Васа – самый посещаемый в мире морской музей, да и, наверное, самый уникальный. Шутки ли ради представить миру настоящий корабль из 17 века, сохранившихся аналогов, которому в мире просто нет. Такой огромный и тщательный объем работ мог быть выполнен только в такой кропотливой и внимательной до деталей стране как Швеция. Подъем его из морской пучины в 1961 году велся под оком шведского телевидения в режиме он-лайн на радость всем желающим. За проделанную работу и их терпение шведам стоит аплодировать стоя. 17 лет распыляли они по кораблю консервационный состав этиленгликоля, еще 10 лет ждали высыхания, соорудили кораблю люльку и разместили в корпусе судна до 40 тыс. датчиков, ежесекундно регистрирующих перемещения в корпусе корабля. Первое же плавание корабля было не удачным и многих изумляет как может фиаско на море служить предметом гордости для шведов. Я считаю предметом их гордости не это, а способность провести такой сложный комплекс работ по поднятию судна со дна морского, а также проведение сумасшедшего количества работ и исследований по его консервации, примеров которой и пошаговых планов для которой просто не существует. Причиной аварии Васы стало отсутствие опыты корабелов в строительстве таких больших кораблей и не своевременно закрытые порты для пушек, через которые вода и попала в трюм. Следует заметить, что строительство кораблей в те времена не было такой уж точной наукой, как сейчас, где есть возможность предсказать практически все данные закладываемой модели. Тогда корабли строили не по чертежам, а по соотношениям и ключевым размерам. Строительством руководили два голландских корабела, а сам корабль возводили около 300 стокгольмских мастеров и плотников. Корабль строили 3 года. При этом было использовано около 1000 дубов. Остальную древесину завозили из Риги и Амстердама, а болты и заклепки ковали из местных сортов шведского железа. Некоторые болты достигают длины до 2-х метров и в наше время они все подписаны на замену из-за их полной коррозии. Корабль был украшен более, чем 700 резными скульптурами, а также был довольно не привычно для нас в наше время ярок. Корабль был разноцветным и вместо привычного нам сегодня древесного лака, он окрашивался красками – белой, красной, фиолетовой, синей и черной и местами его позолачивали. Судно должно было демонстрировать мощь и роскошь шведского двора, поэтому во время спуска для стокгольмского обывателя он был олицетворением непомерного богатства и невероятно красив. В то время корольь Густав II Адольф воевал со всеми своими ближайшими соседями – Дание, Польшей и Россией. Первые две войны достались ему в наследство, а вот к России у него были свои личные претензии. В лице Польши Густав воевал со своим двоюродным дядей королем Сигизмундом, который определенное время умудрялся царствовать в двух странах одновременно. Морские военные корабли королю нужны были как воздух. Именно поэтому он заказал голландским корабелам 4 судна, самыми большими из которых были Васа и Тре Круне. Морские бои в 17 веке только набирали обороты, а адмиралы судов на собственном опыте формировали понятие « хорошей морской практики». Корабли такого размера все были не особо остойчивыми, но основной причиной потери судна были пожар и взятие его на абордаж. Васа строился специально для ведения новой техники боя, когда судно подходило на расстояние пушечного выстрела, разворачивалось бортом к неприятелю и изрыгало всю свою пушечную мощь. Также, обладая излишне высокой кормой, Васа была пригодна и для old style техники боя, когда под прикрытием поднятой кормы над судном противника, солдаты расстреливали из винтовок противоположную команду. Отдельно стоит сказать и о положении команды на борту. Условия были адские и представляли собой совершенно противоположные картинки сейчашними реалиям с белыми кителями. Спали на полу между пушками, ели пересоленные запасы пищи, причем миска и кружка была одна на семерых, а вот ложку было положено иметь свою. Вместо воды на борту было пиво, которое хранилось весьма проще. Ну и основной причиной смерти было не смертельные ранения, а банальные болезни: простуда, тиф, офтальмия и дизентерия. Но Васа до боя так и не дотянул, а перевернулся прямо при отходе от причала на глазах у изумленной толпы и самого короля. Процесс расследования проводился по-шведски мягко. Так сказать, никто не пострадал. Все переложили вину на рок судьбы и господа бога и судить их было не за что. Ну а причины, которые уже указывают сегодня ученые было две – неправильная конструкция с слишком поднятым центром тяжести и не закрытые вовремя порты для пушек, которые выполнили парадный залп после спуска. Посещение музея проходи в приглушенных тонах и в постоянном нахождении бок о бок со средневековым гигантом. Идеальная атмосфера, температура и приглушенный свет способствуют лучшему сохранению Васы, пока ученые по сегодняшний день ищут новые и новые методы. У Вас есть возможность пройтись по нескольким этажам и увидеть корабль со всех сторон. Помимо корабля здесь представлены также небольшие модели-макеты, пушки и шлюпки с судна, предметы искусства и украшений кабин офицеров. Каждый час идет демонстрация фильма о Васе. Рекомендую на сайте музея скачать аудиогид и прослушать перед посещение, а также взять с собой на сеанс. О такой возможности в день своего визита я не знал, да и не догадался уточнить на стойке регистрации. После того как кассирша приняла мои евро по непонятно какому курсу, больше диалог с ней продолжать не хотелось. Сегодня стоимость билета 130 крон. В летний период музей открыт с 8.30 до 1800, а в остальное время с 1000 до 1700. Находится Васа прямо при въезде на остров Дьюгарден, прямо за спиной великолепного красавца – здания Нордического музея. Кстати, в летнее же время рядом с Васой находятся филиалы Морского музея. Это небольшие лодки, первый шведский ледокол и судно-маяк, посещение которых очень увлекательно и совершенно бесплатно. Ну а, думаю, напоминать вам о том, что посещение Васы должны быть пунктом 1 (максимум 2) в вашей программе думаю не стоит. Это один из немногих музеев, который дарит совершенно другие впечатления, чем вы обычно ждете от стандартного музея. Galarvavsvagen, 14 Djugarden Vasamuseet. se Tram 7, bus 44.69, 76, ferry from Slussen and Nybroplan по материалам моего сайта samtyr. ru
Vasa is the most visited maritime museum in the world, and probably the most unique. Is it a joke to present to the world a real ship from the 17th century, surviving analogues, which simply do not exist in the world. Such a huge and meticulous amount of work could only be done in a country as meticulous and attentive to detail as Sweden. Its rise from the depths of the sea in 1961 was carried out under the eye of Swedish television on-line to the delight of everyone. For the work done and their patience, the Swedes deserve a standing ovation. For 17 years they sprayed the preservation composition of ethylene glycol over the ship, waited another 10 years for it to dry, built a cradle for the ship and placed up to 40 thousand sensors in the ship's hull, recording movements in the ship's hull every second. The very first voyage of the ship was not successful and it amazes many how a fiasco at sea can serve as a source of pride for the Swedes.
I consider this not their pride, but the ability to carry out such a complex set of works to raise the vessel from the bottom of the sea, as well as to carry out a crazy amount of work and research on its conservation, examples of which and step-by-step plans for which simply do not exist. The reason for Vasa's accident was the lack of experience of shipbuilders in building such large ships and the untimely closed ports for guns, through which water entered the hold. It should be noted that the construction of ships in those days was not such an exact science as it is now, where it is possible to predict almost all the data of the model being laid. Then the ships were built not according to the drawings, but according to the ratios and key dimensions. The construction was supervised by two Dutch shipbuilders, and the ship itself was built by about 300 Stockholm craftsmen and carpenters. The ship was built for 3 years. In this case, about 1000 oaks were used.
The rest of the wood was imported from Riga and Amsterdam, and the bolts and rivets were forged from local varieties of Swedish iron. Some bolts reach lengths of up to 2 meters and nowadays they are all signed for replacement due to their complete corrosion. The ship was decorated with more than 700 carved sculptures, and was also quite unusual for us in our time, bright. The ship was multi-colored and instead of the wood lacquer we are used to today, it was painted with colors - white, red, purple, blue and black, and in some places it was gilded. The ship was supposed to demonstrate the power and luxury of the Swedish court, so during the descent for the Stockholm inhabitant, he was the personification of exorbitant wealth and incredibly beautiful. At that time, King Gustav II Adolf was at war with all his closest neighbors - Denmark, Poland and Russia. He inherited the first two wars, but he had his own personal claims against Russia.
In the face of Poland, Gustav fought with his cousin uncle King Sigismund, who for some time managed to reign in two countries at the same time. The king needed sea warships like air. That is why he ordered 4 ships from the Dutch shipbuilders, the largest of which were Vasa and Tre Krune. Naval battles in the 17th century were only gaining momentum, and ship admirals, from their own experience, formed the concept of "good seamanship". Ships of this size were not all particularly stable, but the main reason for the loss of the ship was the fire and taking it on board. Vasa was built specifically for conducting new combat techniques, when the ship approached the distance of a cannon shot, turned sideways towards the enemy and vomited all its cannon power.
Also, having an excessively high stern, Vasa was also suitable for old-style combat techniques, when, under the cover of a raised stern over an enemy ship, soldiers shot the opposite team from rifles. Separately, it is worth mentioning the position of the team on board. The conditions were hellish and were completely opposite pictures of the current realities with white tunics. They slept on the floor between the cannons, ate oversalted food supplies, and there was only one bowl and mug for seven, but it was supposed to have a spoon. Instead of water, there was beer on board, which was much easier to store. Well, the main cause of death was not mortal wounds, but banal diseases: colds, typhoid, ophthalmia and dysentery. But Vasa never made it to the fight, and turned over right at the departure from the pier in front of the astonished crowd and the king himself. The investigative process was carried out in a soft Swedish way. That said, no one was hurt.
Everyone shifted the blame to the rock of fate and the Lord God, and there was nothing to judge them for. Well, there were two reasons that scientists already point out today - an incorrect design with a too high center of gravity and ports for guns that were not closed in time, which performed a parade salvo after descent. A visit to the museum takes place in muted colors and in constant being side by side with a medieval giant. The ideal atmosphere, temperature and subdued light contribute to the best preservation of Vasa, while scientists are still looking for new and new methods. You have the opportunity to walk through several floors and see the ship from all sides. In addition to the ship, there are also small mock-ups, cannons and boats from the ship, art objects and decorations for officers' cockpits. Every hour there is a demonstration of a film about Vasya. I recommend downloading the audio guide on the museum website and listening to it before visiting, as well as taking it with you to the session.
On the day of my visit, I did not know about such a possibility, and I did not think to clarify at the front desk. After the cashier accepted my euros at an incomprehensible rate, I didn’t want to continue the dialogue with her. Today the ticket price is 130 kroons. In the summer, the museum is open from 8.30 to 1800, and the rest of the time from 1000 to 1700. Vasa is located right at the entrance to Dugarden Island, right behind the magnificent handsome man - the building of the Nordic Museum. By the way, in the summer, there are branches of the Maritime Museum near Vasa. These are small boats, the first Swedish icebreaker and a lighthouse, which are very exciting and completely free to visit. Well, I think it’s not worth reminding you that visiting you should be item 1 (maximum 2) in your program. This is one of the few museums that offers a completely different experience than you would normally expect from a standard museum. Galarvavsvagen, 14 Djugarden Vasamuseet. se Tram 7, bus 44.69, 76, ferry from Slussen and Nybroplan based on materials from my website samtyr. en