Впервые я побывал в Прадо в марте 1979г., когда после смерти Франко возобновились отношения между Испанией и СССР. Не раз бывал в Мадриде в последующие годы, но надо было успеть так много, что не хватало времени на новый визит в знаменитый музей. И вот, в июне 2012-го, спустя 33 года, удалось снова посетить знаменитую галерею. Увы, увидел я не то, что ожидал!
Из желающих посетить галерею в льготное время (за два часа до закрытия) выстроилась немалая очередь. К американке, с которой мы подошли одновременно и которую я пропустил вперед, вскоре подошли приятели в таком количестве, что это заставило меня пожалеть о своей галантности. В 17.00 началась выдача бесплатных билетов (по будням - в 18.00). Обычный билет в утреннее и дневное время стоил 12 евро, с аудиогидом - 19. Очередь скопилась большая, но билеты выдавали быстро. Я поторопился за угол в пристройку, которой 30 лет назад еще не было - там сейчас вход. С этой стороны прилегающая к музею территория претерпела значительные изменения – прилегающая улица стала пешеходной зоной. На русском языке планов экспозиции не оказалось, но, читал информацию, что позднее они появились.
А дальше - сплошное разочарование! Экспозиция с прежних времен сократилась едва ли не вдвое! Многих известных полотен западноевропейских художников, которые были украшением Прадо, не обнаружил. Особенно поразило сокращение в экспозиции полотен испанских живописцев - предмета гордости Прадо! Зурбаран, Рибера и другие, представленные ранее десятками работ, в этот раз присутствовали в виде одного-двух произведений, либо исчезли вовсе. Конечно, картины "гастролируют", но не в таких же количествах, что их отсутствие радикально обедняет экспозицию.
Огромное пространство на разных этажах отведено теперь торговле и ресторану. Ресторана в 70-х вовсе не было, а торговля альбомами и слайдами помещалась на небольшом прилавке для двух продавцов, который занимал столько же места, сколько сейчас отведено зоне досмотра, там же он и находился. Порадовал выбор сувениров, появление альбомов на русском языке, но я бы предпочел сохранение экспозиции.
Коллекция работ Гойи, на которую явно сделан акцент, разбросана по разным этажам. В этот раз широко известное его творение "Обнаженная Маха" я не узнал - не оставляло ощущение, что вижу совсем другое полотно. Даже подумал, не копия ли? Только позднее понял причину - во времена Гойи электрического освещения не было, полотно создано для естественного света. В семидесятых годах прошлого века оно и было в зале с естественным освещением - там, где теперь находится ресторан, а в этот раз обнаружил шедевр в темном зале в подвальном этаже выхваченным из мрака лампами, которые хотя и называют лампами дневного света, но подлинный солнечный свет они не заменяют. От этого полотно приобрело чуждые ему резкость и грубость, изменилось и восприятие знаменитого произведения. В прошлом веке Прадо славился удачным размещением картин в экспозиции, сейчас приоритет отдан ресторану.
Кстати, рядом с "Обнаженной Махой" ранее находилось парное полотно "Маха одетая", а в этот раз его не оказалось. Видимо, одетую Маху отправили на гастроли. Говорят, уже вернули.
Музей я покидал с грустью, сожаление об утраченном не оставляет по сей день.
I first visited the Prado in March 1979, when, after the death of Franco, relations between Spain and the USSR resumed. I visited Madrid more than once in subsequent years, but I had to do so much that there was not enough time for a new visit to the famous museum. And so, in June 2012, after 33 years, I managed to visit the famous gallery again. Alas, I did not see what I expected!
There was a long queue of those wishing to visit the gallery during the grace period (two hours before closing). The American woman, with whom we approached at the same time and whom I let ahead, was soon approached by friends in such numbers that it made me regret my gallantry. At 17.00, the issuance of free tickets began (on weekdays - at 18.00). A regular ticket in the morning and afternoon cost 12 euros, with an audio guide - 19. There was a long queue, but tickets were issued quickly. I hurried around the corner to the annex, which did not exist 30 years ago - there is now an entrance.
From this side, the territory adjacent to the museum has undergone significant changes - the adjacent street has become a pedestrian zone. There were no exposition plans in Russian, but I read the information that they appeared later.
And then - a complete disappointment! The exposition has almost halved since the old days! I did not find many famous paintings by Western European artists that were the decoration of the Prado. I was especially struck by the reduction in the exposition of paintings by Spanish painters - the pride of the Prado! Zurbaran, Ribera and others, previously represented by dozens of works, this time were present in the form of one or two works, or disappeared altogether. Of course, paintings "tour", but not in such quantities that their absence radically impoverishes the exposition.
Huge space on different floors is now devoted to trade and a restaurant.
There was no restaurant at all in the 70s, and the sale of albums and slides was placed on a small counter for two sellers, which occupied the same amount of space as is now allocated to the screening area, where he was. I was pleased with the choice of souvenirs, the appearance of albums in Russian, but I would prefer the preservation of the exposition.
The collection of Goya's works, which is clearly emphasized, is scattered over different floors. This time I did not recognize his well-known creation "Nude Macha" - I did not leave the feeling that I was seeing a completely different canvas. I even thought, is it a copy? Only later did I understand the reason - at the time of Goya there was no electric lighting, the canvas was created for natural light.
In the seventies of the last century, it was in a hall with natural light - where the restaurant is now located, and this time I discovered a masterpiece in a dark hall in the basement floor, snatched from the darkness by lamps, which, although they are called fluorescent lamps, are genuine sunlight they don't replace. From this, the canvas acquired sharpness and rudeness alien to it, and the perception of the famous work also changed. In the last century, Prado was famous for the successful placement of paintings in the exposition, now priority is given to the restaurant.
By the way, next to the "Nude Maja" there was previously a paired painting "Maja Clothed", but this time it was not. Apparently, dressed Makha was sent on tour. They say they've returned.
I left the museum with sadness, regret for the lost does not leave to this day.