Свой маленький рассказ я назвал ”Поездка к Фьордам”, потому что именно из-за фьордов мы и поехали в Норвегию, но, как оказалась, помимо фьордов в стране есть много чего еще интересного. Я обычно не пишу отчётов по путешествиям, не веду какую-то особенную картотеку фактов, но в данном случае всё иначе. Норвегия – это страна, в которую невозможно не влюбиться. Она совершенно не похожа ни на что, где я был раньше (а был я много где). В ней есть и архитектура европейских городов, и незабываемая природа. Я влюбился в эту страну и хочу отдать ей должное, описав свои впечатления.
Всё началось в июне 2011: я получил внеплановый отпуск в связи с остановкой производства. Некстати пришедшая жара стала решающим фактором в выборе места для отдыха – требовалось срочно спасти мозги от расплавления. Конкурентами стали Финляндия, Швеция и Швейцария. После прочтения отзывов, отчётов и описаний маршрутов стало ясно, что ничто не сравниться с норвежскими фьордами и температурой в 20 градусов (выше нуля). Уехать хотелось поскорее, но не тут то было. Все более-менее возможные варианты (можно было хоть на следующий день лететь, но я столько не зарабатываю) начинались в диапазоне 2-3 недели от даты запроса. Цены у разных компаний были разные, а описания туров мутные. Быстро и чётко ответил менеджер шведской компании
Свеа Тур Сергей Ольссон, за что ему и спасибо. В принципе именно оперативность и информативность ответов определили наш выбор. Индивидуальный тур в Норвегию был предложен с 12 июля по 21 июля, т.е на 10 дней. Прилёт в Осло и отлёт оттуда же. С различными корректировками и обсуждениями маршрута удалось довести стоимость тура до приемлемой стоимости (хозяйкам на заметку - как сообщил Сергей, если бы мы бронировали такой же тур не в начале июля, а хотя бы за 2 месяца заранее, а ещё лучше за 3 месяца, то удалось бы сэкономить порядка 20%). В итоге мы получили следующий маршрут:
1й день: прилёт в Осло, размещение в отеле. Отдых и самостоятельное исследование города. Хотя я думаю, что можно было бы и провести экскурсию в этот же день.
2й день: обзорная экскурсия по городу. Опять же свободное время.
3й день: переезд в Берген, по пути круиз по фьордам. Размещение в отеле.
4й день: экскурсия по Бергену и свободное время на посещение города.
5й день: переезд из Бергена в город Олесюнд. Переправы через фьорды. Остановка в отеле.
6й день: переезд из Олесюнда в Кристиансюнд с заездом на самую красивую в мире дорогу.Остановка в Кристиансюнде
7й день: переезд из Кристиансунда в город Балестранд через знаменитую тропу тролей с размещением на берегу фьорда в деревянном дворце-отеле.
8й день: экскурсия на ледник, переезд на самый глубокий Хардангер-фьорд, остановка в спа-отеле на берегу Эйдфьорда.
9й день: неспешный перезд в Осло
10й день: самолёт домой.
Программу можно было изменить, сделать её короче или длиннее, но мы решили, что данный вариант нам более по душе. Он и так был достаточно насыщенным.
Техническая часть закончилась. Начинается история.
Отлёт и прилёт прошли без проблем и недоразумений. В аэропорту нас встретил гид, который, собственно, нас и проводил десять дней спустя.
30 минут - и мы уже в Осло и заселяемся в отель. Останавливались мы в отеле "Европа", совсем недалеко от королевского дворца. Для обычного дабла номер был достаточно просторный и вместительный.
Но для нас собственно это было неважно, т.к. в номере целыми днями никто сидеть не хотел, да и сами норвежцы говорят: "нет плохой погоды, есть плохая одежда”. Зонтами мы запаслись ещё в России, но, к счастью, они нам почти не пригодились. Везде по нашему пути нас сопровождала хорошая погода, кроме одного дня, когда внезапно все заволокло низкими облаками и туманом, что тоже было по-своему очень красиво. Была даже проделана попытка купания в горной речке, но речка была сильно холодной. Что порадовало в отеле, так это завтраки – хороший выбор селёдок и сыров, ну а в лобби круглосуточный доступ к аппарату с кофе.
В первый день, несмотря на весь наш энтузиазм, смогли дойти только до посоветованного гидом района Акербрюгге - смесь старых индустриальных цехов с современным дизайном, после чего отобедали в ресторане Лофтен. Ели, конечно же, рыбу – суп из трески и жаренную камбалу. Прогулялись немного по району, прошлись по центральной улице Карл Ёхансгаде, попили кофе и к 9 вечера поняли, что нужно идти спать - по московскому времени было уже 12 ночи, а встали мы очень рано.
Второй день был более насыщенным. Экскурсия стартовала в 10 утра и продолжалась до обеда. Успели обьехать весь город по кругу, подьехали к опере, полазили по старой крепости и прогулялись по парку скульптур, впоследствии были возвращены назад в центр и направились на обед. Точнее по нашей просьбе нас привезли в рыбный ресторан. Честно говоря, название не помню, но находится он прямо на набережной у стены форта. Там их несколько в одном ряду и выглядят как портовые ангары. Надо сказать, кухня там была на порядок лучше, чем во вчерашнем ресторане, а стоимость - ниже.
На набережной стояли рыболовы, с моря дул ветерок, а кругом пахло рыбой. Подкрепившись, мы проложили курс на остров Бюгдео. К моей радости, пристань с кораблями находилась всего в 200 метрах от ресторана - после обеда мы едва могли ползти, волоча за собой животы. На острове побывали музее Викингов, а потом до 7 вечера гуляли по Фолкмусеет – этнографической деревне. Здесь мы впервые отпробовали самый популярный в Норвегии сыр - коричневый. Потом он нам часто встречался в отелях, ресторанах и особенно в закусочных в горных районах, где много овец.
Отьезд на следующий день был назначен на 8.30, чтобы никуда не спешить и никуда не опоздать. Был 5-ти часовой переезд в город Флом, где нас ждал круиз по фьорду. Спасибо гиду, что вывез нас заранее. Ему приходилось останавливаться чуть ли не каждые 30 минут, что бы мы могли сделать фотографии, либо же просто подышать свежим воздухом.
Смена пейзажей была незабываемой, за каждым перевалом ждали новые сюрпризы: то облака спустившиеся до поверхности озера, то карликовые берёзки и мох, то снежные вершины гор, то череда водопадов. Хочу заметить, что ощущения и впечатления обострялись машиной на которой мы передвигались. Это был Ситроен Пикассо со стеклянной крышей, так что мы чувствовали себя просто рыбками в аквариуме. 300 км. горных дорог прошли для нас незаметно.
Места были красивейшие: горные озёра на высоте 1000 м над уровнем моря, чудесные белошёрстые овцы, которые лежали вдоль и на дороге, а после были обнаружены даже в туннелях, свежайший воздух и опять же море водопадов.
Хотелось останавливаться в каждом месте, высоввывать голову из машины и просто глубоко вдыхать горный воздух. Уже на посадке на корабль, на котором мы дожны были совершить тур по фьорду, стало голодно, но силы были востановленны небольшим обедом на борту.
По окончании круиза гид уже ждал нас на другом конце фьорда. Ещё 150 км и мы оказались в Бергене. Было уже немного поздно, поэтому, отужинав, мы отправились спать.
Итак, утро. Отправляемся на экскурсию. Опять же насыщенные поездки по городу, остановки в красивых местах для фотографирования, курс истории, прогулка по Ганзейским конторам, рекомендации на свободное время и вот 2х часов как не бывало. Мы снова предоставлены себе.
Берген считается одним из старейших городов Норвегии, поэтому вначале мы идём в музей старого Бергена, а потом едем на смотровую плащадку Флёйбанан, которая поднимает нас на 200 метров. Вид открывается сногшибательный. Берген лежит как на ладони, и почему то вода в парках вся тёмно-зелёного цвета. Так и не поняли, расположен Берген на море или на фьорде, а потом забыли спросить про это у гида. Назад спускаемся уже сами через территорию парка. Присидаем на скамеечках и фотографируем город с различных ракурсов. Очень сильно впечатлили старые спальные районы Бергена с его белыми домиками и тысячами кошек, которых никто не пускал домой: одни тёрлись об окна на подоконниках, другие молча сидели у двери, третьи скребли лапами, пытаясь постучать в дверь. Мои попытки пожалеть их животные вежливо отвергали, уворачиваясь от руки и отходя в сторону. Ну и ладно, у нас Васька лучше и ест всё подряд. Пока гуляли по городу, случайно набрели на российский магазин, торгующий товарами из России. Купили ради экзотики жаренные семечки, вяленую рыбу и пряники. Кстати, все привезли назад в Россию)
Следующий день был полон переездов. Выехали так же пораньше, что бы пораньше приехать. Нас ожидало несколько паромных переправ через фьорды, на которые могли быть очереди и опять же: мы в Норвегии, а здесь люди ведут неспешный и расслабленный образ жизни.
Соответственно и мы не должны куда-то спешить и опаздывать. Вообще в этих вопросах мы полностью доверяли гиду и ни о чём не думали. В итоге пришлось даже нагонять время, т.к. мы не могли организовываться и вовремя прекращать фотографирование. За каждым поворотом нас ждало какое-то маленькое ущелье, куда хотелось посмотреть, а за ущельем уступ, куда хотелось залезть, а за уступом камень с которого открывается красивый вид и т.д. и т.п..
А вот и город Олесюнд – столица норвежского арт-нуво. Чудесный город с тяжёлой погодой, но как я сказал, нам в этом смысле везло. Пусть было не очень тепло и довольно ветрено, но зато не было дождя. Если бы меня спросили, на что похож Олесюнд, то я ответил бы, что это маленький Париж. Очень странно было видеть северный город с домами, украшенными листвой, скульптурами, мозаиками, а так же маркизами. Странно: им и так тепла не хватает, а они маркизы ставят на окна. Хотя пусть лучше будут полосатые маркизы, чем белые компрессоры кондиционеров. В Олесюнде у нас было полдня, чего в принципе хватило. На следующий день нас ждал переезд в город Кристиансун, через Океанический автобан.
Утро началось безоблачно, но туманно и не предвещало ничего плохого. Красивая дорога, красивые горы, красивые фьорды, красивые паромные переправы и вот, наконец то, то ради чего мы сюда ехали – океанический хайвей. Мы переезжали с острова на остров, а справа от нас простирался бескрайний океан.
Дальше - только Америка. Волны неспешно бились о опоры мостов и выступающие скалы, а суровые норвежские рыбаки ловили треску прямо с мостов. Дорога назад проходила уже по другому маршруту – через тропу троллей в Балестранд.
То, что мы приблежаемся к логову тролей стало понятно по домам местных жителей: у одного троль сидит на полленнице, у другого - на крыше, у третьего играется с котёнком, а может ворует его, а может даже и ест. Вьезд на перевал охраняет кафе с троллями любого вида и размера.
При подьезде к перевалу стало совершенно очевидно, почему его называют тропой тролей: ни одному нормальному человеку не взбредёт в голову ходить такими дорогами: мы не могли нормально проехать и 10ти метров, тк всё время приходилось то кого то ждать, то кого-то пропускать, то куда-то пятиться.
Были некоторые кармашки для разьездов, но я не заметил ни одной машины, которые бы встретились именно в этом месте. Встречались либо выше, либо ниже. Но зато наверху нас ждало вознаграждение: озерцо с кристально чистой водой И смотровая площадка с видом на тропу и карабкающиеся по ней машины.
Каждый сантиметр скалы усыпан рукотворными тролями, поэтому нам пришлось лезть через перегородку на опасное место и строить своих тролей там. Надеюсь они простоят хотя бы одну зиму. А лучше две.
До балестранда доехали ближе к 5 часам. Что бы описать в кратце, то отель, в котором мы остановились “Квикнес”, был настоящим деревянным дворцом. То, что в нём любил отдыхать немецкий император, английская королева и прочие хорошие люди добавлять не стоит. Весь персонал говорит на британском английском, шикарнейшее античное лобби с охотничьими трофеями, 15 различных чайных залов, ресторан с видом на фьорд, деревянная веранда, стриженый газон, игра в крикет, живая музыка (кто-то играл на рояле) - и крики чаек. Честно, мы никуда не выходили с территории отеля. Всё на столько было идеально, сбалансированно и уравновешенно, что мы просто сели у окна в какие-то очень старые, обитые английским шёлком кресла, пили чай и смотрели на фьорд. Рядом тем же самым занималась английская бабушка. Я почти задремал. Мы были готовы заплатить за дополнительный день пребывания в этом месте, поплавать на вёсельной лодке, прогуляться в горы, но свободных номеров уже не было. Единственное, что мы могли, - это оставить наши вещи в камере хранения.
Следующим днём посетили настоящий ледник. Не то, что бы весь, но подошли к языку ледника, который спускался на доступное расстояние. Лёд был не холодный, голубой, большой и красивый. Что бы добраться до него, нам пришлось плыть на лодке, потом 15 минут прыгать по камушкам. Страшно было смотреть на основание ледника, туда, где он уходил в горы и покрывал вершины. Именно в такие моменты ощущаешь мощь природы и никчёмность человека.
В осло приехали уже поздно вечером, точнее в аэропорт Осло. Т.к. самолёт был у нас рано утром, то в аэропорту было остановиться удобно и рационально: выспались, а заодно сэкономили на такси.
Долго думал, какие фотографии вставить в текст, и понимаю, что ниодна из них не передаёт той атмосферы, те ощущения, которые нам довелось испытать. Они выглядят какими-то банальными И просто вырванными из контекста обрывками. А, может, это я такой хороший фотограф, что не могу передать атмосферы происходящего и фотоаппорат решил лучше утопиться, чем продолжать жить со мной (в конце поездки я уронил его в воду). Вообще Норвегия – это та страна, которую нужно посетить обязательно и минимум два раза. Я готов ездить в Норвегию хоть каждое лето, нашлись бы спонсоры. Мы успели посетить только фьорды и ледник И несколько крупных городов, а остались рыбалка, горные лыжи и походы по горам. К моему стыду, я так ни разу и не искупался, а надо было.
ПС: т.к. постоянно спрашивают, допишу, что стоимость тура была 7,5 тысяч евро на двоих, включая размещение, завтраки, все экскурсии, билеты на достопримечательности, трансферы, паромные переправы, сопровождение русскоязычного гида. Тур делала фирма "
Свеа Тур" (все прошло отлично, хотя и дорого. Спасибо им за организацию!)
Спасибо за отчет!
Очень любим Норвегию, дважды были в автобусной экскурсионке.
Мечтаем поехать индивидуально.
Можно ли у Вас узнать стоимость, в том числе отелей, авто-аренда, ГИДа, а также координаты, по которым можно бронировать. Как решался вопрос с визами.
Можно в личку [email protected].
Заранее спасибо