VFS, выступающая посредником между туристами и консульством в оформлении выездных документов в Соединенное Королевство, оказалась в центре скандала. Сообщение об этом появилось в русскоязычном сообществе «Живого Журнала» ru_visas со ссылкой на зарубежные СМИ. Еще в 2006 г. индийский гражданин пытался оформить визу в Великобританию, подав заявку online на сайте VFS, и случайно обнаружил, что личные данные других апликантов находятся в свободном доступе в Интернете. В частности, домашние телефоны, адреса, сведения о зарплате, семье, номера паспортов. По информации иностранных СМИ, речь идет примерно о 50 тыс. туристах. Индиец обращался в различные компетентные органы, но только на днях, когда он опубликовал эту историю на своем блоге и параллельно подал заявление в британскую контрразведку, проблема получила широкую огласку.
Как известно, уже год представительство VFS выполняет функцию визового центра в Москвe и других городах России. Можно предположить, что персональные данные россиян, подававших заявки на визы online, тоже были открыты всем желающим на протяжении этого времени. Туроператоры, впрочем, заметили в интервью корреспонденту ИС «БАНКО», что ни разу за все время существования Британского визового центра не пользовались электронным оформлением. «Клиенты приносят нам документы и заполненные вручную анкеты, а мы передаем их в Центр», – говорят, в частности, Наталья Никольская, и.о. руководителя британского департамента «Холидей М», и Ирина Фоломеева, начальник отдела Великобритании DSBW. Если кто и обращался в VFS через Интернет, так это индивидуальные туристы, которые действуют самостоятельно, в обход турфирм.
Ситуацию прокомментировал Дмитрий Луханин, руководитель подразделения VFS в Москве: «В нашей стране online заключался лишь в том, что туристы могли через Интернет назначить себе собеседование в консульстве. Так получалось быстрее и эффективнее. Никаких данных о себе клиенты в Сети не оставляли. Но в любом случае за истекший год услугой воспользовались примерно 150 человек из 15 тыс. апликантов. Это ничтожно малая цифра. Поэтому мы решили отменить online в России вообще». По поводу происшествия в Индии г-н Луханин сообщил, что «расследование сейчас ведется, но предположительно это была атака хакеров».
Кстати, в настоящее время на территории России действующие Британские визовые центры остались лишь в Москве, Питере, Екатеринбурге и Новосибирске. В остальных регионах (в частности, в Уфе, Самаре, Владивостоке, Ростове-на-Дону) они закрылись около месяца назад. «Слишком вяло туда обращались местные жители, существование региональных офисов не окупилось, большинство агентств и туристов все равно подают документы в Москве», – сообщил корреспонденту ИС «БАНКО» консул Великобритании Джон Мэйкин.