Стремление посетить Аранхуэс появилось под влиянием Адажио из «Концерта для гитары с оркестром» Хоакино Родриго еще в 70 годы прошлого века. Гораздо позже услышал «Концерт» полностью в исполнении Нарсисо Иепеса во время его гастролей в СССР. В 2010-м я, наконец, совершил экскурсию в эту Королевскую резиденцию в групповом туре, но возможность поездки представилась только в понедельник, когда Королевский дворец для посетителей закрыт. Опубликованный мной на форуме турфирмы рассказ был удален в целях исключения соблазна для других туристов – «некоторые стали тут себе позволять! »
В очередной самостоятельной поездке в Испанию я начал серию своих экскурсий из Мадрида именно с посещения Аранхуэса. Отправился электричкой с вокзала Аточа. Железнодорожная ветка Мадрид-Аранхуэс была первой в Испании, движение по ней начато в 1851г.
До Королевского дворца минут десять ходьбы по тенистым улочкам: от вокзала направо до перекрестка, затем, налево. Резиденция была создана для отдыха в покое и неге, для развлечений за пределами столичной суеты. Постройка, окончательно оформленная в XVIII веке, является действующей Резиденцией Королевской семьи, не все залы открыты для посетителей. Сумки просвечивают, фотографировать запрещено. Одну американку «застукали» за фотосъемкой, снимки стерли, хотя, насколько знаю, их можно восстановить. Особое впечатление оставили Фарфоровый зал, оформленный мастерами Королевской фарфоровой фабрики, и плафон Арабского кабинета, который реставрировали те же мастера, что восстанавливали Дворцы Альгамбры. Встречал в И-те сделанный явно тайком и не очень качественный снимок Зала раковин, но сейчас этот зал недоступен.
Между садами Партера позади Дворца и площадью Сан Антонио прошел к Главному парку. Пожалел, что не работали даже те фонтаны, которые видел действующими в предыдущую поездку. Дворцовый ансамбль – собственность Королевской семьи, Хуана Карлоса осудили за расточительность и расходы, похоже, решили сократить.
В конце аллеи идущей от входа в Главный парк находится Музей королевских лодок, посетить его можно по тому же билету, что для Королевского дворца. Там и строгий, без изысков, но с великолепными обводами, гребной катер короля Альфонсо XIII, привезенный из Сантандера, и роскошная барочная прогулочная шлюпка королевы Кристины из Сан-Себастьяна. Фотографировать нельзя, посетителей было всего трое, столько же и охранников. Подальше музея – симпатичный грот с закрытыми дверями на входе, его назначение выяснить не удалось.
Главный парк обширен, всех дорожек и аллей не обойти за целый день. Пока добрался до дворца Лабрадор Карла IV, притомился, на его осмотр уже не было сил. Позавидовал местным белочкам, неутомимо носившимся по газонам и деревьям.
С тыльной стороны мимо лодочной станции прошел в сады Партера позади Дворца у места слияния рек Тахо и Харамы. Над поэтично заросшим камышами прудом – широкая набережная. Давно миновал полдень, публики поубавилось.
Партер у самого дворца соединен с садами Острова изящным Los Puertes de la Ria. Что мне нравится в Испании, так это повсеместные колонки с хорошей питьевой водой, есть такая и у моста, была и у входа в Главный парк к радости забавлявшихся со струей воды школьников.
Несколько туристов-европейцев привычно расположились на газоне возле огромной клетки с певчими птицами в соответствии со своими демократическими привычками республиканской Европы – через пару минут прибыли сотрудники охраны на экологически чистом велосипедном транспорте. Наблюдение здесь работает хорошо. Туристам, недоумевавшим по поводу претензий за обычный, по их мнению, выход на газон, довольно внятно объяснили, что здесь не муниципальная, а королевская собственность и это влечет особые правила поведения.
К вечеру парки пустеют. Мой однодневный вояж, «дискретный и сентиментальный», подошел к концу.
The desire to visit Aranjuez appeared under the influence of Adagio from the “Concerto for Guitar and Orchestra” by Joaquin Rodrigo back in the 70s of the last century. Much later I heard the "Concert" completely performed by Narciso Iepes during his tour in the USSR. In 2010, I finally made an excursion to this Royal Residence in a group tour, but the opportunity to travel did not present itself until Monday, when the Royal Palace is closed to visitors. The story I posted on the travel agency forum was deleted in order to exclude the temptation for other tourists - “some began to allow themselves here! »
On another independent trip to Spain, I started a series of my excursions from Madrid with a visit to Aranjuez. Departed by train from Atocha station. The Madrid-Aranjuez railway line was the first in Spain; traffic began on it in 1851.
The Royal Palace is about ten minutes walk along the shady streets: from the station to the right to the crossroads, then to the left. The residence was created for rest in peace and bliss, for entertainment outside the bustle of the capital. The building, finally completed in the 18th century, is the current residence of the Royal Family, not all rooms are open to visitors. Bags are translucent, photography is prohibited. One American woman was "caught" taking pictures, the pictures were erased, although, as far as I know, they can be restored. The Porcelain Hall, decorated by the masters of the Royal Porcelain Factory, and the ceiling of the Arab Cabinet, which were restored by the same masters who restored the Alhambra Palaces, left a special impression. I met in I-te a clearly secret and not very high-quality picture of the Hall of Shells, but now this hall is not available.
Between the gardens of the Parterre behind the Palace and Piazza San Antonio, I walked to the Main Park.
I regretted that even those fountains that I saw operating on the previous trip did not work. The palace ensemble is the property of the Royal family, Juan Carlos was condemned for extravagance and it seems that they decided to cut costs.
At the end of the alley leading from the entrance to the Main Park is the Royal Boat Museum, you can visit it with the same ticket as for the Royal Palace. There is a strict, no frills, but with magnificent contours, the rowboat of King Alfonso XIII, brought from Santander, and the luxurious baroque pleasure boat of Queen Christina from San Sebastian. You can not take pictures, there were only three visitors, the same number of guards. Away from the museum is a pretty grotto with closed doors at the entrance, its purpose could not be found out.
The main park is vast, all the paths and alleys cannot be bypassed in a whole day. By the time he got to the palace, the Labrador of Charles IV, got tired, he no longer had the strength to inspect him.
I envied the local squirrels, tirelessly rushing through the lawns and trees.
On the back side, past the boat station, I went to the gardens of the Parterre behind the Palace at the confluence of the Tagus and Jarama rivers. Above the pond, poetically overgrown with reeds, is a wide embankment. It was long past noon, and the crowd had dwindled.
The parterre at the palace itself is connected to the gardens of the Island by the graceful Los Puertes de la Ria. What I like about Spain is the ubiquitous pumps with good drinking water, there is one near the bridge, there was also one at the entrance to the Main Park, to the delight of schoolchildren who had fun with a jet of water.
Several European tourists habitually settled down on the lawn near a huge cage with songbirds in accordance with their democratic habits of republican Europe - a couple of minutes later security officers arrived in an environmentally friendly bicycle transport. Observation works well here.
Tourists, who were perplexed about the claims for what they thought was a normal exit to the lawn, were quite clearly explained that this was not municipal property, but royal property, and this entailed special rules of conduct.
By evening, the parks are empty. My one-day voyage, "discreet and sentimental", came to an end.