Давно с супруго собирались поехать в тур по США. Решили оформить поездку через Инкоматур. Агенство запросило 100% предоплату за тур, что мы и сделали более, чем за 3 месяца до поездки. Приобрели билеты на самолет, получили визу в посольстве. Всё шло замечательно пока резко не ухудшилось здоровъе моей мамы. Врачи поставили страшный диагоз. Мама нуждается в постоянном уходе, болезнь быстро прогрессирует. Естественно, в этих условиях ни о какой поездке не может быть и речи. Обратились в Инкоматур с просьбой либо вообще отменить тур, либо перенести на другой год. Агенство ответило категорическим отказом, хотя с нашей стороны были предоставлены все необходимые подтверждающие документы. Тур не дешевый, теряем большую сумму денег.
Очень жалеем, что связались с данным турагенством. Мы много путешествуем и работали с различными трагенствами, но такого неуважения к чужому горю еще не встречали. Даже Люфтганза согласилась перенести на другой срок (через год) дату в билетах, а моральные уроды в Инкоматур считают, что интересы их клиентов лишь пустой звук.
Хотелось бы изложить данную ситуацию со стороны туроператора «Инкомартур 93».
Данные туристы 2 чел. обратились в туристическое агентство г. Кривой Рог, которое в свою очередь забронировало тур по США, длительностью 18 дней у туристического оператора «Инкомартур 93». Заявка от агентства в «Инкомартур 93» поступила 29.05.2013.
Менеджер «Инкомартур 93» оформила заявку, в июне туристы успешно прошли собеседование в посольстве и получили 5-летние визы США. Как и положено, при оформлении заявки был подписан договор с агентством на туристическое обслуживание, где были указаны штрафные санкции при отказе от тура. Обращаем внимание на то, что поскольку дело касается тура по США, к договору есть дополнительное приложение с особыми условиями по штрафным санкциям. Это стандартное требование принимающей стороны в США, у них, соответственно есть договор с нами и наше согласие выполнять данные условия. Эти особые условия обязательно пересылаются туристам и затем возвращаются нам с их подписями, что и было сделано в данном случае также.
24 июля менеджер «Инкомартур 93» выслала агентству документы для туристов по данному туру, и в тот же день пришло письмо с просьбой рассмотреть возможность переноса тура на год в связи с болезнью матери туриста. Ранее никаких сообщений к нам ни от агентства, ни от туристов не поступало. До начала тура остается неделя, деньги за тур уже давно нами переведены партнерам в США, по договору наступили штрафные санкции. Поэтому менеджер срочно пишет письмо партнерам в США с аналогичной просьбой о возможности переноса тура с подробным объяснением причин. К сожалению, ответ был отрицательным, поэтому «Инкомартур 93» также вынужден был отказать в переносе тура.
Конечно, мы все здесь живые люди и в состоянии сочувствовать чужому горю. И понимаем, что есть официальные условия, и есть реалии жизни, которые нельзя предусмотреть на 100%. В подобных случаях мы всегда идем навстречу туристам и возвращаем то, что можно вернуть, если это зависит только от нас или то, что нам возвращают наши партнеры. К сожалению, в отношении туров по США это невозможно, и компания «Инкомартур 93» не может оплатить штрафы вместо туристов. Когда идет речь о крупных суммах денег, всегда есть риск, и застраховаться от потерь весьма сложно. Учитывая нелегкую ситуацию туриста, понимаем, что предыдущее сообщение было написано в момент отчаяния.
С уважением, туристический оператор «Инкомартур 93».
Но, к сожалению, в бизнесе нет понятия "эмоции". Прочитайте договор, который Вы подписывали, внимательно. Я, конечно, понимаю, что Вы не ожидали такого поворота событий, поэтому договор могли подписать, не читая. В договоре четко должны быть прописаны все условия при отказе от тура. И если в договоре не предусматривается возможность переноса тура - то ничего не поделаешь:( Инкомартур же непосредственно в США туры не организовывает, есть принимающая сторона, с которой у фирмы тоже договор. И если принимающая сторона отказалась возвращать деньги и у Инкомартура есть все документы и обоснования, то винить их в непорядочности неправильно.
ТО/ТА должны вернуть сумму за вычетом фактически понесенных документально подтвержденных расходов турфирмы, связанных с поездкой. То есть, если фирма уже оплатила какие-либо услуги, связанные с этой поездкой-то эти суммы не возвращаются. И это не всегда только прямые оплаты за проживание или перелет. Это может быть и курьерская доставка, и услуги переводчика и многое другое. Но это не штраф.
Поскольку виза уже у Вас, а визовое сопровождение, я так понимаю, в Договоре оговаривалось-консультации что-ли, то эти услуги оказаны и как их отделять от всего тура-сказать сложно...
Закон : Турист вправі відмовитися від виконання договору на туристичне обслуговування до початку туристичної подорожі за умови відшкодування туроператору (турагенту) фактично здійснених ним документально підтверджених витрат, пов'язаних із відмовою.
Также важный момент-при проверках защиты потребителей, агентов штрафуют за то, что в Договорах у них прописаны часто штрафы в 100%, а по закону максимум 50%. Это ст 18 о признании договоров недействительными-Закон о защите прав потребителей:
5) встановлення вимоги щодо сплати споживачем непропорційно великої суми компенсації (понад п'ятдесят відсотків вартості продукції) у разі невиконання ним зобов'язань за договором;
Но компенсация и фактически понесенные расходы это совсем не одно и то же!
И еще цитата из закона о туризме:
Туроператор несе перед туристом відповідальність за невиконання або неналежне виконання умов договору на туристичне обслуговування, крім випадків, якщо:
невиконання або неналежне виконання умов договору на туристичне обслуговування сталося з вини туриста;
невиконання або неналежне виконання умов договору на туристичне обслуговування сталося з вини третіх осіб, не пов'язаних з наданням послуг, зазначених у цьому договорі, та жодна із сторін про їх настання не знала і не могла знати заздалегідь;
невиконання або неналежне виконання умов договору на туристичне обслуговування сталося внаслідок настання форс-мажорних обставин або є результатом подій, які туроператор (турагент) та інші суб'єкти туристичної діяльності, які надають туристичні послуги, включені до туристичного продукту, не могли передбачити.
Моральными уродами все же называть не правильно. Никаких нарушений со стороны турфирмы вообщем-то нет.
Я все таки не знаю стоит ли писать подобные вещи, но ведь мы все понимаем-врачи не будут лечить бесплатно никого. Но ведь мы не называем их моральными уродами. И деньги на лечение всегда исчезают очень и очень быстро-врачи, сиделки. транспорт, консультации - люди зарабатывают на этом, правда же. Но мы же не считаем сиделку при лежачем больном моральным уродом...Сложная тема, конечно...
Я все таки надеюсь, что агентство постарается хотя бы частично что-то вернуть, если получится.
Ваша ситуация вызывает сочувствие, однако излишне эмоциональные оценки кажутся поспешными.
Сложно оценивать положение вещей на расстоянии, но, возможно, стоит рассмотреть ситуацию форс-мажора. Для этого Вам надо документально доказать, что Ваш отказ от поездки вызван условиями, о которых Вы не могли знать на момент заключения договора, и которые никакими высокопрофессиональными действиями предотвращены быть не могли. Это могут быть медицинские документы, свидетельствующие о моменте постановки диагноза, а так же заключение о том, что больному требуется Ваше постоянное присутствие с целью ухода и т.п.
Имея на руках подобные доказательства, Вы можете обратиться в Инкомартур и попросить их документально подтвердить фактически понесенные затраты. Это должны быть надлежащие документы, подтверждающие такие затраты. И уже исходя из размера фактических затрат определить сумму, подлежащую возврату.
Не думаю, что турфирма будет противиться добропорядочному разрешению возникшего вопроса, ибо все мы люди, и никто не застрахован от несчастий
Форс-мажор выгоден обычно тому, кто уже ПОЛУЧИЛ предоплату.
Нельзя форс-мажором называть все подряд-ДТП там, или прорыв трубы в хрущевке. Как минимум, весь перечень событий, которые можно считать по этому договору форс-мажором, должен быть перечислен в Договоре.
Короче, форс-мажор-это когда можно не отдавать, но нельзя забрать;-)
И как мне кажется, все это про взаимоотношения субъектов хоздеятельности. Про физлиц вообще сложно сказать-а применимо ли вообще это словосочетание.
Вот хорошо из сети про форс-мажор:
Наступление форс-мажорных обстоятельств освобождает должника от исполнения договора и от возмещения причиненных этим убытков кредитору.
Обычно форс-мажор включает: 1) непреодолимую силу 2) юридический форс-мажор. В наиболее кратком виде непреодолимая сила - это факторы, обстоятельства которые невозможно предотвратить, а их наступление - невозможно предусмотреть. Эти факторы должны быть абсолютными, т.е. их действие распространяется не только на должника, но и на неопределенное число лиц. Сюда включают всевозможные стихийные бедствия, катастрофы и т.п.
По большому счету ТО и туристы должны все решить полюбовно и как-то там договориться. И я думаю, что определить сумму должен не турист, а ТО, предъявив документы о понесенных расходах. И только, если сумма возврата не устраивает туриста или его не устраивают документы(а вот я не думаю, что турист большой эксперт в этой области)-он может идти в суд и требовать большей суммы возврата итд.
А ТО то не при чем к случившейся трагедии, на самом деле. Зато уже обозвали его просто за то, что за два дня не отдал все деньги туристу, хотя понятно, что из этой суммы что-то точно нужно вычитать.
Поскольку действующее законодательство Украины не дает четкого определения форс-мажора, то и трактовка его достаточно условна и субъективна. Критерии, по которым он определяется, и которые мы с Вами упоминали, общеприняты, но не абсолютны. Думаю, нет смысла углубляться в нюансы данного вопроса. Это разговор узкопрофессиональный.
Наличие тех медицинских документов, о которых я упоминала, позволит говорить о том, что обстоятельства возникли непредвиденно и не могли быть предотвращены. Доказать обратное будет сложно. Думаю, что в этом случае хотя бы небольшая часть суммы может быть возвращена ( скажем, заложенная прибыль ТО ).
Но Вы совершенно правы, что в данном случае лучше договариваться, нежели начинать «качать права».