Если прочитать сообщения туристов на различных форумах, можно заметить, как важна для них личность гида. Кто-то говорит, что гид - 50% успеха, другой скажет 70%, а третий назовет 90%. Какие же качества гида в первую очередь важны для туристов. Каким мы хотим его видеть. Интересно также по каким основным характеристикам гида можно назвать профессионалом. Мне интересно любое мнение.
И еще, насколько мне известно: сопровождающий и гид - это разные вещи. Я не права?
Уважаемые господа из турбизнеса! Обратите свои взоры на сайты собственных фирм. На них масса отзывов о конкретных гидах, и далеко не всегда эти отзывы - происки конкурентов. И что, Вы делаете выводы?
Я обычный турист. И из собственного опыта могу сказать одно: в последнее время качество работы гидов резко ухудшается. Да, есть профессионалы, как правило, старой школы. Но появилось много молодежи, которая не то что чего-то не знает, а просто не хочет учиться. Не хочу мерить всех под одну гребенку. Упаси бог! Есть молодые, толковые, старательные ребята. И даже если они еще чего-то не знают и не умеют, то научатся. Главное желание. А начинали мы все с нуля. Но подавляющее большинство новых молодых сотрудников турфирм - баласт. И соображения, по которым они приняты на работу и на ней удерживаются, не понятны. Ведь все на поверхности.
Так может быть нужно говорить не о качествах, которыми должен обладать гид, а о селекции кадров? О том, кого на такую работу брать, и как их научить.
Тур не забываемый. Прошло уже 3 недели, а восторг и впечатления ещё не меркнут. И это так же в большей части благодаря Владимиру. Во первых профессионально продумано всё до мелочей. Это и подготовленные Владимиром памятки: русско- венгерский и русско- итальянский краткие разговорники, карты Будапешта и Вены, правила поведения и некоторые законы Италии, визитка с номерами телефонов для каждой страны нахождения.
Он всегда был около группы, даже в свободный день, когда гид не предусмотрен… мы после купален Сечени решили посетить Парламент, мы позвонили Владимиру и сказали о своём желании. В ответ на что: он перезвонил нам через минут 5-10 и дал все инструкции предварительно уже договорившись в кассе Парламента через отель в котором мы проживали.
В инфолисте туриста написано, цитирую: «пешеходные прогулки осуществляются без сопровождения руководителя», но Владимир «отходил» от этих правил и почти на всех экскурсиях ходил за группой. В Венеции от жары и влажности двоим туристкам стало плохо. Владимир отправил группу с экскурсоводом дальше по маршруту оставшись с туристками и уже потом присоединился с ними к группе на площади Сан Марка. А поздравление Ростиславы и вручение подарка с днём рождением и её совершенстволетием в автобусе от Феерии, а так же от всей группы был очень классный и приятный сюрприз + торт для именинницы в Люблянах, который вся группа попробывала уже в Бибионе. Многое ещё можно написать позитива, но только не бред: «гид в зюзю пьяный»
Если кто то хочет задать вопрос про Владимира и о туре: меня зовут Александр и мой мобильный телефон 8.050.6769.348.
С Уважением и благодарностью Феерии о незабываемом отдыхе.
1. Надлежащее и добросовесное выполнение своих прямых обязанностей, ответственность.
2. Вежливость и корректность
3. Умение действовать в форс-мажорных обстоятельствах (когда на лице сопровождающего читается замешательство или, еще хуже паника, туристам становится очень неуютно)
4. Порядочность - полностью согласна с предыдущими ораторами.
Хороший же гид, который имеет свою клиентуру, отличается от обычного нормального тем, что дополнительно владеет рядом качеств, которые вроде и не так уж важны на первый взгляд, но как раз "делают ему лицо":
1. Увлеченность своей работой. Добросовестное выполнение обязанностей - это хорошо, но когда гид влюблен в свою работу, постоянно занимается самообразованием и самосовершенствованием - его ценность растет до небес.
2. Повышенное внимание к новичкам. Те кто первый-второй раз за границей в экскурссионках (пляжный отдых где-нибудь в "русскоязычной" Турции или Египте не в счет) обычно пребывают в некоторой расстерянности: боятся гулять одни, боятся потеряться, не могут самостоятельно пообедать (поужинать), так как иностранных языков как правило не знают. В каждой группе такие есть. Гид должен их "успокоить", рассказать, показать, направить. Наши с мужем первые поездки были именно с такими сопровождающими (от разных фирм, кстати): ходили с нами как "мамочки", причем не в ущерб остальной группе. Именно благодаря им мы полюбили экскурссионки.
3. Умение организовать то, что программой не предусмотрено. Иногда туристы просят сводить их куда-нибудь, чего в программе нет (за отдельную плату, конечно). Большой плюс гиду, который хочет и может это сделать. В одной нашей поездке такое было. Респект гиду: и фирма заработала дополнительно и туристы в восторге.
3. Внимание к "важным мелочам": обмен валюты, туалет, обед. Туристы не должны терпеть голод или "малую нужду", на все должно даваться достаточное количество времени. Знаю из собственного опыта: однажды в туре, у нас была сопровождающая - милая интелигентная девочка, большая умница, но с приемом пищи и туалетами прямо беда. О том и другом приходилось постоянно напоминать, все впопыхах: 15 минут на туалет, а в женском, как обычно очередь и одна кабинка; 40 минут на обед в ресторане самообслуживания, где перед нами стоит человек 50 других посетителей и нас человек 40, система как в пиццерии - делай заказ (надписи на финском) и тебя позовут, все очень медленно...Нас постоянно подгоняли и так весь тур. Согласитесь, полторы недели, очень напрягает.
4. Умение разрядить ситуацию. Как правильно уже заметили в этой теме, турист может простить плохонький отель или еще какие неувязки если сопровождающий гид душа-человек.
Мне не безразлично, каким будет этот человек, который планирует время, будет рядом на протяжении всей поездки, к которому я буду обращаться с вопросами, или за советом, а может и за помощью.
Для меня важно, чтобы он обладал
• ИНТЕЛЕКТОМ – это одна из самых главных характеристик,
• КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬЮ,
• ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ,
• умел СОЗДАВАТЬ в группе СПОКОЙНЫЙ ДОБРЫЙ МИКРОКЛИМАТ.
Для хорошего руководителя свойственно ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТУРИСТАМ: он не жалеет времени на то, чтобы еще в поезде пройтись по купе, побеседовать с людьми, ответить на все их вопросы, а в автобусе каждому предложит каждому высказать или написать индивидуальные просьбы или пожелания, если таковы имеются, чтобы по возможности учитывать их на маршруте. Он даст почувствовать, что не он для туристов, но ТУРИСТЫ существуют ДЛЯ НЕГО.
Раздав, например, в городе карты, хороший руководитель обязательно укажет место, где в данный момент находится группа и объяснит по карте куда и как лучше пройти в свободное время.. Если карт нет (случается в небольших городах), то устно сориентирует по всем моментам.
Квалифицированный руководитель, не ожидая вопросов, сам расскажет, где находится ближайший супермаркет, какие сувениры традиционно приобретаются в данном городе, где дешевле пообедать или лучше поменять деньги, куда пойти в свободное время. и.т.д
Мне никогда не приходилось морочить этим голову перед групповой поездкой, хотя начала фиксировать подобную информацию, может когда-нибудь пригодится для индивидуального путешествия. Но всегда стараюсь выучить несколько вежливых фраз на разных языках и беру с собой разговорники, т.к не ожидаю, что руководитель нянькой будет все время ходить следом и помогать объясняться.
Вопрос, проводит ли руководитель ЭКСКУРСИИ сам, или это сделают хорошо подобранные местные гиды, для меня непринципиален. Особенно когда гиды еще не русскоговорящие, берут информацию из иностранных источников, и при этом руководитель может выполнить функции синхронного переводчика.
Мне гораздо важнее услышать в автобусе ИНТЕРЕСНЫЙ КРАСИВЫЙ РАССКАЗ о национальных традициях и культуре страны, о ее исторических личностях, посмотреть СПЕЦИАЛЬНО ПОДОБРАННЫЕ ФИЛЬМЫ (из лучших фестивальных, или из киноклассики, или просто качественное кино возможно по тематике).
Очень приятно, если прозвучит хорошая МУЗЫКА. Можно взять и маленький плеер, но свою музыку я могу и дома послушать. Зато буду благодарна, если узнаю о незнакомых мне раньше незаурядных исполнителях или увижу фрагменты новых для себя концертов, может как-то связанных с посещаемыми странами.
А еще очень ценно, когда руководитель может сам СОСТАВИТЬ СВОЙ ТУР, дополнив часто повторяющиеся маршруты со стандартным набором городов новыми интересными и красивыми местами, которые раннее не встречались в др.турах или встречались редко.
Скомбинировать все так, чтобы поездка с большой насыщенной программой оказалась отдыхательной и приятной. Если при этом еще учитываются запросы и желания туристов, то тут надо говорить о поистине высоком профи, которых вообще только единицы.
Однако все же есть руководители искренне любящие свою работу и людей, которые выкладываются с полной самоотдачей и остаются в памяти туристов на долгие годы, а бывают и такие, которые только раздают ключи и объявляют остановки. С одними хочется поехать в любой тур, с другим не удаются даже факультативы. И причина тут далеко не всегда заключается в молодости или отсутствие опыта.
Исходя из опыта моих путешествий, могу сказать совершенно точно, что сопровождающий в первую очередь должен быть мамкой и нянькой для пионер-отряда, называемого "тургруппа". А уже потом гидом, с чувством юмора, песни, пляски и т.д. Но для того, чтобы быть хорошей нянькой, жизенно необходимо: А) уметь говорить - это страшная проблема практически для всех сопровождающих, которых я видел - т.е. уметь донести свою мысль даже до самых расслабленных [smile=wink] туристов; и Б) рационально управлять временем - потому что от того, когда поселение; какую экскурсию поставить сегодня, а какую завтра; когда назначить время сборов; сколько времени дать на остановке; etc. зависит успех тура.
А все остальные качества должны быть просто приятными бонусами. Пусть он или она хоть крестиком вышивает и на гармошке играет - главное, чтобы никто не потерялся, не опоздал, не отстал!
А вот насчёт умения говорить невозможно не согласиться - это проблема для практически всех сопровождающих, что очень печально, ведь они явно лингвисты, знают иностранные языки и могли бы, если бы хотели.
Не растерять туристов по дороге - это вообще базовая функция :)
Хоть тема и старая, вставлю и я свои 5 копеек...
Исходя из опыта моих путешествий, могу сказать совершенно точно, что сопровождающий в первую очередь должен быть мамкой и нянькой для пионер-отряда, называемого "тургруппа". А уже потом гидом, с чувством юмора, песни, пляски и т.д. Но для того, чтобы быть хорошей нянькой, жизенно необходимо: А) уметь говорить - это страшная проблема практически для всех сопровождающих, которых я видел - т.е. уметь донести свою мысль даже до самых расслабленных [smile=wink] туристов; и Б) рационально управлять временем - потому что от того, когда поселение; какую экскурсию поставить сегодня, а какую завтра; когда назначить время сборов; сколько времени дать на остановке; etc. зависит успех тура.
А все остальные качества должны быть просто приятными бонусами. Пусть он или она хоть крестиком вышивает и на гармошке играет - главное, чтобы никто не потерялся, не опоздал, не отстал!
поддержу! Хоть я и не езжу в групповые туры, но из своего далекого опыта, согласна, и с высказываниями выше, главное коммуникабельность, доброжелательность ко всем и ровное отношение ко ВСЕМ в группе. У меня был опыт и с прекрасными гидами и с гидом, которая все время подчеркивала, это мои постоянные клиенты)))), а остальные тут типа с боку припеку))), делала какие то привелегии типа постояннным, в выборе комнаты, заселением первыми и т.д. Я считаю такого быть не должно. Можно и нужно отдать привелегии в поселении людям пожилым, с детьми и т.д. И рациональное уравление временем, плюсуюсь тоже, конечно, еомпетентность и доброжелательность ко всем. А вот эти пионэрские конкурсыс " плясками и сочинением стихов " я считаю доречними))) в детском коллективе, а не в разновозрастном. Большинству это малоинтересно, либо молчат либо поддакивают из вежливости.
) Вряд ли кто-то в здравом уме согласится сопровождать группу заграницу, не зная при этом языка...
тут скорее в здравом уме не назначат такого сопровождающего.
Трогательно. Увлеченные натуры, гиды так стремятся поделиться всем, чем богат маршрут и страна, которую они - как правило - любят и знают, что кому-то из путешествующих начинает казаться, что гид - вроде мальчика для битья. И от избытка впечатлений или усталости порой ведут себя по-детски капризно.
И речь не в статусе поездки - эконом-тур для 35 туристов или комфорт-вариант для мини-группы... Просто натуре человеческой свойственно порой усталость "стряхивать" в не всегда удобной для форме. Вот такое объяснение ситуации, и хорошие гиды-профи это понимают и снисходительны к слабостям туристов. Они же на отдыхе ;) А хорошие туристы, как водится, способны оценить эрудицию, дипломатию и великодушие... Словом, проблема описывается примерно так "при желании обеих сторон недоразумения уладили" ))
А "чтобы организовано все было четко, как в Армии", тут, как на марше, возможны нештатные ситуации. Вот и приходится действовать по обстановке.
Тревел-консультант со стажем и гид (по совместительству ;)
ТГ
А мені здається керівник групи повинен максимально допомагати туристам, це ж його робота.
Так i є - не просто повинен, а й допомагає (я маю на увазi порядного керiвника). Але Turismusin, мабуть, розмiзковує про тi випадки, коли туристи перетинаюсь межу, гадаючи, що гiд або сопровождуючий групу - нiбито лакей або нянька для них, дорослих... Щось на кшталт "переводчика ...незрячих через дорогу". Я впевнена, що якщо кожний зiсвого боки в тандемi "турист - гiд / керiвник" буду поважати один одного, пiдстав для непорозумiнь та конфлiктiв значно менше.
В нашому найближчому экскурсiйному турi в Пiвденну Азiю "На гостини до слонiв Шрi-Ланки" / В гости к слонам Шри-Ланка (початок - 15 жовтня 2013) буду стежити за балансом iнтересiв з двох бокiв - i туристи, й гiд (сама - одна з них :)))
Ого це мабуть дуже захоплююча подорож. А хто це організовує??
Детальнiше про цю програму - див. на Форумi в окремiй темi: www.turpravda.ua/forum/topic.php?id=134197. Такi
А Вы с друзьями присоединяйтесь!
или в следующий заезд - в 2014 году (ежегодно будет 2 группы по этой программе).