Этим летом состоялась у меня необычная поездка. Путеводитель начала изучать только в самолете. Гораздо привычнее было бы долго готовиться, как к экскурсионным турам или к самостоятельным путешествиям, составляя подробные планы. В этот раз я летела в гости к дочери, вернее, мы вместе с ней летели туда, где она живет. Поэтому некоторые аспекты остались "за кадром" (финансы, например). Честно говоря, неудобно, потому что не всем доступны такие вояжи, и получается как-то нескромно. Но, с другой стороны, тем, что удалось увидеть с помощью "резидента", хочется поделиться.
Не знаю, ограничиться ли кратким обзором, или описать поездку детально. Как вы думаете?
А пока - несколько фото. Анонс :)
День - вечер - ночь:
В метро, но не в час пик:
Магазин сушеных морепродуктов:
Одного раза хватило:
В музее:
Храмы:
Будды:
В парке:
Море (или океан?):
Не знаю, ограничиться ли кратким обзором, или описать поездку детально. Как вы думаете?
Signora_L, если у вас будет время и вдохновение, то, конечно, огромная просьба к вам описать всё детально! Во-первых, это направление не так часто встречается в отзывах; во-вторых, взгляд глазами, в том числе резидента, это же всегда дорогого стоит! И потом, только ленивый не упоминает у нас об экономическом чуде Гонконга, интересно было бы услышать про это самое чудо изнутри. Так что скрещу пальчики за детальную поездку :)
Signora_L, якщо буде час та натхнення, то с интересом почитаю про детали)))
Улыбнула картинка))) И никакой тебе СЭС (санстанции)))) А котяра красавчик!
Спасибо!
illusia , довольно часто бываю "полусамостоятельным" туристом. Иногда, когда речь идет о перелетах и отелях, удобнее покупать турпакеты.
Polina_Sumy, дедуля из монастыря мне тоже очень понравился. Забегая вперед, скажу, что и вся атмосфера в этом почти не посещаемом туристами монастыре какая-то особенная. Монастырь находится на острове Чёнг Чау, до которого с острова Гонконг надо плыть на катере около часа. На этом острове нет машин, только велосипеды. Дедулю-смотрителя и его таксу хотелось снимать и снимать:
Juliiii, в квартале, где все первые этажи домов заняты такими лавками, удивило, что дары моря сушатся кое-где прямо на тротуаре:
Signora_L, я подразумевала "самостоятельный турист" в данном направлении. :)
Меня очень заинтересовали впечатления от "одного раза хватило...". Озвучьте, пожалуйста. :))))
Более неэстетичного блюда я не ела. Дело не во вкусе самих этих
а в способе подачи блюда. То, что сверху - очень жирное и соленое (я бы сказала - чеснок с сухарями, но, возможно, ошибаюсь. Надо спросить у Ольги). После поедания каждой ... , ну, пусть будет твари, обе руки становятся такими грязными, что вытереть удается только четырьмя-пятью салфетками. На "обработку" каждой (отрывание голов и особенно ножек) уходит столько времени, что очень быстро приходит мысль: а не наелась ли я уже? Хотя Ольга расправлялась лихо.
Если по порядку, то так. Летели из Киева в Гонконг до Бангкока рейсом МАУ, оттуда уже до Гонконга на Boeing 777 компании, кажется, Cathay Pacific. Туда билеты покупала Ольга со своей карты, обратно (только мне) – с моей. Но маршрут уже был другой (мне так проще было) – через Алма-Ату компанией Эйр Астана.
Почему-то полеты над территорией СНГ и в ту, и в другую сторону были мучительные. Жарко в салоне. Стюардессы МАУ питье практически не разносили, надо было ходить в хвостовую часть и там разживаться водой. А из Бангкока в Гонконг лететь было одно удовольствие: и мониторы в спинках кресел с большим выбором фильмов, и вид незнакомой местности из иллюминатора. Стюардессы Эйр Астаны на рейсе Алма-Ата – Киев, когда опять было жарко, воду разносили постоянно.
У Ольги большой опыт выгодной покупки билетов. Если не ошибаюсь, один билет в одну сторону стоил около 500 долларов, американских.
Аэропорт Гонконга для нее, можно сказать, родной. На предыдущей работе у нее были постоянные командировки по всей Азии. Я, конечно, ничего в аэропорту рассмотреть не успела. Сразу в такси и домой.
Это значит, в район Кеннеди-Таун. Жилой комплекс Мертон – три башни-небоскреба. Количество этажей – около 60. Дело в том, что у суеверных китайцев цифра «4» - «несчастливая». Поэтому 4-го, 14-го, 24 и т.д. этажей не бывает. Пишут, что средняя высота строящихся сейчас домов – как раз 60 этажей.
Мертоны-близнецы:
Своих фото у меня недостаточно, но выручает сайт http://showmystreet.com/
Наш Мертон-1:
Сказать, что остановка трамвая рядом – это ничего не сказать. Она в 10 секундах ходьбы от дверей дома. Также совсем рядом маленький скверик. (На фото то и другое видно.)
Вид с набережной:
Земля и квартиры фантастически дорогие, причем большинство квартир крохотные. Ольга с мужем снимают на 17 этаже. Ей, как и мне, важен вид из окна:
У меня была комнатка площадью около 5 кв. м. Вид из моего окна утром:
и вечером:
Потрясающе интересно. Особенно вот эти всякие бытовые подробности. Одно дело окно туристического автобуса или гостиницы, и совсем другое дело квартира обывателя, быт, устройство жизни и социума. Вид из окна невероятный!!!
Твари в жаренном виде гораздо пригляднее, чем в сыром))) - брррррррр. В жаренном виде - вроде креветки. В сыром - какие-то жуки.
Первые впечатления.
Сначала – шок от левостороннего движения. У меня это первый опыт. Шок быстро прошел, но ориентироваться до последнего дня было непросто.
Еще – какая-то легкая паника: вдруг пропадет электричество? А как же лифты? Как же повсеместные кондиционеры? Это тоже, кстати, впервые: без кондишена выдержала в квартире всего минут 10. До этого кондиционеры не признавала ни в Египте, ни в Тунисе, достаточно было открытого окна.
Улицы довольно узкие, но пробок нет. Много транспортных развязок, и тут же рядом – традиционные улицы со старомодными двухэтажными трамвайчиками и светофорами через каждые чуть ли не 50 метров.
И – лица, азиатские лица. В первые часы это было самое интересное.
Начинаю осваивать географию. Гонконг состоит из острова Гонконг, острова Лантау, полуострова Коулун, Новых Территорий, а также около 260 малых островов.
Первые три дня посвящаются острову Гонконг, потом островам Лантау и Чёнг Чау, бывшейя португальской колонии Макао, под конец – полуострову Коулун, Новым Территориям и побережью Тай Лонг Ван.
Поскольку отчетов о поездках в Гонконг я не читала, то уже по возвращении выяснила, что наши туристы посещают в основном Аллею Звезд, пик Виктория, парк развлечений (Оушен парк) и два монастыря – Монастырь Десяти Тысяч Будд и монастырь По Лин возле Большого Будды. Парки развлечений – не мое, а с Аллеей Звезд не сложилось. Наверно, не очень хотелось, потому что откладывалось со дня на день, а в результате... Короче – потом, по порядку.
Транспорт.
Первым делом стОит обзавестись картой «октопус» (Octopus card), с помощью которой удобно ездить по городу, за городом и делать покупки в магазинах. Это аналог нашей «картки киянина», но более широкого спектра применений. Купить октопус и пополнить его можно, например, в вестибюлях метро. Вестибюли часто многоэтажные, выглядят примерно так:
Пишут, что в любой момент можно вернуть деньги с этой карты, кроме небольшой суммы, около 10 гонконгских долларов (HKD).
Кстати, гонконгские цены я пересчитывала, деля сумму в HKD на 10, получалась приблизительная сумма в евро.
В метро октопус надо прикладывать к терминалам и при входе, и при выходе. Цена поездки зависит от маршрута. Линий метро как минимум 9, каждая из них имеет свой цвет. Осваивается все очень быстро. Однажды мне пришлось самостоятельно добираться с четырьмя пересадками с линии на линию. Много указателей. Очень много выходов из метро, обозначенных буквами А, B, C… На одной из станций (Central) есть выходы от A до L, но и это еще не все. Есть, например, выходы J1, J2 и J3.
Поезда удобные благодаря наличию табло с мигающими лампочками. Видно всю линию, при приближении к пересадочной станции начинает мигать и другая линия. Кроме того, полезна информация о том, с какой стороны поезда будут открываться двери.
Вагонов как таковых нет. По всему поезду во время движения можно пройти из начала в конец:
Ездила я обычно сама и не в час пик, но пару раз мы с Ольгой попали в давку. Если бы она не объяснила, для чего на краю перрона метро нарисованы какие-то полосы, я бы не узнала, что это – разметка. Выходящие должны проходить по одной стороне, входящие (одновременно) – по другой. Я встала не с той стороны, и на меня косо посмотрели (в данном случае «косо» в переносном смысле).
Signora_L, вот умом понимаю, что в Гонконг я вряд ли попаду, а познакомиться с ним с помощью "резидента" всё равно хочется! :) Поэтому присоединюсь к предыдущим ораторам - если есть силы и энтузиазм, то хочется поподробнее!
Такса просто супер! Сразу видно - умная собака! :))
Относительно иноземного метро мне всегда казалось, что его сложность для нашего туриста слегка преувеличена. Как по мне, там все достаточно легко понимается на интуитивном уровне. Ну, разве что, разметку на краю перрона мы не сразу признаем! ;)
vasyusha , Вы правы. Проблем с иноземным метро обычно не возникает. Особенно, если пользоваться аналогами октопуса. Мне, правда, с метро не часто приходится сталкиваться в других странах. Пожалуй, только в Париже и Мадриде. Обычно предпочитаю ходить пешком, даже если дорога занимает около часа. Жалею, что не поездила на метро В Неаполе. Пишут, что там очень красивые станции.
В Гонконге в метро легко, но это если не оптимизировать маршрут, например, по времени. Только "резидент" знает, где и в какое время дня лучше сделать две пересадки, чем одну с длинным переходом. И где есть станции, на которых достаточно перейти на противоположную сторону, чтобы поехать дальше по другой линии.
Несколько раз довелось проехаться на автобусе. Самостоятельно – когда ехала в район Стэнли. Это около часа езды на пригородном автобусе. Сначала провела «разведку», отыскала остановку и узнала расписание. Это в самом-самом центре. Под одним из больших-больших небоскребов на стоянке автобусов находится маленькая будочка с объявлением от руки:
Сориентировавшись, легко было потом рассчитать время для поездки.
Согласна с мнением одного из туристов: «Мы любим Гонконг за его анархию и легкий хаос». «Хаос» в моем случае был положительный. Подошел пустой автобус вне расписания, загрузил пассажиров и сразу поехал. Билеты – октопусом.
Автобусы, как правило, двухэтажные:
Раза два мы ездили на автобусе с Ольгой. Резиденты знают, где вместо метро с несколькими пересадками лучше проехать на прямом автобусе.
Как-то ехали на автобусе вечером, и небо было удивительных оттенков розового цвета:
Несколько раз ездили с Ольгой и на маршрутках. О местах их остановок она узнавала по интернету и навигатору с мобильного. Прикольно: держит в руке мобилку и поворачивается вокруг себя, «пеленгует». Иначе очень сложно разобраться, особенно не в центре, из-за многочисленных развязок. В маршрутку заходит строго 16 человек, никаких стоячих мест. Люди, дожидающиеся на промежуточных остановках, рискуют простоять долго. Или ловят такси. Такси оплачивается наличкой.
Любимым видом транспорта был трамвай – милый, маленький, старомодный, двухэтажный, бюджетный, медленный. Удобные окна, стекла которых легко опускаются-поднимаются.
Остановка рядом с домом, к тому же бонус – это конечная остановка. Можно спокойно подняться на второй этаж и сесть впереди:
Мой трамвайный маршрут проходит по улицам Catchik, Praya и Queen’s Road. Основной поток остального транспорта вдоль береговой линии острова Гонконг идет по параллельной улице. Трамваи разных маршрутов идут в центре буквально один за другим и на остановках подходят так близко друг к другу, что до пассажиров впереди идущего трамвая можно достать рукой.
Пешеходные переходы на каждом шагу:
Трамвай часто входит в список достопримечательностей, которые надо увидеть и ощутить в Гонконге.
Еще одна достопримечательность – цепочка эскалаторов «Централ-Мид-Левелс», соединяющая район офисов и банков с жилым кварталом, расположенным на склоне горы. Общая длина эскалатора – 800 метров. Линия одна, поэтому утром эскалатор движется вниз, а с 10:30 до 24:00, кажется, – вверх. Удовольствие бесплатное. Параллельно идет пешеходная дорожка для тех, кому в противоположную сторону.
По пути эскалатор пересекает больше 10 улиц. На каждом пересечении можно сойти. В этих краях много магазинов, кафе и ресторанов, в основном, европейского вида, куда удобно заходить по дороге с работы.
Эскалаторов много и в других местах города.
Остров Гонконг отделен от полуострова Коулун бухтой Виктория. Есть три моста (по-моему, платных) и есть метро, но есть и переправа на пароме Стар Ферри (Star Ferry). Как и трамваи, паромчики старомодные, не очень быстрые, но все равно удобные. И дешевые. И ходят очень часто. Плыть около 10 минут.
На паромах Стар Ферри две палубы. Билеты на верхнюю чуть дороже, потому как там задраены окна и работает кондиционер. А на нижней палубе ветерок и обзор лучше:
У Стар Ферри свой причал. Рядом с ним на острове Гонконг еще несколько причалов, откуда отправляются паромы на остров Лантау и некоторые из маленьких островов.
Причал Стар Ферр на Коулуне - рядом с набережной и большим торговым центром, до которых от станции метро довольно далеко.
Паромы в Макао отправляются от другой пристани на острове Гонконг.
Многочисленные большие и маленькие плавсредства курсируют по бухте Виктория с разной скоростью и в разных направлениях, настоящее броуновское движение. Когда туман, ощущения на борту не из приятных, особенно если плывешь на скоростном пароме (из Макао).
Очень много и маленьких рыбацких лодок,
и больших грузовых кораблей. Однажды утром я проснулась и увидела за окном огромную баржу размером с остров:
Signora_L, читаю ваш рассказ, как репортаж с другой планеты :) Настолько всё необычно, непривычно и завораживающе! У меня всё время ассоциация возникает с таким себе трудолюбивым муравейником, где, не смотря на плотность населения и постоянное движение, каждый четко выполняет свои функуции.
P.S. Кто про что, а я сразу про Гонконг вычитала, что страна занимает 3 место в мировом рейтинге легкости ведения бизнеса и 5 место в рейтинге налоговых систем мира. По данным Всемирного банка в Гонконге 3 налога, из которых 17,6 % налог на прибыль, 5,1 % трудовой налог, 0,1 % — другие. Суммарная ставка налогов составляет 22,8 %. Вспомнила наши налоги и вздохнула...
Polina_Sumy, я не экономист и этими вопросами не интересовалась. Так, вскользь. Жилье в Гонконге дорогущее, но его владельцы при продаже не получают сверхдоходы. Это власти берут очень большие налоги с покупателей.
Присматриваясь к людям, замечала, что среди молодежи иногда встречаются "упитанные", а среди пожилых - ни разу не видела. Похоже, что там хуже всех живется одиноким пенсионерам. Худощавые дедушки при этом часто заняты черной работой: возят тачки, таскают ящики.
Точно. Меня не покидает это же ощущение. Насколько все таки путешествия расширяют кругозор. Начинаешь на многое смотреть и воспринимать совершенно иначе. Мы замкнуты в рамках нашего бытия и считаем, что и вокруг мир такой же самый. И даже не представляем насколько он может быть совершенно иным и отличаться от нашего.
Точно. А находясь там, сложно представить, что где-то есть Украина. И даже Европа представляется с трудом.
Смесь культур создала какой-то особый образ жизни. Хотя у коренного местного населения сохранился свой уклад. А Ольга и ее друзья съехались в Гонконг со всего мира. Правда, я познакомилась только с одной подругой - канадкой. А совсем недавно, в октябре была у других друзей свадьба. Барышня "наша", славянская, а жених - китаец. Кстати, китайцы выросшие в США и вернувшиеся в Гонконг, чувствуют себя чужими.
Впрочем, в массе, когда много чужих, то самому уже кажется, что это нестрашно.
В первый же вечер по приезде мы ужинали в ресторанчике Ольгиного друга. Ресторан итальянской кухни, сам хозяин - из Непала, очень обаятельный. Итальянскую кулинарию изучал в Лондоне. Зал в ресторане - не больше 20 кв. метров. Посетители - это в основном завсегдатаи. Или хозяин так обращается с незнакомыми, что кажется, будто они друзья. И вкусно, конечно. И вино хорошее.
Там у нас на соседней ветке irina.c.q.f.d рассказывает о французской гастрономии. Ну, и мы "попробуем" немного азиатской.
Если вкратце, то местная кухня – это интересно, но не более двух недель. Потом мне очень захотелось сметаны и сыра. Китайцы молочные продукты не едят. Сыр у них – это тофу. И еще мне в ресторанах элементарно не хватало соли. Там вместо нее только соевый соус. Вкусно, но быстро надоедает.
А вот Ольга за пять лет в Азии полностью освоилась с местной кухней. Но и ей не хватает нашей. Из Киева она много чего везла съедобного.
Дома, в Гонконге, она ни разу за две недели к плите не подошла. И вообще газовой плитой пользовались один раз – муж готовил свой фирменный тайский суп «том ям кай». По утрам достаточно электрочайника и того, что найдется в холодильнике (забитом продуктами).
Самое вкусное там, конечно, - это фрукты. Особенно манго. Там они желто-оранжевые, есть два вида – побольше размером и поменьше. И те, и другие вкусные.
Едят манго так:
Фрукты покупаются на базаре. Базар рядом со станцией метро. По дороге домой – лавочка, где делают фруктовые фреши. Прямо у тебя на глазах берут большой ананас, не церемонясь, обрубают кожуру и выдавливают поллитра сока с мякотью. Там же продаются кокосы. Выбираешь понравившийся, и в нем делают отверстие для трубочки:
Ольга предпочитает тайскую кухню. Пожалуй, я с ней согласна. (Если заранее попросить, чтобы было не очень остро.)
Понравилась и вьетнамская кухня. Это выглядело так:
Китайский способ приготовления морепродуктов не впечатлил. В сыром виде они интереснее (то, что на фото, я, правда, не пробовала):
В один из первых дней, гуляя самостоятельно, увидела национальную китайскую еду. Правильное название не знаю, но называю «мясная пастила» (этот снимок не мой):
Купила «на пробу» (недешево относительно другой китайской еды, около 5 евро за 100 г). Вкус специфический, сладковатый. Большое разнообразие, есть из говядины, из свинины и, кажется, из курицы.
Был экспириенс с уткой по-китайски. Самое интересное - наблюдать, как ее, уже готовую, разделывают. Разные части тела подаются отдельно.
На гарнир - сельдерей. И обязательно соус. И чай:
Палочками я есть не научилась, да уже и поздно учиться. Теоретически знаю, что одна пара палочек – для того, чтобы брать еду из общей посудины (миски), а вторая – это уже совсем личная.
Что из китайской еды понравилось больше всего – это манты с разными начинками, в том числе с добавлением трюфеля):
И само заведение понравилось. Непафосное, в торгововом центре:
За столиком – типичные жительницы Гонконга. Они так одеваются и носят такую обувь. Ни разу не видела женщин на каблуках:
Следующий снимок мне нравится за какую-то «атмосферность». Жизнь идет своим чередом.
А это – еда в монастыре при одном из храмов. Там все вегетарианское. И там мне не дали вилку (единственный случай, просто-напросто не было вилок).
Signora_L, спасибо за этот гастрономический экскурс! примеряя на себя Гонконг, решила, что на фруктах я точно проживу ))) А вот с морскими гадами сложнее, они в живом виде ... ээээ, мягко говоря, не очень аппетитно выглядят. А может всё дело привычки. Креветки ж лопаем дома ))
Polina_Sumy , на самом деле там можно найти еду на любой вкус. Я покупала себе греческий йогурт. Дороже, конечно, чем в Греции :)
Тут Ольга прислала свои фото наших с ней вылазок. Кстати, она поправила меня: остров Гонконг и полуостров Коулун соединяют не мосты, а туннели.
Самостоятельное освоение Гонконга я начала с самой высокой его точки – Пика Виктория. Это не пик, а гора, на которую спешащие туристы поднимаются на трамвае-фуникулере или на автобусе. А мне захотелось подняться пешком. Зеленые парковые склоны Пика начинаются всего в паре кварталов от Мертона.
Первые шаги вверх по широкой улице-лестнице. Где-то на середине подъема замечаю, что только я одна поднимаюсь вверх. Все остальные идут навстречу, то есть вниз. Умные едут вверх на эскалаторе (на фото он слева):
Зонтики – это примета Гонконга. Ими пользуются и от солнца, как на фото.
Эта часть города построена террасами. На одной из них встретился маленький пустынный храм. Щелкнула его от входа, не зная, можно ли войти, как себя вести и вообще все там очень непривычное:
Вверх пришлось идти прилично. Сначала одна за другой лестницы,
потом – более пологие дорожки:
Навстречу попадались в основном редкие парочки пенсионеров в панамках и кроссовках.
Необычный очень влажный воздух, большие бабочки необычных расцветок, растения, которые у нас вроде как комнатные. Если не ошибаюсь, в центре - традесканция:
Наконец в просвете между деревьями три близнеца – Мертоны. Хотя наш Мертон-1 и немного повыше остальных, и к морю поближе:
Хорошо видно бухту Виктория:
А вот два великана: слева – самый высокий гонконгский небоскреб - Международный коммерческий центр (ICC), а справа - Международный финансовый центр (Two IFC):
До знаменитой смотровой площадки на Пике уже недалеко. Дорожка с поворотами, поэтому виды все время меняются:
На смотровую площадку подъем платный. Виды оттуда:
Спускалась я тоже пешком, но уже в центр города. По пути встретились работники (один бородатый – большая редкость среди местных). Как вы думаете, чем они заняты?
Signora_L, никогда не думала, что и абсолютно урбанистические виды способны вызвать такой восторг! Ух!
А можно я с практическими вопросами? Как я понимаю, у них такого понятия, как двор нет? Тогда по ассоциации с нашими дворами, где у них дети играют и машины паркуют? :) И ещё заинтриговала тема с зонтами от солнца. Зонт реально от солнца спасает, или это больше такой фетиш, привычка?
По работникам, предположу, что они склоны чистят. Верхний так точно с таким "пылесосом", который потоком воздуха листья вниз сдувает. А вот с нижним менее понятно. Это у него палка в руках или топор? ))
Signora_L, вид с Пика Виктория впечатляет, сразу приходят на ум штампы про "каменные джунгли", но тем не менее красиво. А вот вид на бухту Виктория очень симпатичный - подумала, если фото немного обрезать снизу и убрать небоскребы, то не сразу и поймешь, в каком веке сделана оставшаяся картинка бухты - в конце XIX или начале XXI. ;)
Polina_Sumy, рискну предположить, что нижний с палкой в руках подгоняте верхнего, чтобы тот активней в гору карабкался! ;))) Хотя тоже склоняюсь к мысли, что они чистят гору от листьев. А с другой стороны - листьев немало, может, они их раз вмесяц чистят?
На фото нижний палкой разрыхляет листья, а верхний их засасывает "листьесосом". Меня удивляло, что такими работами занимаются только пожилые люди, молодежи никогда не видела.
Polina_Sumy, возле башен-Мёртонов есть маленькие скверики со скамейками, а в 400 метрах от них есть большой сквер. Другое дело, что детишки там "припаханы" чуть ли не с пеленок. По утрам видела, как к Мертону подъезжает школьный автобус (летом, в середине июля!) и увозит детей в неизвестном направлении. Совсем маленьких мамы катают детей в колясках, встречалась с ними в лифте. Но не все спускались до первого этажа. Там на этажах со второго по пятый, кажется, есть большой бассейн для жителей дома и еще много разных мест, где можно проводить время, не выходя на улицу. Ну, а машин у подавляющего большинства обитателей небоскребов нет. Зато в городе хорошо развит общественный транспорт.
Polina_Sumy, большое Вам спасибо за то, что добавляете эмоциональности к моему рассказу. Ощущение этого "Ух!" у меня тоже было и есть, но наружу редко выплескивается.