чтобы насладиться разнообразием бокерийской кухни. Тем более, что он был занесен в книгу рекордов Гинесса как «Самый большой муниципальный рынок свежих продуктов в Европе» еще 1990 году.
Напротив, на другой стороне реки расположено здание вокзала Конкордия (1902).
Как обычно, в старом городе все всегда рядом. Так и здесь – через пару шагов выхожу Собору святого Иакова (начало XV в.).
Пытаюсь сфотографировать, а он целиком ну никак не помещается…
Еще несколько фото города, но я уже совершенно без сил, а точнее без ног…
Домой возвращаюсь на уютном трамвае (восстановлен в 2002 г.), только почему-то компостировать билет нужно на остановке…
Ужинаю
и рассматриваю обитателей хостела. В основном это пилигримы – суровые, мужественные, строгие…
И вдруг – персонаж, словно из средневековья! Длинноволосый субтильный юноша с кожаным дневником и, кажется, даже пером… К сожалению, и фотограф, и папарацци из меня никакие, но все-таки:
Прошу прощения, конечно же бискайской!
zhdanova10, как будто побывала с Вами в Бильбао. Спасибо за рассказ !!!
Я в Бильбао тоже отметилась в районе автовокзала и тоже пошла в другую сторону - может там расположен филиал бермудского треугольника по дезориентированию турЫста? :))))
Наталья, спасибо за экскурсию по городу, очень интересно и познавательно! Особенно зацепилась за Музей Гуггенхайма, есть что-то этакое в современном искусстве, что заставляет буквально зависать над каждым его экспонатом...
Отдельное спасибо вот за этого "красного монстра". Я когда планировала свою пересадку в Бильбао, то хотела прогуляться сюда, но, увы, по итогу не успела. Теперь могу поставить галочку - была, видела :)
И, если можно, поделюсь информацией по поводу этого объекта. Это la grúa Carola - подъемный кран, построенный в период с 1954 - 1957 гг. Работал до самого момента закрытия здешних верфей в 1984 г. Считался одним из наимощнейших в своем роде (высота 60 метров, подъемная способность 60 тонн). На сегодня подъемный кран является визитной карточкой и составной частью морского музея Бильбао (Museo Marítimo Ría de Bilbao).
Интересно, что по одной из версий, кран был назван в честь Carol Iglesias – местной красавицы, которая каждое утро, добираясь до работы, проплывала на лодке мимо верфи, чем наглухо парализовала работу предприятия. Вся мужская часть тут же бросала работать и наперегонки принималась заигрывать с девушкой. Одним словом, испанцы! :)
Полина, спасибо огромное за Каролу!!! А я и не догадалась поискать что-то про эту красавицу, хотя внимание я на нее обратила ))) Оказывается, и в морских музеях может быть интересно!
2.04.2017. Раннее дождливое утро. Я тороплюсь на автобус и прощаюсь с Бильбао. Город еще дремлет…
Два часа дороги под порывистым ливнем настраивают меня на несколько пессимистичный лад. Но что делать – погоду не выбирают. Кстати, дорога Бильбао — Сан-Себастьян — самая-самая живописная за всю поездку!
На последних километрах мы как-то проезжаем сквозь тучи и оставляем их далеко позади. Ура!!!
Автовокзал в Сан-Себастьяне — подземный, там же и камера хранения (самая дорогая — 5 евро).
Рядом с выходом из автовокзала — туристический центр. Беру карту, выслушиваю информацию об интересных местах и вперед!
Мост имени Марии Кристины Австрийской (испанской королевы-регента) через речку Урумея. Построен по подобию парижского мост Александра III, украшен 18-метровыми обелисками с конными статуями, открыт в 1905 г.
Направляюсь к ближайшей достопримечательности — кафедральному собору Доброго Пастыря (Catedral del Buen Pastor), ХІХ век.
Да, в Соборе пустовато, где же прихожане?
Ах вот оно что! Марафон!!!
Сразу появляется настроение праздника! Немного побродив среди болельщиков, решаю схитрить: пока весь город бежит, подойду-ка я к морю и помедитирую в одиночестве…
Не тут-то было! В море полно народа. Сан-Себастьян известен школами поклонников водных видов спорта!
Это бухта Ла Конча (Bahia de La Concha).
Здесь рядом на набережной расположена мэрия. Здание было построено в конце ХІХ века для казино, которое проработало до 1924 г. Потом вроде был туристический офис, а мэрия переехала в 1947 г., когда здание перешло в собственность города. Тут же работает и городская публичная библиотека.
Напротив мэрии разбит парк (сад) Алдери-Эдер (Jardines de Alderdi-Eder). Здесь очень симпатично: деревья, цветники, фонтаны и статуи.
Ах, какой чудесный город! Как мне здесь хорошо!
Вот опять бегуны
болельщики,
памятник адмиралу Антонио де Окендо (1894), родившемуся в Сан-Себастьяне.
мост Сурриола (Puente de Zurriola), расположеный наиболее близко к заливу (1915).
Второе его название — мост Курсаал. С немецкого — лечебный зал. Здесь, на берегу Бискайского залива с 1921 г. до 1973 г. именно такой курортный центр и работал. А потом началось строительство Конгресс-центра. Открыт в 1999 г. Ну, что сказать…
Напротив этого «супер-сооружения» расположены: слева – отель Maria Cristina (1912 – сама королева присутствовала на открытии и была его первой гостьей) и справа театр Виктории Евгении (1912).
Конгресс-холл стоит на берегу пляжа Сурриола. Выхожу на берег и погружаюсь в ощущение полного счастья!!!
И лучше не оборачиваться
Обращаю внимание на юных серферов с тренером. Трое мальчишек и девчушка. Какое веселое и активное занятие: с кувырками, отжиманиями, нырянием, пробежками… Глаз не оторвать!
Убежали… Пора и мне уходить с берега.
Надо где-то что-то перекусить. Везде расположились участники марафона. Как обычно было много дистанций: и для малышей, и для школьников, для взрослых и т.д., и т.п. Т.е. бежал не только город, но и вся провинция, наверное.
Захожу в одну из кафешек. Рядышком устроились две бабулечки-бабубулечки. Пьют кофе и листают прессу. За столиком сзади — дедуля, слушающий по радио оперные арии, достаточно громко. Этим он вызывал недовольство соседствующих дам. Прибегала-убегала молодежь, мамы с колясками, одинаково важно располагались мужчины-бизнесмены и младшеклассники – всем находилось место и улыбка девочек-барменов!
Удивительно – это город-курорт. В нашем представлении – механизм по выжиманию денег, а здесь ощущается такое невероятное уважение и внутреннее спокойствие. Сказочная атмосфера!!!
По мосту Санта Каталина – первому в городе — попадаю в живописнейший парк Гипускоа (Gipúzkoa) на одноименной площади
.
Здесь есть солнечные часы
цветочные часы
метеорологическая беседка
Напротив располагается Совет провинции Гипускоа.
Проходя вдоль классических брендовых магазинов, вдруг торможу на витрине – бидон. Здесь молочный магазин? Однако… Жаль, что закрыт
Уже вчера, готовя рассказ, решила уточнить: кто такой Рамон Лизеага (Ramón Lizeaga).
Оказалось – уникальный мастер сырного дела, восстановивший старинные рецепты. К величайшему сожалению, был – 43-летний мастер умер в мае 2017…
Фото из интернета:
Но тогда ничего этого я не знаю и просто восторженно пытаюсь сфотографировать витрину.
И гуляю дальше… Ноги сами выводят меня опять к морю…
Любители покорять волну уже разошлись и на берегу довольно пустынно:
И вот откуда взялась эта пара пловцов??? Зрители удивлены…
Впереди — гора Игуэльдо. Туда мне в туринформцентре тоже рекомендовали подняться, но не успею… В следующий раз )))
А пока наслаждеюсь тем, что находится рядом:
Ощущения полного счастья!!!
Захожу опять в город
Здесь расположены сотни баров, ресторанов и кафе – это гастрономический центр Сан-Себастьяна…
А это не семья цыган, а благопристойная компания, которой просто захотелось удобно устроиться возле одного из весьма недешевых заведений, где они и сделали заказ.
Пить алкогольные напитки, смеяться, разговаривать, расположившись на вокруг церкви или на ее лестнице, — тоже обычная история
Кстати, это Базилика Санта-Мария (сер. XVIII в.). Сверху на фасаде — фигура св. Себастьяна
А это старейшая церковь — Сан-Висенте. Первый храм здесь был возведен еще в XII в.
И тут я вижу какое-то модерное здание и на нем три буквы: STM. Музей? Да и не просто музей, а Музей истории Страны Басков.
Я сознательно не писала о том, что Бильбао находится в Стране Басков, не вспоминала раньше об этом уникальном народе.
Да, мне было знакомо это словосочетание.
Я знала, что баскское название города — Доностия (dono (святой) + stia (окончание от Себастьян), а с 1980 г. официально закреплено двойное название: Доностия — Сан-Себастьян.
Знала, что до сих пор никто не открыл тайну происхождения басков — самого древнего коренного этноса Европы.
Знала, что баскский язык эускара — старейший из всех реликтовых языков Пиренейского полуострова и о его происхождении продолжают спорить ученые.
Знала о гонениях на басков диктатора Франко и о декрете 1939 года, объявившим все население провинций Гипускоа и Бискайя «предателями родины».
Но только здесь, в музее Сан-Тельмо, я физически прочувствовала это.
Открытый в заброшенном доминиканском монастыре Сан-Тельмо (XVI в.), с картинами о жизни и истории провинции Гипускоа, с 26 тыс. экспонатами (часто достаточно простыми), музей создан с неимоверной любовью! Это действительно место памяти и уважения к своему народу!
Мои фото не дадут ни малейшего представления об атмосфере и энергетике экспозиции
Абсолютно оглушенная, выхожу из музея. Надо спешить. А меня автобус в столицу Страны Басков -- Виторию-Гастейс.
И на прощание – море, точнее Бискайский залив
река, мосты
До скорого свидания, Сан-Себастьян, — город, навсегда оставшийся в моем сердце…
Ооооо, Сан-Себастьян - это моя, пока не сбывшаяся, мечта!!! Наталья, спасибо за виртуальное знакомство и прогулку по городу! И как там всё-таки стремительно погода меняется - то грозовые тучи, то, бац! - уже голубое небо. И так, судя по фото, по кругу...
Очень интересно про народ басков, не знала, что у этого этноса такая древняя и загадочная история. Ну, а виды на Бискайский залив вообще вне конкуренции - красота!!!! Спасибо :)
Полина, искренне желаю скорейшей сбычи Ваших мечт!!!
alex45, согласна с Вами, что описания отелей достаточно однообразны. А хочется какого-то стимула...
И еще раз прошу прощения за долгие перерывы — работа, работа, работа...
Витория-Гастейс
Прочитав несколько хвалебных отзывов, я включила Виторию-Гастейс в свой план. Еще одним плюсом стало ее удобное расположение. Почти все мои переезды длились около двух часов – и времени не жалко, и отдохнуть-посидеть можно)))
Вот и современный автовокзал
Ну, мне теперь в центр – можно на модерновом трамвайчике или пешком. Приятно удивляют зеленые колеи с цветущими маргаритками
Вдоль широкого проспекта течет неожиданно чистый ручеек.
Даже не верится, что такое возможно в черте города
А это Дворец конгрессов и выставочный центр «Европа» для проведения всяческих масштабных мероприятий с таким оригинальным «зеленым» фасадом
Мой хостел именуется El Albergue de la Catedral и находится практически в здании Собора.
Замечу, что это один из лучших хостелов, посещенных мною: современный, даже модерный, чистый, отлично оборудованный, в том числе и для людей с ограниченными возможностями (входные двери открываются автоматически, лифт называет этажи и т.д.). При этом удивил режим работы ресепшена: до 19 (или 20 часов), но я написала предварительно и меня подождали.
Вид из окна впечатляющий – древние стены
и чуть ниже — «прилепленный» домик (балкон, комната?). Фото, конечно, отвратное, но надеюсь, что понять можно
Вспомнив, какие восторженные отзывы я читала о том, как в Витории бережно относят к историческому наследию, то увиденное, мягко говоря, меня удивило…
А еще я повеселилась, наблюдая, как через щели в потолочных балках проникает солнечный свет (хорошо, что не дождь!)
Воскресенье. Вечер. Наверное, сейчас вольюсь в многочисленные потоки гуляющих жителей…
И что я вижу? Практически пустынные улицы
Там, впереди, церковь Сан Висенте. Но почему-то туда – в самый центр меня ноги не повели
Читала опять-таки хвалебные отзывы о наличии эскалаторов, но после Сантандера они меня вообще не впечатлили. Да и не нужны они здесь
А это общественный сад (парк)? Да, вот эти 100 квадратных метров
Дворец Эскориаза-Эскивель (Palacio Escoriaza-Esquivel), XVI век. Построен по желанию Фернана Лопес де Эскориаза (врача короля Англии Генриха VIII) и его жены Виктории де Анда и Эскивель. Каменная кладка, архитектура эпохи Возрождения, квадратный двор с двойными арками. На главном фасаде интересные двери и изображения владельца и его жены.
Крепостная стена, говорят, ХІ века
Выхожу опять на площадь к Кафедральному собору (Cathedral of Santa María de Vitoria). Главный храм в городе. Строительство началось в ХІІІ веке. Долгое время это была коллегиальная церковь, а «звание» собора получила в 1861 г.
Ну, все. Спокойной ночи…
3.04. Понедельник
Утром обнаруживаю собирающуюся соседку. Девушка прилетела из Сиэтла, чтобы пройти Камино, точнее его часть. И, как мне кажется, она больше едет на автобусах, поскольку одежда, обувь и экипировка у нее разительно отличается от тех, что я видела, и о чем писала Полина.
Хотя прекрасно понимаю, что у каждого свой Путь…
Выхожу на свою самую центральную улицу. Люди, где вы?
Гуляю дальше. Как-то все совершенно несочетаемо..
И нерадостно
Опять площадь возле Собора. Также спокойно и практически безлюдно
Спускаюсь к площади Буруллерия.
А это башня Анды. С севера настоящая городская крепость, особенно мощная снизу. Верхняя часть более открытая и сделана из дерева и кирпича. Башня была восстановлена в 1981 году и является самым старым домом в городе, к тому же жилым!
Вот один из типичных домов – El Portalon – здание постоялого двора и почты (XV в.)
Вот дом Армера (Casa Armera de los Gobeo Cuevara y San Juan, XVI в.). Построен из кирпича и дерева, восстановлен в 1960 году для Музея археологии, который позже перенесли в другое помещение.
Опять-таки удивило, насколько варварски обращаются со зданием – вбили такой здоровенный железный крюк для дорожного знака. Неужели нельзя было как-то по-другому…
.
Опять-таки тихая площадь Сан-Доминго с дворцом Алава-Веласко (XVII-XVIII в.).
Долгое время владельцы пытались его продать: то под гостиницу, то под торговое заведение. Даже не знаю, чем дело и кончилось…
Башня Донья-Очанда. Здесь находится Музей естественных наук провинции Алава
Церковь Сан Педро – готический храм XIV в. с элементами XVII в. (башня), XVIII (капители колонн), XIX в. (неоготический портик).
Очередной дворец
В поисках туристического центра я наконец-то выхожу на главную площадь города – Площадь Белой Девы Марии, в центре которой – Памятник сражению при Витории (1813) во время войны за Независимость. Красотища!!!
21 июня 1813 года англо-испано-португальские силы под командованием герцога Веллингтона на окраине Витории разгромили войска Наполеона. И возвели в честь этой победы достойный монумент
Между арками церкви Сан Мигель (колокольня слева) в специальном футляре находится статуя покровительницы города – Белой Девы.
Как обычно, существует долгая легенда, еще римских времен. Но по факту в конце XII века основатель города король Наварры Санчо IV Мудрый привез в город изображение Белой Девы, которое всегда носил с собой. А в XIV в. не менее титулованный кавалер Педро Лопес де Айяла – Старший Канцлер Кастилии и уроженец Алавы – подарил церкви Сан Мигеля эту мраморную статую.
Здесь же стоит скульптура вымышленного персонажа Селедона, спуск которого на площадь на зонтике символизирует начало праздника!
Селедон смотрит на Деву Марию, а я любуюсь площадью
Совсем рядом расположена большая площадь Испании (Plaza de España). Кстати, именно здесь и «прятался» от меня туристический центр – я трижды возвращалась сюда и лишь чудом заметила классическую буковку і.
А я и вокруг почты ходила
и кружила по близлежащим улочкам
И проходила возле здания парламента Страны Басков
В парке
И к новому собору, построенному в первой половине ХХ века, вышла (Новый, чтобы не путать со Старым – центральным. )Пишут, что Новый собор – один из самых больших в Испании. Не заметила…
Заканчиваю свою прогулку по городу.
Веселый детсад
Привлекающие взгляд витрины
Цветущие деревья -- так и хочется присесть и спокойно полюбоваться
Тут я опять в недоумении: кто придумал поставить лавочку возле мусорных контейнеров?
Забираю вещи в хостеле и направляюсь на автовокзал.
Смотрю, что идущая впереди старушка сворачивает в бар. Открытый днем в понедельник бар – в Витории редкость! Что ж, время есть – можно и знаменитое чаколи (региональное белое вино) попробовать. Захожу следом. Бабулечка пьет кофе и весело щебечет с барменшей. Прошу чаколи – нету, вспоминаю о пачаране (ликер из терновника с анисом) – нету. Хм, прошу просто капучино. Барменша с пониманием улыбается и подает мне чашку
Видя мое изумленное лицо, спрашивает у посетительницы: «Что? Это не капучино?» Не менее ошеломленная бабулечка шепчет ей в ответ: «Нет. Капучино – это с молоком».
А я уже хохочу без остановки – Витория-Гастейс совсем не мой город!
Возможно потому, что в понедельник закрыты все музеи и вообще всё. Возможно потому, что мы не совпали в биоритмах. Возможно потому, что Сан-Себастьян своей энергетикой заполнил все клеточки моей души.
И даже сейчас, описывая столицу Страны Басков, я смотрю на карту – отличный город, много парков, а сердце не ёкает.
Я специально поставила много фото, чтобы максимально показать Виторию. Вдруг для кого-то она станет знаковым местом…
А чаколи я все-таки выпила в другом баре
Да уж, Наталья, совсем безлюдная и безкапучиновая у вас Витория-Гастейс получилась )))) По фото весьма приятный город. Но хорошо понимаю это ощущение, когда вроде все и хвалят какое-то место, а ты с удивлением понимаешь, что тебе оно "не зашло". Точно, что - энергиями не совпали :)
Почитала про чаколи, цитирую "...это вино обладает нежным фруктовым ароматом, выраженным свежим и слегка минеральным вкусом..." Ммммм, про него даже читать вкусно )))
И спасибо, за ещё одно знакомство со Страной Басков!
Итак, автобус уже активно движется по городу. Вот уже и виднеется Собор – наверное, единственная достопримечательность, о которой я знаю)
Вывод: автовокзал находится в центре города, что нам, туристам, весьма удобно. Поэтому и до жилья мне идти минут 10.
Вот первое привлекающее взгляд здание – почтамт. Правда, я умудрилась сфотографировать его с тыла)
Оказывается, у него есть достаточно сложная история)
В начале ХХ века правительство Реставрации постановило модернизировать по всей Испании почтовую сеть, чтобы она соответствовала мировым стандартам. В период 1908-1915 гг. было построено около пятидесяти зданий почтамтов, грандиозных и величественных. Для строительства выдвигались три основных требования: большое пространство, центральное местоположение и плоский участок. В Бургосе программа забуксовала. После многих визитов строительной комиссии был вынесен вердикт: в городе таких мест нет. Было рассмотрено множество вариантов, и лишь в 1915 году правительство приняло решение отвести под застройку территорию старого монастыря Лас-Тринас. Мэр Бургоса лично одобрил участок, образовавшийся после разрушения монастыря. В течение десяти лет проводился конкурс, утверждался проект, преодолевались другие бюрократические препятствия… И лишь 6 марта 1925 года в городе Бургос было открыто новое здание Почтамта.
Фото с сайта https://www.todocoleccion.net/postales-castilla-leon/burgos-nueva-casa-correos-hauser-menet~x23545778#sobre_el_lote
Хотя и сейчас Почтамт совсем не изменился)
Мост Сан Пабло ведет прямо к памятнику великому Сиду (1933), который указывает обнаженным мечом туда, где господствуют зловредные арабские завоеватели.
На всякий случай уточню, что Сид Кампеадор (он же Родриго Диас де Вивар) (1048-1099) родился в пригороде Бургоса и служил при кастильском дворе. Был одним из героев Реконкисты, в 1094 г. захватил Валенсию, где потом и погиб.
Здесь же на площади, в начале бульвара Эсполон, находится Teatro Principal (середина ХІХ в.). Полная реконструкция была проведена в 1997 г.
Бронировала Hostal Manjón. Ну, такое… Скорее классический испанский вариант Pension (гостевой дом без кухни). Местоположение – отличное.
Оставив вещи, иду прикупить себе что-либо на ужин. И совершенно неожиданно вижу невероятно красивое небо, причем везде! А не только со стороны заката!
Перехожу через прелестный пешеходный мостик
Смотрю налево – неописуемые краски
С удивлением обнаруживаю вот такую скульптуру – «Эволюция человека»
Гляжу направо – и там совершенно невероятное небо.
А уж когда вышла из магазина опять к реке, то совершенно забыла и об ужине, и обо всем остальном. Туда, срочно, к Собору!
Вот и он – Кафедральный собор Бургоса, спокойный и величественный
Внезапно замечаю на темной скамейке какую-то фигуру – паломник! И он здесь с 1952 г.
Состояние полного восторга!
Удивительно приятный город. Гуляю, куда глаза глядят, стараясь выдерживать направление параллельно реке.
Оказывается, в Бургосе установлены памятники, запечатлевшие традиции региона и знакомящие с историей и культурой города.
Например, такая мила пожилая пара
Памятник вековым танцевальным традициям Бургоса – детям и их учителям. Почему танцевальным – непонятно… Я думала, что эта скульптура как-то связана с военным прошлым города
Ой, как-то неожиданно – девушка под дождем…
А вот какой сияющий красавец
Славно прогулялась. Пора и домой. Сейчас мне туда, а потом повернуть и… Странно. Все совсем не так. Где я? Вот же речка. А где дом? Минут двадцать пытаюсь выплутаться из лабиринтов…
Ура! Дом и ужин
4.04. Вторник
Традиционно фотографирую и отсылаю домой вид из окна) В этот раз не повезло...
Чтобы любоваться другими пейзажами, быстро собираюсь на прогулку и держу путь на рынок, где хочу попробовать знаменитые бургосские сыры.
Там меня привлекает миленькая кафешка с порхающими девочками за стойкой. К ним постоянно подходит народ за чашечкой кофе, бутербродом, плюшкой. Смех, шутки, разговоры…
Я тоже заказываю кофе и прошу маленький кусочек тортильи. Получаю вкуснейший комплексный завтрак за 2 евро. А вот зачем к тортилье подают хлеб, мне так до сих пор никто и не объяснил)))
Несмотря на вчерашние шуточки с плутанием, город мне очень нравится — теплый, уютный, домашний…
Много интересных и древних зданий .
Например, дворец Капитана. Поскольку Бургос был столицей военного округа, то все руководящие службы должны были располагаться в дворцовых зданиях. И в 1907 был построен дворец для штаб-квартиры капитанов, т. е. Генеральный штаб.
Рядом и моя вчерашняя «знакомая» – днем она выглядит гораздо лучше.
Памятник бургосскому ретриверу
Ах какая прелестная парочка! Это Лос Гигантильос – постоянные персонажи городских праздников, наряженные в классическом кастильском стиле.
Вот и речка-обманка, из-за которой я вчера не могла сориентироваться.
На крохотном мостике замерли серьезные хранители-геральдисты
Церковь Сан Лесмес (имени покровителя Бургоса) раньше была частью монастырского комплекса, основанного в XI веке французским аббатом, впоследствии канонизированным под именем святого Лесмеса.
Напротив церкви в старинном здании, заботливо укрытом стеклянным футляром, расположена городская библиотека
А завершает обрамление площади здание монастыря Сан Хуан, основанного покровителем Бургоса Сан-Лесмесом по приказу кастильского короля Альфонса VI. Монастырь должен был стать важной точкой на маршруте паломничества в Сантьяго, но не сложилось. Например, первое здание уничтожил пожар в 1436 г.
Такой вид главный фасад имеет с начала XVII ст.
А там сверху, возле правой «вазы» я замечаю гнездо аиста!
А это Casa del Cordón – дворец правителей Бургоса (коннетаблей) (XV в.), в котором католические монархи принимали Христофора Колумба после его возвращения из «Индии», а на самом деле из Америки.
Бульвар Эсполон — популярная прогулочная зона в самом центре города, вдоль реки Арлансы
Когда-то тут была дорога, опоясывающая городские стены. Позже здесь стали строить частные и общественные здания, которые выходили на новый бульвар с деревьями, образующими причудливую "крышу".
В конце бульвара гуляющих приветствует Продавщица каштанов
Чудесная витрина ювелирного магазина
Здесь есть даже музей книги с таким читающим пацаненком на фасаде. К сожалению, попытка посетить не удалась – оставалось 10 мин до обеда и администратор-кассир не захотела меня пускать.
Очаровательная Площадь Свободы
с памятником Карлу III (1716-1788) из династии Бурбонов, который правил Испанией почти 30 лет.
Здание мэрии. Слева – красно-коричневый флаг Бургоса.
Еще одна скульптура, свидетельствующая о любви бургосцев к чтению
А впереди уже виден Собор
Но его я оставлю на закуску, а сейчас хочу подняться к замку, рядом с которым есть смотровая площадка.
Совсем выбивающийся из стилистики города удивительно яркий уголок
Церковь Сан Истебан (нач. XIV в.), сейчас здесь открыт музей Алтарей и Ретабло.
Наконец-то мирадор. И весь город перед глазами!
С пояснениями и изображениями
Вот и замок. После всех военных действий в течение многих веков от возведенного в конце ІХ в. сооружения, конечно же, ничего не осталось. Последний раз он был взорван в начале ХІХ ст. при изгнании армии Наполеона с территории Испании. Сейчас идет бесконечная реконструкция… Внутрь даже не тянет
А Собор влечет с невероятной силой
Впечатляет все! И ворота, и фонтан, и его детали...
И центральная площадь при дневном свете невероятно красива! И паломник не такой уставший
Вперед, в Собор!!!
У меня уточняют, не нужно ли мне отметить креденсиаль. Замечу, что для паломников стоимость 4,5 евро, а для обычных туристов – 7.
Захожу внутрь… Вдыхаю и не выдыхаю уже до самого выхода.
Бургосский собор вошел в мой личный список самых удивительных и душевных культовых сооружений. До этого в безусловных лидерах были Собор Святого Петра (Рим) и Мескита (Кордова).
В Бургосе хочется бесконечно долго осматривать все капеллы и колонны, купола и алтари, детали и фигуры…
Строительство было начато в 1221 г. по приказу короля Фердинандо III. Возведенный на месте старой романской базилики, собор должен быть стать главным храмом Кастильского королевства. Алтарь собора был освящен в 1260 году, после чего работы по возведению храма были остановлены практически на 200 лет. Окончательной датой завершения строительства считается 1567 год – именно тогда был достроен шпиль, возвышающийся над основным перекрытием храма.
Это сухие цифры.
А эмоции от посещения – неописуемо сильные и яркие!
Невероятной красоты купол, о котором король Испании Филипп II сказал, что «это больше похоже на работу ангелов, чем людей».
Золотая лестница (1523), послужившая прообразом лестницы в Парижской опере.
Алтарь, к сожалению, получился в двух частях
El Coro вырезан из орехового дерева. В нижнем ярусе – 44 места, с вырезанными на спинках изображениями святых Церкви и сценами из детства Христа. На верхнем ярусе 59 кресел, разделенных колоннами и украшенных моментами из Христовой жизни от Благовещения до Воскресения.
А какая резьба по камню!
Sacristía Mayor. Полная реконструкция ризницы проведена в XVIII веке в стиле барокко.
El Claustro Alto с Вратами Рая, позже переименованными в Золотые ворота.
И еще множество и множество разнообразных экспонатов
Внутренние дворики полны очарования и покоя
Собор имеет форму латинского креста размером 84 на 59 м. Разделен на три нефа: широкий и высокий центральный и два поменьше боковых. Перекрыт системой крестовых сводов.
Обращаю внимание туристов, что Собор действительно очень большой и войти-выйти через несколько минут никак не получится. Маршрут построен не по кольцу, а ведет от входа к выходу через все сооружение. Думаю, что только на "пробежку" (не говоря об осмотре) надо не менее получаса.
По пути на автовокзал (находящийся, к счастью, в паре сотне метров) со мной приветливо прощается Полицейский.
До свидания, Бургос! До новой встречи!!!
Наталья, спасибо! Сразу чувствуется, что Бургос вас очаровал )) Мне фишка со скульптурами в городе очень понравилась, в личных фаворитах - девочка с зонтом и красавцы Лос Гигантильос. А паломник, судя по сбитым коленям памятника, в Бургос не фигурально, а фактически "дополз" ))
А какой купол в главном Соборе!!! ...«это больше похоже на работу ангелов, чем людей»... - точнее не скажешь. Да и само строение выглядит каким-то лёгким и воздушным, не смотря на свою монументальность и размеры.
P.S. Наталья, а кроме бумажных карт и видов из окна вы ещё какие-нибудь, столь же необычные коллекции, собираете? Прямо заинтриговали :)
P.S.S. Я себе на ужин такие же оливки брала, сразу опознала их как родных :)))))
Polina_Sumy, во второй приезд обнаружили еще парочку скульптур, а несколько еще остались неувиденными... В отличие от Овьедо нигде не нашла их полного перечня. Был попытка у местной газеты сделать серию статей, но все ограничилось одной-единственной.
По поводу коллекций даже не задумывалась))) Ну, еще входные билеты в музеи и т.п. Тоже создает настроение))) У меня поездки по папкам разложены: карты, информация о работе музеев (часто дают в туринформе), музейные проспекты, входные билетики.
Искренне рада, Signora_L, что Вас заинтересовал Собор и довольна, как слон, что научилась делать ссылки. Сайт у них замечательный. Я и сама налюбоваться не могу. Прошу прощения, что не описываю детально, но тогда бы мой рассказ затянулся на года, а этого совершенноне хочется)
Спасибо за понимание!
Леон – единственный город, о котором я знала вполне достаточно)
Как-то в ФБ кто-то из моих знакомых лайкнул мероприятие "17 tazas de café". Задумывалось 17 разговорных встреч c представителями автономных сообществ Испании. Вот «третья чашка» и была посвящена региону Кастилия и Леон.
фото со страницы Gabby Elephant
Поэтому я точно знала, что это небольшой город на берегу реки Бернесга у подножия Кантабрийских гор. Знала, что в городе много архитектурных памятников – свидетелей его необыкновенной истории. Что до сих пор в центре Леона сохранились мощные крепостные стены. Что язык региона наиболее чистый, классический.
В общем, имела о городе определенное представление. Но, почему-то в жизни Леон оказался совсем другим.
Все время я пользовалась услугами основного испанского автобусного перевозчика – ALSA. Вот такие комфортные машины с туалетом и вай-фаем выходят на междугородние рейсы.
Автовокзал находится немного в стороне от центра, на берегу реки.
Путь до хостела недолгий, минут 15. Расположено мое жилье в самом центре, на самой главной улице Ancha (Широкая), в 100 м от Собора.
Нажимаю на кнопку домофона, дверь распахивается, поднимаюсь наверх, звоню – открывает китайская девушка. Спрашиваю, где администратор, а она показывает на стойку регистрации:
Что??? Как можно так работать? Я же предупреждала о времени приезда! Что же делать? Сейчас еще нет и восьми вечера. Я собиралась еще погулять допоздна… И нет уверенности, что мне еще раз откроют…
Осматриваюсь. В гостиной два удобных дивана (один из них я быстро оккупировала), в свободном доступе душ, кухня, стиральная машина. В коридоре на стенке ящик с надписью: «Прежде чем уйти, опустите сюда ключ от комнаты и деньги»… То ли коммунизм, то ли полнейшая безалаберность…
Ну ладно… Диван у меня есть, поработать, поесть, поспать – все смогу.
Расположившимся за столом китайским девушкам я сказала, что спать буду здесь. Они и не возражали))) Тем более, что пиво у них опять закончилось и снова послали гонца.
Предаюсь чаепитию, вглядываясь в вечернюю жизнь города…
Вскоре входит удивленный мужчина. Да, удивленный именно тем, что дверь открыла китайская девушка и см. выше...
Он тоже пытался звонить по телефону, указанному в бронировании, но если у меня сбрасывался номер, то у него просто никто не брал трубку, поскольку телефон звонил в коридоре…
В общем, хорошо, что есть второй диван)))
Еще через полчаса пришел молодой человек и бодро нас поприветствовал. Мы сказали, что диваны уже заняты, пусть думает, где он будет спать… Парень заметил, что у него есть место в комнате и помахал конвертом с ключом и запиской. На наш дружный вопрос, где он его взял, пожал плачами: «Так вот же перед входной дверью на полочке стоит коробка с конвертами…»
Мой «коллега» метнулся и принес нам такие же конверты. Точно коммунизм…
5.04. Среда
Утром я убегаю пораньше, чтобы вернуться ко времени работы ресепшена – хочу оплатить проживание картой и договориться оставить вещи до вечера.
До кафедрального собора Санта Мария (Catedral de Santa María) не более сотни метров. Какой же он красивый…
Строительство началось в XIII веке на месте древнего римского храма. До XVI века велись работы по его сооружению. Сегодня Санта Мария де Леон самый светлый храм Испании с площадью витражей около 1700 квадратных метров!
Вот только режим его работы, к сожалению, никак не совпал с моим...
На площади Regla перед собором стоит вот такая необычная скульптура. Она появилась здесь в 1997 году, когда площадь сделали пешеходной. Работа местного скульптора Хуана Карлоса Уриарта посвящена всем, кто приложил руку к строительству собора: изготовителям стекла, каменщикам, кузнецам и др.
Памятник отлит из бронзы. В нем множество символических деталей. Хочется рассматривать медленно и спокойно. Благо, что сейчас еще раннее утро)))
Слева – силуэт Николса Франсеса, автора алтаря. Справа – отпечатки рук безымянных строителей собора. Стоит памятник на мраморном мозаичном лабиринте, напоминающем о французских готических соборах.
.
Кроме меня, на площади почти никого – лишь несколько прохожих и "Отец и Сын".
Автор бронзовой скульптуры – Хесус Трапота Медина. С момента установления (1997 г.) местные жители неоднократно высказывались о малой художественной и социальной ценности композиции. Однако, как оказалось, памятник очень любят туристы. Им нравится фотографироваться с Отцом и Сыном, символизирующими прошлое и будущее.
Кстати, об истории города. Впервые о поселении было упомянуто приблизительно в 70 году до н. э., когда римские солдаты прибыли сюда для охраны границ. А еще они должны были контролировать работы в золотых рудниках Лас-Медулас. И как-то так наименование легиона интерпретировалось в имя города.
С середины VI века Леон перешел во владение вестготов, в начале VIII – к маврам, еще через пару-тройку десятков лет – его отвоевали христиане и присоединили к королевству Астурия. А в начале Х века, после прихода к власти короля Ордоньо ІІ сюда перенесли столицу королевства.
Крепостную стену вокруг старого города построили римляне в период с I по IV в.
Сегодня стена сохранилась кое-где, но сооружение основательное и мне приходится идти вдоль нее аж до Замковых ворот (Puerta Castillo), единственных сохранившихся из четырех, к Тюремной арке (El Arco de la cárcel).
Здесь же – остатки старой крепости Castillo de León (Torres de León). Упоминается о ней с X в., но сегодня сооружение на крепость совсем не похоже. Ведь уже многие столетия его использовали как тюрьму. А ныне помещение отдано Историческому архиву провинции.
Городская скульптура Леона достаточно часто вызывает недовольство жителей. А весьма креативное руководство города постоянно подкидывает гражданам новые поводы для негодования. Например, несколько лет назад Городской совет Леона предложил престижному художнику Эдуардо Арройо оживить пространство вокруг Пуэрта Кастильо, в результате чего на здании появилась гигантская муха. По задумке Арройо (а это один из его наиболее амбициозных проектов), в обозначенном квадрате должно появиться 60 стальных мух разного размера и мифологические персонажи (бог Eolo, единорог и минотавр). Сам художник определяет свой задум как «театральный». Он планирует использовать камень, бронзу и железо, чтобы изменить вид этого района.
Однако этот квартал расположен очень близко к Базилике Святого Исидора (Basílica de San Isidoro), из-за чего начались протесты жителей, что привело к некоторым задержкам реализации творческого замысла.
А вот уже и сама Базилика – одна из старейших церквей Леона. Построена была в XI веке по приказу короля Фердинанда I и его жены Доньи Санчи.
Одно время здесь работала школа мастеров-ювелиров, которые специализировались на работе с драгоценными камнями и слоновой костью.
В крипте храма, в Королевском Пантеоне, находятся усыпальницы астурийских и леонских королей, принцев и графов. Её стены и своды расписаны фресками 1160 г., крышу подпирают массивные колонны, между ними стоят саркофаги (фотографировать запрещено).
Рядом, в здании Real Colegiata de San Isidoro с конца XII века проходили заседания первых демократических кортесов – представительных органов Испании (сейчас здесь музей).
В одном из задних дворов базилики в 2005 году открыли Hotel Colegiata Leon.
На площади Святого Исидора сохранился фонтан работы Исидро Круэлы (1787 г.) – лучшего специалиста того времени в городе. Скульптурная часть фонтана – высокий столб. На его вершине лев, держащий часть колонны со щитом и надписью: «LEG VII GEM». Это дань уважения именно тому самому Легиону VII Gemina. Фигуру льва – работа скульптора Мариано Сальватьерра.
Напротив грозного стража установлена скульптура Кабесадас (Las Cabezadas). Создал ее в 1990-х гг. Хосе Луис Фернандес.
По легенде, в середине XII ст. в королевстве была невиданная засуха. Отчаявшись, жители города взяли мощи Святого Исидора и пошли молить бога о дожде. Чудо, конечно же, свершилось)))
Вот с тех пор в Леоне в последнее воскресенье апреля проводится традиционный праздник – Кабесадас. В этот день мэр города преподносит настоятелю церкви Святого Исидора огромную свечку. Настоятель принимает дар и сообщает собравшимся, что это долг городского совета. Мэр же утверждает, что делает это добровольно. Они начинаю спорить, но в итоге находят компромисс.
Выхожу на Сalle Cid. Впечатляет здание Fiscalia Provincial (Прокуратура)
Улица упирается в одноименную площадь, украшенную бронзовой скульптурой Амансио Гонсалеса «Сидящая фигура с мертвой птицей» (1998), которая «поэтизирует настоящую дружбу». Сначала ее установили в Музее долины Эваристо Хихона, а потом решили передать в Леон.
Вся информация о скульптурах и памятниках взята тут.
А это шикарный, как для центра города, парк имени того же Сида
Сделав петлю, я возвращаюсь в хостел. Беседую с милейшей барышней с ресепшена по поводу вчерашних передряг, расплачиваюсь (картой), оставляю вещи и иду исследовать оставшуюся часть города…
Рассматриваю витрины, дома, людей
Суровые «мужские клубы» – отдельная и любимая тема)))
Выхожу к рынку, здесь очень ярко, ярмарочно и явно чувствуется ожидание праздника…
Выхожу к старому зданию мэрии (конец XVI в.). Во второй половине XX века, чтобы разместить весь штат чиновников, было снесено соседнее здание городского театра. Но и это помогло мало и вскоре мэрии нашли другое помещение. Сегодня от аутентичного здания в стиле классицизма остался только северо-восточный угол.
А вот и площадь Сан Марсело, она же Площадь голубей (Plaza de las Palomas).
Здесь находится старейшая в городе церковь
И много других интересных зданий. Например, Дворец Гусманов (El Palacio de los Guzmanes). Это семейство было одним из наиболее влиятельных в Леоне и к середине XVI века заказало архитектору Родриго Хилю де Онтаньоне новый палаццо. Сегодня здесь заседает правительство провинции Леон.
В 50-х гг. ХХ века галисийский реставратор Андрес де Сеоане сделал копии двух воинов (для замены поврежденных оригиналов), охраняющих главные ворота дворца.
А рядышком расположено гораздо более молодое здание, которое построил сам Гауди, – Casa Fernandez-Andres, хотя называют его просто Дом Ботинес
Братья Фернандес заказали Гауди своеобразный «бизнес-центр» и назвали его в честь отца Хуана Хомса-и-Ботинеса, где производили, хранили и продавали текстиль.
Архитектор начал работу над проектом в 1891 году. Основные декоративные элементы фасадов – высокие угловые башни и стрельчатые витражные окна в неоготическом стиле.
Сейчас здесь социально-культурный центр финансово-страховой компании Caja España.
На портике дома Святой Георгий убивает дракона. Это работа того же Андреса де Сеоане, по проекту Гарсиа Моралеса (1955 г.). В 1956 г. ею заменили разрушившийся оригинал. При демонтаже остатков скульптуры в 1950 г. были обнаружены чертежи и планы здания, датированные 1891 г. и подписанные Гауди.
А напротив дома «сидит» и сам архитектор (работа Хосе Луиса Фернандеса, 1998 г.). Скульптура любима туристами, которые всегда рады сфотографироваться с великим Гауди.
На улице Рамона и Кахаля (calle Ramón y Cajal) стоит памятник трем инфантам: донье Санче и ее дочерям Урраке и Эльвире (2002, автор Мария Салуд Парада Моройон). Сначала скульптурную группу разместили перед главным фасадом Сан-Исидоро, что вызвало сильную критику горожан (почему меня это уже не удивляет?) и заставило сменить дислокацию. Теперь она стоит возле лестницы, ведущей к романскому колледжу.
А вот на огромной площади Санто-Доминго (1904 г.)
"поселился" любимчик местных жителей. Это La vieja negrilla (перевести нормально не могу даже с помощью словарей – большинство интерпретирует как Великан). Автор Амансио Гонсалес Андрес изваял его (да, это «мальчик») в 1997 году для скульптурного парка Troège del Cerecedo, который так и не сделали. Поэтому оставили бетонного Негриллу прямо на тротуаре, на центральной площади. Через десять лет во время ДТП водитель вылетел на тротуар и «задавил» Великана. По настоятельным просьбам горожан (!!!), мэрия приняла решение восстановить скульптуру. И через год новый, помолодевший и уже бронзовый Негрилла вернулся свое место.
На площади Непорочности (Plaza de la Inmaculada) возвышается фигура Богородицы (художник Марино Амая, пьедестал архитектора Рамона Каньяса), установленная в середине 50-х гг. ХХ в. – в годы франкистского режима. Это одна из немногих скульптурных работ того жестокого времени. И, наверное, второй памятник, к которому благосколонно относятся горожане.
Я помню, что через Леон проходит Камино де Сантьяго и сейчас самое время пройти крошечный отрезок Пути.
Еще со времен средневековья Леон был одним из важнейших пунктов Камино. Так, монастырь святого Марка (Convento de San Marcos), расположенный на берегу Бернесги изначально строился для того, чтобы дать ночлег паломникам и защитить их от нападений коварных мавров.
В конце XII в. – это уже была главная резиденция Ордена Святого Сантьяго. В XVI в. здание перестроили. И главный стометровый фасад стал архитектурной жемчужиной стиля платереск: его украшают многочисленные колонны, медальоны, скульптуры. Здесь изображены персонажи из греко-латинской и испанской истории.
За время своего существования, чего только не навидались стены бывшего монастыря: это была и тюрьма (среди узников вспоминают писателя Франсиско де Кеведо), и казарма, и ветеринарная клиника, и концлагерь для республиканцев во время Гражданской войны.
В 1964 году заброшенное здание реконструировали и разместили отель «Парадор». Рядом находится Археологический музей и церковь.
На площади перед монастырем расположился на отдых бронзовый паломник (работа Мартина Васкеса де Акунья, 1998 г.).
Как жаль, что я не смогла сфотографировать его лицо ~ запечатлеть, как искренне он любуется неописуемой красоты фасадом....
Бросаю монетку в воды Бернесги, прощаюсь с Леоном и направляюсь в Астурию!
Оооо, какой интересный город - Леон! Очень разный, и по архитектуре, и по памятным спорудам, и по настроению. Особенно радует, что погода благоприятствует вашим прогулкам, солнечно - хорошоооо :)
Услугами ALSA тоже активно пользовалась, подтверждаю - всё на уровне. А с хостелом у вас прямо отдельное приключение! Теперь буду знать, что ресепшен может работать в режиме "возьми ключ на столике в конвертике"... Надо же, никогда с таким не сталкивалась.
В противостоянии недовольных жителей и креативного руководства города, я бы заняла сторону последних. Мне нравится, когда в старое вторгается что-то новое - оно будоражит, вносит свою энергии и заставляет себя обсуждать :)
"Мужские клубы" прекрасны! Тоже люблю подглядывать за короткими эпизодами неспешно протекающей местной жизни...
С Гауди удивили, я то думала, он только в Каталонии своими работами отметился. А нет, везде успел! ))))
Наталья, спасибо! Очень интересно и познавательно! И да, поздравляю с пройденным отрезком Camino Francés ;) Как ощущения? ))))
Юлия, замечательная история!!! Как иногда все бывает просто))) А я для себя "занотую", что телефоны могут быть неправильными!
Полина, Гауди действительно работал практически только в Каталонии. Есть только три здания за пределами этой области. Можна прочесть тут.
Эх, Камино... Ракушки после Вашего рассказа выискивала везде! Вес рюкзака был практически идеальным! Километраж немного недотягивал. А вот ландшафт, конечно, ни в какое сравнение с настоящим каминовским не шел... И продолжительность путешествия.... Недосягаемая мечта )))
Еще пару часов в дороге и я приезжаю в Овьедо.
Как здорово, что всю историческую справку написала Polina_Sumy в своем великолепнейшем рассказе «Camino Primitivo. Дневник одного путешествия». Поэтому поделюсь лишь эмоциями.
В Овьедо первой меня встретила такая грациозная Менина.
Я еще не знала о наличии в городе множества разнообразных скульптур, но эта красотка мне определенно понравилась.
В Овьедо у меня будет «база» на две ночи, поэтому выбираю жилье получше. Тоже самый центр, окно с широким подоконником, сидя на котором очень уютно рассматривать жизнь города…
Хозяин вдохновенно рассказал мне о достопримечательностях и я сразу же отправилась знакомиться с ними.
Какой милый и симпатичный город!
Polina_Sumy, Хунта на меня тоже произвела впечатление!
Какие интересные тут мужчины)
И красивые девушки-полицейские (я пока соображу, что можно сфотографировать, то все уже ушло, упорхнуло, закончилось…)
Почти сразу же обнаруживаю интересные памятники.
Овьедо очень отличается от посещенных городов – он разноцветный!!! Что-то меня утомил основной серо-коричневый тон северных поселений…
А здесь, что ни дом, то радость!
А на площади Даойс и Веларде (Plaza Daoiz y Velarde) меня просто переполняет чувство восторга! Здесь так невероятно уютно, радостно и очень по-домашнему! Мальчишки играют в футбол, мамочки гуляют с малышами, пожилые люди отдыхают на солнышке, дальше столики ресторанчиков…
Я даже не догадывалась, что тут с утра работает рынок! Меня не просто удивляет, а поражает до глубины души способности испанцев, итальянцев и др. европейцев мгновенно трансформировать пространство. И обычную рыночную площадь превращать в считанные часы в душевное место отдыха. Без мусора, запахов и т.д.
Я настолько увлечена здешней жизнью, что даже не замечаю скульптуру Торговок (Vendedoras del Fontan) – на фото они на заднем плане!
Вдоль рынка выхожу на площадь Конституции (Plaza de la Constitución) к церкви святого Исидора (Iglesia de San Isidoro). Как уже отмечала Полина, это была часть школы иезуитов Сан-Матиас. Однако уже через два столетия школу снесли из-за строительства Фонтанного рынка, оставив лишь церковь.
Удивляет контраст между внешней строгостью (за исключением фасада) и богатым внутренним интерьером.
Изначально у церкви планировались традиционные две башни, но одну так и не построили)))
Здесь же на площади находится мэрия. Вначале она размещалась в атриуме церкви Сан-Тирсо, а сюда была переведена в 1671 г. Здание было разрушено во время Гражданской войны (как и большая часть Овьедо), а восстановлено в 1940 г.
Еще одна достопримечательность – Дворец Руа (Palacio de Rua). Одно из старейших зданий в городе, которые не повредил Великий пожар 1521 г. Датировано XV в. и названо по имени одного из владельцев: Родриго де ла Руа, бухгалтера (счетовода, министра финансов – как правильно может называться эта должность?) католических королей.
Сегодня здесь проводят культурные, социальные или деловые мероприятия или торжества.
Дворцу более 750 лет. Начинался он с башни, которая сегодня встроена в здание.
Чуть ли не повизгивая от восторга -- настолько энергетичен и приятен этот город, я выхожу к Кафедральному собору
Здесь же, на площади перед собором меня встречает La Regenta
Впечатляет расположенный рядом Дворец Вальдекарзана-Эредия (Palacio de Valdecarzana-Heredia). Диего де Миранда, он же маркиз Валдекарзана, в начале XVII в. распорядился построить резиденцию, соответствующую его положению и благородству. На фасаде – массивный дворянский герб с изображением первого подвига Геракла «Укрощение Немейского льва».
В конце XVIII в. семья Эредиа отремонтировала дворец и его двор. В ХІХ веке жильцов выселили и передали здание казино, а с 1931 года здесь располагается государственное учереждение -- Audiencia Territorial de Asturias.
Полюбовалась издалека этой парой. Мужчина с такой красноречивой жестикуляцией и достаточно спокойная дама. Из их фото можно было собрать целый рассказ)))
А я ищу вход в музей изящных искусств.
Это не здесь...
И не здесь...
Но точно близко!
Музей изящных искусств Астурии расположен в трех старинных дворцах: Паласио де Веларде, Каса Овьедо-Портал и Каса Солис Карбахаль. Коллекцию начали формировать в 1969 году и сейчас она насчитывает более 15 тыс. экспонатов.
Здесь есть картины испанских художников (в том числе астурийских) и работы живописцев из других стран. Также представлены скульптуры, фотографии, изделия из стекла и глины и т. д.
Невероятно богатая коллекция! Три здания по три этажа!
Я обычно не делаю фото в музее, а тут у меня их нащелкано великое множество. Уважая чувство прекрасного у читателей, заменю свои ... (даже не знаю, как их назвать) фотографиями с сайта музея.
El Greco. San Pablo
Francisco de Zurbarán. Cristo muerto en la cruz
Juan Carreño de Miranda Carlos II a los diez años
Salvador Dalí. Metamorfosis de ángeles en mariposa.
Aurelio Suárez. Fragmento de «Mundo oculto» (1946)
Aurelio Suárez. Noche de frío espeso
Pablo Picasso. Mosquetero con espada y amorcillo
Буквально за волосы вытаскиваю себя из музея!!! Сколько интересных работ!!! Там нужно провести не меньше недели, но у меня ее, к сожалению, нет…
Мне надо еще обязательно увидеть Fuente De Foncalada. О нем с замиранием и восторгом рассказывал хозяин жилья.
Памятник дороманского искусства расположен рядом с бывшей римской дорогой. Анализ его эпиграфики связывает сохранившиеся надписи с царствованием Альфонсо II (791-842). Сооружение состоит из трех частей:
– канал подачи воды от источника, местоположение которого неизвестно, до выхода через эдикулу. Фундамент из больших известняковых плит, на которых расположены две боковые стенки из песчаников;
– эдикула (или храм с кубическими пропорциями) заканчивается громоздким фронтоном с аркой, где поднимается вода. На арке находится знаменитая надпись: «С помощью этого знака праведник защищен, с этим знаком враг побежден. Вложи, Господи, здоровья в этот источник и не позволяй войти поверженному ангелу»;
– бассейн, первоначально предназначенный для омовений.
И еще мне хочется попасть в Сан-Хулиан-де-лос-Прадос (San Julián de los Prados).
Это самая старая и самая большая дороманская церковь во всей Испании. Точная дата сооружения неизвестна, но заказал ее постройку тоже король Альфонсо II в ІХ веке.
Церковь находится в современном жилом районе
С такими же цветными домами, как и в центре
Церковь даже видно, когда уезжаешь из Овьедо в сторону побережья
Как я уже упоминала, в это время шла вечерняя служба и сделать фото внутри не было никакой возможности. Поэтому только наружные виды
Программа минимум на сегодня выполнена. Можно потихоньку двигаться в сторону дома, по пути останавливаясь еще и еще раз полюбоваться зданиями
И уже возле дома захожу в сидрерию.
Удивило, что были, как одиночные (одинокие?) посетители (типа меня), так и пары, причем разного возраста. Также явно здесь назначали встречи и коротали время, дожидаясь друга. И все располагались вокруг стойки, беседовали с барменом и абсолютно не скучали между наливанием порций сидра. В общем, вечер тоже удался!