Или где правда, где не очень, кому и зачем это не «очень» надо, и как это делается. Думаю, эта статья будет интересна для потенциальных туристов, которые перед поездкой пытаются найти максимум информации по интересующему
их туру и среди множества таковой в Интернете не всегда могут разобраться с материалом из сети.
Одним из самых популярных турпорталов Украины является «ТурПравда». Форум, посвященный работе турфирм, регулярно просматривают до 40 000 человек в день. Правда, не всегда они догадываются, что далеко не вся информация, является правдивой. Часто наоборот. Другими словами, она служит инструментом всякого рода манипуляций.
Итак, по порядку.
Что пишут, кто пишет и как пишут.
По сути, все посты форума можно свести к 4 категориям:
1 Официальная информация от турфирм, c целью рекламы своих услуг – туров (своего рода реклама или РR). Эта информация может быть подана в виде диалога между сотрудником турфирмы и его туристами или в виде какого-либо сообщения о новых направлениях работы компании.
2. Отзывы туристов, которые реально побывали в турах, и хотят поделиться своими впечатлениями и полезной, по их мнению, информацией для туристов потенциальных. Как, правило, таких туристов на форуме совсем немного. Их советы, действительно, могут быть полезными и информативными. Часто в них высказываются конструктивные предложения, к которым неплохо бы было прислушаться турфирмам-организаторам. Вы не найдете здесь эмоциональных оценок относительно организации работы турфирм, относительно увиденного да, возможно. Они могут оставить на форуме, как разовое сообщение, так и стать постоянным его участником. Форум для них - способ социального общения. По количеству постов, оставленных на форуме, это легко определить.
3. Отзывы туристов, связанные, прежде всего с негативным опытом путешествий. Такого рода отзывы часто бывают субъективными и, как правило разовыми. Конструктивизма в них мало, в основном эмоции. Претензии, как правило, по сути, одни и те же. Причины побуждающие писать эти отзывы две:
первая, действительно, просчеты и недоработки турфирм; Специально никто из менеджеров и сотрудников турфирм не ставить перед собой задачу сделать тур таким, чтобы от него остались только негативные впечатления. Если не считать турфирм однодневок, чья задача заключается в быстром заработке любым способом. Что касается фирм с именем, которые заботятся о своей репутации, то просчеты здесь, прежде всего, возникают из-за неподготовленности персонала и, как не банально звучит, из-за специфики самих автобусных туров. При организации автобусных туров никто не застрахован от всякого рода накладок, связанных, прежде всего с дорогой и таким элементом тура как прохождение таможни. Единственная возможность уменьшить риск от негативного восприятия таких моментов: детальное информирование туристов о специфике автобусных туров и возможных накладках. Вот тут то и выходит на первый план
причина вторая – субъективно-психологическая. Попробую объяснить. Расхожая фраза «все люди разные» помогает понять это быстрее. Действительно, каждый человек, смотрит на окружающий его мир с точки зрения, свойственной только ему, его индивидуальным представлениям о происходящем. Соответственно и оценка этого происходящего будет основана на его опыте, знаниях, образе жизни, а это все настолько индивидуально… Плохие автобусы, необученный персонал, гостиницы, не всегда отвечающие ожиданиям туристов – вот далеко неполный перечень причин, которые могут послужить поводом для негатива. Но опять же, отзывы разных туристов об одном и том же туре, разнятся настолько, что разобраться где, правда, а где нет, практически не возможно. Причем, большинство отрицательных отзывов носит очень негативную эмоциональную окраску, порой переходят в оскорбления и открытое хамство. Критики по сути в них нет. Иногда, закрадывается подозрение, адекватен ли человек вообще, написавший такой отзыв. Плохо другое: людей, которые остались довольны поездкой, намного больше, но они, как правило, редко оставляют информацию на таких форумах. В лучшем случае напишут в «личку» слова благодарности. Поэтому, уважаемые туристы, прочитав такого рода отзывы, не спешите с выводами, помните: воспринимается все индивидуально и очень субъективно. Главное позитивный настрой перед путешествием. А положительных моментов при таком настрое всегда найдется больше чем недостатков, которые в большинстве своем являются следствием неполной или некорректной информации.
4.Отзывы «провокаторов»- самое большое зло таких форумов, превращающих их в «выгребную яму». По сути, форум «ТурПравды» уже давно превратился в поле битвы, где ведутся информационные войны между турфирмами. Плохо, что далеко не каждый человек, читая послания с этого форума, понимает это. Формальной причиной к развязыванию «боевых действий» на форуме как раз и служат отзывы предыдущей категории форумчан. Цель – нанести как можно больше вреда репутации фирме-конкуренту. Такие провокаторы могут скрываться под разовым ником, отослав сообщение на форум как бы невзначай, мол, делать было нечего, решил(а) написать. Второй тип провокаторов, скрывается под «никами», которые можно найти на большинстве веток форума. Эдакие лидеры мнений. Они везде ездили, все знают, следовательно, к их советам надо прислушиваться. Как правило, они работают в паре с первыми (однодневками) или являются и тем или иным в одном лице под разными именами. Первый забрасывает негативную информацию на форум. Второй следит за тем, как развивается ситуация и, в нужный момент, вступает в дискуссию как посторонний турист с советами и рассказами о том, что надо делать и в каком направлении надо двигаться, какая фирма хорошая, какая нет.
Пример второго способа манипуляции так же нагляден.
Алгоритм работы форума прост. Как только Вы написали в какую-либо «ветку» форума сообщение, она тут же выскакивает на первую строку. Первая строка всегда на виду у людей, которые пытаются найти здесь необходимую им информацию. Подкидывая в эту «ветку» постоянно сообщения, ее, таким образом можно поддерживать на верхних позициях форума. Аудитория, читающая эту ветку или хотя бы просматривающая ее, из интереса, соответственно будет расти. Вот только вопрос, зачем это делается, с какой целью. Три варианта ответов:
1.Тема действительно интересна и актуальна и в ее обсуждении участвует много форумчан.
2. Тема поддерживается несколькими людьми с целью завуалированного РRкакой-либо из турфирм.
3. Тот же вариант, только с противоположной целью: антиреклама конкурента. Пример из жизни: на компанию был написан негативный отзыв. По прошествии длительного периода времени, «ветка» то оживала, то умирала, прячась на страницы второй десятки. Некоторые отзывы, которые периодически реанимировали эту ветку, были по делу и обладали конкретикой, конструктивностью и информативностью. Все сказали что хотели, тема стала неинтересной и спряталась снова на 20ю страницу форума. Человек, просматривающий форум, с целью быть в курсе событий, туда не заглядывает. Он просматривает только первую страницу.
Но все дело в том, что само название «ветки» носило негативный оттенок.
Через пол года «ветка» вдруг всплывает на первую позицию форума. Причем благодаря посту, который практически не имеет отношения к теме. Или благодаря сообщению от якобы обиженного туриста, который ездил с компанией года три-четыре назад и,ему что-то там не понравилось (опять же без конкретных претензий, а с какими-то надуманными проблемами, мол, на границе долго стояли). Тут же на форуме появляются другие возмущенные «туристы» или посты типа : «мимо проходил, решил свои две копейки вставить». Опять ветка определенное время находится на первых позициях форума. В это время уже новые реальные туристы читают всю эту грязь и хватаются за голову. Они то в действительности не знают из-за чего вся эта шумиха. А все очень просто. Сидеть на форуме часами, пролистывать море страниц с неактуальной информацией может только бездельник, которому заняться нечем. Правда может и дотошный турист. Но такой турист ищет информацию, а не пишет сообщения. Бездельник или реальный турист может потрепаться на форуме, вставив свои «пять копеек» в какую-то актуальную тему. Но зачем ему рыться в «грязном белье».
Вопрос. Кому это все нужно: часами висеть на форуме в поисках негатива? Ответ, как говорится, на поверхности. Бездельник, явно не бездельничает, а выполняет определенную работу. К большому сожалению, вторая скрытая сторона медали заключается именно в этом. Жаль так же, что находятся фирмы, прибегающие к таким сомнительным методам работы. Но вот незадача. С ними могут поступить подобным же образом.
Поэтому они придумали эффективную защиту. Опять же, ничего сложного. Под выдуманными «никами» сотрудниками такой фирмы создается несколько (в конкретном случае около 2 х десятков ) веток с хвалебными отзывами о них. Как только вдруг на форуме появляется негативный отзыв сразу идет реакция: появляются множество отзывов ( естественно положительных) в других ветках. Ветка с негативным отзывом быстро уходит с первой страницы, уменьшая, таким образом, потенциальную аудиторию, которая могла бы прочитать негативный отзыв ( в силу того, что ей некогда да и нет такой необходимости просто перелистывать страницы форума).
Реально на форуме постоянно общаются около ста человек. Дай бог, чтобы хоть половина из них были реальными туристами. В большинстве своем здесь «работают» «засланные казачки». Их задача - манипуляция информацией. Только 3 или 4 уважаемых в мире туризма компаний представлены на форуме своими руководителями. Причем кроме «ника» есть и фотографии, действительно, уважаемых людей. Вот они то и ведут открытый диалог, пусть даже с целью РR своих компаний, но это честный диалог.
Так, что уважаемые туристы, делайте выводы сами. Далеко не все, что написано на форуме, является правдой. Напрашивается аналогия с надписью на заборе. Не верьте всему, что написано, вдумчиво анализируйте. На форуме много провокационных сообщений с целью дискредитировать какую-либо фирму-конкурента и достичь таким способом определенных конкурентных преимуществ. Не давайте провокаторам возможности манипулировать Вами.
интересно, а причем к назаванию темы - Чехия? :)
Ибо при всей внешней толерантности поста уважаемого Leha5, цели его достаточно ясны. В чем могу согласиться с автором, так это в том, что, действительно, не все на страницах форума соответствует действительности. При этом совершенно не опасаюсь за реальных туристов, поскольку не сомневаюсь, что отличить зерна от плевел они смогут.
Не вижу ничего плохого в том, что иногда форум используется в качестве РR-акций ( важно в какой форме это делается ). Приветствую и с удовольствием читаю отзывы туристов о поездках, находя в них для себя много интересного и полезного. Удивляюсь, когда просчеты и недоработки фирм пытаются объяснить тем, что, дескать, умысел в этом не присутствует. Возмущаюсь, когда одни и те же замечания в отношении одних и тех же фирм и туров повторяются из разных уст длительное время, и, вместо реакции и устранения этих недостатков, делается попытка отнести их на индивидуальное негативное восприятие туриста. И поэтому для меня очевидно, что при регулярности допускаемых ошибок одними и теми же субъектами туристической деятельности, негативные посты о них будут возраждаться и через пол года, и через год.
Правда и то, что на форуме иногда ведуться информационные войны. Но лично я это только приветствую. Поскольку каждая из сторон имеет возможность изложить свои аргументы, а читающий их сделать свои выводы.
Уважаемые господа! Читайте этот форум. Не ограничивайтесь одной темой. Делайте собственные выводы. И на основании их принимайте решения и голосуйте за них своими деньгами.
Ув. Leha5! Мне Ваш ответ так же не нужен.
каждый может что-то написать, каждый может это прочитать и каждый сделает свой вывод. "статья" Алексее собственно не новость и особой информативности не несет. человек который может соображать и анализировать - все понимает сам "где вымысел где быль"
У меня к Вам, Leha5, вопрос: а в какую категорию, согласно Вашего деления, Вы отнесете мои сообщения и сообщения 2 упоминавшихся ников? Желательно побыстрее.
abc100, не буду спорить, что для Вас "Очень полезная и информативная тема". Но Вы обещали свой ответ на мой вопрос о "табуретках" после того, как я Вам разъясню смысл. Я Вам смысл разъяснил, а ответа нет.
Да все то же самое было...
Я бы не назвала эту аналогию удачной:( Порошок "Гала" стирает значительно хуже того "дорогого" порошка, расходуется больше, иногда приходится перестирывать. Так что на выходе имеем не такой уж и дешевый "дешевый" порошок.
"Но если у кого-то есть желание переплатить за бренд, чтобы всем показать свою состоятельность"
Не за бренд, а за качество. Чувствуете разницу? Я с удовольствием куплю базарную вещь "нонейм", если она не будет уступать по качеству фирменной. А думать, что люди покупают хорошие вещи только, чтобы показать свою состоятельность, неправильно:))) Скорее, есть категория людей, которая покупает дешевые подделки, но зато с большими "лейблами", желательно, на видном месте. Вот они и хотят показать мнимую состоятельность.