Не знаю, кто как. А я не сильно большой любитель интерьерных музеев. Там сам себя чувствуешь экспонатом, опасаясь лишний раз громко скрипнувшей половицей паркета взволновать старушку-смотрительницу в синей униформе. А вот скансены я обожаю! Потому что тут тебе и природа, и все настоящее такое, и старое. И все можно потрогать руками. И фотографировать можно. И громко выражать свое восхищение тоже. Да и старушки-смотрительницы в них бывают исключительно замечательные!
Поэтому когда, после многократного редактирования, таки был утвержден план на ближайшую субботу, счастью не было предела! Поскольку мы ехали в давно вымечтанный скансен в Переяслав-Хмельницком.
Я, как обычно, загодя смастерила себе о музее книжку читабельную. И в пути удобно развлечься. И на месте хорошо иметь под рукой «краткий конспект». Так вот. Еще на подготовительном этапе с изумлением узнала (хотя может это только для меня открытие), что так сказать прародительницей скансенов можно считать королеву Марию-Антуанетту. Именно она в свое время возле подаренного ей дворца Малый Трианон велела воссоздать миниатюрную деревню из нескольких усадеб. В деревне жили самые настоящие крестьяне и радовали королевский глаз игрушечной жизнью. Нарядные пейзане обрабатывали поля, прелестные юные девы с песнями полоскали в речке белье, благоухающие от ежедневного мытья, с украшенными цветными ленточками шеями и рогами коровки, овечки и козочки бодро паслись на лужках, курочки и уточки выискивали червячков… И это был первый в мире скансен, т.е. музей под открытым небом, правда, единоличного пользования. Потому как любовалась всеми этими красотами исключительно королева, ну и (изредка) приглашенные ею гости.
Ну а потом уже, сто лет спустя, в Стокгольме в имении Скансен создали первый в мире настоящий этнографический музей под открытым небом. А поскольку «фамилия» музея со временем стала именем нарицательным, то к примеру стокгольмский музей теперь так и называется: скансен Скансен ))). Ну и там народ не живет, а работает. Т.е. в рабочее время в национальных костюмах в аутентичных интерьерах-экстерьерах имитирует крестьянский быт на радость многочисленным посетителям.
Всего в мире около 2000 подобных музеев и половина из них находится в Швеции. В нашей же прекрасной и незалежной Украине (не поверите) скансенов аж 14 штук! Из них один национальный в Киеве (Пирогово), два региональных («Шевченківский гай» во Львове и Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины в Переяслав-Хмельницком). Все прочие - это областные музеи, причем совсем необязательно расположенные в областных центрах. На данный момент я была всего в трех таких музеях. Т.е. и на Родине есть еще над чем работать :).
Собственно о существовании переяслав-хмельницкого музея под открытым небом узнала из комментария venera-ok к прошлогоднему рассказу о посещении львовского скансена. И очень хотела в него попасть. И вроде не так далеко Переяслав от нас, всего каких-то 270 км. Но перспектива езды через Киев-Борисполь с активно ремонтируемыми дорогами омрачала мечту. Но в конце концов звезды сошлись должным образом и вот мы уже в пути. Киев, кстати, проехали гораааздо быстрее, чем Борисполь. Сами были удивлены.
Уже практически в Переслав-Хмельницом заболтавшись, пересекли осевую, и тут же были остановлены местными полицейскими. Но немедленно ими прощены, когда в ответ на их реплику «Мабуть, дуже поспішаєте” прозвучал наш ответ, что таки да, торопимся в музей. Тут же показали нам дорогу, помахали на прощанье, улыбнулись и… Вот что ни говори, а приятно.
Первое, что бросилось в глаза при подъезде к музею – это отсутствие парковки как таковой. И туристические автобусы, и свадебные кортежи, и самотуристические автомобили паркуются, можно сказать, в чистом поле. Причем с одной стороны мЕста бОльше и поле уже «причесано» множеством проехавших по нему шин. А сторона напротив, где собственно нам и пришлось остановиться, черная от выжженной травы, кочкообразная и ямообильная. Интересно, как на этой «парковке» можно припарковаться в осенне-весеннюю хлябь?
Очередь в кассу небольшая, двигается быстро. Перед нами жених со свидетелем покупали билетов аж на 270 грн.: гуляли свадебных гостей в скансене. Взрослый билет стОит 15,00 грн., детский – 5,00. За экскурсию нужно заплатить больше: 90 грн. за 3 академчаса для взрослых и 60 грн. (3 ч) или 40 грн. (2 часа) за «детский» вариант. Вход в некоторые музеи на територии скансена также оплачивается отдельно (непосредственно в самих музеях), 3 и 2 грн. соответственно. Право на видеосъемку – 50,00 грн. На фотосъемку – 20,00 грн. Честно говоря, ни входные билеты, ни разрешение на фотографирование никто ни разу не спросил.
Планируя посещение скансена, нужно иметь в виду, что выходные дни в музее Пн-Вт. И в Пн, Вт, Ср, Чт доступно только 50% экспозиции. Часы работы: с 9.00 до 17.00. Да что там. Вот сайт: http://niez-pereyaslav.com.ua/, здесь обо всем подробно.
Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины (о как он называется по-научному) занимает собой территорию аж в 30 га и является частью Национального историко-архитектурного заповедника «Переяслав». По сравнению с ужгородским и львовским музеями под открытым небом больше всего здесь поразил размах. Т.е. тут просторно и вольготно. Большущие дворы, на них также свободно расположены хозяйственные постройки.
Огородики-цветники разбиты. Посажены садовые деревья. В общем, иллюзия полная настоящего полновесного старинного села. С центральной площадью, ветряками, качелями, ставкАми-озерцами, церквями, школой, управой и т.д….
Закулисье праздника":
Праздник, так сказать, в анфас:
На празднике дите без мотаной куклы быть не может!
Синий конь. Тонконогий. Прямо такой далийный :-)
Очень приятные смотрительницы в скансене. И все как одна веселушки-хохотушки. И душевные очень :). Выше я уже писала, что за вход в музеи, расположенные на его территории, нужно платить отдельно. Поскольку я (как уже неоднократно упоминалось) птица мелкая и на самостоятельную представительную единицу не сильно тяну, при входе в музеи шутя спрашивали, сколько будет стоить вход взрослого дяденьки «с ребенком». В ответ смотрительницы, не моргнув, брали с нас 5 грн. вместо положенных 6 (т.е. как за взрослый и детский билет).
Ну и еще было смешно, когда возле одной из хатынок я решила сфотать своего спутника с колоритнейшей смотрительницей в вышиванке. Спросила, можно ли. Она в ответ и с улыбкой: «Сто гривен». Ну и уселся мой красавчЕг возле нее, я так и сяк их снимаю, понимая, что про сотку – это так, шутка юмора. Тут подходит другая компания, слышавшая наши «торги». И, наблюдая, что наша фотосессия заканчивается, хлопец из этой компании поворачивается ко мне и спрашивает: «Ну что, продлевать будете?» :-))). Хохотали до слез все.
И еще такой милый момент. Мало того, что все хатки-лужки-деревца-цветочки ухожены. Так еще где-нигде предусмотрены специальные места для фотосессии. И любовно снабжены либо сиденьицем под попу, чтобы фотографируемому лицу было удобно и мягко сидеть. Либо прям каким-нибудь мягким кожушком, на который можно даже прилечь:
И калиной все украшено, и цветами … В хатах свежее сено, букеты из сухоцветов. Запах!.. В общем, по всему видно, что в музее работают неравнодушные люди. А это всегда ценно.
Еще в пути отметили себе в моем самодельном путеводителе музеи, которые хотелось бы посетить (а на территории скансена их аж 13 штук). Потому что в виду лимита времени было понятно, что увидеть сразу все в этот приезд не получится. Из всех скансеновских музеев, где мы в этот день были, обоюдно больше всего впечатлились козацким постоем и почтовой станцией.
Козацкий постой (не уверена в тонкостях перевода :), но думаю, что слово "постой" вот очень применимо в данном случае) – это такая мини-крепость, старинный погранпост.
Меня лично поразил выкопанным вручную (!) шестиметровой ширины рвом. Это ж на минуточку, сколько тонн земли перетаскали на себе казаки, прежде чем ров выкопали и насыпали из этой земли 10-метровый вал, на котором собственно и размещался постой. Пусть даже трудилось их немало. Но судя по внутреннему двору, не так и много народу там проживало. И главное, как все с умом сделано. Во дворе колодец, конная перевязь, конюшня, а над ней – жилое помещение.
Все по периметру огорожено частоколом. На валу 9 пушек и 23 узких бойницы. А рядом сторожевая вышка со смешным названием «хвигура» или «гляда».
В случае опасности наблюдатель давал сигнал, ну и братва уже была готова к отражению вражеского нападения.
А почтовая станция сразу вызвала желание перечесть в оригинале :-) пушкинского «Станционного смотрителя». Во-первых, очень симпатично выглядит снаружи.
Во-вторых, и внутри все очень мило и уютно.
Пушкина я дома читнула в тот же день, по возвращению. Оказалось, что станционный смотритель был чиновником самого низшего, 14-го класса. И нередко бывал даже бит разгневанными постояльцами. А сердиться им было на что. Ведь уже тогда в наличии были две беды, на языке современности именуемые «менеджмент и инфраструктура» :-))). Ну и конечно особенно впечатлили висящие на стене почтовой станции «Высочайше утвержденные дорожные правила». Из которых становится понятно, что сам-то станционный смотритель с его 14-м классом при передвижении по стране мог надеяться всего на 2 лошади. Чином не вышел! Вон пушкинский-то за дочкой в Петербург пешком ходил. Вот так вот.
Те самые "Правила":
А за этим столом станционный смотритель выписывал в свою регистрационную книгу сведения о проезжающих из их подорожных:
А это "гостиничный нумер", в котором могли отдохнуть с дороги состоятельные постояльцы:
Ямщицкая:
Там же:
О, еще интересным оказался музей сухопутного транспорта.
Он кстати единственный такой в Украине. Правда, как мне показалось, несколько тесновато в нем. Вроде и павильон, в котором экспонируются брички, тачанки, фаэтоны, возы, сани и пр. не мал – 430 квадратов. Но как-то все слишком близко друг к другу стоИт.
Запомнились «фары» на нескольких старинных «автомобилях»: на высоких столбиках фонари, внутри натертая до блеска медная пластинка. Внутрь ставилась зажженная свеча, свет отражался от пластинки, и вид был почти, как у современной автомобильной фары.
Они тоже могли бы выглядеть шикарно. Если б их как следует "подмакияжить": подкрасить, полакировать и т.д. А так, конечно, вид несколько неухоженный. Нозато так они действительно выглядят очень жизненно и
И спасибо Вам, illusia, за комментарии.
Еще чем хорошо вот так окунуться в старину, это возможностью пополнить свой словарный запас новыми специфическими словами. И пускай тебе вряд ли пригодятся в обиходе слова «чинбарь» или «стельмах». Но при встрече с человеком по фамилии Стельмахович ты обязательно вспомнишь, что стельмахами были мастера, изготовлявшие деревянные транспортные средства: возы, телеги, колеса к ним, также сани и т.д. А чинбарь – это вычинщик овечих шкур, т.е. создатель овчины.
И вот какой-то чинбарь жил когда-то в таком веселеньком домике:
В таком приятном интерьере:
А в "прихожей" у него у дверей стояла старинная стиральная машинка - жлукта (ну, вот у нас говорят "жлуктити воду", т.е. много пить):
А кокетливый "бантик" в стене - то такой старинный дверной глазок :).
А помните про то, как «…все биндюжники вставали, когда в пивную» входил Костя-моряк? Так вот здесь, в скансене мы узнали, что биндюжники были весьма уважаемыми гражданами Одессы. Они были возницами на огромных возах для перевозки ящиков и бочек.
И в портовом городе такая профессия была весьма востребованной.
Хотя мы были в музее в день народного гуляния, без проблем смогли утолить голод-жажду. Прям на центральной сельской площади, возле озера несколько ларьков с чаем-кофе-капучино и всякими пирожками и даже борщами, блинчиками и т.д. и т.п. вполне справлялись с наплывом посетителей. Вопрос, работают ли эти точки общепита в будние дни, остается открытым. Мы себя после трудов праведных угостили варениками с творогом и вишнями и кавкой. Что интересно, вареники здесь готовят на парУ, это характерная особенность кухни Полтавщины (а Переяслав когда-то входил в состав Полтавского повета).
Но вообще, я думаю, что весной-летом-осенью можно просто приезжать сюда на целый день с пледом и бутылочкой хорошего вина... И приятнейшим образом проводить время: гулять, смотреть, отдыхать, выпивать-закусывать и никуда не спешить. Это ведь так много, не?
Все конечно знают, кто такой Патон :=). Но! Семья Патонов были только последователями украинского ученого Николая Бенардоса. Именно он и является изобретателем метода электродуговой сварки. Я даже не слыхала о нем доселе. А вот во всем мире в 1981 г. по решению ЮНЕСКО отмечали столетие его гениального изобретения. Поэтому очень хотелось зайти в его музей в скансене. Но увы… В этот день он почему-то не работал. А в нем, помимо личных вещей, мебели и т.п. (как собственно Бенардоса, так и Патонов), также экспонируется уникальный макет пешеходного моста через Днепр авторства Патона.
Еще забрели (намеренно) в охотничий домик князя Горчакова. В котором я поначалу скривила губки и констатировала, что бедновато как-то. В ответ на что мой охотничек язвительно заметил, что и в наше время в таком домике не худо было бы перекантоваться во время охоты. Все-таки два этажа, 8 комнат! Да еще две веранды впридачу ))). Причем дом построен по проекту самогО князя. Вот кто сейчас может самостоятельно спроектировать не то, что двухэтажный дом, а хоть бы дачную хибарку?! Внутри хороша старинная мебель и чучела всяких диких зверей. И особенно поразила башка огромного лося! Именно башка, потому что голова в моем понимании несколько мельче :-). Анонсированных на табличке при входе черепов гиппопотама и носорога не видели, нет, врать не буду :).
Две такие статуи стоят перед входом в домик. У этого товарища видать в руках раньше был какой-то охотничий атрибут. Украли... А у соседней статуи вообще голову унесли.
Ааааа!!! Я проворонила ваш новый рассказ, staruha_izergil!!! Зато теперь с чувством, толком и расстановкой :) всё читаю и рассматриваю.... Спасибо вам за это нежданное утреннее удовольствие!
На Сумщине, кстати, тоже принято готовить вареники на пару. А вот на Луганщине - там предпочитают варенный вариант (кто про что, а я сразу тему вкусняшек выхватила :)
О существовании Музея народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины, я до вашего рассказа даже не подозревала. Сама люблю вникать во всякие детали и подробности, поэтому бродить с вами по территории скансена - одно удовольствие )) Почтовая станция сразу мысленно перенесла в позапрошлый век, а музей сухопутного транспорта визуализировал путешествие в прошлое. Выучила значение слов «чинбарь», «стельмах» и «биндюжник» )) А князь так скромно и просто отдыхал, оказывается... Я думала, будет больше роскоши даже в охотничьем домике.
P.S. Похихикала с этого ....две беды, на языке современности именуемые «менеджмент и инфраструктура»... Как вы изящно про классические "дураки и дороги" выразились :)
P.S. S. Требую продолжения банкета рассказа ;)
Ууу, как приятно, когда видишь «живой» отклик на свою писанину. Так-то вижу, что вроде читается мой «музейный» опус. Но все-таки когда еще и реакция в виде комментариев – это очень зДорово. И, повторюсь, приятно. Спасибо, Polina_Sumy! Спасибо, illusia!
Я, если честно, и сама не знала об этом музее. «Прозрела» исключительно благодаря ТурПравде и комментарию venera-ok к прошлогоднему рассказу о львовском скансене. И очень рада, что удалось посмотреть и на переяславский скансен своими глазами :).
А княжеский домик, таки да, ну скромноват как-то, в моем пролетарском понимании. Хотя именно скансен показал, что по-богатому тогда и по-богатому сейчас – две большие разницы, как говорят в Одессе. Поэтому вже вкотре порадовалась отсутствию золотых, пардон, горшков под кроватями и «императорских» портретов хозяев на стенах :).
Ну что, дальше погуляем по скансену? :)
Впечатлила усадьба заможного (о, вот тут задумалась, а как сказать на русском? Богатого? Не… Спас всезнайка-гугл: зажиточного, вот как) крестьянина. Мало того, что сама усадебка немаленького размера, и хозяйственных построек в ней много. Так еще и сама хата здоровенная, что очень показательно. Ведь отопительный сезон уже тогда был «головной болью» сельских жителей, несмотря на то, что нынешних премьер-министров еще не было и в помине :-). Так вот, обогреть дом из нескольких комнат мог позволить себе действительно только состоятельный человек.
Ну, и предметы быта тоже указывают на то, что хозяин дома – человек не бедный:
Ну и для контраста: вот как выглядело жилище безземельного крестьянина. Взглянуть на интерьер не удалось, к сожалению. Но и снаружи все выглядит более чем убедительно, не?
На территории скансена 5 храмов. Но бОльшая часть из них потеряла свое культовое предназначение. Так в церкви Святой Параскевы сейчас расположен музей освоения космоса. А в уникальной церкви ХVII в. из с.Пищики Сквирского р-на - музей «Украинский рушник». И даже те храмы, в которых сохранен оригинальный интерьер, увы, не действующие. И поэтому воспринимаются исключительно как музейные экспонаты. В отличие от храмов в львовском скансене, где во время службы прямо лопатки сводит от мысли, сколько народу в них перебывало за столетия их существования и сколько всяких воззваний к небу слышали их стены.
Приятным открытием в переяславском скансене стала Георгиевская церковь из с. Андруши. Не очень древняя, конца ХVIІІ в. Но примечательна тем, что построена на деньги сельской общины. Она совсем простенькая и снаружи, и внутри.
И очень ощущается, что недействующая. Но все равно, интерьер такой канонический. Чистенько, везде цветы. И рушники… Тааааакие, что аж дух захватывает:
В советское время аутентичный иконостас был вывезен в Эрмитаж (экспонируется ли там, не знаю). Поэтому сейчас здесь можно видеть похожий деревянный резной иконостас, но более поздний по времени создания:
При входе в церковь размещена такая старинная памятная табличка:
А вот музей «Украинский рушник» мы к сожалению не «охватили».
Лишь краем уха подслушали рассказ смотрительницы о том, что украинский рушник – это не просто себе полотеничко. Он проживал с с нашими предками целую жизнь. Сначала девка на выданье вышивала его в приданое. И такой (или вышитый матерью) рушник изначально был оберегом. Ведь в вышивке были «спрятаны» заговоры от злого глаза, пожелания счастья, достатка, детей и т.д. И этим рушником было принято украшать в хате венчальные иконы. Со временем рушник «переводили» в разряд бытовых вещей. Сначала его подавали только гостям. Потом уже и сами пользовались: вытирались им. Время шло. И вот уже такой рушник используют для посуды или у печи, чтобы по-быстрому руки вытереть. И уже когда рушник совсем-совсем изнашивался, его просто сжигали. Потому что – оберег, выбрасывать нельзя было.
И к слову о музеях. Картинка из жизни. При покупке билетов передо мной в очереди оказалась учительница, привезшая в скансен группу школьников. Но такая, демократичная тетка судя по всему. И, поскольку изначально она ошибочно решила, что билеты в музеи на территории скансена нужно покупать сразу же при входе в него, тут же был проведен соцопрос среди юных экскурсантов, куда народ хотел бы пойти. Ну и на выбор было предложено несколько музеев, среди которых и музей освоения космоса. Мальчишки немедленно зарокотали, мол, да, конечно, только в космический музей… Я прямо огорчилась. Потому как ну стОило ли ехать в этнографический комплекс, чтобы побывать исключительно в современном «космическом» музее?!
День медленно двигался к закату. Уже практически на выходе обратили внимание на приземистую хатку:
Как оказалось, это
Двери в этой полуземлянке вращаются вокруг своей оси. Я такое видела впервые. А еще удивились деревянному желобу для стока воды с крыши. И коньку на ее верхушке :-). Все ж затейниками были наши предки, что ни говори.