Вот решилась написать отзыв для ВСЕХ КТО ИНТЕРЕСУЕТСЯ ПРОГРАММОЙ КРУИЗА «Рай Адриатики» на теплоходе «Arion». Почти год, назад пытаясь найти хоть какую-то информацию, я к сожалению ее не обнаружила, несмотря на то, что круиз на протяжении 3-4 лет проводит российский туристический оператор R-tours. Я умышленно сделала акцент на этом факте потому что живу в Украине, и хотя круиз полностью русскоязычный, организованный для граждан России, Белоруссии и Украины, но вероятно он не известен украинскому рынку так как нашла я его в результате сама и уже с «готовым продуктом» обратилась в знакомое мне турагенство г. Харькова.
Маршрут круиза Черногория – Котор, Греция – о.Корфу, Италия –Бари, Хорватия – Дубровник, Хорватия –о. Хвар, Италия –Венеция, Хорватия – Сплит, Черногория – Котор.
Хочу сразу оговориться, что круизер я никакой и для некоторых путешественников мои мистечковые впечатления не будут вообще полезны. Отзыв скорее ориентирован на тех, кому вообще не доводилось бывать в круизах ( как и мне) и кому интересна возможность посетить визовую Италию по так называемому Shore pass – т.е. береговому проходу ( кажется это так называется) без унизительного доказывания своей благонадежности и сложной процедуры ( как для меня) открытия визы.
В 2012 году круиз был заявлен, как и всегда только на две даты - 18 августа и 1 сентября. На сентябрь месяц в январе 2012 года забронировать самые дешевые внутренние каюты было уже невозможно, т.к. они были выкуплены, поэтому пришлось согласиться на выезд в августе, хотя я понимала, насколько трудно будет в жару на экскурсиях. Перелет я заказывала самостоятельно из Киева до Тивата авиакомпанией Роза Ветров – сработали и туда и обратно по расписанию за что им спасибо, потому что «R-tours» предлагал перелет только из Российских городов и т.д…… . Из документов для оформления Shore pass я действительно предоставила только копию загранпаспорта.
Теплоход « Arion» принадлежит Португалии, экипаж русские (официанты), малазийцы ( официанты и уборщики), филиппинцы ( повара). Очень приветливые и обходительные. На борту работают представители R-tours, с каждой группой экскурсантов помимо гида находится сопровождающий группы, который помогает не потеряться и не растеряться.
Да «Arion» не COSTA И НЕ CARNAVALE, он небольшой, но лично мне не хотелось путешествовать на огромном лайнере с коллективом туристов в количестве населения маленького города. На борту публика была более чем адекватная, несмотря на то, что разбег цен на проживание стартовал от 900 и заканчивал 2300 евро на человека. Жителей верхних палуб никто не отличил бы от тех, кто жил на палубе «Океан», - иными словами «распальцованных» не было. Кто хотел выпивать делали это как-то незаметно и можно сказать прилично, не мешая остальным.
Каюты – стандартная 9 метров для трех человек в принципе, на мой взгляд, маловата – следует это учесть для тех, кто выкупает Tween + 1, потому что в эти 9 метров входит и площадь санузла, кстати волне приличного. Для двух человек стандартной каюты вполне достаточно, если учесть, что Вы в ней только спите. В силу того, что верхние палубы были наполнены не полностью - нам повезло - нас троих поселили во- первых на палубу выше ( палуба Upper), во- вторых в каюту 13 метров - Tween +2. Имея с чем сравнить , конечно она была комфортнее и кондиционирование чувствовалось сильнее. В жару это обстоятельство было немаловажным. Номера убирали каждый день – выкидывали мусор, убирали постели, приносили программу на следующий день. Полотенца меняли 1 раз в три дня. Да, вот полотенца мы встречали и не «ах» - с дырочками. Но меня это волновало в последнюю очередь. Для тех, кому это важно – прошу учесть.
Питание: Кормят на убой. Утренний чай до 7-00 это – чай, кофе, печенье, мясная и сырная нарезка. Завтрак плавно вытекающий из утреннего чая – это еще плюс омлеты, яичница, сосиски, жареный бекон, мюсли, йогурт, булочки, фрукты – дыни, арбуз, ананас и фрукты в сиропе. Обед или шведский стол или по меню выбор очень большой, - главное не переборщить перед последующей экскурсией. Полученный чай – чай, ( кофе по моему не было) но в жару мы просто брали воду с лимоном) и всякие печенья или бутерброды уже готовые. Ужин тоже как правило в разное время но только по меню. На выбор 2 закуски, 3 основных блюда + 1 вегетарианское, 2 или 3 горячих ( на первое), 2-3 салата, 3 десерта, чай, кофе, фрукты ( как правило яблоки, груши, бананы.
Спиртное на борту как в баре так и в ресторане можно приобрести только за отдельную плату. Кто-то покупал сразу бутылку и по его желанию ему к ужину выносили эту бутылку, мы брали вино в бокалах, самое обычное сухое – цена 2.80, стоимость в бутылке от 12 до 45 евро. В баре коктейли на основе мартини, рома, джина все 5-6 евро, есть и платные безалкогольные коктейли по 3 евро, пиво 2.50, есть так называемый коктейль дня - его продают по 4 евро, о том какой это коктейль вы узнаете в программке, которую получаете вечером накануне. То же самое в магазине беспошлинной торговли – то акция на духи, то на сумки, кошельки и т.д.
Досуг на борту. Вечером, как правило, проводились шоу или устраивалась концертная программа. У нас был квартет танцевально-вокальный, а-ля Мулен-Руж, девочка вокалистка, и что-то вроде джаз трио. Устраивались конкурсы на лучшую пару круиза и «Мисс круиза». Телевизор транслировал пару российских каналов и внутрисудовое кабельное телевидение.
Бассейн небольшой и в нем «не размахнешься», скорее можно просто освежиться, чем и пользовался народ.
Чем лично меня привлек круиз помимо простоты оформления документов, так это тем, что стоянки в портах были практически весь день, а не пол дня как во многих сравниваемых мною круизах, учитывая, что прибыть на теплоход желательно за час и выход на берег тоже занимал около часа, то меня лично «улыбнули» стоянки других круизов в Дубровнике,например, с 9-00 до 14-00 и тому подобное…. Кроме того часть береговых экскурсий, чаевые персоналу, портовые и топливные сборы были уже включены в стоимость т.е. в январе я знала, что стоимость моей поездки не поменяется в зависимости от цен на топливном рынке и других коллизий . Это тоже было для меня определяющим фактором, при выборе поездки именно в этом круизе а не с другими компаниями.
Экскурсии: из включенных в стоимость я посетила все – на острове Корфу, в Которе и в Бари. Мои опасения относительно того, что гиды будут подобраны «абы какие» потому что теплоходная публика едет релаксировать а не по экскурсиям ходить , не подтвердились. Все гиды показали не только высокий уровень своей работы, но и помогли даже в организации самостоятельных путешествий. Так вместо предлагаемой экскурсии на о. Корфу в Палеокастрицу я выбрала самостоятельное посещение дворца Ахиллео построенного австрийской императрицей Сиси. Имея на руках карту острова я никак не могла «совместить» ее с местностью. А поскольку в воскресенье автобус № 10 во дворец был только в 13-20 а обратно в 17-20 то мало было найти остановку автобуса, но еще и была проблема в том, чтобы успеть к его отправлении. Я попросила помощи у нашего гида Валерия – помочь мне быстро попасть на автобусную остановку после проведенной экскурсии , но он предложил мне еще более удобный вариант – поехать туда на автомобиле его друга. Которого он вызвал. В результате нас привезли, подождали и мы вернулись на теплоход самостоятельно посетив дворец с аудиогидом. За машину мы втроем заплатили 60 евро, за билет 7 евро, за аудиогид – 3 евро. Сам осмотр у нас занял около часа , возможно что с экскурсия с гидом была бы более интересная – но ее не предлагали, однако и самостоятельный осмотр впечатлил, поэтому я осталась довольна
Еще немаловажным фактором было то, что к обеду для тех кто взял две экскурсии на один день группу возвращали на теплоход и кормили, для тех кто хотел ( как мы) остаться предстояло либо вернуться к обеду и возвращаться в город самостоятельно, либо самостоятельно организовывать себе питание по ходу движения в городе. Но, товарищи, в жару есть ( а я люблю поесть) не хочется, так что не бойтесь – похудеть Вам не дадут – наверстаете за ужином.
В Бари очень милая девушка экскурсовод – Юлия вначале провела экскурсию по городу, для всех кто хотел было организовано посещение молебна у мощей св. Николая угодника, именно тех мощей которые итальянцы вывезли из Мир Ликийских ( те кто был в Турции – знает.) Сам по себе городок очень милый . Я боялась что в нем экскурсия будет уж очень религиозной – но нет - все в меру и это тоже порадовало. После экскурсии по городу я отправилась на экскурсию в Альберобелло. – город, где все постройки именуются «трулло» за их коническую форму. Я не буду пересказывать историю этой местности, поедете – узнаете сами. Времени отведенного для этой экскурсии было достаточно. Во всяком случае, так называемого, «чувства недосмотренности» не осталось. На обратном пути мы проехали по побережью полюбовались виноградниками под итальянскую музыку и по возвращении в Бари желающие отправились на шоппинг – был сезон скидок - а я еще раз прогулялась пешком по улицам, которые показались мне интересными из окна автобуса.
В Дубровнике, несмотря на то, что в прошлом году я уже была в нем в ходе большой поездки по бывшей Югославии, я купила дополнительную экскурсию. Экскурсовод Катя – женщина которая живет там с 1973 года ( если я не ошибаюсь ) с хорошим чувством юмора, очень информированная мне очень понравилась . Мы посмотрели весь город вначале вместе с ней, а потом, оставшись, досмотрели не посещенные достопримечательности, в частности Княжеский Дворец, сами без экскурсовода и аудиогида, коллекция экспонатов интересная. Но мы не сориентировались с билетами и купили билеты которые позволяли посетить кроме княжеского дворца еще морской музей и хлебные склады Руппе, в которые мы как-то и не собирались. Поэтому слегка переплатили, но вот сколько никак не вспомню. В обед – когда было уже совсем жарко, отправились на остров Локрум, который находится прямо напротив Дубровника. Билет туда и обратно покупается сразу, стоит 50 кун или 7 евро. На острове есть остатки монастыря еще какие-то достопримечательности. Но мы прошли в район Мертвого озера, думая там искупаться, местность очень красивая, но на озере было много людей, поэтому мы вышли на расположенный рядом скалистый пляж и провели время там. Вернулись в город, добродили по улочкам и автобусом отправились в порт – стоимость билет в автобусе – 15 кун – 2 евро.
На следующий день был остров Хвар. В порт теплоход не заходил, доставку на берег осуществляли катерами. Экскурсий там запланировано не было. То что я увидела, мне понравилось, во всяком случае, посмотреть самому там есть что, но мы хотели просто побыть на пляже. И высадившись на берег мы по рекомендации сопровождающих представителей R-tours отправились на пляж, который расположен слева от порта. Пляж принадлежит гостинице ( вот забыла ее название), но вход на него свободный, для тех кто хочет занять лежак – плата по моему 7 евро, оплату собирает «пляжный мальчик». Мы не видели в этом смысла, потому что пришли максимум часа на 2,5 расположились на полотенце ( ДА КСТАТИ ПЛЯЖНЫЕ ПОЛОТЕНЦА МОЖНО С СОБОЙ НЕ БРАТЬ - ПОЛОТЕНЦА МОЖНО ВЗЯТЬ У БАССЕЙНА НА ТЕПЛОХОДЕ И ВЫХОДИТЬ С НИМИ НА БЕРЕГ). Вода конечно была кристально чистая, как и большинство пляжей – пляж галечный , рекомендую тапочки. После купания мы прогулялись по набережной и вернулись на катер.
На следующий день была Венеция. Город в который логичнее всего не приезжать и не прилетать а именно приплывать – ей Богу убеждена на 100%.
Теплоход пришел в 6-30, на берег нас высадили в 8-30 и начало экскурсии прошло, когда еще в центре не было столпотворения. Но уже к 11 часам людей прибавилось очень сильно и было очень жарко… Мы сами посетили Дворец Дожей, без экскурсовода и аудиогида конечно такое посещение было практически лишено информативности, но все равно впечатление которое оставил дворец было очень сильным. Блукая, мы даже попали внутрь Моста вздохов. Жара сильно выматывала, от центра даже при наличии карты мы побоялись уходить далеко, потому что действительно боялись потеряться. Поездка на гондоле оставила противоречивые чувства. Из двух предложенных вариантов 80 евро за 25 минут или 120 за 45 мы выбрали второй. Нас провезли по внутренним каналам, но на Гранд Канале мы ничего не посмотрели, для этой поездки, наверное, лучше просто воспользоваться вапоретто который идет через Гранд Канал – стоимость 1 поездки 7 евро, на весь день 24 евро без ограничений. С другой стороны мы так устали что уже в три часа собрались вернуться на борт перекусить и принять душ, потому что уже не испытывали удовольствия от прогулки. Так и поступили. Вапоретто № 2 доставил нас до порта Сан Базилио , где стоял теплоход, мы поели и вернулись на час на набережную, спокойно выходя и заходя через паспортный и таможенный контроль. Если бы конечно не жара никто бы так не мотался, но погодные условия внесли свои коррективы.
Предпоследний день – Сплит . В Сплите я была в прошлом году , включенная в стоимость экскурсия должна была состояться только вечером, а в течение дня пассажирам предлагались факультативная поездка на Плитвицкие озера или водопады реки Крка. Плитвицы от Сплита очень далеко , водопады , которые не менее впечатляющи находятся около часа езды, Я была и на Плитвицах и на Крке поэтому просто днем гуляла по городу и купалась в море, а вечером уже с экскурсоводом Линой прошлась по знакомым местам. Народ с факультативных экскурсий возвращался довольный, видела, что автобус на Плитвицы предоставлял Тез-тур.
Ну и собственно говоря последний день - Котор. В Котор можно возвращаться и возвращаться – и с каждым новым экскурсоводом узнавать все новые и новые факты. Потрясающая по красоте бухта никого не оставит равнодушным.
Ну вот и все. Из порта такси мы взяли до аэропорта за 15 евро, в начале круиза эта же поездка стоила нам 20 евро.
Итого бюджет поездки на 1 человека
С учетом скидок агенства – стоимость круиза на палубе Рецепшн ( т.е. там где мы должны были ехать) 900 евро, дополнительные факультативные экскурсии – 155 евро, авиаперелет 300 евро, средства потраченные на борту ( спиртное, фотографии – 30 евро) карманные, сувенирные на ваше усмотрение – мне хватило 310 евро с учетом самостоятельных экскурсий во дворец Ахиллео, дворца Дожей, прогулке на гондоле, Княжеского дворца в Дубровнике и поездки на остров Локрум.
ИТОГ. ПОЕЗДКА С МОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЛНОСТЬЮ ОПРАВДЫВАЕТ СВОЮ СТОИМОСТЬ. ТЕМ БОЛЕЕ, ЧТО МОЖНО БЫЛО ПОПАСТЬ И В БОСНИЮ С ГЕРЦЕГОВИНОЙ ИЗ ДУБРОВНИКА ИЛИ В МОСТАР ИЗ БАРИ, ИНЫМИ СЛОВАМИ МОЖНО БЫЛО НАСЫТИТЬ СВОЙ ОТДЫХ ЕЩЕ БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Главное чтобы в конце поездки не случился «калейдоскоп» . Вобщем как-то так.
P.S. уже спустя месяц я узнала что из-за проблем с оплатой за топливо, «Arion» был задержан в порту Котора 17 сентября, т.е. после выполнения всех заявленных компанией R-tours круизов. Но управляющая компания заявила, что полностью рассчитается с поставщиками топлива. Думаю, что в частности из-за недостаточного количества пассажиров могла и возникнуть эта проблема, хотя лично для меня это же обстоятельство обернулось более комфортными условиями путешествия, которые не потребовали от меня никаких дополнительных расходов. Надеюсь, что в следующем сезоне круиз не отменят и все, кого он заинтересовал, смогут получить удовольствие от отдыха. Спасибо всем кто дочитал отзыв до конца.